План-конспект
урока по информатике
в
10 классе
Тема
урока: «Кодирование информации. Способы
кодирования».
Цели урока:
1.
Знакомство с формами представления информации,
способами кодирования:
а)
внимание;
б)
анализ;
в)
способность выводить из полученных фактов новую информацию.
2.
Развитие логического мышления:
а)
выявление общего признака для кодирования;
б)
установление взаимно-однозначных связей при кодировании;
в)
умение делать выводы из установленных связей.
3.
Развитие алгоритмического мышления: выработка умений
разбивать задачу на отдельные этапы, находить оптимальный способ решения
задачи.
4.
Работа с компьютерными программами:
а)
воспитание бережного отношения к компьютеру;
б)
выработка пользовательских навыков: формирование умения «читать» экран;
в)
использование компьютера для решения задач;
г)
развитие навыков самостоятельной и творческой работы.
Дидактическое
обеспечение:
1.
Плакат «Двоичное кодирование Д. Хаффмена»
(«двоичное дерево»).
2.
Плакат «Волшебный квадрат».
3.
Карточки для учеников:
o таблица
кода ASCII (стандартная часть и символы альтернативной
кодировки);
o таблица
«Кодировка английских символов по Хаффмену»;
o схема
«Двоичное дерево Хаффмена»;
o двоично-буквенные
ребусы;
o скороговорки.
Программное
обеспечение:
o MS Word;
o Блокнот;
o MS Excel.
Основные этапы
урока:
Организационный
момент: (3 мин.)
- Отметить
отсутствующих.
- Объявить тему и
ход урока.
- Поставить задачи
на урок.
Первый этап: Повторение
пройденного материала.
а) Теоретические вопросы для обсуждения:
- Формы
представления информации.
- Способы
кодирования информации (графический – с помощью рисунков или пиктограмм,
числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов того же
алфавита, что и исходный текст).
- Что такое
кодирование?
- Как
представляется информация в компьютере? (с помощью нулей и единиц, т.е. в
двоичном виде).
- Самая маленькая
единица измерения количества информации (бит);
- По какой формуле
можно подсчитать количество информации в сообщении (N = 2I , где N – количество возможных событий, I –
количество информации);
- Что такое
декодирование? (действия по восстановлению первоначальной формы
представления информации);
- Что необходимо
знать, чтобы декодировать закодированное сообщение? (код);
- В каком коде
представлена информация в компьютере? (в восьмибитном двоичном коде);
- Сколько
существует кодовых таблиц для русских букв? (Пять: КОИ8 , CP1251 (ASCII), CP866, Mac, ISO). Это забота пользователя (нет). А чья? (Специальных
программ-конверторов).
- Причины, по
которым кодируют информацию (удобство обработки, засекречивание
(шифровка) информации, сокращение записи и др.);
- Ребус является
способом кодирования? (Да).
б) Разминка (практическая работа по кодированию-декодированию
информации)
o Что закодировано в этом ребусе?
- Разгадайте
двоично-буквенные ребусы:
(можно использовать программу
«Калькулятор»)
0111 Я
(семья),
ПО 0010 Л
(подвал),
0011 БУНА
(трибуна),
СВИ 0001
0000 0000 К (свисток)
- Прочитайте,
потренируйтесь произнести скороговорки, переведите двоичные числа:
1.
Съел молодец
0011 0011 пирога с пирогом,
Да все с творогом.
2.
Шли 0100 0000 мышей,
Несли 0100 0000 грошей,
А 0010 мыши поплоше
Несли по 0010 гроша.
--------------------------------------------------------------------------
Ответ:
1. Съел молодец
33 пирога с пирогом,
Да все с творогом.
2. Шли 40 мышей,
Несли 40 грошей,
А 2 мыши поплоше
Несли по 2 гроша.
- Записать
арифметическое выражение для задачи и подсчитать ответ:
Наша умница
Мальвина
Опекает Буратино
И купила для него
Что ему нужней
всего:
0010 обложки, 0011
линейки
И на 0111 рублей
наклейки.
На обложках –
Бармалей,
Цена каждой – 0101
рублей.
На линейки, что
купила,
0100 0010 рубля
хватило.
Сколько стоили
покупки?
На раздумье –
полминутки.
Наименование
покупки
|
Цена
|
Количество
|
Сумма
|
Обложки
|
0101
|
5 р.
|
0010
|
2 шт.
|
1010 р.
|
10
|
Линейки
|
|
14 р.
|
0011
|
3 шт.
|
0100
0010 р.
|
42
|
Наклейки
|
|
|
|
|
0111
р.
|
7
|
Всего
|
|
59
|
Ответ: 0010 –2 шт.; 0011 – 3 шт.; 0111 – 7 р.; 0101 – 5 р.;
0100 0010 – 42 р.
5*2
= 10 р. (обл.); + 42 + 7 = 59 р.
- Закодировать с
помощью стандартного кода ASCII (CP1251) следующие слова:
Диск
(11000100 11101000 11110001 11101010),
file
(01100110 01101001 01101100 01100101)
в) Работа на компьютере по разноуровневым карточкам.
- Используя
программу «Блокнот» прочитать закодированный текст: 171(кавычка «)
199 (З) 237(н) 224(а) 237(н) 232(и) 229(е) 32(пробел) 150 (–) 32(пробел)
241(с) 232(и) 235(л) 224(а) 187 (кавычка »)).
Ответ: «Знание – сила».
1.
Загрузить программу «Блокнот»:
Пуск®Программы®Стандартные®Блокнот
2.
Установить размер шрифта 36 пт и гарнитуру:
Формат®Шрифт®
в поле Размер установить 36,
в поле Шрифт установить Times new
Roman
в поле Начертание установить обычный
3.
При нажатой клавише {Alt} ввести
число кода символа, отпустить клавишу {Alt}. В документе
появится буква.
- C помощью
числового кода, используя программу MS Word, закодировать
слова: Монитор, Клавиатура, Зима, Условие.
- Запустить
текстовый редактор MS Word (с рабочего стола двойным
щелчком)
- Ввести команду:
Вставка ® Символ
- На экране
появится диалоговая панель Символ. Центральную часть окна занимает
таблица символов для определённого шрифта (выбрать Times new
Roman).
Символы
располагаются последовательно слева направо и построчно, начиная с символа Пробел
(код 32) в левом верхнем углу и кончая буквой « я » в правом нижнем углу
таблицы.
- Выбрать символ и
в раскрывающемся списке из: тип кодировки ASCII (дес.)
- В текстовом поле Код
знака: появится его числовой код.
Второй этап. Изучение
нового.
Кодирование с
целью уменьшения объёма информации. Кодирование (шифрование) с помощью
«Волшебного квадрата».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.