Авторы: Симакова
Любовь Семёновна
Предмет: Изобразительное
искусство
Тема: «Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет».
Класс: 5
Учебно-методическое
обеспечение: учебник
Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»,
авторская презентация к уроку, наглядное пособие, таблица символов
древнего Египта.
Время реализации
занятия: 45
минут
Цель деятельности учителя: организовать
работу поформированиюзнаний о роли искусства в древнем Египте.
Планируемые
результаты для ученика:
Личностные:
умеет проводить самооценку при освоении художественной культуры древнего
Египта. Воспринимает и оценивает роль декоративного искусства в жизни
человека.
Предметные: имеет первоначальные представления о роли искусства в
жизни людей древнего Египта.Определять роль декора костюма не только
как украшения, но и как социального знака. Овладеть
элементарными практическими умениями и навыками.
Метапредметные:
Познавательные:
.Анализирует объекты с целью выделения существенных признаков. Осуществляет
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: Планирует
и выполняет практическую работу для достижения цели.
Коммуникативные: умеет
работать в группе, умеет вести диалог, слушать собеседника, анализирует и
обсуждает работу одноклассников с позиции творческой задачи.
Образовательные
ресурсы.
Учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5
класс», рабочая тетрадь, авторская презентация к уроку, наглядное пособие,
таблица символов древнего Египта, акварель, гуашь, карандаши.
Тип
урока:
Урок открытия нового знания.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин).
1 «Начало образовательного мероприятия» (2мин)
Приветствие:
Учитель:
«Здравствуй, солнце, я твой лучик»
Учащиеся: «Здравствуй
– я от солнца ключик (хором)»
Учитель: Рассмотрите слайды №2, №3.
- Попробуйте определить, о чем будем говорить
на уроке?
Учащиеся: О
Древнем Египте.
Учитель:
Как вы узнали?
Учащиеся: по костюму, украшениям и пирамидам.
Учитель: На какие вопросы хотели бы получить
ответ?
Учащиеся:
(предположительно) Что я хочу узнать на этом уроке? Чему я могу научиться
на этом уроке?
Учитель:
Ответ
запишите в тетради.
Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин)
Учитель:
обращается к классу предлагая вспомнить, пройденный материал из раздела «Связь
времен в народном искусстве».Выводит на экран проектора вопросы.
Какие
игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, вы знаете?
Какие виды
народных художественных росписей вы знаете?
О чем бы
ты стал говорить, если бы речь зашла о народных промыслах?
Учащиеся:отвечают на вопросы, высказывают свое
мнение, корректируют друг друга…
Погружение в
тему
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока (5
мин)
Учитель: Слайд №4. Сегодня постараемся
ответить на вопросы: Зачем людям украшения?Какую роль играет декор в положении
человека в обществе?
Люди украшали себя с давних времен. Когда еще
не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и
клыков животных.
– Представители древних африканских племен
наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в
процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия
принадлежности человека к какому- либо племени. У некоторых племён он был
ритуалом принятия в мужчины и воины.
- Какие украшения сейчас используют люди?
Учащиеся: Перечисляют современные украшения.
Учитель: – В наше время, где можно встретить роспись
по телу, лицу? С какой целью ее делают?
Учащиеся:
В цирке, театре, на вечеринках, футбольных матчах, профессиональных
конкурсах и фестивалях т.д. Роспись используется для эстетических целей.
Вывод: В
древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить
врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания.
2
«Работа над темой» Передача информации (3мин)
Учитель: Прослушайте стихотворение и
определите, о какой стране идет речь?
На плите, на саркофаге,
на папирусной
бумаге
и на всем, что видит
взгляд,
иероглифы
пестрят.
Рыбы, звери, птицы,
точки,
загогулины, кружочки...
Всё знакомое почти, а попробуй-ка,
прочти!
Учащиеся:
Слушают стихотворение, определяют название страны – Египет.
Учитель:
- Эта страна – родина одной из самых древних культур, удивительная, полная загадок
и чудес страна, одна из первых цивилизаций, отдаленная от нас несколькими
тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
Скажите, благодаря чему мы имеем
информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно?
Учащиеся:
мы получаем информацию, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи
на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Учитель:
Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в
каких богов верили, какую одежду носили. Из всего вышесказанного вы можете
сформулировать тему урока? Поставить перед собой задачу?
Учащиеся:(примерные
ответы)Одежда
и украшения древних египтян. Узнать какие символы, одежда и украшения были в
древнем Египте.
Проработка учебного материала (3
мин)
Звучит народная египетская музыка
«Египетская кобра». Слайд №5
Учитель: Что вы знаете о Древнем Египте?
Где находится Египет?Кто такой фараон?
Учащиеся: На берегу реки Нил. Фараон - царь, правитель.
Учитель: Правильно. Фараон-сын
Бога, нарядная одежда выделяла его среди других, клафт, священные символы –
урея, грифон, корона –тиара, два скипетра- изогнутый жезл и треххвостый бич и
искусственная борода.Что такое пирамида?
Учащиеся: Гробница фараона
Учитель: Каждый фараон старался поразить
величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете, зачем? Почему в гробницах
фараонов хранились вместе с мумией несметные сокровища: браслеты, подвески,
кинжалы, мебель, посуда?
Учащиеся: египтяне думали, что после
смерти человек просто отправляется в другой мир и поэтому клали в гробницу
всё, что может пригодиться человеку в загробной жизни
Учитель: Какие украшения, одежду носили в
Древнем Египте?
Решение
учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной
работе учащихся. (7 мин)
Слайд
№ 6.
Учитель
:Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую
набедренную повязку, схенти. Туловище было свободно от
одежды.Почему, как вы думаете?
Учащиеся:
в Египте очень жарко круглый год.
Учитель:Схенти
фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового
(хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным
поясом и геометрическим узором.
Бёдра
ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины тщательно брили волосы и для
защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или
растительных волокон.
Обувь имели право носить только фараоны – сандалии.
Из пальмовых листьев, а затем и кожи.
Традиционным украшением и мужчин и женщин
был ускх - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней,
жемчуга.
Слайд № 7.
- Женский костюм отличался
предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис.
На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на
груди.Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством
косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.
Дома египтянки одежду не носили, но
украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского
костюма.
Слайд № 8.
- Особое место в костюме занимал головной
убор. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и
Нижним Царствами.
Учитель: Атеперь вы разделитесь на 3
группы и ответите на вопросы.
Учитель раздает карточки с иллюстрацией и
вопросом. (Приложение)
1 группа: Можем ли
мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную
принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам
социальную принадлежность человека?
Учитель корректирует работу каждой группы
наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды № 9, №10,
№11,№12
Вывод: одежда
имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и означалоразницу
между отдельными классами и род занятий; только украшения, головные уборы,
отделка костюма и качество ткани.
«Завершение
образовательного мероприятия»
Реализация
построенного проекта (5 мин)
Учитель: Давайте познакомимся с искусством
древних ювелиров, работавших при дворе фараона. Это нагрудные украшения,
подвески, ожерелья, браслеты, серьги. Материалом для них служили золото,
драгоценные камни, цветная смальта.
Рассмотрите их на слайдах №13, №14, №15,
№16, №17.
-
Гармонично ли сочетаются цвета изделий, подчеркивают ли они сияние золота?
- Какие символы они включают в себя? Что
изображено на этих украшениях? Чтобы ответить на эти вопросы откройте учебник
на с. 115-116. Рассмотрите древнеегипетские символы, прочитайте, что они
обозначают. Цвет тоже имеет символическое значение. Прочитайте в учебнике
символическое значение цвета.
Учитель:
Сегодня на уроке перед вами стоит задача выполнить эскиз украшения по
представлению. Выполни эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского
искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения – пекторали,
браслета.Продумай форму и укрась предмет.Используй характерные знаки-символы и
сочетание цветов. (Слайд 18, 19)
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону (11 мин)
Учитель: А сейчас составим план,
проанализируем последовательность вашей работы:
•
Замысел
•
Расположение
композиции на листе
•
Выполнение
рисунка в карандаше
•
Выполнение
рисунка в цвете.
- Рассмотрите на слайде великолепные
работы мастеров Древнего Египта.
Учитель: Проанализируйте работы в
соответствии с поставленной задачей: выполнить эскиз украшения по
представлению.
Анализ работ. Критерии анализа:
1.
Аккуратность
2.
Эстетичность
3.
Соответствие
полученным знаниям
4.
Цветовая
гамма
Оригинальность
Во время самостоятельной работы звучит
мелодия на египетский мотив «Фараон».
3
Включение
в систему знаний и повторение (2 мин)
Выставка
работ учащихся
Учитель
организует повторение, раздает памятки учащимся с кратко изложенным материалом
урока.
Египет
– это страна, которая находится в Африке.
Правителей
Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы.
Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6
м.
Из-за
жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную
повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так
же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины
носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или
2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
Рефлексия
учебной деятельности (2 мин)слайд №20
Учитель организует рефлексию и самооценкуработ
и собственной деятельности.
Ø Сегодня я
узнал …
Ø Теперь я
могу…
Ø Меня
удивило…
Ø Через
украшения древние египтяне выражали…
Ø Украшения
в Древнем Египте выполняли роль… Слайд №21
Искусство Древнего Египта создавалось во
славу царей. Через него выражали идеи могущества, силы, бессмертия фараона и
представления египтян о вечной жизни. Слайд №21
Домашнее задание:(1 мин)
По выбору. Приготовить сообщение о
древнеегипетских символах.
Предмет:
изобразительное искусство 5 класс.
Учителя:
Симакова Любовь Семёновна
Тема
|
«Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет»
|
Педагогическая цель
|
Получение новых знаний учащимися о роли
искусства в жизни древнего общества, о значении символики в украшения,
воспитание любви к истории, способствование развитию творческой и познавательной
активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами:
акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами.
|
Тип урока
|
Урок открытия нового знания.
|
Планируемые результаты
|
Личностные УУД:
- Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие индивидуальных
творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности.
Метапредметные
УУД:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных
задач.
- Умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
- Владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности.
Предметные УУД:
- характеризовать
особенности декора костюма не только как украшения, но и как социального
знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
- воспринимать, различать
по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства
Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
- выявлять в произведениях
декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных
элементов, а также единство материалов, формы и декора.
- пользоваться
средствами художественной выразительности.
|
Основное понятия, термины.
|
Изучаемые
понятия: скарабей, лотос, калазирис, схенти, пектораль, браслет.
|
Образовательные ресурсы.
|
Учебник Н.А. Горяевой
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», авторская
презентация к уроку, наглядное пособие, таблица символов древнего Египта,
акварель, гуашь, карандаши.
|
Технологическая карта урока
«Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Древний Египет»
Этап урока /
учебная
ситуация
|
Цель
этапа
|
Время
|
Взаимодействие
в образовательном процессе
|
Результат
этапа
|
Действия учителя
|
Действия обучающихся
|
1.Организационный
этап. Мотивация учебной деятельности
|
Формирование и развитие умения оценивать
готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной
деятельности.
|
5
|
«Здравствуй,
солнце, я твой лучик»
Рассмотрите слайды №2, №3.
- Попробуйте определить, о чем будем
говорить на уроке? На какие вопросы хотели бы получить ответ?
1. Что я хочу узнать на этом уроке?
2. Чему я могу научиться на этом уроке? Слайд №4
Слайд №5. Сегодня постараемся
ответить на вопросы: Зачем людям украшения? Какую роль играет декор в положении человека в обществе?
Люди украшали себя с давних времен.
Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения
из ракушек и клыков животных.
– Представители древних африканских
племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса
или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит
для отличия принадлежности человека к какому- либо племени. У некоторых
племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины.
- Какие украшения сейчас используют люди?
– В наше время, где можно встретить
роспись по телу, лицу?
- С какой целью ее делают?
Вывод: В
древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить
врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания.
|
«Здравствуй
– я от солнца ключик (хором)»
Рассматривают слайды, делают вывод: речь
пойдет об украшении тела и костюма.
Перечисляют современные украшения.
Отвечают на вопрос.
В цирке, театре, на вечеринках, футбольных
матчах, профессиональных конкурсах и фестивалях т.д. Роспись используется
для эстетических целей
|
Готовность к уроку.
Понимание целей и задач урока.
|
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии
|
Определение усвоенного и неусвоенного
материала за предыдущие уроки.
|
7
|
Организовывает
диалог по символичному украшению глиняной народной игрушки.
Прослушайте
стихотворение и определите, о какой стране идет речь?
На плите, на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всем, что видит взгляд,
иероглифы
пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
загогулины, кружочки...
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
-
Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний
Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых
цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Именно с нее вы
начинаете изучать историю древних государств.
- Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних
египтян, ведь они жили так давно?
-Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас
знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили.
|
Участвуют в диалоге, вспоминают элементы
украшения народной глиняной игрушки.
Рассматривают иллюстрации, презентацию
Слушают стихотворение, определяют
название страны – Египет.
О том, как жили древние египтяне, во что
верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас
рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
|
Осознание пробелов в полученных знаниях и
необходимости приобретения новых знаний.
|
3. Постановка учебной задачи, первичное
усвоение новых знаний.
|
Формирование и развитие умения определять и
формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых
знаний.
|
3
|
Звучит народная египетская музыка «Египетская кобра».
-Что вы знаете о Древнем Египте?
- Где находится Египет?
- Кто такой фараон?
- Что такое пирамида?
- Каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и
роскошью. Как вы думаете, зачем?
- Почему в гробницах фараонов хранились вместе с мумией несметные
сокровища: браслеты, подвески, кинжалы, мебель, посуда?
- Какие украшения, одежду носили в Древнем Египте?
|
Рассказывают
Царь, правитель.
Гробница фараона.
Культ мертвых.
Учащиеся проговаривают тему, формулируют
цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы
и начинают работать.
|
Обучающихся получили представление о новой
теме, стали разбираться в отличительных особенностях одежды и украшениях.
|
4. Решение учебной задачи. Первичная проверка
понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся.
|
Открытие нового знания и умения, закрепление
знаний и умений.
|
7
|
Слайд №
6.
-Мужчины в
период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти.
Туловище было свободно от одежды.
-Почему,
как вы думаете?
Схенти
фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или
хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти
цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра
ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины
тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики
из овечьей шерсти или растительных волокон.
Обувь
имели право носить только фараоны – сандалии. Из пальмовых листьев, а
затем и кожи.
Традиционным
украшением и мужчин и женщин был ускх - воротник – ожерелье из золотых
пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Слайд №
7.
-
Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая
длиной до лодыжек рубашка калазирис. На одной или двух бретелях.
Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не
носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие
особенности древнеегипетского костюма.
Слайд №
8.
- Особое
место в костюме занимал головной убор. Двойная шапка египетского, фараона
символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.
Групповая
работа (учитель
раздает карточки с иллюстрацией и вопросом).
1 группа: Можем
ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную
принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам
социальную принадлежность человека?
Корректирует
работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются
слайды.
Слайд № 9, №10,
№11,№12
Вывод:
одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и
означало разницу между отдельными классами и род занятий; только
украшения, головные уборы, отделка костюма и качество ткани.
|
Работая в группах, определяют принадлежность к разным сословиям.
Каждая группа отвечает на поставленный
вопрос. Платье фараона и царицы отличалось от
платья рабов качеством ткани; отличия в форме головных уборов и украшениях.
|
Закрепление знаний и умений: по
отличительным знакам определяют социальную принадлежность. Умение применять
новые знания в самостоятельной деятельности.
|
5.Реализация построенного проекта
|
Формирование способности поиска и выделения
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
самостоятельное создание способов решения проблем
|
|
Давайте
познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при дворе фараона. Это
нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. Материалом для них
служили золото, драгоценные камни, цветная смальта.
Рассмотрите
их на слайдах.
Слайд
№13, №14, №15, №16, №17.
- Гармонично ли сочетаются цвета
изделий, подчеркивают ли они сияние золота?
- Какие символы
они включают в себя? Что изображено на этих украшениях?
- Откройте учебник на с. 115-116.
Рассмотрите древнеегипетские символы, прочитайте, что они обозначают. Цвет
тоже имеет символическое значение. Прочитайте в учебнике символическое значение
цвета.
Сегодня на уроке
перед вами стоит задача выполнить эскиз украшения по представлению. Выполни эскиз одного из украшений в стиле
древнеегипетского искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения –
пекторали, браслета. Продумай форму и укрась предмет. Используй характерные
знаки-символы и сочетание цветов.
|
Отвечаю на вопрос.
Работают с учебником.
Рассматиривают изделия, называют
древнеегипетские символы.
На
них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, древние символы,
выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.
Рассказываают
о символическом значении цвета.
|
Обучающихся получили представление об
украшениях, стали разбираться в символике древнеегипетских украшений.
|
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
|
Формирование и развитие самооценки знаний и
способов действий.
|
5
|
А сейчас
составим план, проанализируем последовательность вашей работы:
•
Замысел
•
Расположение
композиции на листе
•
Выполнение
рисунка в карандаше
•
Выполнение
рисунка в цвете.
-
Рассмотрите на слайде великолепные работы мастеров Древнего Египта.
Проанализируйте работы в соответствии с поставленной задачей: выполнить эскиз
украшения - пекторали по представлению.
Анализ
работ. Критерии анализа:
- Аккуратность
- Эстетичность
- Соответствие
полученным знаниям
- Цветовая
гамма
Оригинальность
Звучит мелодия на египетский мотив «Фараон».
|
Составляют
план, анализируют последовательность выполнения работы.
Анализируют детские рисунки, соотносят
изображение настоящей пекторали с выполненными изображениями. Учащиеся
выбирают рисунок, наиболее похожий на настоящую пектораль.
|
Умение определять уровень овладения знанием,
готовности работы, уровня овладения способом деятельности.
|
7. Включение в
систему знаний и повторение
|
Формирование и развитие умения
анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ,
фронтальная оценка деятельности обучающихся.
|
3
|
Учитель организует повторение, раздает
памятки учащимся с кратко изложенным материалом урока.
Египет – это страна, которая находится в
Африке. Развитие цивилизации Древнего
Правителей Древнего Египта называли
фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая
пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6
м. предшественницей пирамиды была мастаба.
Из-за жаркого климата одежда египтян
была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье –
воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей
шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до
лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а
дома они ходили обнажёнными.
Предлагает заполнить кроссворд
(приложение), выполнить взаимопроверку. Слайд №20
1 –
вместилище для мумии;
2 – Бог
солнца;
3 –
полупрозрачный камень
4 –
платье египтянки;
5 – Бог
мудрости;
6 –
набедренная повязка
|
Изучают памятку, заполняют кроссворд,
взаимопроверка (приложение)
|
Умение оценивать результаты собственной
деятельности.
|
8. Рефлексия учебной
деятельности
|
Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка
деятельности обучающихся
|
2
|
Учитель организует рефлексию и самооценку
собственной деятельности.
Ø Сегодня я узнал …
Ø Теперь я могу…
Ø Меня удивило…
Ø Через украшения древние египтяне выражали…
Ø Украшения в Древнем Египте выполняли роль… Слайд №21
Искусство Древнего Египта создавалось во славу
царей. Через него выражали идеи могущества, силы, бессмертия фараона и
представления египтян о вечной жизни.
|
Отвечают на вопросы, делают выводы.
|
|
9. Домашнее задание
|
Приготовить доклад о древнеегипетских
символах.
|
1
|
|
Запись домашнего задания в дневник
|
Завершение творческого задания
|
№
п/п
|
Этап урока
(примерные)
|
Содержание УВЗ
|
Формируемые УУД.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Результат
|
Оценка
|
1.
|
Организационный
момент.
1
минуты.
|
Проверка
подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся
|
Регулятивные:
контроль за состоянием рабочего места.
Личностные:
настрой на работу, уважение к окружающим.
|
Здравствуйте,
ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня у нас
присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Я желаю вам плодотворной
работы.
|
Приветствуют
учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя:
«Здравствуйте!».
|
Внутренняя
и внешняя готовность
|
Словесное
поощрение учителя
|
2.
|
«Начало
образовательного мероприятия» (2мин)
|
Подведение
обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Личностные:
мобилизация внимания.
Коммуникативные:
определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
|
Приветствие:
«Здравствуй,
солнце, я твой лучик»
Рассмотрите
слайды №2, №3.
-
Попробуйте определить, о чем будем говорить на уроке?
Как вы
узнали?
На
какие вопросы хотели бы получить ответ?
(предположительно)
Что я хочу узнать на этом уроке? Чему я могу научиться на этом уроке?
Учитель:
Ответ запишите в тетради.
|
«Здравствуй
– я от солнца ключик (хором)»
Отвечают
на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо
узнать
|
Осознание
значимости новых знаний
|
Словесная
оценка учителя работы уч-ся.
|
3.
|
Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин)
|
Проверка
усвоения изученного материала
|
Личностные:
мобилизация внимания
Предметные:
имеет первоначальные представления о роли искусства в жизни людей Познавательные:
проверка результатов усвоения пройденного материала.
|
обращается
к классу предлагая вспомнить, пройденный материал из раздела «Связь времен в
народном искусстве».
Выводит
на экран проектора вопросы
Какие
игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, вы знаете?
Какие
виды народных художественных росписей вы знаете?
О чем бы
ты стал говорить, если бы речь зашла о народных промыслах?
|
отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение, корректируют друг друга…
|
Осмысленное
усвоение и закрепление знаний
|
Словесная
оценка учителя работы уч-ся.
|
4.
|
Сосредоточение
учащихся на предстоящей теме урока (5 мин)
|
Создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их.
|
Познавательные:-извлекать
необходимую информацию из прослушанного и увиденного.
построение
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их
обоснование;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической речью.
-вступать
в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
давать определения новым понятиям темы.
|
Слайд
№4. Сегодня постараемся ответить на вопросы: Зачем людям украшения? Какую
роль играет декор в положении человека в обществе?
Люди
украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме
шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных.
– Представители
древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего
социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения
шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому- либо
племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины.
- Какие
украшения сейчас используют люди?
– В
наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? С какой целью ее
делают?
Вывод: В
древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить
врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания.
|
Слушают,
рассматривают слайды презентации.
Отвечают
на вопросы.
Примерные
ответы учащихся
(В
цирке, театре, на вечеринках, футбольных матчах, профессиональных конкурсах
и фестивалях т.д.Роспись используется для эстетических целей.)
|
Готовность
к восприятию новых знаний
|
Словесная
оценка учителя
|
4.
|
Работа
над темой. Передача информации (3мин)
|
.Создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
|
Познавательные:
-извлекать
необходимую информацию из прослушанного и увиденного.
-самостоятельное
выделение в тексте необходимой информации,
-
решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической речью.
-вступать
в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
давать определения новым понятиям темы.
|
Прослушайте
стихотворение и определите, о какой стране идет речь?
На
плите, на саркофаге,
на
папирусной бумаге
и на
всем, что видит взгляд,
иероглифы
пестрят.
Рыбы,
звери, птицы, точки,
загогулины,
кружочки...
Всё
знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
- Эта
страна – родина одной из самых древних культур, удивительная, полная загадок
и чудес страна, одна из первых цивилизаций, отдаленная от нас несколькими
тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
Скажите,
благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так
давно?
Верно,
благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких
богов верили, какую одежду носили. Из всего вышесказанного вы можете
сформулировать тему урока? Поставить перед собой задачу?
|
Слушают
стихотворение, определяют название страны – Египет.
Отвечают
на вопросы, отмечают правильные ответы.(примерные ответы) Одежда и украшения
древних египтян. Узнать какие символы, одежда и украшения были в древнем
Египте.
|
Готовность
к восприятию новых знаний
|
Словесная
оценка учителя
|
5.
|
Проработка
учебного материала (3 мин)
|
Создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их.
|
Познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных
способов решения задач,
Коммуникативные:
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные:
оценка деятельности группы, самооценка.
|
Звучит
народная египетская музыка «Египетская кобра». Слайд №5
Что вы
знаете о Древнем Египте? Где находится Египет? Кто такой фараон?
Правильно.
Фараон-сын Бога, нарядная одежда выделяла его среди других, клафт, священные
символы – урея, грифон, корона –тиара, два скипетра- изогнутый жезл и
треххвостый бич и искусственная борода. Что такое пирамида?
Каждый
фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете,
зачем? Почему в гробницах фараонов хранились вместе с мумией несметные
сокровища: браслеты, подвески, кинжалы, мебель, посуда?
Какие
украшения, одежду носили в Древнем Египте?
|
Отвечают
на вопросы, отмечают правильные ответы(примерные ответы) египтяне думали, что
после смерти человек просто отправляется в другой мир и поэтому клали в
гробницу всё, что может пригодиться человеку в загробной жизни
|
Обеспечить
осмысленное усвоение и закрепление знаний.
|
Словесная
оценка учителя работы уч-ся.
|
6.
|
Решение
учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной
работе учащихся. (7 мин)
|
Выполнение
практической работы.
|
Коммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений
|
Слайд №
6.
Учитель
: Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную
повязку, схенти. Туловище было свободно от одежды. Почему, как вы думаете?
Учащиеся:
в Египте очень жарко круглый год.
Учитель:
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного
или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали
схенти цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра
ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины
тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики
из овечьей шерсти или растительных волокон.
Обувь
имели право носить только фараоны – сандалии. Из пальмовых листьев, а затем и
кожи.
Традиционным
украшением и мужчин и женщин был ускх - воротник – ожерелье из золотых
пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Слайд №
7.
-
Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной
до лодыжек рубашка калазирис. На одной или двух бретелях. Иногда шили
рубашку с глубоким вырезом на груди. Женщины высших сословий носили пышный
парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка
или металлический обруч.
Дома
египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и
цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.
Слайд №
8.
- Особое
место в костюме занимал головной убор. Двойная шапка египетского, фараона
символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.
А теперь
вы разделитесь на 3 группы и ответите на вопросы.
Раздает
карточки с иллюстрацией и вопросом. (Приложение)
Корректирует
работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются
слайды № 9, №10, №11,№12
Вывод:
одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и
означало разницу между отдельными классами и род занятий; только
украшения, головные уборы, отделка костюма и качество ткани.
|
Сотрудничают
в группе, выполняют задание, оценивают свою работу делятся на группы.
1
группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность
человека?
2
группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность
человека?
3
группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную
принадлежность человека?
|
Творческий
подход к выполнению коллективной работы.
|
Словесная
оценка учителя работы групп, уч-ся
|
7.
|
Завершение
образовательного мероприятия»
Реализация
построенного проекта (5 мин)
|
Закрепление
и усвоение полученных знаний
Выявить
уровень знаний и систематизировать их.
|
Личностные:
воспринимает и оценивает роль декоративного искусства в жизни человека.
Предметные:
имеет первоначальные представления о роли искусства в жизни людей древнего
Египта. Определять роль декора костюма не только как украшения, но и как
социального знака. Овладеть элементарными практическими умениями и
навыками.Коммуникативные: у, умеет вести диалог, слушать собеседника,
анализировать
|
Давайте
познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при дворе фараона. Это
нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. Материалом для них
служили золото, драгоценные камни, цветная смальта. Рассмотрите их на слайдах
№13, №14, №15, №16, №17.
-
Гармонично ли сочетаются цвета изделий, подчеркивают ли они сияние золота?
- Какие
символы они включают в себя? Что изображено на этих украшениях? Чтобы
ответить на эти вопросы откройте учебник на с. 115-116. Рассмотрите
древнеегипетские символы, прочитайте, что они обозначают. Цвет тоже имеет
символическое значение. Прочитайте в учебнике символическое значение цвета.
Сегодня
на уроке перед вами стоит задача выполнить эскиз украшения по представлению.
Выполни эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства:
ожерелья, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета. Продумай
форму и укрась предмет. Используй характерные знаки-символы и сочетание
цветов. (Слайд 18, 19)
|
Слушают,
рассматривают слайды презентации.
Отвечают
на вопросы.
Обращаются
к параграфу учебника на странице 116, читают, рассматривают иллюстрацию.
|
Отвечают
на вопросы, высказывают своё мнение
|
Словесная
оценка учителя работы
|
6.
|
Подведение
итогов уроков.
2минуты
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону (11 мин)
|
Выполнение
творческогозалания
|
Регулятивные:
Планирует и выполняет практическую работу для достижения цели.
Коммуникативные:
анализирует
и обсуждает работу одноклассников с позиции творческой задачи.
|
А теперь
приступаем к выполнению практического задания. Составим план, проанализируем
последовательность вашей работы:
• Замысел
• Расположение
композиции на листе
• Выполнение
рисунка в карандаше
• Выполнение
рисунка в цвете.
-
Рассмотрите на слайде великолепные работы мастеров Древнего Египта.
Проанализируйте
работы в соответствии с поставленной задачей: выполнить эскиз украшения по
представлению.
Анализ
работ. Критерии анализа:
1. Аккуратность
2. Эстетичность
3. Соответствие
полученным знаниям
4. Цветовая
гамма
5.
Оригинальность
Во время
самостоятельной работы звучит мелодия на египетский мотив «Фараон».
|
Выполняют
творческое задание
|
Творческий
подход к выполнению задания
|
Самооценка
|
7.
|
Включение
в систему знаний и повторение (2 мин)
|
Выставка
работ учащихся
.
|
Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности.
|
Организует
повторение, раздает памятки учащимся с кратко изложенным материалом урока.
Египет –
это страна, которая находится в Африке.
Правителей
Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские
гробницы. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет
146.6 м.
Из-за
жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти
(набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только
фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины
носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1
или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
Для
того, чтобы оценить свою деятельность, поставьте соответствующий балл в своем
листе самооценки.
- В
завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый
вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые,
художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и
восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти
открытия сделаете вы сами.
|
Оценивают
уровень усвоенного материала, производят самооценку.
|
Обеспечить
осмысленное усвоение и закрепление знаний
|
самооценки.
Оценка
учителя.
|
|
Рефлексия.
2
минуты.
|
Организовать
самооценку учениками собственной учебной деятельности
|
Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности.
|
Учитель
организует рефлексию и самооценку работ и собственной деятельности.
- Сегодня
я узнал …
- Теперь
я могу…
- Меня
удивило…
- Через
украшения древние египтяне выражали…
-
Украшения в Древнем Египте выполняли роль… Слайд №21
Искусство
Древнего Египта создавалось во славу царей. Через него выражали идеи
могущества, силы, бессмертия фараона и представления египтян о вечной жизни.
Слайд №21
Выставляет
оценки за работу на уроке.
|
Оценивают
уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю
для выставления оценок.
|
Обеспечить
осмысленное усвоение и закрепление знаний
|
Оценка
учителя.
|
8.
|
Домашнее
задание.
1
минута.
|
|
|
По
выбору. Приготовить сообщение о древнеегипетских символах
|
Слушают,
записывают домашнее задание
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.