Инфоурок Химия КонспектыУрок химии в 9 классе "Серная кислота и ее соли"

Урок химии в 9 классе "Серная кислота и ее соли"

Скачать материал

Дата

Предмет химия

Класс 9               Урок 21 (3)

 

Название занятия

Серная кислота и ее соли

Общие  цели

Цели: Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами серной кислоты и ее солей.

Обучающая:  

Знать физические и химические свойства серной кислоты и ее солей.

Знать области применения серной кислоты. Технику безопасности при обращении с серной кислотой.

Уметь составлять уравнения химических реакций  характерные для серной кислоты с точки зрения окислительно- восстановитных процессов.

Развивающая: Развивать способность сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Воспитывающая: Формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Результат  обучения

Знают физические и химические свойства серной кислоты и ее солей.

Знать области применения серной кислоты. Технику безопасности при обращении с серной кислотой.

Умеют составлять уравнения химических реакций  характерные для серной кислоты с точки зрения окислительно- восстановитных процессов.

Ключевые идеи

Структурная формула серной кислоты. Ступенчатая диссоциация серной кислоты.  Физические свойства серной кислоты. Химические реакции характерные для серной кислоты. Область применения серной кислоты.

Источники

Учебник химии 9 класса § 16

Нугуманов И. Р. Жумадилова  методическое руководство

9 класс,  стр. 44 - 45

Материалы и оборудование

Тестовое задание. Компьютер, проектор. Электронная презентация.

.

Ход занятия

 

Этапы проведения занятия

Время –

 

Действия учителя  и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

 

1 мин.

 

 

1 мин.

Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое,  сообщение плана урока.

 

Мы продолжаем изучение нового раздела неорганической химии «Неметаллы» (14 часов). Сегодня 3 урок темы «Серная кислота и ее соли». Но перед этим покопаемся в памяти.

3. Актуализация

 

5 мин.

Тест «Сера и ее соединения»

Вариант 1

1.В ряду химических элементов ® S ® Se ® Te неметаллические свойства:

а) усиливаются
б) не изменяются
в) ослабевают
г) изменяются периодически

2.Найдите формулу, соответствующую электронной конфигурации внешнего электронного слоя атома серы:

а) ….3s23p4
б)…..4s24p4
в)…..6s26p4
г)…..4s24p5

3. Какое аллотропное видоизменение серы наиболее устойчивое в обычных условиях:

 а) ромбическая

б) моноклинная

в) пластическая

г) парообразная

4.Окислительные свойства серы проявляются в реакциях с:

а) с кислородом
б) фтором
в) металлами
г) водородом

5. C какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать, оксид серы (IV) ?

а) соляная кислота
б) хлорид натрия
в) вода
г) оксид углерода (
IV)

Вариант 2

 

1.В ряду химических элементов Si ® P ® S ® CI неметаллические свойства:

а) усиливаются
б) не изменяются
в) ослабевают
г) изменяются периодически

2.Найдите формулу, соответствующую электронной конфигурации внешнего электронного слоя атома селена:

а) ….3s23p4
б)…..4s24p4
в)…..6s26p4
г)…..4s24p5

3. При температуре 119 0С сера  превращается  в:

а) ромбическую

б) моноклинную

в) пластическую

г) парообразную

4.Восстановительные  свойства серы проявляются в реакциях с:

а) с кислородом
б) фтором
в) металлами
г) водородом

5. C какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать, оксид серы (VI)?

а) соляная кислота
б) хлорид натрия
в) вода
г) оксид углерода (
IV)

1

2

3

4

5

Вариант1 - в

а

а

в, г

в

Вариант 2- а

б

в

а, б

в

 

После проведения теста самопроверка и самооценка учащихся.

6 баллов – 5

4 балла – 4

4 балла - 3

4. Формирование новых знаний и способов действия

 

 

 

 

22 мин.

Прием критического мышления «Поразмышляем».

 О каком веществе идет речь?

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой...

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

Цель урока:

Изучить свойства разбавленной серной кислоты и выявить общие свойства, которые характерны для кислот, а так же специфические, которые обусловлены…

Вызов. Не открывая учебник учащиеся составляют кластер «Серная кислота»

Осмысление. Знакомятся с тексом учебника п.16 (видеофильм) и дополняют кластер.

Учащиеся дополняют друг друга. На доске совместно составляется общий кластер.

В качестве примера у учащихся на столе составленный окончательно кластер. Для сравнения.

Структурная формула и молекула серной кислоты

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=360546556-64-72&n=21

Физические свойства серной кислоты.

Безводная серная кислота - это бесцветная маслянистая жидкость без запаха,

 смешивается с водой в любых отношениях,               

 t пл. =10,30 С, t кип = 2960С,  плотность=1, 84  г/см3. Обладает сильным водоотнимающим действием.

Химические свойства разбавленной серной кислоты

Взаимодействует :

        с оксидами металлов

Н2SO4+MeOMeSO4+H2O

 ( образуется соль и вода)

        с основаниями

Н2SO4+Me(OН)n→MeSO4+H2O

 ( образуется соль и вода)

        с солями

Н2SO4+MeR(р)→MeSO4  (р)+HR

( образование осадка или выделение газа)

разбавленная и концентрированная            
    Серные  кислоты ведут себя по- разному  по отношению к металлам
Разбавленная серная кислота ведет себя, как сильная кислота. активные    
металлы, стоящие в ряду напряжений                                                                          левее водорода

Li, К, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Co, Ni, Sn, Pb,  H2, Cu,Hg, Ag, Au

вытесняют водород из разбавленной серной кислоты. Мы видим пузырьки водорода при добавлении разбавленной серной кислоты в пробирку с цинком.
 
H2SO4 + Zn = Zn SO4 + H2 

Медь стоит в ряду напряжений после водорода – поэтому разбавленная серная кислота не действует на медь.

Качественная реакция на сульфат-ион

   BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl

   BaCl2 + Н2SO4 = BaSO4↓  + 2НCl

 

5.Физкультминутка

 

6. Применение.   Формирование умений и навыков.

2 мин.

10 мин.

Выполнение физических упражнений под музыку.

Выполнение упражнений на тренажере.

Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует  разбавленная  серная кислота:

  цинк, оксид меди(II), гидроксид натрия,  хлорид бария.

Составьте уравнения возможных реакций.

Составить синквнейн к словосочетанию серная кислота.

1. Серная кислота

2. Агрессивная, водоотнимающая.

3. Испаряется, окисляется, прожигает.

4. Серная кислота «хлеб» химической промышленности.

5. «Купоросное масло»

ОдО и СО

2 мин.

Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.

Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

1мин.

Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.

Учебник 9 класса § 16.

Рабочая тетрадь тема 2  упражнения упр. 29 -31 стр.34

 

 Подведение итога урока.

Рефлексия.

1 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы оцениваете работу своей группы. На спикерах напишите свои пожелания и поместите в «Корзину идей».

Учитель дает оценку работе класса.

Свое впечатление о уроке учащиеся записывают на стикерах и помещают в корзину идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 9 классе "Серная кислота и ее соли""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дата Предмет химия Класс 9 Урок 21 (3) Название занятия Серная кислота и ее соли Общие цели Цели: Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами серной кислоты и ее солей.Обучающая: Знать физические и химические свойства серной кислоты и ее солей.Знать области применения серной кислоты. Технику безопасности при обращении с серной кислотой.Уметь составлять уравнения химических реакций характерные для серной кислоты с точки зрения окислительно- восстановитных процессов.Развивающая: Развивать способность сопоставлять, сравнивать, делать выводы.Воспитывающая: Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке. Результат обучения Знают физические и химические свойства серной кислоты и ее солей.Знать области применения серной кислоты. Технику безопасности при обращении с серной кислотой.Умеют составлять уравнения химических реакций характерные для серной кислоты с точки зрения окислительно- восстановитных процессов. Ключевые идеи Структурная формула серной кислоты. Ступенчатая диссоциация серной кислоты. Физические свойства серной кислоты. Химические реакции характерные для серной кислоты. Область применения серной кислоты. Источники Учебник химии 9 класса § 16Нугуманов И. Р. Жумадилова методическое руководство 9 класс, стр. 44 - 45 Материалы и оборудование Тестовое задание. Компьютер, проектор. Электронная презентация.. Ход занятия Этапы проведения занятия Время – Действия учителя и действия учеников 1. Организационный момент.2. Мотивация. 1 мин.1 мин. Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое, сообщение плана урока. Мы продолжаем изучение нового раздела неорганической химии «Неметаллы» (14 часов). Сегодня 3 урок темы «Серная кислота и ее соли». Но перед этим покопаемся в памяти. 3. Актуализация 5 мин. Тест «Сера и ее соединения»Вариант 11.В ряду химических элементов O ® S ® Se ® Te неметаллические свойства:а) усиливаются б) не изменяются в) ослабевают г) изменяются периодически2.Найдите формулу, соответствующую электронной конфигурации внешнего электронного слоя атома серы:а) ….3s23p4б)…..4s24p4в)…..6s26p4г)…..4s24p53. Какое аллотропное видоизменение серы наиболее устойчивое в обычных условиях: а) ромбическаяб) моноклиннаяв) пластическаяг) парообразная4.Окислительные свойства серы проявляются в реакциях с:а) с кислородом б) фтором в) металлами г) водородом5. C какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать, оксид серы (IV) ?а) соляная кислота б) хлорид натрия в) вода г) оксид углерода (IV)Вариант 21.В ряду химических элементов Si ® P ® S ® CI неметаллические свойства:а) усиливаются б) не изменяются в) ослабевают г) изменяются периодически2.Найдите формулу, соответствующую электронной конфигурации внешнего электронного слоя атома селена:а) ….3s23p4б)…..4s24p4в)…..6s26p4г)…..4s24p53. При температуре 119 0С сера превращается в:а) ромбическуюб) моноклиннуюв) пластическуюг) парообразную4.Восстановительные свойства серы проявляются в реакциях с:а) с кислородом б) фтором в) металлами г) водородом5. C какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать, оксид серы (VI)?а) соляная кислота б) хлорид натрия в) вода г) оксид углерода (IV) 1 2 3 4 5 Вариант1 - в а а в, г в Вариант 2- а б в а, б в После проведения теста самопроверка и самооценка учащихся.6 баллов – 54 балла – 44 балла - 3 4. Формирование новых знаний и способов действия 22 мин. Прием критического мышления «Поразмышляем». О каком веществе идет речь?Я растворю любой металл. Меня алхимик получал В реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой... Когда сама я растворяюсь В воде, то сильно нагреваюсь. Цель урока:Изучить свойства разбавленной серной кислоты и выявить общие свойства, которые характерны для кислот, а так же специфические, которые обусловлены…Вызов. Не открывая учебник учащиеся составляют кластер «Серная кислота»Осмысление. Знакомятся с тексом учебника п.16 (видеофильм) и дополняют кластер.Учащиеся дополняют друг друга. На доске совместно составляется общий кластер.В качестве примера у учащихся на столе составленный окончательно кластер. Для сравнения.Структурная формула и молекула серной кислотыФизические свойства серной кислоты.Безводная серная кислота - это бесцветная маслянистая жидкость без запаха, смешивается с водой в любых отношениях, t пл. =10,30 С, t кип = 2960С, плотность=1, 84 г/см3. Обладает сильным водоотнимающим действием.Химические свойства разбавленной серной кислотыВзаимодействует : с оксидами металловН2SO4+MeO→MeSO4+H2O ( образуется соль и вода) с основаниямиН2SO4+Me(OН)n→MeSO4+H2O ( образуется соль и вода) с солями Н2SO4+MeR(р)→MeSO4 (р)+HR ( образование осадка или выделение газа)разбавленная и концентрированная Серные кислоты ведут себя по- разному по отношению к металлам Разбавленная серная кислота ведет себя, как сильная кислота. активные металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода Li, К, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Co, Ni, Sn, Pb, H2, Cu,Hg, Ag, Au вытесняют водород из разбавленной серной кислоты. Мы видим пузырьки водорода при добавлении разбавленной серной кислоты в пробирку с цинком. H2SO4 + Zn = Zn SO4+ H2↑ Медь стоит в ряду напряжений после водорода – поэтому разбавленная серная кислота не действует на медь.Качественная реакция на сульфат-ионBaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl BaCl2 + Н2SO4 = BaSO4↓ + 2НCl 5.Физкультминутка6. Применение. Формирование умений и навыков. 2 мин. 10 мин. Выполнение физических упражнений под музыку. Выполнение упражнений на тренажере.Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует разбавленная серная кислота: цинк, оксид меди(II), гидроксид натрия, хлорид бария. Составьте уравнения возможных реакций.Составить синквнейн к словосочетанию серная кислота.1. Серная кислота2. Агрессивная, водоотнимающая.3. Испаряется, окисляется, прожигает.4. Серная кислота «хлеб» химической промышленности.5. «Купоросное масло» ОдО и СО 2 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку. Объявление результатов формативного оценивания. 7. Информация о домашнем задании. 1мин. Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.Учебник 9 класса § 16.Рабочая тетрадь тема 2 упражнения упр. 29 -31 стр.34 Подведение итога урока.Рефлексия. 1 мин. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы оцениваете работу своей группы. На спикерах напишите свои пожелания и поместите в «Корзину идей». Учитель дает оценку работе класса. Свое впечатление о уроке учащиеся записывают на стикерах и помещают в корзину идей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.03.2020 193
    • DOCX 29.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вафина Лейла Мансуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вафина Лейла Мансуровна
    Вафина Лейла Мансуровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73987
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 354 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек