Использование
ИКТ на уроках. Урок Естествознание в 1 классе.
Цели урока:
дать ученикам представление об освоении космического пространства, о том, что
такое «космос»; познакомить детей с первым космонавтом – Ю. Гагариным и его биографией;
устройством космического корабля; развивать мышление, память; пополнить
словарный запас детей; воспитывать патриотизм, желание быть сильными и
здоровыми.
Средства обучения:
• Учебник «Естествознание» (NIS);
• Презентация «Путешествие в космос»
• Таблица «Планеты Солнечной системы»;
• Портреты Гагарина, Циалковского, Королева, Савицкой, Леонова, Терешковой;
• Фотографии и рисунки Земли, Солнца, Луны, Млечного пути, Кометы;
• Фотографии астронавта, космического корабля «Союз», «Аполлон», «Буран»,
«Спейс Шаттл», орбитальной станции «Мир», международной космической станции,
первого искусственного спутника Земли, лунохода, марсохода
• карточки со словами «космической азбуки»;
Ход урока
I. Эмоциональный настрой, орг. момент
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
II. Формулировка темы, постановка учебных задач.
Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)
Почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? С давних пор загадочный
мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей
таинственностью и красотой.
(слайд 1) Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в
путешествие в космос.
Фото
Вы спешите ребята в
свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас.
Но без знаний на Марс не возьмут.
Ребята! Готовьтесь к полету.
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Цель нашего полета – получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На
какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы)
Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:
- Что такое космическое пространство и что в нем находится?
- Кто и когда впервые полетел в космос?
- Как устроен космический корабль?
- Значение некоторых «космических» слов (космодром, центр
управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор,
скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый
аппарат)
А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей)
Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе
новые слова.
III. Актуализация знаний.
А теперь занимайте места в ваших космических кораблях (на доске работы детей –
«Ракеты»). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что
такое космос? (Ответы детей.)
(слайд 2) Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом
начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце,
звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела.
Фото
(слайд 3) Звезды – это
очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты.
(слайд 4) У каждой звезды в небе свое место, а группы звезд образуют созвездия
(карта звездного неба).
(слайд 5) Показ рисунков некоторых созвездий: Большая медведица, Малая
медведица, Дракон, Лебедь, Кассиопея и 12 созвездий зодиака.
(слайд 6) Самая большая звезда – Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится
(рисунок Солнца). Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся).
(слайд 7) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца.
Солнце и планеты – это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения
Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться
их по кругу (работа с плакатом «Планеты Солнечной системы»).
(слайд 8) Только на одной планете есть жизнь. Это наша планета – Земля. Ее
освещает Солнце. На той стороне Земли, которая повернута к Солнцу – день, на
противоположной – ночь.
(слайд 9) Вокруг Земли движется ее спутник – Луна. Она в 4 раза меньше Земли
(фото Луны).
Фото
Раньше, давным-давно, люди
думали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли. С тех пор прошло очень
много лет. Теперь известно, что Земля летит в космосе вокруг Солнца. Это орбита
Земли (уточнение понятия по учебнику с. 135). За год Земля делает оборот вокруг
своей оси. Ученые-астрономы доказали это, а космонавты, побывав в космосе,
смогли это увидеть и даже сфотографировать (фото Земли).
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циалковский и Сергей
Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса (показать
их портреты).
IV. Изучение нового материала.
1. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.
Вывешивается портрет Ю. Гагарина.
- Ребята, чей это портрет? Как зовут этого человека?
- Чем он прославился на весь мир?
- Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года)
Фото
(слайд 10) С детства
сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и
схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая
Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке.
В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией
перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был
смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком.
Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он
внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен
физически.
(слайд 11) 12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета
«Восток» и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Мир затаил
дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и
люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Простой,
обаятельный русский человек проложил дорогу к звездам и положил начало
космической эре. Ликовали советские люди. Этот день стал настоящим праздником.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться.
Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт),
Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос),
Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый
космос) (фотографии космонавтов).
К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь
люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования.
Физкультминутка «Скафандр космонавта»
Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело
человека, позволяет дышать (уточнение по учебнику стр. 135)
Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.
Фото
На голове у космонавтов
шлем (наклоны и повороты головы).
Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны
корпуса).
Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей
вверху, впереди, внизу).
Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом
(поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
2. Устройство космического корабля
(слайд 11) Космические ракеты запускают с космодрома (чтение статьи в
учебнике). Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя (статья в учебнике). Ю.
Гагарин полетел в космос на корабле «Восток» с космодрома Байконур. Он был одноместный
и космонавт находился в нем всего 2 часа. После «Востока» появились «Восход» и
«Союз». На Луну летал «Аполлон» (фотографии кораблей).
(слайд12) А орбитальные и межпланетные станции постоянно находятся в космосе
(фотография, уточнение понятия по учебнику с. 135)
Сейчас космонавтам приходиться долго жить и работать на космических кораблях.
Поэтому они должны быть приспособлены для этого, удобно устроены. Знаете ли вы,
как устроен космический корабль?
(слайд 13) На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов –
главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и
количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю
дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут
вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В
кабине расположены окна – иллюминаторы (определение в учебнике).
(слайд 14) В космосе всегда невесомость (уточнение значения по учебнику с.
135). Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания
хранятся в специальных упаковках – тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки,
кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок
выдавливают прямо в рот.
(слайд 15) Орбитальный отсек – это тоже жилой отсек, в котором космонавты
работают и отдыхают. Он не возвращается на Землю. Отсюда космонавты также
выходят в открытый космос. Как вы думаете, что такое «открытый космос»? (Ответы
детей, уточнение значения по учебнику)
(слайд 16) В приборно-агрегатный отсеке расположено основное оборудование
корабля, двигатели и топливо.
(слайд 17) Космический корабль все время связан с Центром управления полетом,
который берет на себя часть работы космонавтов (прочитать определение на стр.
134).
(слайд 18) Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной
двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки
сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли
раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат (уточнение
значения по учебнику).
V. Первичное закрепление.
Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то
новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления
полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита,
орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость,
спускаемый аппарат)
2. Викторина (слайд 19)
Дети отгадывают загадки на космическую тематику. А также загадывают свои,
заранее приготовленные дома.
3. Кроссворд (Слайд 20)
VI. Закрепление и проверка степени усвоения изученного материала (групповая
работа).
Фото
Класс делится на три группы. У
каждой группы четыре карточки со словами:
Первая группа: космодром, ракета-носитель, скафандр, орбита.
Вторая группа: орбитальная станция, центр управления полетами, открытый космос,
иллюминатор
Третья группа: космический корабль, межпланетная станция, невесомость,
спускаемый аппарат.
Задание: составить рассказ о космическом полете, используя эти слова.
Фото
Несколько минут ребята работают в группах. Потом делегируют по
одному представителю от группы. После выступления каждого (группа может
помогать) ребята класса отмечают то, что было особенно интересным и удачным.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги нашего путешествия. Какие цели мы ставили перед собой?
узнать:
- Что такое космическое пространство и что в нем находится?
- Кто и когда впервые полетел в космос?
- Как устроен космический корабль?
- Значение некоторых «космических» слов (космодром, центр управления полетами,
космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита,
орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат)
научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.
Что получилось хорошо, что удалось сделать? Что вам особенно понравилось?
Что пока еще получается не очень хорошо? Чему еще предстоит учиться?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.