Инфоурок Физика КонспектыУрок физики в 7 классе "Природа и человек. Природные явления. Физические понятия"

Урок физики в 7 классе "Природа и человек. Природные явления. Физические понятия"

Скачать материал

Дата: ______________                                                                             Класс: 7.

Тема: Природа и человек. Явления природы. Физические понятия.

Цель урока: познакомить учащихся с явлениями природы, физическими понятиями и терминами

Задачи урока:

Образовательная

- Знать определение физики, знать цели физики, понимать и различать законы физики, физические теории, физические термины, физические понятия.

- Различать тело, вещество и материю.

Развивающая

- Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитывающая

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный.

      I.            Орг. момент (2-3 мин)

   II.            Объяснение новой темы (20-22 мин)

III.            Закрепление новой темы (12-15 мин)

IV.            Домашнее задание (2-3 мин)

   V.            Итоги урока (1-2 мин)

Свою поэму начинаю

В ней физику я прославляю….

Рентген и Гюйгенс, и Ньютон

Ион, протон и электрон –

Все это – физика родная,

Распространенная, большая.

Куда ни взглянь она везде,

На небе, в воздухе, в воде.

Она ученых прославляет,

Ракеты в небо поднимает.

«Без физики и знаний нет!» -

Сказал однажды Архимед.

И с ним я полностью согласна…

Наука физика - прекрасна!

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

II.      Все объекты окружающего нас мира - люди, животные, растения, Земля, Луна, Солнце, далекие звезды - составляют емкое понятие природа.

Человек - неотъемлемая часть природы. С древних времен и люди видели в Земле и Солнце источники жизни. Понятия «Зем­ля» и «мать» были неотделимы. Они остаются едиными, и по сей день. Мы любим Землю, как мать, а мать сравниваем с Солнцем. Называя Жетысу «красой земли», Кокшетау - «олицетворением земли», наши предки выражали горячую любовь к родной земле, а значит - и к природе. Они придавали исключи­тельно высокое значение сохранению природной чистоты окружающего мира: лесов, озер и рек. Передавая из поколения в поколение мудрые изречения: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», «Встретив родник, очищай его источник», вос­питывали молодое поколение в духе бережного отношения к родной природе.

Природа находится в непрерывном изменении. Например, появление радуги после дождя, вспышка молнии, испа­рение воды или превращение воды в лед, таяние снегов - все это изменения, происходящие в природе. Постоянное движение небесных тел, рост и благоухание цветов, обмеление рек и озер, смена времен года, движение людей и животных, перемещение транспорта - это тоже изменения в окружающем мире.

Многообразные изменения, происходящие в природе, назы­вают природными явлениями.

Явления в природе взаимосвязаны. Изучением природных явлений занимаются такие науки, как физика, астрономия, гео­графия, геология, биология, химия. Каждая наука при этом пре­следует свои цели и использует свои методы. Например, физика изучает механические, тепловые, электромагнитные, свето­вые явления, строение вещества. Такие явления называются физическими.

Изучая физику, вы узнаете, насколько взаимосвязаны выше­перечисленные науки между собой. Например, география ис­пользует физические законы при объяснении таких явлений, как течение рек и изменение климата. В зоологии, используя зако­ны физики, объясняют движение животных на земле и рыб в воде, строение их органов слуха и зрения, способность слышать и видеть. Поэтому физические законы и явления изучают и используют в своей практике многие специалис­ты, в т. ч. инженеры, конструкто­ры, врачи, агрономы.

Наука астрономия пытается понять природу наблюдаемых небесных тел и явлений и, используя законы физики, дать объяснение их свой­ствам и проявлениям.

Одно из общих для объяснения в физике и астрономии явлений - сме­на дня и ночи.

Главной причиной поочередной смены светлого дня и тем­ной ночи является непрерывное вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси она делает за сутки (24 ч). При вращении Земли та ее часть, на которую падают лучи Солн­ца, является светлой, на противоположной, теневой, поверх­ности Земли в это время постепенно наступает ночь. Таким образом, происходит постоянная смена дня и ночи.

В старину люди неправильно понимали смену дня и ночи, по­лагая, что Солнце вращается вокруг Земли. Поэтому до сих пор сохранились выражения «солнце восходит» или «солнце заходит».

Одно из ярчайших природных явлений - затмение Солнца. Это явление вызывало ужас у людей. Сейчас многие знакомы с причинами его возникновения. Ученые объяснили это явление с научной точки зрения. Луна движется по небу вокруг Земли. Когда Луна, находясь между Солнцем и Землей, заслоняет яркую поверхность Солнца, Земля попадает в тень Луны, и на­ступает полная темнота. Это явление называется затмением Солнца.

Слово «физика» образовано от гречес­кого слова фюзис - природа. Впервые о том, что физика является наукой о природе, зая­вил в своих трактатах великий греческий мыслитель Аристотель, которого называют «Первым учителем». Научное содержание этого слова обогатил и расширил «Второй учитель», наш соотечественник Абу Наср аль-Фараби. В русский язык это слово впер­вые ввел великий ученый М. В. Ломоносов.

Цель физики - открытие законов, обосновывающих различные физические яв­ления, происходящие в природе. Например, падение различных предметов на землю обусловлено силой притяжения Земли. Сме­на времен года (зима, весна, лето, осень) объясняется вращением Земли по эллипсу вокруг Солнца. В результате тепловых пе­ремещений, из-за неравномерного нагрева­ния различных мельчайших частиц и слоев воздуха появляется ветер.

В процессе познания связей между явле­ниями природы открываются законы фи­зики.

Путем установления системы связей меж­ду физическими явлениями и описывающи­ми их законами создаются физические тео­рии.

Специальные опорные слова, применяе­мые для усвоения научного языка физики, для изучения ее законов и теорий, называ­ются физическими терминами.

Термины, раскрывающие содержание физических явлений и закономерностей, на­зываются физическими понятиями. Таким образом, формируются такие понятия, как вещество, материя, тело и т. д. Глубокий физический смысл этих понятий раскрыва­ется и обогащается в ходе дальнейшего изу­чения физики и астрономии.

Материей называется все то, что имеется во Вселенной. К материи относятся растения, животные, планеты, Луна, Солн­це, звезды, а также различные тела и вещества, из которых они состоят.

Электромагнитные волны (например, свет или радиоволны), заполняющие мировое пространство, атомы и молекулы, а так­же частицы, входящие в их состав, - все это также относится к материи.

Предмет определенной формы, который занимает в про­странстве конкретный объем, называется телом. Напри­мер, ложка, ластик, надувной шар, стол, капля воды являются телами.

Вид материи, который характеризует качественную сущ­ность тела, называется веществом. Например, серебро, вода, воздух и т.д. являются веществом. Стол, например, является телом, а дерево, из которого он сделан, является веществом. Же­лезная подкова - тело, а железо - вещество. И дерево, и железо характеризуют качественное содержание тела.

И тела, и вещества относятся к материи. Кусок серебра мож­но рассматривать и как тело, и как вещество. Тогда как вода и ее пар, а также лед - все это одно и то же вещество, находяще­еся в различных состояниях. Однако каплю воды, кусок льда можно рассматривать и в качестве тела, а пар - только веще­ство, потому что он не имеет конкретного объема и формы.

III.

1.     Какие объекты входят в понятие, называемое природой?

2.     Какие изречения, поговорки, пословицы, выражающие единство природы и человека, вы знаете?

3.     Что называют природными явлениями?

4.     Какие  природные явления относятся к физическим? Какие физи­ческие явления вы знаете?

5.     Назовите науки о природе.

6.     Как можно объяснить затмение Солнца?

7.     Приведите примеры природных явлений, не названных в тексте.

8.     Попытайтесь объяснить затмение Луны.

9.     Что означает слово «физика»? Благодаря трудам каких великих ученых физика состоялась как научный предмет?

10. Какова цель физики?

11. Как открываются законы физики?

12. Как создаются физические теории?

13. Что называют физическими терминами и понятиями?

14. Каким физическим понятиям вы можете дать первоначальные оп­ределения?

IV. Домашнее задание § 1, 2.

VИтоги урока.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок физики в 7 классе "Природа и человек. Природные явления. Физические понятия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Все объекты окружающего нас мира - люди, животные, растения, Земля, Луна, Солнце, далекие звезды - составляют емкое понятие природа.Человек - неотъемлемая часть природы. С древних времен и люди видели в Земле и Солнце источники жизни. Понятия «Зем ля» и «мать» были неотделимы. Они остаются едиными, и по сей день. Мы любим Землю, как мать, а мать сравниваем с Солнцем. Называя Жетысу «красой земли», Кокшетау - «олицетворением земли», наши предки выражали горячую любовь к родной земле, а значит - и к природе. Они придавали исключи тельно высокое значение сохранению природной чистоты окружающего мира: лесов, озер и рек. Передавая из поколения в поколение мудрые изречения: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», «Встретив родник, очищай его источник», вос питывали молодое поколение в духе бережного отношения к родной природе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.10.2020 920
    • DOCX 23.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нафедзов Эльдар Хазешевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нафедзов Эльдар Хазешевич
    Нафедзов Эльдар Хазешевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80600
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека