Инфоурок Биология КонспектыУрок биологии в 6 классе "Побеги растений в зимнее время"

Урок биологии в 6 классе "Побеги растений в зимнее время"

Скачать материал

Дата

Предмет биология

Класс 6              Урок 19

 

Названиезанятия

Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Экскурсия:

1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

Общие  цели

Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи:

Обучающая: актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

Развивающая- развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы; способствовать развитию познавательного интереса. создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей.

Воспитывающая: воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

Результатобучения

Актуализация ЗУН

Знают  многообразие побегов

Знают видоизменения побегов

Умеют применять полученные знания на практике, различают видоизменения корней и побегов.

Применяют  свои творческие способности   при выполнении заданий.

Ключевые

идеи

 Побеги зимой.

Источники

Учебник биологии 6 класса § 19

Электронный учебник «Биология 6 класс».  Рабочая тетрадь «Строение и жизнедеятельность растений» часть 1

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник  « Биология 6 класс». Таблицы «Строение побегов». Карточки определители.

Ход занятия

 

Этапы проведения занятия

Время –

 

Действия учителя  и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

 

1 мин.

 

 

 

 

Ход экскурсии

1. Беседа по технике безопасности.

- Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

 

3. Актуализация

 

 

10  мин.

 

Вводная экскурсия.

- Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего,  это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии - познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

- Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +220 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой.

Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

(Учитель подводит учеников к деревьям.)

- Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет? 

(Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

- Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

- Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

(Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

- Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

- Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается  их различие?

(Почки различаются по окраске, форме.)

- Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

(Супротивное, очередное, мутовчатое.)

- Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

- Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

(Очередное расположение у тополя, клена.)

- Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

(У дуба мутовчатое расположение.)

- Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями.  Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

- Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

(Да)

- Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

4. Формирование новых знаний и способов действия

 

Прием КМ « Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

15 мин.

Самостоятельная работа учащихся.

(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

5. Обобщающая беседа.

- Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

(Зимой большинство растений не имеют листьев.)

- Действительно. С чем связано опадение листьев?

(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

- Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

- Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

(Такое состояние называют покой.)

- Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников  находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

 

 

6. Применение. Формирование умений и навыков.

 

Работа в группах

2 мин.

 

10 мин.

Подведение итогов.

- Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений. 

ОдО и СО

1 мин.

Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.

Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

2 мин.

§ 19 ответить на вопросы к § 19 стр. 67

   Рефлексия.

Подведение итогов урока.

2 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы оцениваете свою работу. На стикерах напишите свои пожелания и поместите на плакат «Острова настроения»

Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу.

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии в 6 классе "Побеги растений в зимнее время""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дата Предмет биология Класс 6 Урок 19 Названиезанятия Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.Экскурсия:1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Общие цели Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)Задачи: Обучающая: актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний; Развивающая- развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы; способствовать развитию познавательного интереса. создавать условия для развития логического мышления, творческих способностей.Воспитывающая: воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры. Результатобучения Актуализация ЗУНЗнают многообразие побеговЗнают видоизменения побеговУмеют применять полученные знания на практике, различают видоизменения корней и побегов.Применяют свои творческие способности при выполнении заданий. Ключевыеидеи Побеги зимой. Источники Учебник биологии 6 класса § 19Электронный учебник «Биология 6 класс». Рабочая тетрадь «Строение и жизнедеятельность растений» часть 1 Материалы и оборудование ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.Электронный учебник « Биология 6 класс». Таблицы «Строение побегов». Карточки определители. Ход занятия Этапы проведения занятия Время – Действия учителя и действия учеников 1. Организационный момент.2. Мотивация. 1 мин. Ход экскурсии1. Беседа по технике безопасности.- Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога. При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы. 3. Актуализация 10 мин. Вводная экскурсия.- Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего, это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии - познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)- Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +220 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой.Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников. Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет. (Учитель подводит учеников к деревьям.)- Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет? (Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)- Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)- Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый. (Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)- Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)- Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается их различие?(Почки различаются по окраске, форме.)- Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?(Супротивное, очередное, мутовчатое.)- Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)- Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?(Очередное расположение у тополя, клена.)- Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?(У дуба мутовчатое расположение.)- Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями. Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)- Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?(Да)- Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут. 4. Формирование новых знаний и способов действияПрием КМ « Мозговой штурм» 15 мин. Самостоятельная работа учащихся.(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.) 5. Обобщающая беседа.- Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?(Зимой большинство растений не имеют листьев.)- Действительно. С чем связано опадение листьев?(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )- Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)- Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?(Такое состояние называют покой.)- Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.) 6. Применение. Формирование умений и навыков.Работа в группах 2 мин. 10 мин. Подведение итогов.- Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений. ОдО и СО 1 мин. Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку. Объявление результатов формативного оценивания. 7. Информация о домашнем задании. 2 мин. § 19 ответить на вопросы к § 19 стр. 67 Рефлексия.Подведение итогов урока. 2 мин. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы оцениваете свою работу. На стикерах напишите свои пожелания и поместите на плакат «Острова настроения» Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу. Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.09.2020 884
    • DOCX 29.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиберт Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зиберт Елена Алексеевна
    Зиберт Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72816
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 43 регионов