7 класс, тема: Тема 2. Россия в XVII в.
урок №30 Власть и
церковь. Церковный раскол.
Дата проведения урока: 7-А- 11.01.16, 7-Б - 13.01.16
Педагогические
цели:
образовательная: вооружение обучающихся
системой знаний, умений и навыков по теме, сформировать
у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти
и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки,
сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и
роль церковного раскола в истории российского общества.
·
воспитательная:
формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к
общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
·
развивающий аспект:
развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи,
памяти, внимания, воображения.
·
создать условия для развития УУД:
объяснять
значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная
реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства»,
причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа
Аввакума.
Тип
и вид урока: Урок изучения и первичного закрепления
знаний
Основное
содержание темы. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму.
«Соборное Уложение» 1649г. Центральное и местное управление. Приказная система.
положение
Русской православной церкви после Смуты; личность патриарха Филарета и новые
отношения высшей государственной и церковной властей при нём; личность и
церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между
церковной и светской властями; основные решения церковного Собора 1666—1667
гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.
Основные понятия с учетом историко-культурного
стандарта:
самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы,
протопоп.
Персоналии:
патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Даты и событие: 1653—1655
гг. — церковная реформа патриарха Никона.
Образовательные ресурсы:
: 1) учебник, Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII
век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
2) Данилов А.А. История
России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для
учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.:
Просвещение, 2013.
Внутрипредметные связи:
Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе.
Наглядность, ТСО: портреты
исторических деятелей: www/ infourok.ru:
История 7 класс
План
I.
Орг. момент.
II.
Повторение опорных знаний
III.
Усвоение новых знаний
1)
Церковь
после Смуты.
2)
Патриарх
Филарет
3)
Реформа патриарха Никона
4)
Усиление разногласий между церковной и светской властью
5)
Церковный
Собор 1666—1667 гг.
6)
Протопоп
Аввакум
IV.
Закрепление, формирование умений и навыков
Д/з , отвечать на вопросы ми
задания к параграфу
Ход урока
I. Орг.
момент.
II. Повторение
опорных знаний
Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками,
актуализирующая их знания.
Вопросы
для обучающихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2.
Какую роль церковь сыграла в событиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей
Русской православной церкви периода Смуты вы знаете?
III. Усвоение
новых знаний
1)
Церковь после Смуты.
Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской
православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися
вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?
2) Патриарх
Филарет
Учитель проводит с учениками беседу по портрету патриарха Филарета
(с. 62 учебника), отмечая особенности его личности и характера.
Вопросы для учащихся: 1. Почему значение и
роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при
патриархе Филарете? 2. Каков главный результат государственной деятельности
патриарха Филарета? 3. Какие вопросы ему так и не удалось решить в годы
патриаршества? Почему?
3) Реформа патриарха Никона
Рассмотрение этого пункта плана урока учитель начинает с
обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о
реформах.
Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует
каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной
жизни.
Вопросы для учащихся: 1. Почему была
необходима церковная реформа? 2. Какие из её положений вы считаете главными?
Почему? 3. В чём были главные причины массового протеста верующих против
церковной реформы? 4. Какую линию в отношении противников реформы заняло
руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
4) Усиление разногласий между церковной и
светской властью
Усиление разногласий между церковной и светской властью
рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов —
Филарета и Никона.
Вопросы
для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными
качествами и поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах,
патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была
истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при
патриархе Никоне? 3. Каков был результат противостояния царя и патриарха? Чем
можно объяснить поражение Никона в этом противостоянии?
Для ответа на вопросы учащиеся могут воспользоваться отрывком из
воспоминаний Ж. Маржерета о религии и вере в России (с. 66—67 учебника).
5) Церковный Собор 1666—1667 гг.
Свой рассказ о церковном Соборе 1666—1667 гг. учитель
сопровождает вопросами для учащихся: в чём была необходимость созыва церковного
Собора? Какие задачи он должен был решать? Какие решения принял Собор, какое
значение они имели? Каковы были итоги и последствия церковного Собора?
При изучении данного пункта плана учащиеся заполняют таблицу:
Церковный Собор 1666—1667 гг.
Принятое решение
|
Значение
|
|
|
6) Протопоп
Аввакум
Рассказ учителя о протопопе Аввакуме иллюстрируется репродукцией
картины М. П. Боткина «Старовер» и отрывками из «Жития протопопа Аввакума».
Затем следует беседа с учащимися.
Вопросы
для учащихся: 1. Какие факты биографии мятежного протопопа показались вам
самыми яркими и почему? 2. Почему как церковная, так и царская власть с особой
жестокостью подавляла выступления старообрядцев? 3. Чем можно объяснить попытки
царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений? 4. Какое значение имела
казнь «неистового протопопа» для старообрядчества и всей церкви?
IV. Закрепление,
формирование умений и навыков
Выводы. Русская православная церковь оказалась вовлечена в
политическую борьбу времён Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось,
значительный вклад в церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К
середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провёл
патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась
причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за
«старую» веру стала одной из форм протеста народа против гнёта властей.
Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.