Инфоурок Информатика КонспектыУрок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)

Урок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)

Скачать материал

Урок по информатике для 5 класса по теме «Кодирование информации».

Учитель: Моисеева Мария Владимировна.

Предмет: информатика.

Класс: 5

Тема: Обобщение по теме «Кодирование информации».

Учебник: Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, углубление, обобщение и систематизация знаний по теме, развития ассоциативного, образного и логического мышления, воображения.

Планируемые результаты.

1.      Познавательные УУД:

-        Объяснять явления, процессы, связи и отношения.

-        Классифицировать по заданным основаниям.

-        Строить логическое рассуждение.

-        Анализировать и обобщать, доказывать.

2.      Коммуникативные УУД:

-        Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

-        Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

-        Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

3.      Регулятивные УУД:

-        Работать по плану, сверяясь с целью.

-        Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

-        Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Материалы:

1.      Проектор.

2.      Коробочки для посланий.

3.      Зеркальце.

4.      Бумажные пакеты.

5.      Конверты.

6.      Наборы кружков.

Источники:

1.      Всероссийский конкурс по информатике «Кит – компьютеры, информатика, технологии».
http://konkurskit.org

2.      Информатика: 5 класс. Рабочая тетрадь / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 152 с.

3.      Электронная тетрадь по информатике для 5 класса Д. Тарасова.
http://products.videouroki.net/t5ru/

4.      Электронный учебник «Азы информатики» А.А. Дуванова.
http://www.botik.ru/~robot/sale/azinf.htm

Ход занятия.

Организационный момент.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с различными способами кодирования информации. А сегодня предлагаю сыграть в игру «Секрет». Это командная игра с несколькими раундами. В ней есть задания для всей команды и для каждого участника, индивидуальные. Первое, что нужно сделать, это объединиться в команды и выбрать капитана.

Теперь можем начать игру.

Основная часть.

I.        Выбор названия команды.

Капитаны команд вытяните первое задание, которое определит название вашей команды. За правильно расшифрованное название команда получает одно очко.

1.      В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете все правильно, сможете сказать название своей команды.

З

59 + 27

Р

61 +  35

О

92 + 6

К

36 + 15

Я

34 + 38

Н

12 + 59

М

94 + 5

А

7 + 42

 

 

Ответ: Морзянка.

2.      В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке возрастания. Если вы сделаете все правильно, сможете сказать название своей команды.

С

27 + 8

М

6 + 55

Ы

51 + 47

О

68 + 17

Е

19 + 27

А

39 + 28

Ф

49 + 35

Р

67 + 24

 

 

Ответ: Семафоры.

II.     Выбор игрового набора.

Капитаны команд вытяните второе задание, которое определит, какой игровой набор, получит команда. Те, кто решат его быстрее и правильно получают зеленый комплект игрового набора и одно очко, а вторая команда – красный комплект.

1.      Исполнитель работает по следующему алгоритму: новое число получается приписыванием по порядку к a справа тех цифр из b, которые больше 5. Запишите, что получится в результате такой обработки:

a

326

0815

 

 

 

 

 

 

b

59260

 

 

Ответ: 32696.

2.      Исполнитель работает по следующему алгоритму: новое число получается приписыванием по порядку к a справа тех цифр из b, которые меньше 5. Запишите, что получится в результате такой обработки:

a

286

0815

 

 

 

 

 

 

b

55208

 

 

Ответ: 28620.

III.  Игровой набор.

Перед каждой командой находиться конверт, бумажный пакетик и колба. Не заглядывая внутрь, распределите объекты между участниками команды. Теперь вам надо справиться с заданиями.

Примечание. Участник, который получил конверт, должен пересесть за компьютер и выполнить задания в электронной тетради, указанные в письме. Участник, получивший колбу, должен расшифровать текст сообщения и дополнить его. Участник, получивший бумажный пакетик, должен самостоятельно понять, что нужно сделать с зеркалом и бумажкой. При большом количестве участников увеличивается количество конвертов. Если кто-то из команды закончил расшифровку раньше, то он может помочь другому участнику. Подсчет очков осуществляется после того, как одна из команд выполнила все три задания. Колба – два очка (одно за расшифровку, одно за дополнение), бумажный пакет – одно очко, конверт – максимум 7 очков (по числу правильно выполненных заданий минус количество ошибок).

1.      Красный набор.

а)      Колба. Декодировать и дополнить сообщение. Оно закодировано следующим способом. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы. Например: лес – (2,1); (6,3); (3,2).

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Текст сообщения: (3,3), (10,3), (4,1), (8,2), (6,3), (3,2), (4,2), (6,3), (2,2), (12,2), (12,1), (1,1), (1,3), (2,2), (4,2), (8,1), (12,3), (1,2), (1,3), (3,1), (11,1), (4,2), (10,3), (12,2), (12,1), (12,3), (12,3), (12,3).

Ответ: «Винчестер, карты памяти, …».

б)      Конверт. Участник выполняет задание за компьютером. Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса \ Информация и компьютер \ Урок 13: 127, 129, 130, 132, 133, 134, 135.

в)      Пакет. Декодировать сообщение.

Текст сообщения:

Ответ: «Чарльз Беббидж изобрел вычислительную машину».

2.      Зеленый набор.

а)      Колба. Декодировать и дополнить сообщение. Оно закодировано следующим способом. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы. Например: лес – (2,1); (6,3); (3,2).

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Текст сообщения: (1,2), (2,1), (5,1), (4,2), (4,2), (6,3), (2,2), (12,2), (12,1), (3,1), (5,1), (4,1), (10,3), (4,2), (5,1), (2,2), (12,2), (12,1), (1,1), (5,1), (2,1), (5,1), (4,1) (1,1), (10,3), (12,2), (12,1), (12,3), (12,3), (12,3).

Ответ: «Плоттер, монитор, колонки, …».

б)      Конверт. Участник выполняет задание за компьютером.
Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса \ Информация и компьютер \ Урок 13: 127, 129, 130, 132, 133, 134, 135.

в)      Пакет. Декодировать сообщение.

Текст сообщения:

Ответ: «Первую женщину – программист звали Ада Лавлейс».

IV.  Индивидуальный этап.

И последний этап игры «Секрет» – индивидуальный. Каждый участник выполняет в электронной тетради 10 заданий. Соответственно, максимальное количество очков, которое может принести своей команде КАЖДЫЙ участник, – 10. Игра останавливается, когда одна из команд (все ее участники) выполнила задание. Подсказывать, помогать на этом этапе запрещается.

Задание: Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса:

    1. Информация и компьютер \ Урок 11: 106, 107, 108, 111
    2. Информация и компьютер \ Урок 12: 116, 117, 118, 119, 120, 123

Заключение.

Итак, подсчитываем очки. Объявляется победитель и награда. Например, все участники команды – победителя получают отметку «пять», участники другой команды по желанию получают отметку «четыре».

И в заключение. Пока вы выполняли задание за компьютерами, у вас на партах появились наборы кружочков: красные, желтые и зеленые. Это кружочки настроения. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, то поднимите зеленый кружок; если не понравилось, то красный; если понравилось не все (например, что не выиграли), то желтый кружок. Подсчет уровня настроения.

Спасибо за урок, до свидания.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Игра "Секрет".Это игра является обобщающим занятием по теме "Кодирование информации", по времени рассчитан на стандартный урок, требует дополнительной подготовки. В ходе занятия проверяются не только полученные знания и приобретенные умения шифровки и расшифровки информации, но и формируются навыки командной работы, умения распределять обязанности.В работе представлен подробный ход занятия с пояснениями, а также описаны цель и планируемые результаты, необходимый материал и источники информации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.11.2020 2220
    • DOCX 256 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шакин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шакин Павел Викторович
    Шакин Павел Викторович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78805
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 803 человека

Курс повышения квалификации

Организация преподавания информационных систем и технологий в профессиональном образовании

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе