Дата: ______________
Класс: 7.
Тема: Природа
и человек. Явления природы. Физические понятия.
Цели урока:
Образовательная
- Знать определение
физики, знать цели физики, понимать и различать законы физики, физические
теории, физические термины, физические понятия.
- Различать тело,
вещество и материю.
Развивающая
- Развивать память,
внимание, логическое мышление.
Воспитывающая
-
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
I.
Орг. момент (2-3 мин)
II.
Объяснение новой темы (20-22 мин)
III.
Закрепление новой темы (12-15 мин)
IV.
Домашнее задание (2-3 мин)
V.
Итоги урока (1-2 мин)
Свою поэму начинаю
В ней физику я прославляю….
Рентген и Гюйгенс, и Ньютон
Ион, протон и электрон –
Все это – физика родная,
Распространенная, большая.
Куда ни взглянь она везде,
На небе, в воздухе, в воде.
Она ученых прославляет,
Ракеты в небо поднимает.
«Без физики и знаний нет!» -
Сказал однажды Архимед.
И с ним я полностью согласна…
Наука физика - прекрасна!
Ход урока.
I.
Орг. момент.
II. Все
объекты окружающего нас мира - люди, животные, растения, Земля, Луна, Солнце,
далекие звезды - составляют емкое понятие природа.
Человек
- неотъемлемая часть природы. С древних времен и люди видели в Земле и Солнце
источники жизни. Понятия «Земля» и «мать» были неотделимы. Они остаются
едиными, и по сей день. Мы любим Землю, как мать, а мать сравниваем с Солнцем. Называя
Жетысу «красой земли», Кокшетау - «олицетворением земли», наши предки выражали
горячую любовь к родной земле, а значит - и к природе. Они придавали исключительно
высокое значение сохранению природной чистоты окружающего мира: лесов, озер и
рек. Передавая из поколения в поколение мудрые изречения: «Не плюй в колодец,
пригодится воды напиться», «Встретив родник, очищай его источник», воспитывали
молодое поколение в духе бережного отношения к родной природе.
Природа находится в непрерывном изменении.
Например, появление радуги после дождя,
вспышка молнии, испарение воды или превращение воды в лед, таяние снегов - все
это изменения, происходящие в природе. Постоянное движение небесных тел, рост и
благоухание цветов, обмеление рек и озер, смена времен года, движение людей и
животных, перемещение транспорта - это тоже изменения в окружающем мире.
Многообразные изменения,
происходящие в природе, называют природными
явлениями.
Явления в природе взаимосвязаны.
Изучением природных явлений занимаются такие науки, как
физика, астрономия, география, геология, биология, химия. Каждая наука при
этом преследует свои цели и использует свои методы. Например, физика изучает механические,
тепловые, электромагнитные, световые явления, строение вещества. Такие
явления называются физическими.
Изучая физику, вы узнаете,
насколько взаимосвязаны вышеперечисленные науки между собой. Например, география
использует физические законы при
объяснении таких явлений, как течение рек и изменение климата. В зоологии,
используя законы физики, объясняют
движение животных на земле и рыб в воде, строение их органов слуха и зрения,
способность слышать и видеть. Поэтому физические законы
и явления изучают и используют в своей практике
многие специалисты, в т. ч. инженеры,
конструкторы, врачи, агрономы.
Наука
астрономия пытается понять
природу наблюдаемых небесных тел и явлений и, используя законы физики, дать
объяснение их свойствам и проявлениям.
Одно из общих для объяснения в
физике и астрономии явлений - смена дня и ночи.
Главной причиной поочередной смены
светлого дня и темной ночи является непрерывное вращение Земли вокруг своей
оси. Полный оборот вокруг своей оси она делает за сутки (24 ч). При вращении
Земли та ее часть, на которую падают лучи Солнца, является светлой, на
противоположной, теневой, поверхности Земли в это время постепенно наступает
ночь. Таким образом, происходит постоянная смена
дня и ночи.
В
старину люди неправильно понимали смену дня и ночи, полагая, что Солнце
вращается вокруг Земли. Поэтому до сих пор сохранились выражения «солнце
восходит» или «солнце заходит».
Одно из ярчайших природных явлений
- затмение Солнца. Это явление вызывало ужас у людей. Сейчас многие знакомы с
причинами его возникновения. Ученые объяснили это явление с научной точки
зрения. Луна движется по небу вокруг Земли. Когда Луна, находясь между Солнцем
и Землей, заслоняет яркую поверхность Солнца, Земля попадает в тень Луны, и наступает
полная темнота. Это явление называется затмением
Солнца.
Слово
«физика» образовано от греческого слова фюзис -
природа. Впервые о том, что физика является
наукой о природе, заявил в своих трактатах великий греческий мыслитель
Аристотель, которого называют «Первым учителем». Научное содержание этого слова
обогатил и расширил «Второй учитель», наш соотечественник Абу Наср аль-Фараби.
В русский язык это слово впервые ввел великий ученый М. В. Ломоносов.
Цель физики -
открытие законов, обосновывающих различные физические явления, происходящие
в природе. Например, падение различных предметов на землю обусловлено силой
притяжения Земли. Смена времен года (зима, весна, лето, осень) объясняется
вращением Земли по эллипсу вокруг Солнца. В результате тепловых перемещений,
из-за неравномерного нагревания различных мельчайших частиц и слоев воздуха
появляется ветер.
В процессе познания связей между
явлениями природы открываются законы физики.
Путем установления системы связей
между физическими явлениями и описывающими их законами создаются физические
теории.
Специальные
опорные слова, применяемые для усвоения научного языка физики, для изучения ее
законов и теорий, называются физическими
терминами.
Термины, раскрывающие содержание
физических явлений и закономерностей, называются физическими
понятиями. Таким образом,
формируются такие понятия, как вещество,
материя, тело и т. д. Глубокий
физический смысл этих понятий раскрывается и обогащается в ходе дальнейшего
изучения физики и астрономии.
Материей называется
все то, что имеется во Вселенной. К материи относятся растения, животные,
планеты, Луна, Солнце, звезды, а также различные тела
и вещества, из
которых они состоят.
Электромагнитные волны (например,
свет или радиоволны), заполняющие мировое пространство, атомы и молекулы, а также
частицы, входящие в их состав, - все это также относится к материи.
Предмет определенной формы, который
занимает в пространстве конкретный объем, называется телом.
Например, ложка, ластик, надувной шар,
стол, капля воды являются телами.
Вид материи, который характеризует
качественную сущность тела, называется веществом.
Например, серебро, вода, воздух и т.д.
являются веществом. Стол, например, является телом, а дерево, из которого он
сделан, является веществом. Железная подкова - тело, а железо - вещество. И
дерево, и железо характеризуют качественное содержание тела.
И тела, и вещества относятся к
материи. Кусок серебра можно рассматривать и как тело, и как вещество. Тогда
как вода и ее пар, а также лед - все это одно и то же вещество, находящееся в
различных состояниях. Однако каплю воды, кусок льда можно рассматривать и в
качестве тела, а пар - только вещество, потому что он не имеет конкретного
объема и формы.
III.
1. Какие объекты входят в понятие, называемое природой?
2. Какие изречения, поговорки, пословицы, выражающие единство
природы и человека, вы знаете?
3. Что называют природными явлениями?
4. Какие природные явления относятся к физическим? Какие физические
явления вы знаете?
5. Назовите науки о природе.
6. Как можно объяснить затмение Солнца?
7. Приведите примеры природных явлений, не названных в тексте.
8. Попытайтесь объяснить затмение Луны.
9. Что означает слово «физика»? Благодаря трудам каких великих
ученых физика состоялась как научный предмет?
10. Какова цель физики?
11. Как открываются законы физики?
12. Как создаются физические теории?
13. Что называют физическими терминами и понятиями?
14. Каким физическим понятиям вы можете дать первоначальные определения?
IV.
Домашнее задание § 1, 2.
V. Итоги
урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.