Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол."

Урок истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол."

Скачать материал

7 класс, тема: Тема 2. Россия в XVII в.

урок №30        Власть и церковь. Церковный раскол.

Дата проведения урока: 7-А- 11.01.16, 7-Б - 13.01.16

Педагогические цели:

 образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков по теме, сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монар­хии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия цер­ковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.

·         воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

·         развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

·         создать условия для развития УУД:

объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Тип и вид урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основное содержание темы. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649г. Центральное и местное управление. Приказная система. положение Русской православной церкви после Смуты; личность патриарха Филарета и но­вые отношения высшей государственной и церковной вла­стей при нём; личность и церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собо­ра 1666—1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.

Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.

Даты и событие: 1653—1655 гг. — церковная реформа патриарха Никона.

Образовательные ресурсы: : 1) учебник, Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.

Внутрипредметные связи: Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе.

Наглядность, ТСО: портреты исторических деятелей: www/ infourok.ru: История 7 класс

План

            I.            Орг. момент.

         II.            Повторение опорных знаний

      III.            Усвоение новых знаний

1) Церковь после Смуты.

2) Патриарх Филарет

3) Реформа патриарха Ни­кона

4) Усиление разногласий между церковной и свет­ской властью

5) Церковный Собор 1666—1667 гг.

6) Про­топоп Аввакум

      IV.            Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з , отвечать на вопросы ми задания к параграфу

Ход урока

I.       Орг. момент.

II.      Повторение опорных знаний

Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками, актуализирующая их знания.

Вопросы для обучающихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2. Какую роль церковь сыграла в со­бытиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей Русской право­славной церкви периода Смуты вы знаете?

 

III.    Усвоение новых знаний

1)                 Церковь после Смуты.

Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?

 

2)      Патриарх Филарет

Учитель проводит с учениками беседу по портрету патриарха Филарета (с. 62 учебника), отмечая особенности его личности и характера.

Вопросы для учащихся: 1. Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете? 2. Каков главный результат государ­ственной деятельности патриарха Филарета? 3. Какие вопросы ему так и не удалось решить в годы патриаршества? Почему?

3) Реформа патриарха Ни­кона

Рассмотрение этого пункта плана урока учитель на­чинает с обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о реформах.

Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной жизни.

Вопросы для учащихся: 1. Почему была необходима церков­ная реформа? 2. Какие из её положений вы считаете главными? Почему? 3. В чём были главные причины массового протеста ве­рующих против церковной реформы? 4. Какую линию в отноше­нии противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?

4) Усиление разногласий между церковной и свет­ской властью

Усиление разногласий между церковной и светской властью рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов — Филарета и Никона.

Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Фи­ларет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне? 3. Каков был ре­зультат противостояния царя и патриарха? Чем можно объяс­нить поражение Никона в этом противостоянии?

Для ответа на вопросы учащиеся могут воспользовать­ся отрывком из воспоминаний Ж. Маржерета о религии и вере в России (с. 66—67 учебника).

 

5) Церковный Собор 1666—1667 гг.

Свой рассказ о церковном Соборе 1666—1667 гг. учи­тель сопровождает вопросами для учащихся: в чём была необходимость созыва церковного Собора? Какие задачи он должен был решать? Какие решения принял Собор, какое значение они имели? Каковы были итоги и последствия церковного Собора?

При изучении данного пункта плана учащиеся запол­няют таблицу:

Церковный Собор 1666—1667 гг.

Принятое решение

 

Значение

 

 

 

6) Про­топоп Аввакум

Рассказ учителя о протопопе Аввакуме иллюстриру­ется репродукцией картины М. П. Боткина «Старовер» и отрывками из «Жития протопопа Аввакума». Затем сле­дует беседа с учащимися.

Вопросы для учащихся: 1. Какие факты биографии мятежно­го протопопа показались вам самыми яркими и почему? 2. По­чему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев? 3. Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убежде­ний? 4. Какое значение имела казнь «неистового протопопа» для старообрядчества и всей церкви?

 

 

IV.    Закрепление, формирование умений и навыков

Выводы. Русская православная церковь оказалась во­влечена в политическую борьбу времён Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значи­тельный вклад в церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провёл патриарх Ни­кон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за «старую» веру ста­ла одной из форм протеста народа против гнёта властей.

Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Патриарх Никон

1605–1681 гг.

 

 

 

 

Протопоп Аввакум

1620–1682 гг.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2016 4983
    • DOCX 353 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Василенко Ярослава Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Василенко Ярослава Евгеньевна
    Василенко Ярослава Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 377087
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по истории в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 191 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе