Тема:
Урок – зачёт по теме «Глагол».
Цели:
Ø проверить знания по теме
глагол;
Ø Умение находить изученную
часть речи;
Ø Обосновывать правильность
выбора орфограмм при написании глагола;
Ø Использовать глагол в речи.
Ход
урока.
I.
Орг.
момент.
II.
Объявление
темы и целей урока.
III.
Фронтальный
опрос.
Вопросы.
Ø
Что
такое глагол?
Ø
Чем
отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?
Ø
Какого
вида бывают глаголы?
Ø
Какие 3
времени есть у глагола?
Ø
Что
называется спряжением?
Ø
Как
определяется спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Ø
Какие
окончания могут быть у глаголов 1спр?
Ø
Какие
окончания могут быть у глаголов 2 спр.?
Ø
Когда
пишется ь после шипящих в глаголе?
IV.
Объясните
выбор орфограммы.
Ø Тот труда (не) бои(ть, т)ся,
кто умеет труди(ть,т)ся.
Ø Дело мастера бои(ть,т)ся.
Ø Человек по делу
узнаё(ть,т)ся.
Ø По труду и честь
воздаё(ть,т)ся.
Ø Надо труди(ть,т)ся, не надо
лени(ть,т)ся.
V.
Сделать
морфемный разбор глагола Лениться .
VI.
Распределите
глаголы по 2 колонкам: 1 и 2 спряжения.
Играет, смотреть, писать, рисует,
вертеть, читает, слушает, слышит, командовать, ненавидеть, стелить, гнать,
строить, мешать, мерить, вертеть, дышать.
1
спр.
|
2
спр.
|
Играет
Писать
Рисует
Читает
Слушает
Командовать
Стелить
Гнать
мешать
|
Смотреть
Вертеть
Слышит
Ненавидеть
Строить
Мерить
Вертеть
Дышать
|
VII.
Сделайте
морфологический разбор глаголов:
1-в.
2-в.
ты смотришь в окно
нужно стремиться к победе
1. Смотришь – гл. ты (что
делаешь?) смотришь
2. Н.ф –смотреть; несов.вид, 2
спр., ед.ч., в наст. вр., во 2-м л.
3. Ты (Что делаешь?) смотришь.
1.
Стремиться
–гл. (что делать?) стремиться.
2.
Н.ф.
стремиться; глагол стоит в неопределённой форме.
3.
Нужно
(что делать?) стремиться.
VIII.
Анализ текста.
Весна в этом году долго не наступала.
Потом всё вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело,
заговорило. И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело
небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя
трава. Журчат и сверкают
под лучами яркого солнца ручьи. Звенит
весёлая капель. Дышится легко. В такое время не хочешь сидеть
дома.
Ø О чём говорится в данном
тексте?
Ø Как мы узнаём, что наступила
весна?
Ø Глаголы имеют большое
значение для правильного, точного выражения мысли. С помощью одних глаголов
может передаваться динамика, движении, с помощью других зрительные образы или
слуховые, а третьи могут передавать состояние и настроение.
Ø Найдите в тесте глаголы:
проснулось, зашевелилось, пробивается. Как вы думаете, что с их помощью
передаётся? (передаётся динамика, движение пробудившейся весной природы)
Ø Как вы думаете, какой образ
помогают создать в данном тексте глаголы: запело, зашумело, заговорило,
разносится, журчат, звенит? (Звуковой образ)
Ø Какой образ помогают создать
глаголы: сверкают, поголубело, почернели? (зрительный образ)
Ø А глаголы: дышится, не
хочешь, что помогают передать? (передают состояние и настроение человека)
Ø Правомерно ли использование в
тексте использование глаголов в различных временных формах?
IX.
Итог
урока.
X.
Домашнее
задание. Напишите сочинение - миниатюру «О дожде» по рядам: 1) Летний дождь,
2) осенний дождь, 3) весенний дождь. Нарисуйте свой дождик. Используя лексику в
карточках, сами выберите, какие глаголы будут вам больше подходить для описания
вашего дождика.
Шумит,
звенит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, льёт как
из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет,
зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.