Инфоурок Математика КонспектыУрок алгебры в 11 классе по теме "Решение показательных уравнений и систем уравнений"

Урок алгебры в 11 классе по теме "Решение показательных уравнений и систем уравнений"

Скачать материал

УРОК АЛГЕБРЫ В 11 КЛАССЕ (подготовка к ЕНТ). 

Тема: Решение показательных уравнений и систем уравнений.
 
Цель: 1) Продолжить работу по систематизации знаний учащихся о способах решения показательных уравнений. 
2) Развивать логическое мышление, математическую зоркость, память, внимание. 
3) Воспитывать математическую культуру, умение работать в группе. 

Ход урока. 
I. Повторение изученного материала. 
1. Опрос по теории (фронтальный). 
Закончить
формулу: 
am * an =;     am : an =;     (am)n = 
(ab)n =;       (a/b)n =;      a0 =;          a-n = 
2.
Решить устно: 
29 * 16 ¼ - 15 = 
2 * 1251/3 – 0,90 = 
b5,6 * 11b0,4 = 
с4,5 : 1/13 с-0,5 = 
5/6 – 2(с1/6)5 = 
3. Решить задания на действия со степенями (у доски): 
63a3b : 18a2b = 
    c 
36 * 9-2 * 54 – 9 *125 * (1/5)-1 = 
4. Вспомнить способы решения показательных уравнений: 
1) Приведения обеих частей уравнения к одному основанию. 
2) Разложение на множители. 
3) Введение новой переменной. 
4) Логарифмирование обеих частей (о нем разговор позже). 
5) Искусственные приемы. 
Из предложенных уравнений выбрать те, которые соответствуют обозначенным способам решения (устно): 
1) 5х + 1 = 125        2) 43 – 2х = 22(х - 1) 
3) 2х + 2х + 1 = 12             4) 5х – 2 – 5х – 1 + 5х = 21 
5) 2 * 9х – 3х + 1 – 9 = 0             6) 25х – 26 * 5х + 25 = 0 
(далее предложить эти уравнения для домашней работы). 

II. Решение показательных уравнений (работа в группах). 
В зависимости от состава групп уровень сложности уравнений нарастает. Каждая группа решает по 3 уравнения, потом представляет свое решение (отчитывается о проделанной работе). 
Две слабые группы работают с листами самопроверки, на которых предложен ход решения заданий. Остальным группам предложить карточки с ответами, которые они должны получить. 
I, II группы (слабые) 
1. 32х + 1 = 9 
2. 7х + 2 – 7х = 336 
3. 2 * 2 – 3 * 2х – 2 = 0 
Дополнительное уравнение: 9х – 3х – 6 = 0 
III группа (средние) 
1. 2х2 – 6х + 0,5 =   1__ 
                         16√2 
2. 4х – 1 + 4х + 4х + 1 = 84 
3. 34√х – 4 * 32√х + 3 = 0 
IV, V группы (сильные) 
1. 4 (√(3х2 – 2х)) + 1 + 2 = 9 *2√(3х2 – 2х) 
2. 3 * 16х + 2 * 81х = 5 * 36х 
3. 52х – 1 + 2 = 5 – 2 + 2 

III. Искусственный прием решения показательных уравнений (разобрать у доски). 
1) (4 + √15)х + (4 - √15)х = 8 
Числа 4 + √15 и 4 - √15 являются сопряженными. 
Действительно (4 + √15)(4 - √15) = 16 – 15 = 1. 
Поэтому 4 - √15 =  1______
 
                                 4 + √15 
Введем новую переменную (4 + √15)х = t > 0 
Получим: t + 1/t = 8 
t2 – 8t + 1 = 0 
t1 = 4 + √15; t2 = 4 - √15 
(4 + √15)х = 4 + √15; (4 + √15)х = 4 - √15 
x = 1 (4 + √15)х = 1______
                              4 + √15 
(4 + √15)х = (4 + √15)-1 
x = -1 
2) Пробуют по аналогии решить самостоятельно (на обороте доски – решение для проверки). 
(2 + √3)х + (2 - √3)х = 4 

IV. Решение систем показательных уравнений. 
1. Метод приведения к одному основанию. 
1) 82х + 1 = 32 * 24у – 1                
 {                                           
   5 * 5х-у = √252у + 1                 

2) 3х * 9у = 3                                    
  {                                           
   2у - х 1                               
    2х      64 

2. Метод введения новых переменных. 
1) х + 5у + 2 = 9      5 у+2 =
t
 {                                  
   2х – 5у + 3 = 11   

2) 3 * 7х – 3у = 12                    7x = a
  {                                           
   7х * 3у = 15                           3y = b

Итог урока: Обобщить различные способы решения показательных уравнений и систем уравнений. 

Домашнее задание (дифференцированное, выборка из сборников тестов подготовки к ЕНТ). 
«-» 1) 5х + 1 = 125 
2) 43 – 2х = 22(х - 1) 
3) 2х + 2х +1 = 12 
4) 5х – 2 – 5х – 1 + 5х = 21 
5) 2 * 9х – 3х + 1 - 9 =0 
6) 25х – 26 * 5х + 25 = 0 

«+» 1) 2х + 2 - 2х + 3 – 2х+ 4 = 5х + 1 – 5х + 2 
2) (√(6 – х)) (5х2 – 7,2х + 3,4 - 25) = 0 
3) 2 * 25х – 5 * 10х + 2 * 4х = 0 
4) 5(sinx)2 – 25cosx = 0 
5) 2 * 4х + 3 * 5у = 11 
  { 
    5 * 4х + 4 *5у = 24 
6) 27х = 9у 
  { 
   81х : 3у = 243 

Оценки выставить учащимся сильных и средней групп. 

Замечание: Отчет о работе групп провести следующим образом: 1) учащиеся одной слабой группы отправляются в три другие группы и рассказывают им, как решили свои уравнения: оставшаяся слабая группа решает дополнительное уравнение уже без подсказки; 2) затем учащиеся средней группы расходятся по группам и защищают свои уравнения; 3) учащиеся сильной группы показывают свои решения на доске.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок алгебры в 11 классе по теме "Решение показательных уравнений и систем уравнений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока содержит задания на применение различных подходов к решению показательных уравнений и систем показательных уравнений с опорой на правила действий со степенями. Предлагаются задания различного уровня сложности, в том числе и нестандартные. Предполагается дифференцированный подход к обучению учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.03.2020 159
    • DOCX 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Позднякова Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71501
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек