Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
7
МО
Староминский район, Краснодарский край
УРОК
№3
Тема: Комплексный анализ текста 9 класс Материал
подготовлен:
учитель
русского языка и литературы
Рубан
Татьяна Ивановна
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Цели:
Образовательная: обучение лингвистическому
анализу текста, подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ,
повторить и обобщить изученный за курс основной
школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью
системы заданий разного типа; дать тренировочные упражнения по тестам со 2 по
8 задания.
Развивающая: развитие связной монологической речи
учащихся, их логического мышления.
Воспитательная: способствовать нравственному
развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи:
1. расширять лексический
запас учеников;
2. воспитывать
читательскую культуру;
3. выявить систему
языковых средств, с помощью которых передаѐтся идейно - тематическое и
эстетическое содержание текста.
Прогнозируемый результат: предполагается
понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование
умения анализировать текст, опираясь на полученные знания; продуктивная
подготовка к ОГЭ.
Оборудование: Карточки с текстом, компьютер
Ход
урока:
1.Оргмомент. Сообщение темы и цели
урока.
Ребята! Тема нашего урока вам уже знакома, на
индивидуальных занятиях мы не раз обращались к заданиям, которые будут
предложены вам в КИМах на ОГЭ, повторяли материал необходимый для выполнения
тестовых заданий по текстам. И сегодня ещѐ раз обратимся к этой работе,
вспомним некоторые разделы русского языка и закрепим наши знания, умения и
навыки, подготовимся к КДР.
2.Проверка домашнего задания.
«Деловые бумаги. Автобиография» 1) К какому стилю мы относим деловые
бумаги?
2)
В чѐм особенность построения текстов официально - делового стиля?
(Точность, стандартные обороты речи, отсутствие эмоциональности и
изобразительно-выразительных средств)
3)
Какие наиболее распространѐнные деловые бумаги вы знаете? (Заявление,
объяснительная, докладная, автобиография ит.д.) 4) Что представляет собой
автобиография?
5) Зачитывание нескольких биографий учащимися и их анализ.
3. Работа по теме урока.
Итак, ребята, обратимся к тексту Краевой
диагностической рaбoты по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015г.
1)Чтение текста учителем
(1) Говорят,
что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша
дочь Оля.
(2) Я
убедилась, что это так.
(3) Люсю
Катунину она называла на французский манер: Люси
(4) «Как
в доме Ростовых! – поясняла Оленька.
(5) Или
Болконских».
(6) Люся
упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7) Несмотря
на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже
готовила краски и мыла кисточки.
(8) Какая
женщина устоит перед таким обожанием?
(9) Оленька
стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неѐ было мало.
(10) Да и у Люси, признаться,
его было не очень много.
(11) Люсина мама в течение
долгих лет не поднималась с постели.
(12) Стремясь доставить
матери радость, дочка восклицала:
(13) Если б ты видела
фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!
(14) Я весь вечер говорю
шѐпотом: вдруг он проснѐтся?
(15) Часто она забирала
Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец
поднимется, Оля нарисует еѐ портрет.
(16) Люся и сама
потихоньку рисовала, но мы видели только еѐ заголовки в школьном юмористическом
журнале, он, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
(17) Неожиданно всѐ
изменилось.
(18) В художественной
школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.
(19) Люся высоко чтила
этого мастера.
(20) Но чтили его и все
остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным.
(21) И Оленька не смогла
провести туда подругу.
(22) Я не нашла для Люси
места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля.
(23) А она обиделась...
(24) И на что?!
(25) Академик живописи
рисует гораздо лучше, чем говорит.
(26) Я сказала ей: «Ты
знаешь его работы.
(27) Значит, ты с ним
знакома.
(28) Художник – это его
творчество».
(29) А она вернула мою
папку с рисунками.
(30) Как говорят,
«заберите ваши игрушки».
(31) И что же дальше? –
спросила я дочь.
(32) Ну и мерси, дорогая
Люси – в рифму пошутила Оленька.
(33) Друзей труднее найти,
чем потерять.
(34) Раз можно потерять,
значит, это не такой уж и друг!
(35) Не нашла места в
зале? – задумчиво произнесла я.
(36) Если бы ты нашла его
у себя в сердце... (По А. Алексину)
Ответами к заданиям 2-14* являются
число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует
записать в поле ответа в тексте работы.
АНАЛИЗ ТЕКСТА (Ребята, как вы думаете, какова
основная мысль данного текста?- настоящая дружба)
2. В каком варианте ответа содержится
информация, необходимая для ответа на вопрос: «Кого труднее найти, чем
потерять?»
1) Оленька стала дружить
с Люси, хотя времени на дружбу у неѐ было мало.
2) Люся упорно
предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
3) Раз можно потерять,
значит, это не такой уж и друг! 4) Друзей труднее найти, чем потерять.
Ответ: ______4
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Какие средства выразительности вам
известны?
3.
Среди 8-15 найдите и укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является устойчивое сочетание. Ответ: 15 взяла
слово
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
О правописании каких приставок вам
известно?
1)традиционные
2)приставки на З и С
3)приставки смысловые пре- и при-.
4.
Из предложений 22-30 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется следующей за ней буквой. Ответ: рассказывала
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Что знаете о правописании суффиксов?
Суффиксы каких частей речи наиболее
часто встречаются в заданиях?
(прил.,причастий,наречий)
5.
Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса
наречия определяется правописанием суффикса имени прилагательного, от которого
оно образовано. Ответ: неожиданно
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
6.
Замените слово «таскала» в предложении 7 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: носила
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Способы подчинительной связи в
словосочетаниях(согласование, управление, примыкание)
7.
Замените словосочетание «школьный журнал», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
Ответ: ____журнал школы
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
-Чем словосочетание отличается от
предложения? (незаконченная мысль, нет грамматической основы) -Что
мы называем грамматической основой?
8.
Выпишите грамматическую основу предложения 27. Ответ: ты
знакома
4. ИТОГ УРОКА.
1) Оценки за работу на
уроке
2) Вопросы для
повторения стр.94 учебника (необходимы для выполнения заданий с 9 по
14)
3) Что вызвало затруднения
во время выполнения анализа текста?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Инд.
1) Обособленные
члены предложения:
определения - Алейник А., приложения - Костюков А.,
дополнения – Лысенко А., обстоятельства – Фоменко Д., вводные слова –
Желудченко Е.- подготовить презентации
2) Задания
тестовые с 1 по 36 вариант (2-8)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.