Инфоурок Литература КонспектыУрок 3 Комплексный анализ текста. 9класс

Урок 3 Комплексный анализ текста. 9класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 7 

МО Староминский район, Краснодарский край

 

УРОК №3

Тема: Комплексный анализ текста  9 класс Материал подготовлен:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна

 

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

 

Цели:

Образовательная:  обучение лингвистическому анализу текста,  подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ, 

повторить и обобщить изученный за  курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;  дать тренировочные упражнения по тестам со 2 по 8 задания.

Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления. 

Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи: 

1.  расширять лексический запас учеников; 

2.  воспитывать читательскую культуру; 

3.  выявить систему языковых средств, с помощью которых передаѐтся идейно - тематическое и эстетическое содержание текста.

Прогнозируемый результат:  предполагается     понимание  учащимися практической значимости грамотной речи, формирование умения анализировать текст, опираясь на полученные знания; продуктивная подготовка к ОГЭ.

Оборудование: Карточки с текстом, компьютер

 

Ход урока:

 

1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята! Тема нашего урока вам уже знакома, на индивидуальных занятиях мы не раз обращались к заданиям, которые будут предложены вам в КИМах на ОГЭ, повторяли материал необходимый для выполнения тестовых заданий по текстам. И сегодня ещѐ раз обратимся к этой работе, вспомним некоторые разделы русского языка и закрепим наши знания, умения и навыки,  подготовимся к КДР.

2.Проверка  домашнего задания. «Деловые бумаги. Автобиография» 1) К какому стилю мы относим деловые бумаги?

2)                  В чѐм особенность построения текстов официально - делового стиля? (Точность, стандартные обороты речи, отсутствие эмоциональности и изобразительно-выразительных средств)

3)                  Какие наиболее распространѐнные деловые бумаги вы знаете? (Заявление, объяснительная, докладная, автобиография ит.д.) 4) Что представляет собой автобиография?

5) Зачитывание нескольких биографий учащимися и их анализ. 

3. Работа по теме урока.

 Итак, ребята, обратимся к тексту Краевой диагностической рaбoты по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015г. 

1)Чтение текста учителем

(1)      Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. 

(2)      Я убедилась, что это так. 

(3)      Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси 

(4)      «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. 

(5)      Или Болконских». 

(6)      Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи. 

(7)      Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. 

(8)      Какая женщина устоит перед таким обожанием? 

(9)      Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неѐ было мало. 

(10)  Да и у Люси, признаться, его было не очень много. 

(11)  Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели. 

(12)  Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала: 

(13)  Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! 

(14)  Я весь вечер говорю шѐпотом: вдруг он проснѐтся? 

(15)  Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует еѐ портрет. 

(16)  Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только еѐ заголовки в школьном юмористическом журнале, он, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)  Неожиданно всѐ изменилось. 

(18)  В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

(19)  Люся высоко чтила этого мастера. 

(20)  Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. 

(21)  И Оленька не смогла провести туда подругу. 

(22)  Я не нашла для Люси места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. 

(23)  А она обиделась... 

(24)  И на что?! 

(25)  Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. 

(26)  Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. 

(27)  Значит, ты с ним знакома. 

(28)  Художник – это его творчество». 

(29)  А она вернула мою папку с рисунками. 

(30)  Как говорят, «заберите ваши игрушки». 

(31)  И что же дальше? – спросила я дочь. 

(32)  Ну и мерси, дорогая Люси – в рифму пошутила Оленька. 

(33)  Друзей труднее найти, чем потерять. 

(34)  Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг! 

(35)  Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. 

(36)  Если бы ты нашла его у себя в сердце... (По А. Алексину)   

Ответами к заданиям 2-14* являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Ребята, как вы думаете, какова основная мысль данного текста?- настоящая дружба)

 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Кого труднее найти, чем потерять?» 

1)  Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неѐ было мало. 

2)  Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи. 

3)  Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!  4) Друзей труднее найти, чем потерять. 

Ответ: ______4

 

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Какие средства выразительности вам известны?



 

3.                  Среди 8-15 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является устойчивое сочетание.  Ответ: 15 взяла слово

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

О правописании каких приставок вам известно?

1)традиционные

2)приставки на З и С

3)приставки смысловые пре- и при-.

4.                  Из предложений 22-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется следующей за ней буквой.  Ответ: рассказывала 

 

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Что знаете о правописании суффиксов?

Суффиксы каких частей речи наиболее часто встречаются в заданиях?

(прил.,причастий,наречий)

5.                  Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса наречия определяется правописанием суффикса имени прилагательного, от которого оно образовано.  Ответ: неожиданно 

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

6.                  Замените слово «таскала» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: носила

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Способы подчинительной связи в словосочетаниях(согласование, управление, примыкание)

7.                  Замените словосочетание «школьный журнал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

Ответ: ____журнал школы

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-Чем словосочетание отличается от предложения? (незаконченная мысль, нет грамматической основы) -Что мы называем грамматической основой?

8.                  Выпишите грамматическую основу предложения 27.  Ответ: ты знакома

 

4. ИТОГ УРОКА.

1)  Оценки за работу на уроке

2)  Вопросы для повторения стр.94 учебника (необходимы для выполнения заданий с 9 по

14)

3)  Что вызвало затруднения во время выполнения анализа текста?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Инд.

1)  Обособленные члены предложения: 

определения - Алейник А.,  приложения - Костюков А.,  дополнения – Лысенко А.,  обстоятельства – Фоменко Д.,  вводные слова – Желудченко Е.- подготовить презентации

2)  Задания тестовые с 1 по 36 вариант (2-8)

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок 3 Комплексный анализ текста. 9класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ,повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; дать тренировочные упражнения по тестам со 2 по 8 задания.Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления. Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.Задачи: 1. расширять лексический запас учеников; 2. воспитывать читательскую культуру; 3. выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно - тематическое и эстетическое содержание текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.03.2020 108
    • PDF 308.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Илларионов Александр Геннадьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93298
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе