Урок литературого
чтения
Тема: М.С. Пляцковский
«Урок дружбы».
Цели:
- ознакомить с
произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;
- способствовать развитию навыков
выразительного и осознанного чтения;
- содействовать совершенствованию умений
ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития умения
сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
- развивать творческие
способности;
- воспитывать чувства взаимопомощи,
дружеское отношение друг к другу.
Оборудование: учебник,
карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».
Ход урока
I.Организационный
момент.
- Ребята, я буду читать
стихотворение, дети по смыслу в рифму добавляют слова:
В школу мы пришли (учиться),
Не лениться, а (трудиться).
Читать будем (старательно),
Слушать все (внимательно).
II. Актуализация.
1.Работа над
загадкой:
-Разгадайте загадку и
вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:
Радость
делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
2. Ассоциативный
куст «Друг»
- Ребята, какие
ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?
(Помощь, доверие,
преданность, взаимопонимание, верность).
- В толковом словаре
значение слова «друг» поясняется так:
Друг – это человек,
связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией,
основанной на взаимопонимании.
4. Проверка
домашнего задания.
- Какой текст мы читали
с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.
III.Ознакомление с
темой и целями урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся
с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово
трактуется так:
* Учебное время,
промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок
Значение второго слова
таково:
* Отношения между людьми, основанные
на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Дружба
- Соединим два слова и
получим название «Урок
дружбы».
- Как вы думаете, о чем
пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах
дружбы…)
IV. Восприятие нового
учебного материала.
1.Первичное
чтение сказки учителем. Беседа
- Понравилось произведение? Чем оно вам
понравилось?
- К какому жанру относится произведение?
(сказка) Докажите это (животные
разговаривают).
- Кто главные герои произведения? (
воробьи Чик и Чирик)
- Как вы можете охарактеризовать героев?
Какие они? (ответы детей)
Физминутка
«Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот
так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот
так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
2.Чтение сказки
детьми. Беседа по содержанию прочитанного.
- А сейчас читаем сказку по цепочке
- Ребята,в чем же заключается Урок дружбы»?
- Кого можно считать настоящим другом и
почему?(Чирика. Он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить
правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Найдите в сказке слова, доказывающие это (отрывок из текста: Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик!
И за зернышки, и за урок … дружбы!
- А есть ли у вас в классе друзья?
(ответы детей)
- За что вы называете
другом (ответы детей)
- Случалось ли с вами такое, как с
героями этой сказки? (ответы детей)
3. Упражнение
«Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).
Им всегда хорошо
вместе.
Слава дал товарищу
почитать книгу.
Сема и Слава –
друзья.
Сема учит Славу играть в шашки.
Они всегда помогают
друг другу.
- Какой заголовок можно
подобрать к этому тексту?
4.Творческое
задание (работа в парах).
- У вас на партах лежат окончания
пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало
пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение:
( вначале дети в парах
изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и
зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение).
Сам погибай,
…а товарища выручай
Старый друг лучше …
новых двух.
Не имей сто рублей,
…а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а
нашёл – береги.
Один за всех, …все за
одного.
Друзья познаются …в
беде.
Крепкую дружбу …и
топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай,
…а старых не теряй!
На друга надейся, … а
сам не плошай.
Надо пуд соли вместе
съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей,
…что дерево безкорней.
Легко друзей найти,
…да трудно сохранить.
Дружба, что стекло:
…сломаешь – не починишь.
5. Творческая
работа «Дерево дружбы» (работа в группах).
- Ребята, как вы
думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
- Я предлагаю вам
открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое
правило и крепит листочек на дерево).
*Не обзывай и не
унижай друга.
*Помогай другу в
беде.
*Не обманывай друга,
будь с ним честным.
*Не предавай своего
друга.
*Умей признать ошибки
и помириться с другом.
*Умей уступить другу.
*Будь внимателен к
своему другу.
- Соблюдая эти правила,
я думаю, вы никогда не потеряете друга.
V. Итог
- Наш сегодняшний
разговор о дружбе окончен. Вы все
сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно
работать.
- С каким произведением познакомились? («Урок дружбы» Михаила Пляцковского)
- Чему научились на примере героев
сказки? (ответы детей)
VI. Домашнее
задание: читать
сказку, привести свой пример урока дружбы
Сам погибай, …а товарища выручай
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга
узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни
словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе
ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда
ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти
зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл
десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
– Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и
ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить
пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам
склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного
зёрнышка.
А сейчас отказаться от подарка
приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.