Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-исследование на тему: «Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Урок-исследование на тему: «Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пастернак.doc

Зубкова А.Е. ГБОУ лицей г.Сызрани Самарской области городского округа Сызрань Самарской области

 Урок-исследование на тему:

«Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Цели урока:

образовательные: нацелить учащихся на восприятие романа «Доктор Живаго» в контексте        времени его создания,

воспитательные: определить злободневность проблематики романа для современного читателя, выделив в нем «вечные» мотивы,

развивающие: расширить представления учащихся о понятии символ в художественном произведении, подчеркнув несомненную лиричность романа Б.Л.Пастернака.

Оборудование: портрет Б.Л.Пастернака, поэтов, его современников, компьютер с выходом в Интернет у учителя, ссылки даны на Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов.

 

 

Класс делится на пять групп, каждая из которых получает задания.

Слово учителя:

История создания  романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности.

Использование ЭОР:

"Нобелевская премия", Пастернак Борис Леонидович

 

 Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанру произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмы, рифмовки.

Использование ЭОР:

"Гамлет", Пастернак Борис Леонидович

 «Неотделимые друг от друга поэзия и проза – полюса. По врожденному слуху поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря и, подобрав её, как подбирают мотив, передаётся затем импровизации на эту тему. Чутьём, по своей одухотворенности, проза ищет и находит человека в категории речи, а если век его лишен, то на память воссоздает его, и подкидывает, и потом для блага человечества делает вид, что нашла его среди современности. Начала эти не существуют отдельно»

.

 

Сам Б.Л.Пастернак до романа писал в основном стихи, да и рядом с ним жили поэты, чьи имена были у всех на слуху, чьи стихи читались на поэтических вечерах.

Назовите поэтов-современников Б.Л.Пастернака.

Назовите годы создания романа и соотнесите его содержание с историческими событиями, происходящими в стране в это же время.

Попробуйте вспомнить литературные течения, характерные для этого исторического периода. (Символизм как одно из ведущих)

Основой романного сюжета можно назвать постоянную борьбу героев, их противостояние друг другу, внешним обстоятельствам, ходу истории. Борьба жизни и смерти, добра и зла, белых и красных, долга и совести, любви и преданности семье – вот грани романа, рождающие целый ряд мотивов-символов, характерных не только для романа «Доктор Живаго», но и для эпохи, описанной в нем.

 

         Гипотеза нашего исследования будет заключаться в том, что условно все мотивы символы можно разделить на две большие группы: «живые и мертвые».

         Задания для каждой из групп одинаковые, различны лишь цитаты из текста, предложенные для анализа.

 

         Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

 

         1 группа:

Мотив № 1

1) «Шли и шли и пели вечную память, и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра»

2) «Тело самоубийцы лежало на траве около насыпи. Струйка запекшийся крови резким знаком чернела поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки. Кровь казалась не его кровью, вытекшею из него, а приставшим посторонним придатком, пластырем или брызгом присохшей грязи, или мокрым березовым листиком.»

3) «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный» - тихим веянием проволакивается по переулку и остается в нем, как будто провели мягким страусовым пером по воздуху, и все качается: венки и встречные, головы лошадей с султанами, отлетающее кадило на цепочке в руках священника, белая земля под ногами».

4) «Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. …Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым топором, которым резал им … из дерева игрушки…»

5) «В нескольких шагах от крыльца, вкось поперек дорожки, упав и уткнувшись головой в сугроб, лежал застрелившийся Павел Павлович. Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови».

6) «Со стола в дверь грубо выдолбленным челном смотрел нижний суживающийся конец гроба, в который упирались ноги покойника. Это был то же стол, на котором прежде писал Юрий Андреевич… Его окружали цветы во множестве…»

( Мотив-символ похороны (смерть), связан с судьбой доктора Живаго, с него начинается роман (умирает мать Юры), смерть преследует героя повсюду, он постоянно борется с ней, сам пытается выжить, таково веяние времени. Роман заканчивается смертью Юрия Андреевича.)

 

Мотив № 2

1)      «…Юре казалось, что он узнает  то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная Кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой».

2)      « В форточки дул теплый ветер с юга, на вокзалах белугой ревели паровозы, и болеющая Лара, лежа в постели, предавалась на досуге далеким воспоминаниям».

3)      « …крики Тони, как кричат задавленные с отрезанными конечностями, извлеченные из-под колес вагона».

4)      « В это время вагон пришел в движение, но проехав совеем немного по Пресне, остановился… Не обращая внимания на окрики, он (Живаго) прорвался сквозь толчею, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на колени и больше не вставал… Подошла к группе дама в лиловом, постояла, посмотрела на мертвого, послушала разговоры и пошла дальше».

( Мотив-символ железной дороги относится к группе мотивов «мертвых». Эта дорога, как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком)

 

 

2 группа

Мотив № 1

1)      « За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, что буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало».

2)      « Порывы ветра терзали побеги дикого винограда, которыми была увита одна из террас. Ветер как бы хотел вырвать растение целиком, поднимая на воздух, встряхивая на весу и брезгливо кидая вниз, как дырявое рубище».

3)      « Шум ветра сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

4)      « Над толпой перебегающих по мостовой пассажиров от Никитских ворот ползла, все выше к небу поднимавшаяся, черно-лиловая туча. Надвигалась гроза…  Первые крупные капли дождя упали на тротуар, на мостовую, на даму. Порыв пыльного ветра проволокся по деревьям, задевая листьями за листья, стал срывать с дамы шляпу и подворачивать ей юбки и вдруг улегся».

(Мотив-символ бури(метели) является промежуточным между «мертвыми» и «живыми». Она сопровождает Юрия Андреевича всю его жизнь, являясь символом грядущих испытаний в его судьбе. Буря, несомненно, и символ описанного мятежного исторического времени революции и гражданской войны)

 

 

Мотив № 2

1)      « Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и села, города и степи… Все движения на свете в отдельности были рассчитано-трезвы, а в общей сложности безотчетно пьяны общим потоком жизни, который объединял их. Люди трудились, хлопотали, приводимые в движение механизмом собственных забот».

2)      « Все кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло на разбирая куда по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом все по дороге».

3)      « Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится».

4)      « …И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания».

5)      « Молодой лес под насыпью был почти ещё гол, как зимой. Только в почках, которыми он был сплошь засыпан, как воском, завелось что-то лишнее, какой-то непорядок, вроде грязи или припухлости, и этим непорядком и грязью была жизнь, зеленым пламенем листвы охватившая первые, распустившиеся в лесу деревья».

6)      « Вагон, проехав совсем немного по Пресне, остановился… он сделал шаг, другой третий, рухнул на камни и больше не вставал… И она пошла вперед, в десятый раз обогнав трамвай и, ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пережила его».

(Мотив-символ постоянного движения, безусловно, принадлежит к «живым». Движение – жизнь, постоянно меняющаяся, преподносящая сюрпризы, но несомненная. Фамилия главного героя – Живаго – также означает жизнь.)

 

 

 

 

3 группа

Мотив № 1

1)      « Всходило солнце и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев. Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. Одуряющее благоухание утра, казалось, исходило именно от этой отсыревшей тени на земле с продолговатыми просветами, похожими на пальцы девочки».

2)      « Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого. Земля, воздух, месяц. Звезды скованы вместе, склепаны морозом. В парке поперек аллей лежат отчетливые тени деревьев, кажущиеся выточенными и выпуклыми… крупные звезды синими слюдяными фонарями висят в лесу между ветвями. Мелкими, как летние луга, ромашками усеяно все небо».

3)      « Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно он пропускал сквозь себя эти столбы света… Тот юношеский образ, который на всю жизнь складывается у каждого…, пробуждался в нем и заставлял природу, лес, вечернюю зарю и все видимое преображаться в такое же первоначальное и всеохватывающее подобие девочки».

( Мотив – символ природы является в роман подтверждением лиричности прозы Пастернака. С ним, безусловно, связано чувство любви к Ларе, а также тема творчества в романе. Природа в романе не только помогает понять внутренний мир героев, но и является полноправным действующим лицом повествования. )

Использование ЭОР:

"Осень", Пастернак Борис Леонидович

 

Мотив № 2

1)      « Вот вечерний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в разных местах разной дальности, как бы в знак того. Что пространство все насквозь живое. И  эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая. Знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! ...  Вот это-то и есть Лара».

2)      « Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

3)      « Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к концу которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

(Мотив–символ России, родины является вечной темой писателей и поэтов. Трепетное отношение к России связано с биографией самого Пастернака (отказ от нобелевской премии). Россия для Живаго воплощается в образе его возлюбленной, Лары)

 

Группа 4

Мотив № 1

1)      « Высший мир обступил Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес, … Тогда Юра верил в Бога этого леса, как в лесничего».

2)      « Воскресение в той грубейшей форме, как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, и добру, и смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой животной толчее. … Вот вы опасаетесь, воскресните ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили».

3)      « В недавнем бреду он укорял небо в безучастии, а небо всей ширью опускалось к его постели, и две большие, белые до плеч, женские руки протягивались к нему».

( Мотив-символ веры, Бога перекликается у Пастернака то с образом матери, то России, то Лары. Здесь автор демонстрирует свое ощущение, понимание Бога. Без него он не мыслит жизни, что так расходится с веяниями нового времени.)

Мотив № 2

1)      « Они проезжали по Камергескому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, … «Свеча горела на столе, свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося…»

2)      « Россия … видится …на глазах у всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и грехи человечества».

3)      « Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на эту свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, … пошло в жизнь его предназначение».

 

4)      (Мотив-символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. « Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу».)

Использование ЭОР:

"Зимняя ночь", Пастернак Борис Леонидович

 

Группа 5

 

Мотив № 1

1)      « Она росла на горке над низким топким кочкарником и протягивала ввысь, к самому небу, в темный свинец предзимнего ненастья, плоско расширяющиеся щитки своих твердых разодевшихся ягод».

2)      « Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспоминал большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным движением рябина осыпала его снегом с головы до ног».

3)      « Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови. Мелкие, в строну брызнувшие, капли крови скатались со снегом в красные шарики, похожие на ягоды мерзлой рябины».

(Мотив-символ рябины - «живой» символ романа. Для Живаго, как человека творческого, рябина заметна, она единственная сохранила листву из всех деревьев и продолжает жить зимой, она вдохновляет доктора на создание поэтических творений.)

 

Мотив № 2

1)      « Вначале он не мог ни во что вглядеться и ничего не увидел. Но через минуту расслышал ослабленное расстоянием протяжное утробно-скулящее завывание и тогда заметил на краю поляны за оврагом четыре вытянутые тени, размером не больше маленькой черточки».

2)      « - Слышишь? Собака воет. Даже две. Ах, как страшно, какая дурная примета! Как-нибудь дотерпим до утра, и едем, едем. Ни минуты тут дольше не останусь».

 

(Мотив-символ волков – «мертвый» символ романа. Это тревожное предчувствие героев, своеобразное предупреждение надвигающейся опасности. С волком ассоциируется в романе и образ Стрельникова, постоянного соперника Живаго.)

 

Таким образом, в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» можно выделить десять мотивов-символов. Условно они делятся на две большие группы: «живые» (движение, природа, Россия, Бог) и «мертвые» (похороны, метель, железная дорога, волки). Символы свечи и рябины являются своеобразным дополнением к воспроизведению образов героев. Развитие этих мотивов составляет смысловую, сюжетообразующую и стилевую основу романа.

 

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Юрия Живаго из романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-исследование на тему: «Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1808
    • RAR 5.5 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубкова Александра Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубкова Александра Евгеньевна
    Зубкова Александра Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6441
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов