- Учебник: «Технология», Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.
- Тема: Новый год
- 31.12.2020
- 1696
- 16
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
УРОК: «Казахский орнамент в посуде.» Тема. «Создание казахского орнамента».Цели. Познакомить учеников с основными элементами казахского орнамента, историей появления; научить изготавливать элементы казахского орнамента из бумаги.Оборудование. Выставка изделий казахского искусства: пиалы, тарелки, виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.Возраст детей: 8-10 летПредполагаемое место занятия: Внеурочное занятие, урок технологии.У. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами казахского орнамента, будем учиться изготавливать подобные орнаменты из бумаги, сделаем орнамент на пиале из полученных элементов.Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов-кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров-казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.Слово "орнамент " в переводе с латинского языка означает "украшение". Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.). Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.Разнообразной по форме, размерам и назначению была посуда и утварь казахской кухни.Основным элементом казахского орнамента являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников. Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака. Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов.В орнаментах выделяют такие элементы: бараний рог, рог архара, олений рог, сломанный рог, пара рогов, один рог, горбатый рог, крестовина, верблюжий след, один каблук, парные ожерелья, ожерелье, птичье крыло, утиный след и т. д.Сегодня мы используем эти орнаменты на пиале.Пиала — небольшой сосуд, чашка без ручек. Форма пиал связана с кочевым образом жизни древних кочевников. Округлая форма без ручек позволяла складывать такую посуду особенно компактно, одну в другую, что было немаловажно в кочевых условиях.У. Ребята, приступаем к работе: 1.По предложенному шаблону делаем пиалу 2.Выбираем орнамент и выполняем его на цветной бумаге 3.Оформляем пиалу орнаментом.У. Ребята, как здорово у вас получилось!У. Подытожим занятие. Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники?Д. Рогообразный.У. Как называются элементы, которые вы использовали при изготовлении поделок?Д. Бараньи рога.У. Давайте рассмотрим ваши работы.Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.
6 665 188 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.