Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок биологии в 5 классе, ФГОС Тема урока: «Голосеменные растения»

Урок биологии в 5 классе, ФГОС Тема урока: «Голосеменные растения»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



Учитель биологии: Юрченко И.А.

Урок биологии в 5 классе, ФГОС

Тема урока: «Голосеменные растения»

Цель урока: узнать об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных растений, их роли в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-Строение хвои и шишек хвойных деревьев (на примере местных видов);

-Значение голосеменных в природе и применение в жизнедеятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

-Различать голосеменные растения;

- Объяснять фразу «Голосеменные – индикаторы чистоты воздуха», вещества - фитонциды.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных знаний

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.

Тип урока: комбинированный

Технологии: проблемного изучения, ИКТ, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие, проектной деятельности, критическое мышление, игровые.

Оборудование: учебник Биология 5 класс под редакцией В.В.Пасечника, рабочие тетради, гербарии хвойных растений, живые ветки и шишки, таблицы, ПК, медиапроектор, презентация (приложение 1), печатный раздаточный материал (приложение 2). Тест по теме Голосемянные.(приложение 3).

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: гербарии хвойных растений, живые ветки и шишки, таблицы, презентация (приложение 1), печатный раздаточный материал (приложение 2)

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Титульный слайд ученикам не показываем, тему и цели урока выводят учащиеся по ходу урока

Слайд 2. Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь?(О фотосинтезе) О каком зеленом зернышке говорится?(О хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле?

Слайд 3. Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (Не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).

Слайд 4 . Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и папоротники) Сравните эти три группы растений. Что можно сказать об их появлении в процессе эволюции и о сложности строения? Что общего в размножении мхов и папоротников? (Образование спор)

Слайд 5. Давайте повторим тему «Папоротники». Один ученик выполнит задание на доске – нужно сделать обозначения на рисунке «Строение папоротника». Остальные в это время отвечают устно на вопросы в конце параграфа на стр.78. Опрос проводит один ученик, он же комментирует ответы.

Проверяем выполнение задания на доске.



  1. Изучение нового материала.

Слайд 6. Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). А какие деревья произрастают в тайге? Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее – голосеменные).

Итак, мы сегодня с вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях.

Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Слайд 7, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)

Работают наши дендрологи в парах, для ответов на вопросы и выполнение заданий используют учебник, презентацию и гербарии. В конце урока каждый исследователь должен будет оценить свою работу.

Слайд 8. Найдем ответы на вопросы, обсудим фронтально. - Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет) - Как размножаются голосеменные? (Семенами) - Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет) - Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек) - Сколько видов голосеменных существует?(Более 700) - Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений)

Слайд 9. Теперь выполним следующее задание – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну. Многие часто неправильно называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой паре)

Используя данный алгоритм:

  1. Рассмотрите предложенные ветки и шишки растений, определите, как называются эти растения, используйте информацию стр. 124 зад 2.

  2. Поведите необходимые измерения.

  3. Рассмотрите рис.76,77 На стр.121, 123

  4. Прочтите информацию на стр.120- 122

  5. Заполните таблицу.

Работаете в парах, предлагаю следующий вариант, каждый работает с одним растением, проговариваете друг другу информацию

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много

Количество влаги в лесу

Много

Мало

Применение дерева человеком

?

?

Самооценка. ( За каждый правильный ответ-1балл; максимальное количество 18 б.

Последние графы заполните дома, поискав информацию в Интернете. Подскажу только, что из древесины ели и сосны делают бумагу. А как ее делают, нам расскажет на следующем уроке один из вас (даю листок с текстом, http://www.samoeinteresnoe.com/TEXNICA1/BUMAGA.htm)

Как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна - в основном сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и все время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

А теперь проверим, как мы заполнили таблицу (слайд 10)

Физминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, теперь разжать,

Руки вниз и так стоять.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».


Слайд 11. Ребята, а какая елка была у вас дома на Новый год – живая или искусственная, ель или сосна? А вообще, какая елка лучше – живая или искусственная? А для природы что полезнее? Конечно, чтобы сберечь лес, надо отказаться от живых елок. К тому же искусственные ничуть не хуже, и даже для придания аромата продаются специальные средства.

А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся? (Хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами льда). Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин – незамерзающее вещество.

Слайд 12. Хвойные леса страдают от пожаров и вырубок, а для восстановления елового леса требуется не менее 100 лет. На месте вырубки сначала вырастает светлый лес, и только потом под кронами берез или сосен начинают расти молодые елочки, вытесняя собой светолюбивые деревья.

В нашей степной зоне хорошо растут неприхотливые сосны. Вам знакомы такие лесные насаждения в наших местах. Как вы думаете, зачем еще в 19-м веке стали заниматься степным лесоразведением? Конечно, это был ценный строительный материал. Топить дровами печи в степях было кощунством – древесина шла на изготовление срубов жилищ, оконных рам, дверей, мебели, телег, лодок. Одна беда – древесина сосны боится влаги и поэтому недолговечна. Но есть удивительное хвойное дерево – лиственница, древесина которой не гниет.

Слайд 13. А чем еще замечательна лиственница? Почему она так называется? (Хвоя мягкая и осыпается)

Подготовьте по желанию дома сообщение о применении лиственницы, можно с небольшой презентацией: http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=67

Слайд 14. А вот на этом слайде пихта и кедр. Они тоже произрастают в тайге. По описанию в учебнике определите, где пихта, а где кедр? (Пихта похожа на ель, только очень густая, и шишки растут вверх). А что вы знаете про кедр? (Его семена – кедровые орешки – используют в пищу, из них изготавливают масло)

Слайд 15. Тайга – это богатейший животный и растительный мир (рассказ учителя)

  1. Закрепление

Ну, а теперь давайте составим кластер «Применение хвойных растений» (слайд 16, скрытый текст открываем после ответов учащихся щелчком)

Слайд 17. Отгадайте по силуэтам, где какое дерево? Здесь ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. (Ответы встанут на свои места по щелчку)

- И еще один важный вопрос: чем семена отличаются от спор? Что более выгодно: иметь семена или споры? (Семена: они содержат запас питательных веществ для проростка)

- С какими чудесами природы вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

  1. Рефлексия -Достигнуты ли нами цели урока? (слайд 18) -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с оценкой урока и самооценкой.

Поднимите руки кому сложнее

Работать с учебником

Работать с гербариями

Работать с таблицей.

Что ж мы будем чаще выполнять эту работу, чтобы нам было легче в дальнейшем.



Продолжаем работу с оценочными листами.

Общее число баллов- 26-28отметка- 5

23-25 отметка- 4

20-23 отметка -3

Отметьте свою активность на уроке. Кто за работу на уроке поставил себе 5. Комментирую, согласна, не согласна, почему.

6. Домашнее задание: (слайд 19) п. вопросы, задания к п. в тетради с печатной основой № 2-4, закончить заполнение таблицы (графу «Применение») , подготовить сообщение о бумаге, сообщение о применении лиственницы.

Слайд 20 Спасибо за сотрудничество!



  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 11.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 585
Номер материала MA-073417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы