Конспект
урока для 1класса
Тема:
Буква Й и звук [й’]
Цели:
1. Более подробное
знакомство буквой Й и звуком [й’] и их положением в словах;
2. Развивать
фонематический звук, речь, внимание, логическое понимание, наблюдательность;
3. Воспитывать
взаимоуважение и взаимоподдержку;
Ход
урока
1. Организационный
момент
- Здравствуйте,
ребята! Тихонько садитесь.
2. Активизация
познавательной деятельности учащихся
- Ребята, скажите,
какой у нас сегодня год?
- 2011.
- А время года?
- Осень.
- Какой день
недели?
- Суббота.
- А какое сегодня
число?
- Тридцатое
октября.
- Правильно! А
теперь, ребята, посмотрите в окно и расскажите какой сегодня день? ( дети
отвечают по цепочке)
- Осенний.
- Теплый.
- Безоблачный.
- Верно! Какой
звук вы слышите в конце этих слов?
- [й’].
- Молодцы! Хорошо!
А теперь представьте, что вы нечаянно порезали или обожгли пальчик. Как вы
вскрикните?
- Ой!
- Ай!
- Какой звук
слышите в конце слов?
- [й’].
- Верно! Что нужно
сделать с ранкой? Чем нужно его смазать?
- Йодом.
- Правильно! А для
чего?
- Чтобы не попали
микробы.
- Чтобы не болела.
- И какой звук
слышится в начале слова?
- [й’].
- Хорошо! Звук [й’]
мы уже встречали в начале слова и после гласных. На письме этот звук
обозначается буквами Й, Я, Ю, Е, Ё. А что вы знаете про этот звук?
- Это согласный
звук.
- Он мягкий и
звонкий.
- Все верно!
3. Сообщение темы
и цели урока
- Сегодня на уроке
мы с вами подробнее познакомимся со звуком [й’], научимся распознавать его в
начале, середине и конце слова.
4. Работа над
темой
- Давайте поиграем
в игру «Поймай звук».
Я буду вам
называть слова, и если в слове есть буква Й, то вы хлопаете в ладоши, а если этой
буквы нет, то кладите ручки на парту. Будьте внимательны! Я начинаю:
лужайка, полянка,
репей, ручей, иней, снег, град, змейка, веревка, линейка, муравей, крокодил,
сарай, мойка, уборка, поймал, отпустил, чайник, кофейник, кофе, чай.
- Молодцы! Все
внимательно слушали и не допустили ни одной ошибки!
- В словах,
которые я прочитала, буква Й стоит либо в середине, либо в конце слова. В
русском языке очень мало слов, которые начинаются с буквы Й. Почти все они
иностранного происхождения. Вспомним их:
- Йод хороший, йод
не злой -
Зря кричишь ты:
«Ой-ой-ой!»
Чуть увидев с
йодом склянку,
Йод порой,
конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
- О чем я сейчас
прочитала?
- О йоде.
- Хорошо!
- Йог, во век не
скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не
скажет йог.
Молодой, владей
собой,
Старый, будь как
молодой!
- А вы знаете кто
такой йог? Нет?
- Йог – это
человек, занимающийся дыхательной гимнастикой, и тем самым концентрируется на
своих внутренних силах и закаливает свой дух и тело.
- Йогурт, очень
любят дети,
Он вкусней всего
на свете.
Клубничный,
малиновый,
Черничный,
апельсиновый.
- А вы любите
йогурт?
- Да!
- Так вот эти
слова: йод, йогурт, йог. А еще на букву Й начинаются название государства –
Йемен и город – Йошкар-Ола.
- Итак, ребята,
скажите о каком звуке мы сегодня говорили?
- О звуке [й’].
- А еще о чем
говорили?
- О букве Й.
- Верно! И как вы
думаете, кто сегодня к нам в гости пришел?
- Человечек с
именем Й.
- Молодцы!
- Человечек Й
пришел к нам в гости. Посмотрите на него. В руках у него чемоданчик с вещами и
обувью. Давайте поможем ему одеться и обуться. Кто поможет?
- Мы обуваем
человечка в зеленые ботинки.
- А почему?
- Потому что буква
Й обозначает звук [й’], и он всегда мягкий – поэтому зеленые башмачки..
- Все правильно! А
шляпку ему нужно?
- Конечно! Нужно
одеть шапку-звоночек. Потому что звук [й’] – звонкий звук.
- А почему вы
решили, что он звонкий? Как определили?
- Нужно на горло
положить ладошку и произнести громко звук.
- Хорошо!
Приложите. Ну и как?
- Дрожит горло.
Значит звук [й’] – звонкий.
- Все верно! Значит
нужно одеть человечку желтую шапочку-звоночек
- А ее нет в
чемодане.
- Что же делать?
- Нужно искать.
- Наш человечек
очень сильно расстроился: «Как же я буду без своей шапочки!?»
- Его плач услышал
добрый доктор …?
- Айболит!
- Верно! Это –
Айболит. Он не может пройти мимо тех, кому плохо или кому нужна помощь, будь
это человек или животное.
- «Что случилось?»
- «У меня пропала
моя шапочка-звоночек, а мне без нее никак!»
- «Мне кажется,
что твоя шапочка у попугая Кеши. Я видел его совсем недавно, у него был очень
хитрый вид. Может он ее утащил?! Я слышал, что он очень любит разные головные
уборы. Он направился в сторону леса. Поторопись, ты еще можешь догнать его. А
чтобы тебе не напекло голову или вдруг пойдет дождь, а ты без шапочки – я дам
тебе зонтик, он тебя спасет от дождя и зноя».
- «Спасибо
большое, Айболит! До свидания!»
- И наш герой
отправился в лес. По дороге ему повстречается Незнайка.
- «Привет
Незнайка!»
- «Привет!»
- «Ты не видел
Кешу?»
- «Видел и знаю,
куда он пошел. Но так как я сейчас пробую писать стихи, и то, к кому пошел
Кеша, я тебе скажу в виде загадки: Зимой белые, летом серые, никого не обижают,
а сами всех боятся».
- «Это зайки!
Спасибо тебе, Незнайка!»
- Наш герой
отправился к зайкам в надежде встретить Кешу.
- Шел наш герой по
лесу и услышал шум, гам, смех, а вскоре увидел резвящихся на полянке заек.
- «Привет, Зайки!
Незнайка сказал, что попугай Кеша пошел к вам. Он еще здесь?»
- «Привет! Нет, он
уже ушел. Но мы знаем куда. Помоги нам и мы поможем тебе. Наша мама уходя из
дома все прибрала, а мы так разыгрались, что не заметили, как снова все
раскидали. Поможешь навести порядок?»
- «Конечно! Что
нужно сделать?»
- «Вот звуки.
Здесь они разбросаны. Их нужно выстроить в нужном порядке и отгадать слово,
которое зашифровано этими звуками»
- Первое слово: [ й
], [ б ] , [ а΄], [ а ], [ л ], [
к ], [ а ]. Назови каждый звук.
- [ й ].
- [ б ] .
- [ а΄].
- [ а].
- [л ].
- [к ].
- [ а].
- Какое слово
составили эти звуки?
- Яблоко!
- Верно! Это
яблоко. Давайте все вместе произнесем правильно это слово.
- Яблоко!
- Хорошо!
Следующее слов: [ л’ ], [ э΄],
[ й’ ], [ к ]. Назови каждый
звук.
- [ л’ ].
- [ э΄].
- [ й’
].
- [ к ].
- Какое слово
получилось?
- Клей.
- Произнесем все
вместе.
- Клей!
- И последнее
слово: [ а΄], [ м ], [ и ], [
к’], [ й’ ]. Произнесите
каждый звук.
- [ а΄].
- [ м ].
- [ и ].
- [ к’].
- [ й’
].
- Что это за
слово?
- Майки.
- А еще можно
слово «ямки».
- Умнички! Но у
наших заек это слово «майки». Произносим.
- Майки.
- «Спасибо, Й! А
Кеша пошел к воробью. Дело у них какое-то там. Поспеши!»
- Что вы заметили
в этих словах?
- В них есть звук
[ й’ ].
- Верно! А где он
находится?
- Он находится в
середине, начале и конце слов.
- Молодцы! Все
верно. Двигаемся дальше.
- «Спасибо, зайки!
Пока! Не шалите больше!»
- Наш герой
поспешил к воробью. Пройдя немного, он увидел его. У воробья был очень
задумчивый и серьезный вид.
- «Здравствуй,
воробей!»
- «Здравствуй!»
- «Ты не знаешь,
где Кеша?»
- «Знаю, Он был у
меня и принес мне очень интересный, но сложный кроссворд. Помоги мне с ним
справиться, и я скажу тебе, куда пошел Кеша.»
- «Хорошо»
- Давайте, мы
вместе с наши человечком, поможем воробью разгадать кроссворд.
- Первый вопрос:
Если руку ранил
ты,
Он тебе поможет,
Помогает ранкам он
-
Мажь его на кожу.
(Йод)
- Это йод!
- Верно!
Произнесите вместе!
- Йод.
- Второй вопрос:
Спозаранку, за
окошком
Стуки, кутерьма и
звон.
По прямой стальной
дорожке
Бежит быстро
красный дом.
- Это трамвай.
- Правильно!
Произнесем вместе.
- Трамвай!
- Третий вопрос:
Плавает туда-сюда
Целый остров изо
льда.
- Айсберг!
- Умнички!
Повторяйте вместе!
- Айсберг.
- Замечательно!
Следующий вопрос:
Нагнут меня
ребятки,
И дождь пойдет на
грядки.
- Это лейка!
- Молодцы! Все
вместе теперь.
- Лейка!
- И последний
вопрос:
Очень он поет
красиво,
Звонко, весело,
игриво.
Угадай-ка поскорей
– Что за птица?
- Соловей!
- Вот умнички! Как
быстро и легко вы справились с кроссвордом воробья.
- Теперь
посмотрите на наши слова в кроссворде. Что вы можете о них сказать?
- В каждом слове
есть буква Й.
- Молодцы! А где
она находится?
- В середине,
конце и начале слов.
- Все верно! Мы с
вами рассмотрели звук [ й’ ] и букву Й с точки зрения их положения в слове и
выяснили, что звук [ й’ ] и буква Й встречается и вначале, в середине и в конце
слова. Давайте, вернемся к нашему герою и узнаем, помог ли ему воробей в
поисках Кеши?
- «Спасибо тебе,
за помощь! А Кеша пошел к муравью. Он сегодня справляет новоселье. Поторопись!
Может ты найдешь там этого блудного попугая».
- И вновь наш
герой в пути. И вот он оказался у муравья. Муравей был очень счастливым и с
радостью встречал всех гостей.
- « О, здравствуй,
дорогой друг! Проходи скорей в мой новый дом! Будь моим гостем.»
- Муравей как
заговорил нашего героя, что он забыл, зачем пришел к нему. Попив чай с муравьем
и его гостями, наш человечек все-таки вспомнил цель визита к муравью.
- «Я совсем забыл
– я же не просто к тебе зашел! Мне нужно найти попугая Кешу, он забрал мою
шапочку, а мне никак без нее!»
- «Да, он был у
меня, но очень быстро ушел и вид у него был очень странный. Ой, мои гости уже
расходятся, но их наряды перепутались, выручи меня, а я помогу тебе.»
- «Хорошо! Я
помогу тебе».
- Давайте, ребята,
поможем нашему герою одеть и обуть гостей муравья.
- Первый гость.
Назови его имя.
- И.
- Верно!
- Буква И
обозначает звук [ и ]. Это гласный звук, поэтому ему не нужна шляпка, а
башмачки нужно обуть красные.
- Все согласны?
- Да!
- Молодцы! Один
гость у нас собран.
- Следующий гость.
Назовите его имя.
- С.
- Звук [ с ] –
согласный поэтому обуваем человечку синие башмачки и желтую шапочку со
звоночком.
- Все согласны?
- Нет! Буква С
обозначает согласные звуки: [ с ], [ с’] – поэтому обуваем один зеленый, один
синий башмачок. А так как эти звуки глухие, мы одеваем цилиндр.
- Молодец!
- А теперь ты
повтори!
- Буква С
обозначает согласные звуки: [ с ], [ с’] – поэтому обуваем один зеленый, один
синий башмачок. А так как эти звуки глухие, мы одеваем цилиндр.
- Хорошо!
- Следующий гость.
Как его зовут?
- Т.
- Буква Т
обозначает согласные звуки: [ т ], [ т’] – поэтому обуваем один зеленый, один
синий башмачок. А так как эти звуки глухие, мы одеваем цилиндр.
- Хорошо!
Следующий гость. И его зовут…
- Г.
Да! Буква Г обозначает
согласные звуки: [ г ], [ г’] – поэтому обуваем один зеленый, один синий
башмачок. А так как эти звуки звонкие, мы одеваем шапочку-звоночек.
- Хорошо! А наш
человечек верно одел и обул?
- Да!
- И последний
гость муравья. Произнеси его имя.
- О
- Верно!
- Буква О
обозначает звук [ о ]. он гласный, поэтому красные башмачки и никакой шапочки.
- Хорошо! Проверим
героя. Все верно?
- Нет! Башмачки не
те!
- Молодцы! Все
заметили!
- Посмотрите на
наших человечков. Какое слово они составляют? Смотрите внимательно.
- Гости.
- Молодцы! Верно,
это слово «гости».
- «Спасибо тебе!
Ты меня выручил! Кеша отправился домой. Ищи его на троллейбусной остановке».
- «Спасибо! До
свидания, муравей!»
- И наш герой
поспешил на остановку. Но, к сожалению, Кешу он там не обнаружил.
- «Здравствуй,
троллейбус!»
- «Здравствуй, Й!»
- «Ты не видел
Кешу?»
- «Видел! Я только
что отвез его домой».
- «А отвези меня,
пожалуйста, к его дому?!»
- «Отвезу! Но
позже! Главное порядок. Я четко соблюдаю расписание. А пока есть время, помоги
мне рассадить пассажиров. В первую дверь пусть заходят слова, где есть звук [ й’
], а во вторую – где его нет»
- «Хорошо! Это
интересно!»
- Ребята, я вам
буду показывать картинки, вы будете их называть. Если слово содержит звук [ й’ ],
то вы должны будете показать это, выделить этот звук.
- Картинка 1 (вишня).
- [ вишня ]
– вторая дверь.
- Картинка 2 (юла).
- [ й’ ], [ й’ ], [
й’ула ] – первая дверь.
- Верно! Следующая
картинка 3 (чайник).
- [ ч’ай’ ], [ ч’ай’
], [ ч’ай’н’ик ], есть звук [ й’ ] – первая дверь.
- Умничка!
Следующая картинка 4 (гриб).
- [ гр’ип ] –
вторая дверь звука [ й’ ] нет.
- Хорошо!
Следующая картинка 5 (ковбой).
- [ кавбой’ ] –
первая дверь.
- Следующая
картинка 6 (лист).
- [ л’ист ] –
вторая дверь.
- Молодец! Следующая
картинка 7 (Гайка).
- [ гай’ ] , [ й’ка
] – первая дверь.
- Верно! Следующая
картинка 8 (цветок).
- [ цв’иток ] –
вторая дверь.
- Следующая
картинка 9 (банан).
- [ банан ] –
вторая дверь.
- И последняя
картинка 10 (ежик).
- [ й’ ], [ й’ ],
[ й’ожик ] – первая дверь
- Молодцы! Ребята,
посмотрите внимательно на наши слова и скажите с какой буквой можно перепутать
букву Й и звук [й’].
- С буквой И, и
звуком [и’].
- Молодцы! Их
путать не надо. А чем отличаются?
- Буква Й –
согласная, а буква И – гласная.
- Звук [й’] –
согласный, а [и] – гласный.
- Молодцы!
Букву Й зовут «И
кратким»,
Й как И в твоей
тетрадке.
Чтоб И не путать с
Й,
Сверху галочку
пиши!
- Наш герой помог
троллейбусу, и он повез его к дому Кеши.
- Вот он и добрался.
Осталось совсем не много. Он позвонил в дверь. На пороге появился Кеша, в его
желтой шапочке. Он без слов все понял и вернул нашему герою шапочку.
- «Прости меня! Я
поступил не хорошо! Мне очень стыдно!»
- «Конечно, я
прощаю тебя! В следующий раз, когда я приду к тебе в гости, я принесу тебе
какой-нибудь необычный головной убор!»
- «Спасибо! Ты
очень добрый!»
- Наш человечек
одел свою шапочку и на этом его история закончилась.
- Ребята назовите
тех персонажей, которых встречал наш герой.
- Айболит,
Незнайка, Зайки, Воробей, Муравей, Троллейбус.
- И все? А кто
еще?
- Попугай Кеша.
- Молодцы! Что
есть общего в именах персонажей?
- Есть буква Й и
звук [ й’ ].
- Верно!
5. Подведение
итогов
- Итак, о чем мы
сегодня говорили на уроке?
- О букве Й и
звуке [ й’ ].
- И что вы можете
сказать о них?
- Буква Й – согласная,
встречается в начале, середине и конце слова, в начале слова редко.
- Звук [ й’ ] –
согласный, также встречается в начале, середине, конце слова. На письме
обозначается буквами Й, Я, Ю, Ё, Е.
- Звук [ й’ ] –
мягкий, звонкий, согласный звук.
- Хорошо! Молодцы.
А с какой буквой и каким звуком не надо путать букву Й и звук [ й’ ]?
- С буквой И и
звуком [ и ].
- Хорошо! Спасибо
всем за работу! На этом наш урок закончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.