Урок физики в 10 классе по теме:
Решение экспериментальных задач «Изучение явления электромагнитной
индукции»
Токабаева Роза Кожахановна
Учитель физики
КГУ «Гимназия №15» г.Алматы
Цели:
Экспериментальное изучение явления магнитной индукции. Проверка правила Ленца.
Задачи
урока:
·
Обучающая: расширить и конкретизировать
представления учащихся о явлении магнитной индукции. Закрепить знания о правиле
Ленца
·
Развивающая: сформировать полное
представление о магнитной индукции, методах ее использования
·
Воспитательная: развить интерес к
предмету, склонность к работе в группе, внимательность и трудолюбие
Оборудование:
Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит,
выключатель кнопочный, соединительные провода, магнитная стрелка (компас),
реостат.
Ход
урока:
I.
Теоретическая часть:
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического
тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени
магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих
контур, меняется. В нашем случае разумнее было бы менять во времени магнитное
поле, так как оно создается движущимися (свободно) магнитом. Согласно правилу
Ленца, возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем
противодействует тому изменению магнитного потока, которым он вызван. В данном
случае это мы можем наблюдать по отклонению стрелки миллиамперметра.
II.
Повторение.
Решение задачи:
III.
Практическая часть:
Ученики разбиваются на
группы, состоящие из двух человек.
Задание 1.
1. Присоедините
проволочную катушку к зажимам миллиамперметра.
2. Введите
внутрь катушки северный полюс магнита. Определите величину и направление
заряда.
3. Определите
величину и направление заряда при быстром удалении магнита из катушки. Сколько
времени существует ток в цепи? Повторите опыт с южным полюсом магнита.
4. Возникает
ли электрический ток, если менять положение катушки относительно неподвижного
магнита? Как долго он существует?
5. Определите,
возникает ли электрический ток, если переместить катушку в магнитном поле
магнита так, чтобы ее витки не пересекали магнитных линий магнита. Сделайте вывод
на основе выполненных опытов и наблюдений.
Задание 2.
1. Соберите
цепь из источника тока, катушки с железным сердечником и ключа. Замкните цепь и
перемещайте электромагнит внутри катушки, соединенной с миллиамперметром. Определите,
возникает ли в катушке, соединенной с миллиамперметром.
2. Вставьте
внутрь катушки электромагнит и, оставляя его неподвижным, замыкайте и
размыкайте цепь ключом. Определите, возникает ли ток в катушке, соединенной с
миллиамперметром.
3. Зарисуйте
схему опыта и проверьте выполнение правила Ленца в каждом случае.
IV.
Вывод по проделанной работе:
1.
Вводя магнит в катушку одним полюсом
(северным) и выводя ее, мы наблюдаем, что стрелка амперметра отклоняется в
разные стороны. В первом случае число линий магнитной индукции, пронизывающих
катушку (магнитный поток), растет, а во втором случае - наоборот. Причем в
первом случае линии индукции, созданные магнитным полем индукционного тока,
выходят в этот конец. Так как стрелка амперметра отклоняется, то направление
индукционного тока меняется. Именно это показывает нам правило Ленца. Вводя
магнит в катушку южным полюсом, мы наблюдаем картину, противоположную первой.
2.
(Случай с двумя катушками) В случае с
двумя катушками при замыкании ключа стрелка амперметра смещается в одну
сторону, а при замыкании в другую. Это объясняется тем, что при замыкании
ключа, ток в первой катушке создает магнитное поле. Это поле растет, и число
линий индукции, пронизывающих вторую катушку, растет. При размыкании число
линий падает. Следовательно, по правилу Ленца в первом случае и во втором
индукционный ток противодействует тому изменению, которым он вызван. Изменение
направления индукционного тока нам показывает тот же амперметр, и это
подтверждает правило Ленца.
Список
литературы:
1. Б.
А. Кронгарт, В. И. Кем «Дидактические материалы, 10 класс»;
2. В.
А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания
по физике»;
3. С.
Т. Туякбаев, Ш. Б. Насохова, Б.А. Кронгарт «Учебник по физике, 10 класс »
4. Материалы
сайта «5terka.com»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.