Тема:
«Население мира. Численность и воспроизводство населения».
Цель:
Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
Задачи:
1.
Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира,
процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными
источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести
наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.
2.
Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.
3.
Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной
деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как
важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими
умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: давать определение «демография». «депопуляция»,
«воспроизводство», давать характеристику типам воспроизводства, приводить
примеры стран.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством
учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с
поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях,
внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать
новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения
необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с
другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный,
частично-поисковый.
Оборудование:
политическая карта мира, географические атласы, мультимедийное оборудование
статистические материалы.
Форма
организации: фронтальная, индивидуальная.
План
урока
1.
Мотивация темы урока.
2.
Блок “Численность населения”.
3.
Блок “Воспроизводство населения”.
4.
Блок “Типы воспроизводства”.
5.
Подведение итогов.
Этапы
урока
|
Содержание урока
|
Примечание
|
1 этап
Мотивация учебной деятельности.
|
На самом первом уроке географии в 10 классе вы
познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.
Что означает в этом названии слово “социальная”?
Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись
без знакомства с населением?
Почему население изучается даже раньше, чем
хозяйство?
Из всего сказанного можно сделать вывод, что
знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо!
Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь
закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем
пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.
Вспомните, что изучает демография?
Что изучает этнография?
Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение
темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с
населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые
на нее влияют. Это и есть тема нашего урока.
- Тема урока: Население мира. Численность и
воспроизводство населения мира.
Изучим ее по отдельным блокам (см. план урока).
- Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая
для нас?
- Какие понятия мы будем использовать, изучая эту
тему? ( Численность населения, естественный
прирост, миграции и т.д.).
|
|
2 этап
Актуализация.
|
А сколько нас всего на планете? Просмотр
видеоролика.
Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли
так было?
Выступление учащегося (опережающее задание)
Вопрос о том, сколько населения живет в мире и
сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться
тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и
принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле
проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил
большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза
больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что
сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи
населения.
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в
Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской
Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX
века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними,
поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.
Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн.
человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95
млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн.
человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140
млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно
определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.
Из всего этого следует, что численность населения
Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она
составила 6,4 млрд. человек, а 31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель
планеты. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с
чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета,
значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только
проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю
историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в
Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но
никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще
не увеличивалось столь быстрыми темпами!
|
|
3 этап
Выявление места и причины затруднения.
|
-Итак главный вопрос урока. Какова же численность
населения планеты и ее динамика.
|
|
4 этап
Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Начинаем с численности населения.
- Какие источники информации помогут нам в
работе? (Статистические материалы, атласы и
т.д.)
- С помощью, каких приемов можно обрабатывать
информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты
и т.д.)
|
|
5 этап
Реализация
построенного проекта.
|
Работа по вариантам.
I
вариант :
- Составьте диаграмму регионов – лидеров по
численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Лат. Америка, Зар.
Европа, Сев. Америка, Россия, Австралия)
- Укажите место России в этом списке. (6 из 7)
II
вариант:
- Постройте график динамики численности населения
земного шара
Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения
численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).
-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради.
(3-4 предложения).
|
годы
|
|
|
1830
|
1930
|
1960
|
1975
|
1987
|
2000
|
2011
|
Численность населения (в млрд. чел.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Стр.62, табл.2.
Стат. материалы
Стр.62, рис.10.Стат материалы
|
6 этап
Первичное закрепление.
|
Выступление учащихся.
- Мы разобрали вопрос о численности населения мира.
- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой
скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).
- Какие государства по уровню развития должны давать
основной прирост населения? (Развитые).
- Давайте посмотрим на диаграмму.
- Мы правы?
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить
выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).
Мы переходим ко второму блоку.
- Вспомните, определение «воспроизводство населения»
формулу воспроизводства населения.
Воспроизводство
населения — смена поколений в результате естественного движения населения.
Определяется как разница между рождаемостью и смертностью.
Р – С = ЕП
Динамика численности населения зависит от
воспроизводства населения.
|
|
7 этап
Самостоятель-ная
работа с проверкой по эталону.
|
Работа в тетрадях (в парах).Задание 1, 2
- Рассчитайте воспроизводство населения в разных
регионах мира, используя таблицу
Регион
|
Рождаемость
|
Смертность
|
ЕП
|
Северная Америка
|
13
|
8
|
5
|
Латинская Америка
|
21
|
6
|
15
|
Зарубежная Европа
|
9
|
11
|
-2
|
СНГ
|
13
|
13,5
|
-0,5
|
Зарубежная Азия
|
21
|
8
|
13
|
Африка
|
37
|
14
|
23
|
Австралия и Океания
|
17
|
8
|
9
|
- Распределите регионы в представленной таблице.
- Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.
Естественная убыль или естественный прирост до 12
человек на 1000 жителей.
|
Естественный прирост выше 12 человек на 1000
жителей.
|
Сев. Америка (13-8=5)
СНГ (13-13,5=-0,5)
Австралия и Океания
(17-8=9)
Зарубежная. Европа (9-11=-2)
|
Латинская. Америка (21-6=15)
Африка (37-14=23)
Зар. Азия (21-8=13)
|
- Итак, 2 разных типа воспроизводства населения (I
тип и IIтип)
Какие показатели характерны для них?(составить схему
на доске и распределить регионы ).
1 тип воспроизводства
ЕП↓=Р↓-С↓ Такой тип воспроизводства приводит к
депопуляции.
2 тип воспроизводства
ЕП↑=Р↑- С↓ - демографический взрыв.
Демографический взрыв —
это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности
при слишком высокой рождаемости.
Задание 3. Распределите регионы по типам
воспроизводства.
I
тип
|
II
тип
|
Сев. Америка
СНГ
Австралия и Океания
Зарубежная. Европа (9-
|
Латинская. Америка
Африка
Зар. Азия
|
|
Работа со словарем
Стр.63
рис 13
рис14
|
8 этап
Включение в систему знаний и повторение.
|
В наши дни большинство стран мира стремится
управлять воспроизводством населения. Как это можно делать?
Демографическая политика.
- Вы, наше будущее. Вы будущие родители!
- Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях?
Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».
- Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете
принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и
сделаете правильный выбор.
|
Работа со словарем
|
9 этап
Рефлексия
учебной
деятельности
|
Какие задачи ставили на урок?
- Смогли решить?
- Молодцы!
- Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание:
Миниисследование:
Составить столбчатую диаграмму, показывающую
количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье.
-Демографы, анализируя процессы рождаемости и
смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же
произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.
|
Выполнить в тетради.
Стр. 64 – 66
рассказать.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.