Урок – аукцион русского языка на
тему: «Сложное предложение с различными видами
союзной и бессоюзной связи»
Цель урока: обобщить
знания учащихся о сложном предложении и видах связи в нём.
Задачии урока
Обучающие:
- формировать навыки
синтаксического разбора сложных предложений и конструирования сложных
предложений по заданным схемам;
- тренировать учащихся в
постановке знаков препинания в сложных предложениях;
Развивающие:
- развивать
умения составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
- развивать
умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление,
классификация, а также внимание, память, логическое мышление;
- развивать
познавательные и творческие способности через разнообразные виды
деятельности.
Воспитательные:
- вызвать
интерес к урокам русского языка;
- воспитывать
коммуникативные отношения;
Тип
урока:
урок
обобщения и систематизации изученного
Форма
урока:
Общественный
смотр знаний
Используемые
методы:
частично-поисковый,
эвристическая беседа
Оборудование: раздаточный
материал, презентация, опорные схемы
Структура
урока
1.
Создание эмоционального фона урока
2.
Постановка целей и задач урока
3.
Актуализация знаний учащихся
4.
Формирование новых понятий и способов действия
5.
Формирование умений и навыков
6.
Рефлексия
7.
Подведение итогов урока
I этап
1. Работа
с девизом урока
Знание выше информации, поскольку может
проверить ее достоверность, а мудрость больше, чем знания, это высшее, чего
может достичь человек
-
Как вы понимаете данную фразу?
-
Желаю быть мудрыми или стремиться стать мудрыми. А что для этого необходимо
делать?
2.
Совместное целеполагание
3. Объявление формы урока, сообщение
правил урока-аукциона, определение стоимости жетонов
II этап
4. Актуализация знаний по орфографии
и орфоэпии
Лингвистическая разминка
- расставьте верно
ударения – обеспечение, досуг, банты, ходатайство, кедровый, торты
- определите
способ словообразования – никто, какой-то, по-моему, справа, временно,
глинистый;
- орфографическая
подготовка – маринова…ые грибы, ледя...ой взгляд, собра…ый быстро,
прочита…ая громко, заплете…ая колоском, пуга…ая ворона, краше…ый известью,
прочита…а вовремя
- определение вида
словосочетаний, замена вида словосочетания
5. Актуализация
знаний по пунктуации
а) теоретическая
разминка
- Что называется
сложным предложением? Чем оно отличается от простого? Приведите примеры.
- В чем разница
между ССП и СПП? Приведите примеры
- Какие существуют виды связи
нескольких придаточных предложений с главным? Приведите примеры
б) закрепление знаний по теме
анализ предложений
1) Из скольких простых предложений состоит
данное предложение
Временами как порыв ветра налетало
сознание что я сижу в комнате на диване но стоило тряхнуть головой я снова
оказывался у колодца
2) Укажите вид сложного предложения
Благородство зиждется на силе духа поэтому
именно за человеческим благородством всегда остается победа
3) Укажите вид связи придаточных в
предложении. Начертите схему предложения
Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой
голос живой
Очевидно было что Савельич передо мною был
прав что я напрасно оскорбил его упреками
Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, всегда ли придаточные
предложения отделяются запятой?
- В чем причина затруднения?
Формулирование
учебной задачи
Узнать
о вариантах постановки знаков препинания в СПП. Отработать приемы постановки
знаков препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными
3
этап
Формирование
новых знаний и способов действия
1.
Исследование учебного материала (работа в парах).
План
- задание для исследования.
• Внимательно
рассмотрите два предложения
• Что у
них общего?
• Чем они
отличаются?
• Как поставить
знаки препинания?
• Сделайте
вывод: как ставятся знаки препинания в предложении с однородным подчинением?
• Сравните
свои выводы с материалом учебника
Подготовьте сообщение.
• Итак,
что нужно знать, чтобы правильно поставить знаки препинания в СПП с несколькими
придаточными?
Очевидно было что Савельич передо мною был
прав что я напрасно оскорбил его упреками
Очевидно было что Савельич передо мною был
прав и что я напрасно оскорбил его упреками
2. Составление схем предложений как
вертикальной, так и горизонтальной
3. Анализ предложения
- Проанализируйте предложение, докажите,
что знаки вы поставили верно. Составьте схемы предложения
Я был твердо убежден что моих друзей
чрезвычайно занимал вопрос о том умению ли дружить и способен ли я видеть
недостатки других
4
этап
Закрепления
знаний по теме урока
1.
Работа с деформированным текстом
Вы
работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно
прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите
Клаве
исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?
Рассказ
Клавы Ошибкиной
Несмотря
на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который
состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели
его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не
смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
4
этап.
1.
Рефлексия
Я
узнал (а)…..
Я
научился (ась)….
2. Подведение итогов урока-аукциона
Сосчитайте свои жетоны. Кто же стал победителем?
У кого хватило знаний купить сложное предложение?
Домашнее
задание.
- Повтори
орфограмму (п. 22)
- Закончи
один из предложенных текстов, используя как можно больше сложных
предложений
1)
Уходит зима. Доживает последние дни, но-…
2)
Мнение – это лишь отношение к чему-либо, а знание представляет собой понимание
закономерностей…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.