Первичное усвоение новых знаний.
- Знания, которые мы имеем
сейчас о Земле, конечно же отличаются от представлений древних людей, и будут
отличаться от знаний народов, который будут жить в будущем.
-Разобьем знания людей о
Земле, живущих в разные эпохи:
1)
первобытные люди;
2)
древние цивилизации;
3)
люди, жившие в средневековье;
4)
жившие в эпоху Просвещения;
5)
люди в современном мире.
-Что знали первобытные люди о форме Земли в то время?
(Ничего, они об этом не задумывались)
- Тогда давайте попробуем сформулировать
цель нашего урока
(подробно познакомится с миром
древних цивилизаций)
- А тему
урока? Записываем
Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования
географии. В эпоху древних цивилизаций возникли философия, астрономия,
медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления
письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. В
это время возникают мировые религии. Города возникали на реках, по которым
шли основные транспортные пути. Здесь могли встретиться жители разных
территорий, обмениваться информацией.
Так происходило накопление знаний. Расширялось представление
о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди.
Чтение отрывка сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч»:
На вопрос учительницы географии: «-Разве тебе неизвестно,
что Земля – шар?» Волька ответил:
-Если бы Земля
была шаром, воды стекли бы вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли.
Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон
величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а
те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!» Почему
Волька ответил именно так? Ответ на предыдущий вопрос поможет разобраться вам
и в этом.
«-Расскажи,
что такое горизонт?
–Горизонтом
называется воображаемая линия, которая… Горизонтом, - поправился он, - я
назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
- Значит, как
же? – все еще не веря своим ушам Варвара Степановна. – Значит, небо,
по-твоему , - твердый купол?
-Твердый.
- И, значит,
есть такое место, где Земля кончается?
-Есть такое
место».
А вот отрывок
из сказки П.П. Ершова «Конек - горбунок»
Только скоро я
узнал,
Что конек туда
вбежал,
Где (я слышал
стороною)
Небо сходится
с Землею.
Небо сходится
с Землею.
………………………….
Тут Иван с
землей простился и на небе очутился.
- Почему
у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как
представляли Землю древние народы?
В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди
задумались о форме Земли, края света. Поэтому возникли первые представления о
мире. Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном
склоне расположен Вавилон.
Жители Индии представляли Землю в виде половине
шара, опирающегося на слонов которые, в свою очередь, стоят на огромной
черепахе.
Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который
со всех сторон омывает океан.
- Какие цивилизации существовали до
н. э.?
- Давайте выясним, что такое центры цивилизаций?
Центры цивилизаций –
исторически сложившиеся районы, которые характеризуются общностью
художественной культуры, присущей роду, племени, союзу племен, а также общим
языком и письменностью…
При этом центры цивилизаций в
достаточной мере независимы друг от друга.
Различают следующие центры
цивилизаций:
1.
Дальний Восток с центром в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ;
2.
Средняя Азия;
3.
Восточное Средиземноморье;
4.
Северная часть п-ва Индостан;
5.
Древний Египет;
6.
Древняя Греция;
7.
Древний Рим.
- Сейчас с помощью магнитов и «визитных карточек» на
физической карте мира отметим центры тех цивилизаций, о которых пойдет разговор
на нашем уроке.
«Визитные
карточки» - рисунки с изображением:
компас –
Китай;
пирамиды –
Египет;
Колизей –
Рим;
Парфенон –
Греция.
Рассмотрим подробно несколько
древних центров цивилизаций:
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.