Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Урок "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень."

Урок "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень."

Название документа Заключительное декадное мероприятие.docx

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области

«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»







G:\Mikhail_Lomonosov2.jpg

М.В. Ломоносов –

великий сын России


Подготовила А.А. Шведова

учитель математики











С. Среднебелая

2016 г.

Описание: Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5 – 11 классов. Построено в виде командной игры, задания которой касаются биографии и научной деятельности М.В.Ломоносова.

Цель: развивать интерес к жизни великого земляка М.В.Ломоносова; познакомить с неизвестными фактами жизни и творчества; прививать интерес к разным наукам; развивать воображение, логическое мышление, творческие способности учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель:

«Он не был ни богат, ни знаменит,
Когда пришел пешком в Москву
И «грыз» науки сложной он гранит,
Превосходя усталость, голод и тоску.
Он выдержал насмешки все надменные,
Не обижался и хотел все – все узнать:
Насколько сложно выглядит вселенная,
И что изобрести, чтоб человек умел летать?
Давайте же ровняться все на гения!
Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.
Замыслим, воплотим все смелые творения,
Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!»

Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать знаменательную дату в истории мировой науки – 305 лет со дня рождения великого российского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Учитель:

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, неподалеку от города Холмогоры в семье помора.

Отец - Василий Дорофеевич Ломоносов, черносошный крестьянин. Был довольно зажиточным, владел небольшим парусным судном, занимался морским промыслом.

Мать - Елена Ивановна Ломоносова (урождённая Сивкова). Мать умерла когда Михаилу было девять лет. После смерти супруги, отец Ломоносова дважды женился. Третья жена Василия Дорофеевича оказалась для Михаила Ломоносова «злой мачехой».

Когда Михаилу исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в качестве юнги. Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Михаила Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше».

Первый учитель Ломоносова был Иван Шубной.

Учение пошло легко, мальчик стал лучшим чтецом в приходской церкви. Юный Ломоносов с жаром тянулся к знаниям и выучил наизусть книги «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.

В 1731 году, узнав, что отец хочет женить его, Михаил Ломоносов бежит в Москву. Юноше тайком удалось достать паспорт с помощью управляющего Ивана Васильевича Милюкова. Михаил добрался до Москвы на караване с мерзлой рыбой. 

Там его принимают в «Спасские школы». Успехи, прилежание и примерное поведение Ломоносова быстро замечает школьное начальство. За один год Михаил Ломоносов проходит сразу три класса.

В 1736 году он, как один из лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии, отправлен в Петербург для обучения при Академии наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

Осенью 1736 года Михаил Васильевич Ломоносов отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку.

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками.  Появляется его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул».

Изучение естественных наук Михаил Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой, начал заниматься стихотворными переводами.

В феврале 1739 года в Марбурге, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх, дочери хозяйки дома, в котором он проживал. 

8 ноября 1739 года у них родилась дочь Екатерина-Елизавета. 

22 декабря 1741 года у Ломоносова родился сын Иван. Однако, мальчик умер уже в январе 1742 года, а вслед за ним, в 1743 году, скончалась и дочь.

В 1741 году по приказу Академии Михаил Ломоносов возвращается в Петербург и становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.

Для своих современников Михаил Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы. Это - французский перевод в стихах «Оды Фенелона» (1738 год) и  «Ода на взятие Хотина» (1739 год).

С 1741 года М. В. Ломоносов пишет стихотворные надписи. По заказу он пишет трагедии «Тамира и Селим» (1750 год) и «Демофонт» (1752 год).

Лучшими поэтическими произведениями были духовные оды Ломоносова.

В 1743 году появляются оды: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве».

В 1747 году создана Михаилом Ломоносовым «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны».

В 1748 году Ломоносов основал при АН первую в России химическую лабораторию. В этом же году появляются его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов.

21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у М. В. Ломоносова родилась дочь Елена.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова М. В. в области физики и химии были 1743-1747 года. Он разработал первую в России научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии».

В августе 1751 года Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов. Охваченный идеей распространения мозаичного дела, Ломоносов просит сенат дать ему средства и землю, но получает отказ. Тогда он обращается к императрице. Она соглашается. Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. Одну из картин, на которой изображен Полтавский бой, нашему академику удалось окончить. 

В 1753 году Михаил Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от г. Ораниенбаума, фабрику цветного стекла.

В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Таланты он искал среди детей бедного сословия, считая их более охотными к наукам. И не ошибся впоследствии именно из них выходили профессора и академики! «Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать!»

В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики.

26 мая 1761 года Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через 
Солнечный диск. Эти наблюдения привели ученого к тому, что вокруг 
планеты Земля существует атмосфера.

Летом 1761 года М. В. Ломоносов закончил работу над учебником по горному делу  «Первые основания металлургии или рудных дел».

В 1764 году вышла работа «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».

Михаил Васильевич Ломоносов являлся душой задуманного предприятия: все его предложения и советы принимались беспрекословно. Последние два года великий ученый все чаще стал недомогать. Иногда он не 
выходил из дома по несколько недель подряд. 7 июля 1764 года императрица 
посетила Ломоносова на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми 
придворными.

Но надолго влить бодрость и энергию в душу Михаила императрице не 
удалось.

В конце марта 1765 года академик простудился и слег окончательно. Он умер 4 апреля 1765 года, на второй день Пасхи, около пяти часов полудня, встретив смерть со спокойствием истинного философа. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Нашу викторину я хочу начать со слов Белинского: “На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца”.

Класс делится на 2 команды.

За правильный ответ 1 балл.

Задание: Собрать за 1 минуту мозаику М.В. Ломоносва, разрезанную на отдельные фрагменты как пазл. Количество правильно составленных вместе фрагментов равно количеству баллов, которые заработает команда на этой станции.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/Lomonosov_Poltava_1762_1764.jpg/320px-Lomonosov_Poltava_1762_1764.jpg

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/49/Lomonosov_PeterI_mosaic_1754.jpg/220px-Lomonosov_PeterI_mosaic_1754.jpg

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж


Задание: Найти соответствие между наукой и открытием (научным трудом) Ломоносова в ней. Количество правильных соответствий равно количеству баллов, набранных командой на этой станции.


наука

открытие

1) Русский язык

А) Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.

Б) Происхождение многих полезных ископаемых и минералов


2) Литература

В) Автор трудов по русской истории.


Г) Подчеркивал важность исследования Северного морского пути

3) Химия

Д)Составлял географические карты

Е) Открыл атмосферу на Венере.

4) Физика

Ж) Научная грамматика русского языка

З) Возродил мозаику

5) Астрономия

И) Теория русского стихосложения

Й) Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества

6) География

К) Теория "трех штилей"

(Жанрово – стилевая реформа)

Л) Создал ряд оптических приборов.

7) История

М) Закон сохранения массы веществ


Н) Организовал первую в России химическую лабораторию.

8) Искусство

О) Исследование и освоение Сибири

П) Описал строение Земли.

Ответы:

Русский-Ж

Литература-И К

Химия-Н

Физика-Й, Л, М.

Астрономия-Е, Л

География-А, Б, Г, Д, О, П.

История-В

Искусство-З

Каждая ячейка имеет соответствующий цвет. (Желтый, зелёный, синий, красный)

http://festival.1september.ru/articles/604009/img1.jpg

Открытия Ломоносова

  1. Наблюдая за какой планетой Ломоносов сделал открытие мирового значения (Венера)

  2. В какой области наук Ломоносов стал профессором в 1745 году (химия, Академия наук и художеств)

  3. Что, по словам Ломоносова, изучать следует, что она ум в порядок приводит (математика)

  4. Что Ломоносов называл корпускулами (молекулы)

  5. Какой оптический прибор изобретенный Ломоносовым, носит его имя (“ночезрительная” труба)

  6. Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря своим занятиям химии (мозаика)

  7. Несмотря на присущую ему энциклопедичность, Ломоносов своей главной профессией, считал… (химию)

  8. Что хотел узнать Ломоносов, наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца (наличие у Венеры атмосферы)

  9. Зачем Ломоносов снарядил экспедицию в Сибирь в 1761 году (уточнить географический атлас над которым он работал)

Имя Ломоносова на карте

  1. Что хотел отразить Ломоносов в большом атласе Российской империи (природные богатства, народонаселение, пути сообщения, промышленность.)

  2. В каком году имя Ломоносова впервые появилось на карте .(1849 год. Мыс на западном берегу реки Амур.)

  3. Где в 1913 году Г.Я. Седов дал название горному хребту имени Ломоносова (Арктика. Северный Ледовитиый океан)

  4. На этом острове дважды встречается имя Ломоносова (Шпицберген)

  5. В 1911 году, в честь двухсотлетия Ломоносова село Денисовка было переименовано. (с. Ломоносово, около Холмогор)

  6. Как раньше назывался г. Ломоносов в Ленинградской области, где были сделаны важнейшие открытия Ломоносова (Ораниенбаум)

  7. На каком небесном теле можно встретить имя Ломоносова. (Луна. Кратер Ломоносова)

  8. На каком острове гора носит имя Ломоносова. (Новая Земля)

Памятники Ломоносову

  1. Вензель, какой российской императрицы, выгравирован на памятнике Ломоносову в Архангельске. ВЕНЗЕЛЬ (от польского wezel - узел), начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. (Елизавета Петровна)

  2. Где находится мост Ломоносова (Санкт-Петербург)

  3. По замыслу автора какой момент изображает памятник Ломоносову в Архангельске (Любование северным сиянием)

  4. Деньги, на какой памятник Ломоносову были собраны по “всенародной переписи” (в Архангельске)

  5. Где находится этот памятник Ломоносову (С-Петербург)

  6. Автор памятника Ломоносову в Архангельске (И.П.Мартос)

  7. Где находится этот памятник Ломоносову .(Москва.Воробьевы горы)

  8. По легенде именно здесь держал свой путь Ломоносов из Холмогор в столичным знаниям. Где установлен этот памятник. (Ярославское шоссе)

Детство Ломоносова

  1. Как называлась родная деревня Ломоносова (Мишанинская)

  2. К какой народности принадлежал Ломоносов (Поморы)

  3. Кем по роду занятий был отец Ломоносова (Рыбаком)

  4. Кто был первым учителем Ломоносова (Иван Шубной)

  5. Две книги, которые Ломоносов называл вратами учености. (Грамматика -Смотрицкий , Арифметика –Магницкий.)

  6. Какая река протекает рядом с селом, где родился М.В. Ломоносов? (Двина)

  7. Какие языки Ломоносов знал в совершентсве? (русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский)

  8. Как в детстве называли М.В. Ломоносова? (Михайло)

  9. За кого выдал себя Михаил Ломоносов, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию? (За дворянского сына)

По окончании викторины учитель подводит итог, награждаются победители.


Название документа Ломоносов-великий сын России.pptx

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общ...
Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года  в деревне Мишанинско...
 Василий Дорофеевич Ломоносов - черносошный крестьянин
 Елена Ивановна Ломоносова
 В 10 лет М.В. Ломоносов впервые вышел с отцом в море
 Первым учителем Михаила Ломоносова был сосед Иван Шубной 
Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М. В. Ломоносова Обр...
 «Грамматика» М. Смотрицкого
 «Арифметика» Леонтия Магницкого
 Холмогоры Москва Путь М.В. Ломоносова в Москву
 Славяно-греко-латинская академия в Москве
 В ноябре 1735 года М.В. Ломоноса отправили в Петербургскую академию наук
 Марбургский университет в Германии
 В 1748 году М.В. Ломоносов  основал первую в России химическую лабораторию
 М.В. Ломоносов в химической лаборатории
 Диплом профессора химии
В августе 1751 года М.В. Ломоносов решился представить императрице пробы моз...
 Фабрика цветного стекла в Усть- Руднице макет
В 1755 по инициативе М.В. Ломоносова и по его проекту был основан Московский...
«Полтавская баталия» Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук Санкт-П...
 Портрет Петра I Мозаика М. В. Ломоносова 1754. Эрмитаж
‹‹
1 из 25
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общ
Описание слайда:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» Подготовила А.А. Шведова учитель математики с. Среднебелая 2016 г. Михаил Васильевич Ломоносов – великий сын России

№ слайда 2 Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Описание слайда:

Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»

№ слайда 3 Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года  в деревне Мишанинско
Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года  в деревне Мишанинской, неподалеку от города Холмогоры в семье помора

№ слайда 4  Василий Дорофеевич Ломоносов - черносошный крестьянин
Описание слайда:

Василий Дорофеевич Ломоносов - черносошный крестьянин

№ слайда 5  Елена Ивановна Ломоносова
Описание слайда:

Елена Ивановна Ломоносова

№ слайда 6  В 10 лет М.В. Ломоносов впервые вышел с отцом в море
Описание слайда:

В 10 лет М.В. Ломоносов впервые вышел с отцом в море

№ слайда 7  Первым учителем Михаила Ломоносова был сосед Иван Шубной 
Описание слайда:

Первым учителем Михаила Ломоносова был сосед Иван Шубной 

№ слайда 8 Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М. В. Ломоносова Обр
Описание слайда:

Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М. В. Ломоносова Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) М. В. Ломоносова

№ слайда 9  «Грамматика» М. Смотрицкого
Описание слайда:

«Грамматика» М. Смотрицкого

№ слайда 10  «Арифметика» Леонтия Магницкого
Описание слайда:

«Арифметика» Леонтия Магницкого

№ слайда 11  Холмогоры Москва Путь М.В. Ломоносова в Москву
Описание слайда:

Холмогоры Москва Путь М.В. Ломоносова в Москву

№ слайда 12  Славяно-греко-латинская академия в Москве
Описание слайда:

Славяно-греко-латинская академия в Москве

№ слайда 13  В ноябре 1735 года М.В. Ломоноса отправили в Петербургскую академию наук
Описание слайда:

В ноябре 1735 года М.В. Ломоноса отправили в Петербургскую академию наук

№ слайда 14  Марбургский университет в Германии
Описание слайда:

Марбургский университет в Германии

№ слайда 15  В 1748 году М.В. Ломоносов  основал первую в России химическую лабораторию
Описание слайда:

В 1748 году М.В. Ломоносов  основал первую в России химическую лабораторию

№ слайда 16  М.В. Ломоносов в химической лаборатории
Описание слайда:

М.В. Ломоносов в химической лаборатории

№ слайда 17  Диплом профессора химии
Описание слайда:

Диплом профессора химии

№ слайда 18 В августе 1751 года М.В. Ломоносов решился представить императрице пробы моз
Описание слайда:

В августе 1751 года М.В. Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов

№ слайда 19  Фабрика цветного стекла в Усть- Руднице макет
Описание слайда:

Фабрика цветного стекла в Усть- Руднице макет

№ слайда 20 В 1755 по инициативе М.В. Ломоносова и по его проекту был основан Московский
Описание слайда:

В 1755 по инициативе М.В. Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

№ слайда 21 «Полтавская баталия» Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук Санкт-П
Описание слайда:

«Полтавская баталия» Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук Санкт-Петербург. 1762—1764

№ слайда 22  Портрет Петра I Мозаика М. В. Ломоносова 1754. Эрмитаж
Описание слайда:

Портрет Петра I Мозаика М. В. Ломоносова 1754. Эрмитаж

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

  • Математика
Описание:

Тема урока

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

Цель урока

Сформировать у обучающихся знания о квадратном корне, арифметическом квадратном корне; создать условия для формирования ключевой компетенции – умения учиться через осмысление и понимание новой информации.

Задачи урока

Образовательные:

- сформировать понятия квадратного корня из числа и арифметического квадратного корня из числа;

- научить извлекать арифметический квадратный корень из числа;

- совершенствовать навыки решения математических (алгебраических) задач;

Развивающие:

-содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, рассуждать);

-развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог).

Воспитательные:

  • -воспитание познавательного интереса к предмету;
  • -воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
  • -содействовать развитию умения общаться между собой, уважению друг друга, чувства толерантности.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Знать определение квадратного корня, уметь читать, вычислять арифметический квадратный корень; правильно использовать в речи термин «арифметический квадратный корень», знать его свойства и применять их на практике, выполнять вычисления.

Метапредметные:

Регулятивные - уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, выполнять самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные - уметь вести диалог, слушать, аргументировано высказывать свои суждения, быстро включаться в деятельность на уроке, взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные - уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме, работать по правилу, алгоритму, образцу, логически мыслить, рассуждать, доказывать утверждения.

Личностные: формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности, проявление познавательного интереса к изучению предмета математики.

Основные понятия

Квадратный корень, арифметический квадратный корень, извлечение квадратного корня

Межпредметныесвязи

Геометрия

Ресурсы

Учебник: «Алгебра, 8 класс». Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.Н., Суворова С.Б. - М: Просвещение, 2013.

Презентация учителя, раздаточный материал (рабочий лист).

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Скачать материал
Автор Шведова Арина Александровна
Дата добавления 18.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 801
Номер материала MA-069054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»