Инфоурок Литература КонспектыУрок и презентация на тему "Антонимы"

Урок и презентация на тему "Антонимы"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок на тему%3A -Антонимы- .doc

Тема :        Антонимы                                     

                                                                      

 

Цели и задачи1.  Образовательные :

повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.

развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу

Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Тип урока : комбинированный

Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.

Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word  Power  Point , плакаты                   « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.                               

                                                           Ход урока

I . Организационный момент

-         Приветствие

-          Мотивация.

К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый)  А этого человечка?  (печальный, грустный, несчастный)

-Подберите синонимы- имена существительные –ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)

 

 

 

 

II. Опрос домашнего задания

1)     Упражнения 108,109

  1. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.      

( синонимы )

Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.

      Давайте обобщим эти понятия.

      Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) .

Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

      А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют  противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Кроссворд « Спрятанное слово

с

л

А

д

к

и

й

к

о

Н

ч

а

т

ь

з

а

Т

и

ш

ь

е

п

л

О

т

н

ы

й

л

е

Н

и

в

ы

й

д

л

И

н

н

ы

й

т

е

М

н

о

т

а

 

Горький – сладкий                     Трудолюбивый - ленивый

Начинать – кончать                    Короткий - длинный    

Буря – затишье                            Свет – темнота

Рыхлый – плотный

 

Теперь записываем тему урока : « Антонимы ». Значит антонимы

( от греческого слова анти – против.  оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.

      А все ли слова имеют противоположное значение?

Сейчас проверим.

Игра « Смотри , не ошибись ».

      Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд, весёлый

( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко , 

Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан ,  синий , чёрный

( белый ).

Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.

Нет антонимов у имён собственных , местоимений,  числительных,  прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ),прилагательных, образованных от названия металлов .

А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды « Ранняя и поздняя осень ».

Выписываем слова , противоположные по значению:

Высокие – низкие

Огромный – маленький

Толстый – тонкий

Словарная работа

Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )

1)     Толстый                                          худой

2)      Высокий                                         низкий   

3)      Весёлый                                         грустный

4)      Темноволосый                             светловолосый

5)      Добрый                                          злой

6)      Аккуратный                                   грязный

7)      Умный                                             глупый  

8)      Румяный                                         бледный.

 

Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то можно найти очень много антонимов.

Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары :

Зима – лето                                  Жарко – холодно                        пасмурно – солнечно

Влажно – сухо

 

А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам

Да- …                      Хороший - …        утро - …

Дерево  - …           мир - …                  Алия

Весело - …            дом - …                   пятый

           

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.

 

Я антоним к слову – «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ( зима ).

 

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха , для сна

Называюсь ( тишина ).

 

Следующая игра : « Эстафета »

 

( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого надо найти антоним ).

Смысл игры заключается в быстроте и правильности

ответов.

 

 

 

богатый

больше

Да

первый

здоровый

Горький

плохой

мало

Правда

умный

вперёд

Белый

хорошо

весёлый

Лучше

чёрный

война

Вверх

дёшево

радость

тишина

 

Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )

1.      Чтение диалога по ролям

Диалог                                         Монолог

( беседа двух                           ( речь одного лица )

или нескольких

лиц )

 

При диалогах и монологах можно использовать антонимы.

Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :

- « Война и мир » Л.Н.Толстого

- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова

- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова

С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.

Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

            Например :

Правой рукой строит, а левой разрушает

Ученье – свет ,  неученье – тьма.

Сытый голодного не разумеет.

А теперь внимание на доску

 

Творческий диктант

 

Легко сказать, да

( трудно доказать)

Впереди беги, а

( назад оглядывайся)

Мягко стелет .  да

( жестко спать )

Смотрит вдоль , а

( видит поперёк )

 

Музыкальные отрывки

( тихая – громкая, быстрая – медленная , грустная – весёлая , успокаивающая – возбуждающая ).

 

« Игра в мяч »

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово « высоко »

А ты ответишь  (низко )

Скажу я слово « далеко »,

А ты ответишь  (близко )

Скажу я слово « потолок »,

А ты ответишь  ( пол )

Скажу я слово « потерял »

И скажешь ты   ( нашёл )

Скажу тебе я слово « трус »

Ответишь ты  ( храбрец )

Теперь начало я скажу

Ну отвечай  ( конец ).

IY. Обобщение и закрепление материала

Последнее обобщающее задание нашего урока:

Найти пары слов – антонимов в предложении :

 

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.

n        

n       Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128.

n       2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.

YI .  Выставление и комментирование оценок.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок и презентация на тему "Антонимы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ kalzhanova-sabira-antonimy-(sjaty).pptx

Скачать материал "Урок и презентация на тему "Антонимы""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 
Добро 
пожаловать !

    1 слайд



    Добро
    пожаловать !

  • Сш № 251 им М.АуэзоваОткрытый  урокТема:   «Антонимы»Класс: 5 

Предметник: К...

    2 слайд

    Сш № 251 им М.Ауэзова
    Открытый урок
    Тема: «Антонимы»
    Класс: 5

    Предметник: Калжанова С.

  • Цели и задачи: 1.  Образовательные : 
повторить и систематизировать понятия л...

    3 слайд

    Цели и задачи:
    1. Образовательные :
    повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.
    познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
    научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
    познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
    2. Развивающие :
    развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
    развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
    Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.
    3. Воспитательные :
    Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
    Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
    Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
    Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары

  • 12

    4 слайд

    1
    2

  • Внимание! Внимание !« Радионяня » 

 Веселый урок Синонимы

    5 слайд











    Внимание! Внимание !

    « Радионяня »

    Веселый урок

    Синонимы

  • « Угадай слово »1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или прис...

    6 слайд

    « Угадай слово »
    1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях.
    2. Красная строка,отступ вправо в начале строки.
    3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.
    4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.

  • Вывод :		Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык,...

    7 слайд

    Вывод :
    Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).

  • Кроссворд « Спрятанное слово »

    8 слайд

    Кроссворд « Спрятанное слово »

  •  Тема урока
 «Антонимы»

    9 слайд

    Тема урока

    «Антонимы»

  • Антонимы -
( От греческого Анти – против, оним – имя).
Это слова одной и той...

    10 слайд

    Антонимы -

    ( От греческого Анти – против, оним – имя).
    Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
    – оживляют речь,делают ее выразительнее.
    Добрый – злой
    Добрый- относящийся к людям с расположением,проникнутый сочувствием к ним , готовый помочь,отзывчивый.
    Злой – иполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.

  • Слово – дело великое.Великое потому что словом можно  соединить людей...

    11 слайд







    Слово – дело великое.
    Великое потому что словом можно
    соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти.

    Л.Н.Толстой

  • Большой (…),  много (…),  стакан (…),
высокий (…), верблюд (…), веселый (…),...

    12 слайд

    Большой (…), много (…), стакан (…),
    высокий (…), верблюд (…), веселый (…),
    дом (…), хорошо (…), часы (…),
    кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
    десятый (…), яблоко (…), ты (…).
    Игра «Смотри, не ошибись»

  • Вывод :Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных,  прилага...

    13 слайд

    Вывод :

    Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
    цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

  • Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 )Выписываем из текста сл...

    14 слайд

    Ранняя и поздняя осень
    Работа по учебнику ( стр. 53 )
    Выписываем из текста слова, противоположные по значению.

  • Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его,  найдите а...

    15 слайд

    Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
    Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
    И грустно , и радостно.

  • Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающи...

    16 слайд

    Странный – оғаш, әдеттен тыс
    Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
    Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер
    Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
    Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу
    Словарная работа

  • Найти антонимы к словам:

    17 слайд

    Найти антонимы к словам:

  • Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие анто...

    18 слайд



    Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
    Быстрее -
    Прохладно -
    Грязно –
    Конец –
    Поздняя -

  • Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.Я – антоним к слову « лето »...

    19 слайд

    Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
    Я – антоним к слову « лето »
    В шубу снежную одета ,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я …
    ( Зима )

    Я – антоним шума,стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха,для сна
    Называюсь …
    ( Тишина)

  • Эстафета

    20 слайд

    Эстафета

  • Работа по учебнику 
(стр.55 упражнение 125)Чтение диалога по ролям

2. Найдит...

    21 слайд

    Работа по учебнику
    (стр.55 упражнение 125)
    Чтение диалога по ролям

    2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога

  • ( от греческого слова диалогос – «беседа»
Диалог – разговор двух или нескольк...

    22 слайд

    ( от греческого слова диалогос – «беседа»
    Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
    ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ).
    Монолог – речь одного лица.
    Речь
    Диалогическая
    Монологическая

  • Произведения в названиях которых есть антонимы :« Война и мир » Л.Н.Толстого...

    23 слайд

    Произведения в названиях которых
    есть антонимы :
    « Война и мир » Л.Н.Толстого,
    « Толстый и тонкий » А.П.Чехова,
    « Живые и мертвые » К.М.Симонова.

  •  Произведения :ВОЙНА И МИРТолстый и тонкий

    24 слайд

    Произведения :
    ВОЙНА И МИР
    Толстый и тонкий

  • Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,кр...

    25 слайд




    Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.

    Правой рукой строит,а левой разрушает.
    Ученье - свет,неученье – тьма.
    Сытый голодного не разумеет

  • Творческий диктант

    26 слайд

    Творческий диктант

  • Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая -...

    27 слайд

    Тихая – громкая,
    быстрая – медленная,
    грустная – веселая,
    успокаивающая - возбуждающая
    Музыкальные отрывки :

  • Игра в мячИ нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я сл...

    28 слайд

    Игра в мяч
    И нам с тобой пришел черед:
    Сыграть в игру « Наоборот ».
    Скажу я слово высоко ,
    А ты ответишь …
    Скажу я слово далеко,
    А ты ответишь …
    Скажу я слово потерял
    И скажешь ты …
    Скажу тебе я слово трус
    Ответишь ты …
    Теперь начало я скажу
    Ну,отвечай …

  • СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

	Есть люди добрые и злые , храбрые и...

    29 слайд




    СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

    Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

  • Задания на дом:  
1) Упражнения 126 ,128.
2) Выучить наизусть одно стихот...

    30 слайд






    Задания на дом:
    1) Упражнения 126 ,128.
    2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.

  • Спасибо за внимание .До новых встреч !

    31 слайд





    Спасибо за внимание .


    До новых встреч !

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи : 1. Образовательные :повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.3. Воспитательные :Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасногоВоспитывать внимание,доброе отношение друг к другуВоспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.03.2020 274
    • RAR 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Логинова Жанна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Логинова Жанна Владимировна
    Логинова Жанна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70941
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 769 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 149 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек