Инфоурок Химия КонспектыУрок химии в 8-м классе на тему "Основания"

Урок химии в 8-м классе на тему "Основания"

Скачать материал

Конспект урока химии 8 класс

 

Тема занятия: Основания: классификация, физические свойства и номенклатура.

Место урока в теме: II урок в теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель урока: сформировать представления о составе, номенклатуре, физических свойствах оснований, действии оснований на индикаторы.

Задачи урока:

·         Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков.

·         Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

·         Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности; развивать интерес к знаниям, культуры общения, сотрудничества.

·         Здоровье сберегающие: формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Место проведения занятия: кабинет химии.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Химия» / для 8 классов (базовый уровень) под ред. Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (М.: Просвещение, 2014)               

 «Таблица растворимости кислот, оснований, солей», инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов, компьютер, проектор.

 

 

Реактивы и оборудование:

·    штативы с пробирками;

·    твердые: гидроксид калия KOH, гидроксид натрия NaOH, гидроксид кальция Ca(OH)2, гидроксид алюминия Al(OH)3; р-ры: гидроксид меди (II) Cu(OH)2, гидроксид железа (III) Fe(OH)3;

·    раствор гидроксида натрия NaOH;

·    химические стаканчики с водой;

·    стеклянные палочки;

·    индикаторы: растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса;

на учительском столе: пульверизатор с раствором аммиака и лист белой бумаги с предварительно смоченной раствором фенолфталеина, а затем высушенной, надписью «основания».

Тип занятия:

·    по основной дидактической цели: урок изучения нового материала

·    по основным этапам учебного процесса: комбинированный

 

ХОД УРОКА

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

I Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет их готовность к работе на уроке.

Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом к уроку.

II Проверка/актуализация знаний

Задает вопросы:

1.   С каким классом неорганических соединений мы с вами познакомились на прошлом уроке?

2.   Что такое оксиды?

3.   На какие группы делят оксиды?

4.   Приведите примеры оксидов.

Контролирует чтобы за верный ответ учащиеся выставляли на полях рабочей тетради по 1 баллу

 

На доске/на слайде приводит формулы веществ:

NaOH, Al, CO2, O3, Fe(OH)3, SO3, MgO, Ba(OH)2, K2O

Задание учителя:

1.Выберите из списка простые вещества, запишите их в строчку под цифрой «1».

2. Выберите из списка кислотные оксиды и запишите их под цифрой «2».

3.Выберите из списка основные оксиды и запишите их под цифрой «3».

4.Назовите оксиды.

Демонстрирует слайды с эталонами ответов.

1.     Простые вещества: Al, O3

2.     Кислотные оксиды: CO2  - оксид углерода (IV), SO3 – оксид серы (VI)

3.     Основные оксиды: MgO – оксид магния, K2O – оксид калия

 

Контролирует чтобы учащиеся выставляли на полях рабочей тетради баллы.

Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников.

За правильный ответ учащийся получает по 1 баллу, фиксирует его на полях своей рабочей тетради.

 

 

 

 

Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

1.     Выбирают из списка простые вещества.

2.     Выбирают из списка кислотные и основные оксиды, называют их.

 

Самопроверка по эталону на слайде:

1балл – правильно выписаны формулы простых веществ по заданным пунктам

1 балл – правильно названы оксиды

 

Учащиеся выставляют на полях рабочей тетради полученные баллы.

 

 

III Стадия вызова

Задает вопросы фронтально:

1.    Какие вещества вы не выписали из списка?

2.   Сравните их состав, что общего и какие различия?

3.   Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу?

4.   Как именно называется этот класс соединений, мы узнаем после эксперимента:

 

Демонстрирует эксперимент:

Пульверизатором с раствором аммиака опрыскивает лист белой бумаги и на нем появляется малиновая надпись темы урока «ОСНОВАНИЯ»

5.   Давайте попытаемся сформулировать тему, цель и задачи нашего урока.

6.   Демонстрирует слайд с целями и задачами урока после озвучивания их учащимися.

1. Выписывают оставшиеся вещества, сравнивают их состав, выявляют черты сходства и различия.

2. Делают вывод о существовании нового класса веществ.

3. Наблюдают за экспериментом.

3. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

4. Формулируют цели и задачи урока:

·        Дать определение понятию «основания»

·        Познакомиться с составом, классификацией и образцами оснований

·        Изучить их физические свойства.

·        Научиться составлять формулы оснований, называть их.

·        Исследовать действие индикаторов на основания (с термином «индикатор» ребята познакомились на предыдущем уроке)/уметь распознавать основания среди других веществ.

IV. 1 Стадия осмысления

1.                 Помогает учащимся сформулировать определение «основания» (фронтальная работа)

2.                 Демонстрирует слайд с определением и общей формулой оснований.

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. Число гидроксогрупп определяется валентностью металла.

Общая формула оснований:

Me(OH)n

Me – знак элемента металла

OH – гидроксильная группа (валентность равна I)

n – число гидроксильных групп = валентности металла

n =1 - 3

1.                Формулируют понятие основания путем анализа выписанных формул.

2.                Выводят общую формулу оснований.

3.                Самопроверка собственного определения и формулы с эталоном в учебнике (§ 41) / на слайде.

 

1.                Организует работу в парах по инструктивным карточкам № 1 (приложение 1).

2.                Помогает при необходимости, разъясняет непонятные моменты.

3.                Демонстрирует слайд с верными ответами:

Ca(OH)2 – гидроксид кальция

Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)

NaOH – гидроксид натрия

Гидроксид лития – LiOH

Гидроксид меди (II) – Cu(OH)2

Гидроксид бария – Ba(OH)2

4.                  Демонстрирует слайд для первичного закрепления знаний по номенклатуре оснований, контролирует выставление баллов за верные ответы.

Задание: установите соответствие между формулой основания и его названием

Mg(OH)2

Гидроксид меди (I)

CuOH

Гидроксид магния

KOH

Гидроксид калия

5.                Работа в парах по инструктивным карточкам № 1. (приложение 1)

6.                Сравнивают свои ответы с эталоном на слайде, выставляют себе баллы за правильно выполненную работу.

1 балл – правильно названы все основания

1балл – правильно написаны формулы гидроксидов

7.                По желанию участвуют в выполнении задания, получают балл за верный ответ. Остальные учащиеся слушают, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах.

 

Физ. минутка

Называет формулы оксидов и оснований.

NaOH, BaO, Cu(OH)2, SO2, P2O5, Fe(OH)3, K2O, LiOH

Встают. Если названа формула оснований, поднимают руки вверх. Если назван другой класс соединений, трясут кистями перед собой.

IV. 2 Стадия осмысления

1.     Делит класс на 2 группы (по желанию учащихся).

2.     Правил техники безопасности при работе с реактивами и лабораторным оборудованием.

3.     Дает задания группам:

 

1 группа работает по инструктивной карточке № 2 Лабораторный опыт «Физические свойства оснований» (Приложение 2).

2 группа работает с инструктивной карточкой № 3 Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в растворах оснований» (Приложение 3)

4.                Координирует и направляет работу групп.

5.                Осуществляет помощь в случае затруднения.

6.                Контролирует выполнение правил техники безопасности при работе с реактивами и лабораторным оборудованием.

7.                Проверка работы групп:

8.                2 балла – успешный отчет о работе группы, тому кто представляет работу своей группы.

9.                С учащимися анализирует демонстрационный эксперимент, проведенный в начале урока, на основании полученных ребятами знаний о действии индикаторов на основания.

10.           Подводит к определению понятия щелочи, знакомит с «Таблицей растворимости кислот, оснований, солей»

11.           Демонстрирует слайд с кластером «Применение оснований» (приложение 4), подготовленным группой ребят по материалам, выданным учителем (приложение 5)

1.                Выполняют работу в группах по инструктивным карточкам, обсуждают результаты работы вначале в своей группе, а затем делятся новыми знаниями со второй группой.

2.                Участвуют в обсуждении, контролируют и оценивают действия партнеров.

3.                Обобщают результаты своей деятельности, делают выводы физических свойствах оснований, их классификации и действии индикаторов на основания.

4.                Анализируют демонстрационный эксперимент, проведенный учителем на стадии вызова, на основании полученных знаний о действии индикаторов на основания.

5.                Выставляют баллы за успешную работу.

6.                Знакомятся с понятием «щелочь», делают запись в тетрадь:

7.                Щелочь – это растворимое основание.

8.                Знакомятся с таблицей растворимости, находят ее в своем учебнике.

9.                По кластеру «Применение оснований» знакомятся с применением оснований (приложение 3).

10.           Учащиеся, подготовившие кластер к уроку, получают по 2 балла.

V Закрепление

1.                 Демонстрирует слайд с игрой «третий лишний»

1. Гидроксид, основание, оксид

2.     NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2

3.     LiOH, Zn(OH)2, Mg(OH)2

4.     Фенолфталеин, индикатор, гидроксид.

5.     Н2SO4, Сa(OH)2, HCl

 

2.        Демонстрирует ответы, обсуждает их с учащимися

1.     Оксид.

2.     Cu(OH)2 т.к. это нерастворимое основание, а остальные соединения – щелочи.

3.     LiOH т.к. это щелочь, а все остальные – нерастворимые основания.

4.     Гидроксид.

5.     Сa(OH)2 т.к. только это вещество является гидроксидом.

3.Учитель акцентирует внимание учащихся на формулах Н2SO4 и HCl и сообщает, что с этим классом веществ ребята познакомятся на следующем уроке.

1.     Индивидуально в тетрадях пишут ответы.

2.     Фронтально обсуждают.

3.     Самопроверка и выставление баллов:

1 балл за каждый верный ответ.

VI Рефлексия

1.                 Вернуться к задачам урока и проанализировать все ли они выполнены.

 

1.                Проводят совместно с учителем анализ.

VII Подведение итогов урока

1.     Выставляет отметки.

2.     Задает задание на дом.

Самооценка работы на уроке:

9 – 10 баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 – 6 баллов – «3»

VIII Домашнее задание

Базовый уровень: § 41, упражнения 1, 2

 

Записывают домашнее задание в дневниках.

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка №1.

1.   Назовите основания:

Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

2.  Составьте формулы оснований по названиям:

гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

 


Инструктивная карточка №1.

1.   Назовите основания:

Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

2.  Составьте формулы оснований по названиям:

гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

 


Инструктивная карточка №1.

1.   Назовите основания:

Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

2.  Составьте формулы оснований по названиям:

гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

                            

Инструктивная карточка №1.

1.   Назовите основания:

Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

2.  Составьте формулы оснований по названиям:

гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

 


Инструктивная карточка №1.

1.   Назовите основания:

Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

2.  Составьте формулы оснований по названиям:

гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

 

 

Инструктивная карточка № 2.

Лабораторный опыт

«физические свойства оснований»

 

Техника безопасности: основания – очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой, после чего для окончательной нейтрализации основания необходимо промыть 1-2 % раствором уксусной кислоты.

 

·    Проверьте наличие необходимого оборудования: штатив с пробирками, стеклянные палочки; твердые: гидроксид калия KOH, гидроксид натрия NaOH, гидроксид кальция Ca(OH)2, гидроксид алюминия Al(OH)3; растворы: гидроксид меди (II) Cu(OH)2, гидроксид железа (III) Fe(OH)3; вода.

 

1.  Рассмотрите выданные вещества.

2.  Заполните первые 3 столбика таблицы.

3.  Прилейте в каждую колбу с основанием воды до половины каждой колбы. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. Опишите растворимость веществ в четвёртом столбике таблицы.

4.  Сделайте вывод о растворимости оснований. Можно ли растворимость оснований считать критерием для классификации? Заполните кластер.

5.  Допишите вывод по работе.

Название основания

Формула основания

Цвет вещества

Растворимость в воде

1.   

 

 

 

2.   

 

 

 

3.   

 

 

 

4.   

 

 

 

5.   

 

 

 

6.   

 

 

 

 

ОСНОВАНИЯ
 

 

 


                                                                                   

малорастворимые
Fe(OH)3
NaOH
 

 

 

 

 

 

 

 


Вывод:

Физические свойства оснований:

Основания - ____ (отметьте агрегатное состояние)  вещества _______ цвета с различной _______ в воде.

 

Учащиеся формулируют вывод самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка № 3

Лабораторный опыт

«Изменение окраски индикаторов

в растворах оснований»

 

Проблема: на заводе по производству твердого мыла стерлись этикетки с двух склянок. В одной из них находился раствор гидроксида натрия, а в другой дистиллированная вода. Как с помощью индикаторов можно распознать эти вещества?

 

Техника безопасности: основания – очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой, после чего для окончательной нейтрализации основания необходимо промыть 1-2 % раствором уксусной кислоты.

1.  Проверьте наличие необходимого оборудования: раствор гидроксида натрия NaOH, стакан с водой, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.

2.  Налейте в 3 пробирки  1-2 мл раствора гидроксида натрия.

3.  В 1-ю пробирку добавьте несколько капель раствора метилового оранжевого.

Как изменилась окраска?

4.  Во 2-ю  пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина.

Как изменилась окраска?

5.  В 3-ю пробирку добавьте раствор лакмуса. Как изменилась окраска?

6.  Проделайте эти же действия с водой.                                                                                                                                

7.  Заполните таблицу.

8.  Сделайте вывод по работе

Индикатор

Цвет индикатора в воде

Цвет индикатора

в щелочи

1.     Метиловый оранжевый

 

 

2.     Фенолфталеин

 

 

3.     Лакмус

 

 

Вывод: в растворе щелочи индикаторы ________ свою окраску. С помощью _____ можно определить _______________________.

Учащиеся формулируют вывод самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Кластер «Применение оснований»

Производство твердого мыла
Определение CO2 в га-зах
Гидроксид натрия
(едкий натр)
,Производ-ство кожи,Фармацевти-ка
Гидроксид бария
(баритовая вода)
Производ-ство бумаги
Примене-ние 
оснований
Очистка нефти
В строи-тельстве
Гидроксид калия
(едкий кали)
,«варка» стекла,Производ-ство
 бумаги
,Производ-ство жидко-го мыла,Очистка нефти
Гидроксид кальция
(гашенная известь)
Борьба с вредителями с/х культур Для распо-знавания CO2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5

Задание к уроку: составить кластер «Применение оснований»

Гидроксид натрия

Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть в первые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги.
Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

 

Гидроксид натрия «Зачем купать крендель в гидроксиде натрия»

Гидроксид натрия необходим для приготовления некоторых блюд, например, традиционного немецкого кренделя — брецеля. Брецель является в Германии эмблемой пекарей и очень часто изображается на вывесках булочных и пекарен. Перед выпечкой брецели погружают на несколько секунд в раствор гидроксида натрия, что способствует образованию уникальной хрустящей корочки.

Чтобы приготовить скандинавское блюдо из рыбы — лютефиск — также необходим гидроксид натрия. Сушёную треску вымачивают 5 — 6 дней в едкой щёлочи, и рыба приобретает мягкую, желеобразную консистенцию.

Гидроксид натрия зарегистрирован в качестве пищевой добавки E524.

 

Гидроксид калия

Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла, при очистке нефти.

Гидроксид кальция

В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых.

Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой – маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова.

Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур.

Применяется для распознавания углекислого газа.

Гидроксид бария

Гидроксид бария – "баритовая вода" – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 8-м классе на тему "Основания""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения новой темы в 8-м классе разработан с учетом новых требований ФГОС.

Направлен на развитие критического мышления учащихся.

В данном уроке используются разные формы работы с учащимися, виды деятельности часто меняются.

Урок содержит задания на закрепление изученного материала, формирует навыки работать с химическими реактивами и посудой, умение анализировать и обобщать изученную информацию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 716 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.02.2018 614
    • DOCX 329.1 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Милованова Алина Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Милованова Алина Валериевна
    Милованова Алина Валериевна
    • На сайте: 8 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28523
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 195 человек из 51 региона

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 479 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 356 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 424 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек