Инфоурок Информатика КонспектыУрок "Кодирование информации"

Урок "Кодирование информации"

Скачать материал

План-конспект урока по информатике

 в 10 классе

 

Тема урока: «Кодирование информации. Способы кодирования».

 

Цели урока:

1.      Знакомство с формами представления информации, способами кодирования:

а) внимание;

б) анализ;

в) способность выводить из полученных фактов новую информацию.

2.      Развитие логического мышления:

а) выявление общего признака для кодирования;

б) установление взаимно-однозначных связей при кодировании;

в) умение делать выводы из установленных связей.

3.      Развитие алгоритмического мышления: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, находить оптимальный способ решения задачи.

4.      Работа с компьютерными программами:

а) воспитание бережного отношения к компьютеру;

б) выработка пользовательских навыков: формирование умения «читать» экран;

в) использование компьютера для решения задач;

г) развитие навыков самостоятельной и творческой работы.

 Дидактическое обеспечение:

1.      Плакат «Двоичное кодирование Д. Хаффмена» («двоичное дерево»).

2.      Плакат «Волшебный квадрат».

3.      Карточки для учеников:

o   таблица кода ASCII (стандартная часть и символы альтернативной кодировки);

o   таблица «Кодировка английских символов по Хаффмену»;

o   схема «Двоичное дерево Хаффмена»;

o   двоично-буквенные ребусы;

o   скороговорки.

Программное обеспечение:

o   MS Word;

o   Блокнот;

o   MS Excel.

 

Основные этапы урока:

Организационный момент: (3 мин.)

  1. Отметить отсутствующих.
  2. Объявить тему и ход урока.
  3. Поставить задачи на урок.

 

Первый этап: Повторение пройденного материала.

а) Теоретические вопросы для обсуждения:

    • Формы представления информации.
    • Способы кодирования информации (графический – с помощью рисунков или пиктограмм, числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
    • Что такое кодирование?
    • Как представляется информация в компьютере? (с помощью нулей и единиц, т.е. в двоичном виде).
    • Самая маленькая единица измерения количества информации (бит);
    • По какой формуле можно подсчитать количество информации в сообщении (= 2I , где N – количество возможных событий, I – количество информации);
    • Что такое декодирование? (действия по восстановлению первоначальной формы представления информации);
    • Что необходимо знать, чтобы декодировать закодированное сообщение? (код);
    • В каком коде представлена информация в компьютере? (в восьмибитном двоичном коде);
    • Сколько существует кодовых таблиц для русских букв? (Пять: КОИ8 , CP1251 (ASCII), CP866, Mac, ISO). Это забота пользователя (нет). А чья? (Специальных программ-конверторов).
    • Причины, по которым кодируют информацию (удобство обработки, засекречивание (шифровка) информации, сокращение записи и др.);
    • Ребус является способом кодирования? (Да).

 

б) Разминка (практическая работа по кодированию-декодированию информации)

o   Что закодировано в этом ребусе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    • Разгадайте двоично-буквенные ребусы:

(можно использовать программу «Калькулятор»)

 

0111 Я (семья),

ПО 0010 Л (подвал),

0011 БУНА (трибуна),

СВИ 0001 0000 0000 К (свисток)

 

    • Прочитайте, потренируйтесь произнести скороговорки, переведите двоичные числа:

1.      Съел молодец
0011 0011 пирога с пирогом,
Да все с творогом.

 

2.      Шли 0100 0000 мышей,
Несли 0100 0000 грошей,
А 0010 мыши поплоше
Несли по 0010 гроша.

--------------------------------------------------------------------------

Ответ:

1.    Съел молодец
33 пирога с пирогом,
Да все с творогом.

 

2.    Шли 40 мышей,
Несли 40 грошей,
А 2 мыши поплоше
Несли по 2 гроша.

 

    • Записать арифметическое выражение для задачи и подсчитать ответ:

Наша умница Мальвина

Опекает Буратино

И купила для него

Что ему нужней всего:

0010 обложки, 0011 линейки

И на 0111 рублей наклейки.

На обложках – Бармалей,

Цена каждой – 0101 рублей.

На линейки, что купила,

0100 0010 рубля хватило.

Сколько стоили покупки?

На раздумье – полминутки.

 

Наименование покупки

Цена

Количество

Сумма

Обложки

0101

5 р.

0010

2 шт.

1010 р.

10

Линейки

 

14 р.

0011

3 шт.

0100 0010 р.

42

Наклейки

 

 

 

 

0111 р.

7

Всего

 

59

Ответ: 0010 –2 шт.; 0011 – 3 шт.; 0111 – 7 р.; 0101 – 5 р.; 0100 0010 – 42 р.

5*2 = 10 р. (обл.);  + 42 + 7 = 59 р.

    • Закодировать с помощью стандартного кода ASCII (CP1251) следующие слова:

Диск (11000100  11101000  11110001  11101010),

file (01100110  01101001  01101100  01100101)

 

в) Работа на компьютере по разноуровневым карточкам.

    • Используя программу «Блокнот» прочитать закодированный текст: 171(кавычка «)   199 (З)  237(н)  224(а)  237(н)  232(и)  229(е)  32(пробел)  150 (–) 32(пробел)  241(с)  232(и)   235(л)  224(а)  187 (кавычка »)).

Ответ: «Знание – сила».

1.    Загрузить программу «Блокнот»:

Пуск®Программы®Стандартные®Блокнот

2.    Установить размер шрифта 36 пт и гарнитуру:

Формат®Шрифт®

в поле Размер установить 36,

в поле Шрифт установить Times new Roman

в поле Начертание установить обычный

3.    При нажатой клавише {Alt} ввести число кода символа, отпустить клавишу {Alt}. В документе появится буква.

    • C помощью числового кода, используя программу MS Word, закодировать слова: Монитор, Клавиатура, Зима, Условие.
  1. Запустить текстовый редактор MS Word (с рабочего стола двойным щелчком)
  2. Ввести команду: Вставка ® Символ
  3. На экране появится диалоговая панель Символ. Центральную часть окна занимает таблица символов для определённого шрифта (выбрать Times new Roman).

Символы располагаются последовательно слева направо и построчно, начиная с символа Пробел (код 32) в левом верхнем углу и кончая буквой « я » в правом нижнем углу таблицы.

  1. Выбрать символ и в раскрывающемся списке  из: тип кодировки ASCII (дес.)
  2. В текстовом поле Код знака: появится его числовой код.

 

Второй этап. Изучение нового.

Кодирование с целью уменьшения объёма информации. Кодирование (шифрование) с помощью «Волшебного квадрата».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Кодирование информации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Человек живёт в мире информации, т. е. он получает информацию, хранит информацию, запоминая полученные сведения. Человек обрабатывает информацию, принимая решения для достижения каких-либо целей. Он также передаёт или принимает информацию. Для того чтобы сообщение было не только принято, но и понято, нужно предварительно договориться, что означают, например, два дыма, или последовательность из трёх быстрых ударов, или разведённые в стороны руки, т.е. нужно расшифровать принятое сообщение Таким образом, кроме самого сообщения и физического способа его передачи, появился ещё один компонент – кодирование.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности»
  • Учебник: «Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
  • Тема: Глава 1. Информационные системы и базы данных
  • 02.01.2021
  • 593
  • 8
«Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.03.2020 196
    • DOCX 64.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Махамбетова Мадина Казиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Махамбетова Мадина Казиевна
    Махамбетова Мадина Казиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82971
    • Всего материалов: 262

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 714 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 576 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе