Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок- презентация по русскому языку на тему "Антонимы" (5 класс)

Урок- презентация по русскому языку на тему "Антонимы" (5 класс)

Скачать материал

Открытый урок русского языка.

Тема:  «Антонимы»

Класс: 5

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: 1) доска;

                              2) ПК;

                              3) мультимедийный проектор;

Планируемые результаты:

        Личностные:  1) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                 2) пополнение словарного запаса;

                          3) способность к самооценке на основе критерия успешности.

 Предметные: 1)  развитие творческой самостоятельности;

                     2) расширение знаний по теме «Антонимы»;

.                          3) развивать умение работать с текстом.

Метапредметные:  1) способность правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                     2) взаимодействие с окружающими людьми  в процессе совместного            обсуждения;

                                     3) умение адекватно оценивать свою деятельность;

                                     4) способность анализировать информацию, обобщать и делать    правильные выводы.     

 

Формирование УУД:

1). Личностные: вырабатывать положительное отношение к учебной деятельности.

2). Коммуникативные: взаимодействие и общение с партнерами, учебное сотворчество.

3). Познавательные: извлечение необходимой информации, самостоятельный выбор способов ее нахождения.

4). Регулятивные: умение самоорганизовывать свою деятельность, целеполагание, самоконтроль, самооценка.

 

Ход урока.

1. Оргмомент.

 Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с  разделом науки о языке, который называется «Лексика». На прошлом уроке мы познакомились со словами- синонимами. Что такое синонимы?

Ученики: Слова, разные по написанию и произношению, но близкие по значению.

Подберите близкие по значению слова к словам « веселый», «добрый», «высокий».

 

(СЛАЙД 1)  веселый- радостный, оживленный

                     Добрый- приветливый, душевный, благодушный

                     Высокий- длинный, рослый ( о человеке)

А теперь подберите к этим словам  противоположные по значению слова.

(СЛАЙД 2) веселый- грустный

                     Добрый- злой

                     Высокий- низкий

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Ученики:  Слова, противоположные по значению.

Правильно. А называются такие слова- антонимы. Запишем число, тему урока (на доске).

Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке об антонимах?

Ученики:  Что такое антонимы.

- Как они используются в речи.

-Какие бывают антонимы.

2.  Актуализация знаний.

Посмотрим  на  слайд и  попробуем выяснить, что означает слово «антоним»

 (СЛАЙД 3)

    Вирус - антивирус  

    Военный - антивоенный    

    Общественный - антиобщественный   

Как вы думаете, что означает приставка АНТИ?  (против.)

 (СЛАЙД 4)   «АНТИ»-  греч. «против»     «ОНИМА»- греч. «имя»

Правильно. Эта приставка есть в слове «антоним». Мы знаем, что «онима» - от греческого «имя».  «Анти» - против.  Так что же означает слово «антоним»?

Ученики: Противоположное по значению слово.

Хорошо, антоним- это противоположное по лексическому значению слово.

3. Объяснение темы урока.

1). А теперь поиграем в игру «Наоборот». Слушайте внимательно, закончите фразы из стихотворения антонимами  ( словами наоборот), определите их части речи.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь- (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь- (близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь –(пол).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты –(нашел).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай –(конец).

(СЛАЙД 5 ).

  высоко-

далеко-

потолок-

потерял-

трус-

начало-

(СЛАЙД 6)

Высоко-низко (наречия)

Далеко- близко (наречия)

Потолок- пол (сущ.)

Потерял- нашел (глагол)

Трус-храбрец (сущ.)

Начало- конец (сущ.)

Какими частями речи являются пары слов? (одинаковыми.)

Ученики: антонимы принадлежат к одной и той же части речи.

Сделайте вывод, какими частями речи являются слова- антонимы. Оцените себя за выполненное задание, оценку поставьте в карточку самооценки.

2). Откроем учебник на стр. 165, п.69. Читаем, устно выполняем задание.

Читаем правило, которое вы должны выучить.

3). А теперь поиграем в игру  «Исправь ошибку». На слайде вы видите пары слов.  Подумайте, являются ли эти слова антонимами.

(СЛАЙД 7)

Зима- летний

Шумный- тишина

Высокий- низко

Утро- вечерний

Узко- широкий

Запишите в тетради правильный вариант, объясните свой выбор. А теперь проверим себя.

(СЛАЙД 8) (САМОПРОВЕРКА)

Зима- лето

Шумный- тихий

Высокий- низкий

Утро- вечер

Узко- широко

Оцените выполнение этого задания, поставьте оценку в карточку.

4). ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ АНТОНИМОВ ( С ПРИСТАВКАМИ БЕС-, НЕ-)

СЛАЙД 9

Счастье- НЕсчастье     

 (Можно ли  назвать эти слова антонимами?  (да)

Выделите корни. А какая часть слова указывает на противоположное значение?

( приставка НЕ)

СЛАЙД тот же

Порядок - БЕСпорядок                  

Выделите корни.(Можно ли назвать эти слова антонимами?  (да)

А какая часть слова указывает на противоположное значение? ( приставка БЕС)

Антонимы, которые  имеют одинаковые корни, называются однокорневыми.

Образуйте однокорневые антонимы с приставкой НЕ- к словам (устно)

Хороший- (нехороший)

Высокий- (невысокий)

 

Посмотрите на следующий слайд.

СЛАЙД 10

счастье- горе

                правда- ложь

воля- плен

большой- маленький

Можно ли назвать эти слова антонимами? (да)

Выделите корни . Чем отличаются эти антонимы от предыдущих. ( У этих антонимов разные корни).

Такие антонимы называются разнокорневыми или лексическими.

 С какими видами антонимов мы познакомились? ( с разнокорневыми и однокорневыми).

 

5).  Возьмите карточку №1, перед  вами поэтические тексты. Прочитаем их и подумаем, чем они интересны нам на сегодняшнем уроке.  Какое языковое явление использовали авторы при создании этих текстов?

Карточка №1

1. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

                                       (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»).

2. Да здравствует солнце!

Да скроется тьма!

                                        (А.С. Пушкин)

3. Ты и убогая, 

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

                      (Н.А. Некрасов)

Являются ли выделенные слова антонимами? ( нет).

Но авторы используют их для того, чтобы подчеркнуть противоположность  этих явлений.

Эти слова являются антонимами только в данных текстах. Такие слова называются  контекстуальными антонимами. Запишем в тетради новое для нас понятие.

6).Возьмите карточку №2. Прочитаем текст.

Осенью.

Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора.

 Иногда осень дарит дарит теплый солнечный день. Стоит прекрасная погода. Дует слабый ветерок. Небо чистое, высокое. Под ногами сухо. Весёлая пора.

 

На сколько  частей  можно поделить текст? (2)

( описывается хмурый день и ясный день), т.е . две части противоположны друг другу., как будто слова , антонимы.

 Такой приём , основанный  на  противопоставлении , называется антитезой ( ЗАПИСАТЬ СЛОВО).

Записать в тетради .Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Начала предложений:

а) Впереди старые, сильные лебеди, ( а сзади молодые, слабые).

б) Умный себя винит, … (а глупый оправдывает).

г) Заяц быстро бегает, …( а черепаха- медленно)

Как называется прием, который мы использовали в этом задании? ( Антитеза).

7).СЛАЙД 11

ЗВОНКАЯ ТИШИНА

ГОРЯЧИЙ СНЕГ

Далее на этом же слайде появляется  слово « оксюморон»

Можно ли назвать  эти слова антонимами?  (Затрудняются ответить).  Они противоположные по лексическому значению? (да). Они даже несочетаемые.

Такой приём, основанный  на соединении таких противоречивых признаков, называется  оксюмороном . ( Записываем слово в тетради).

ФИЗМИНУТКА «КОШКА»

Осторожно, словно кошка,

До дивана, до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться,

Я легко с дивана спрыгну

И дугою спинку выгну.

(Далее- гимнастика для глаз.)

 

4). ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа с учебником, стр. 166, упр. 370. Выполнить 3 предложения, по очереди у доски выполняют 3 ученика, все выполняют в тетрадях. Составить схему 1-го предложения.

2. Списать, подобрать антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях, подчеркнуть орфограммы.

Слайд 12

Добрый дру…-

Тёплый день-

Хорош…е  нач…ало-

Полезный тру…-

Последн…е  поражение-

 

 Слайд 13  с проверкой

Добрый друг- злой враг

Теплый день- холодная ночь

Хорошее начало- плохой конец

Полезный труд- вредное безделье

Последнее поражение- первая победа

После выполнения на слайде появляется проверка, дети обмениваются тетрадями, оценивают друг друга.

Полученные  оценки поставьте себе в карточки.

3.Самостоятельная работа  по карточкам.

Возьмите карточку №3. Я буду читать вопросы или утверждения, а вы, если согласны, ставьте точку в графе «да», если не согласны- в графе «нет».

Вопросы.

1. Антонимы- это слова, которые имеют похожее лексическое значение, но различаются по звучанию и написанию. (нет)

2. Антонимы- это слова с противоположным лексическим значением. (да)

3. Антонимы- слова одной и той же части речи (да)

4. Антонимами могут быть слова разных частей речи. (нет)

5. Антонимы изучаются в разделе «Синтаксис» (нет)

6. Антонимы изучаются в разделе «Лексика» (да)

Соедините последовательно точки, сдайте карточки.  На обратной стороне доски показываем правильно выполненное  задание.

Ребята, у кого получилась цифра «5», тот может поставить ее в свою карточку самооценки, у кого нет – тот не ставит ничего.

4. Творческое задание.

В карточке № 4 перед вами 2 задания на выбор.

1). Прочитайте  рассказ и попытайтесь его закончить.

Карточка № 4

"Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно плелся я домой после уроков. Мама  всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал я внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…"

2). «Второе задание мини- сочинение  на тему  « Я стал пятиклассником».

Используя антонимы, напишите 5-7 предложений о том, что изменилось в вашей жизни, когда вы пришли в 5 класс. Начать можно так: « Когда я учился в 4 классе,..»

На это задание отводится 5 минут.

2-3 ученика читают свои сочинения.

5. Рефлексия.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

-Что показалось трудным, а что было легко?

- Какое задание понравилось?

Оцените свою работу на уроке, поставьте итоговую оценку в карточку.

6. Домашнее задание.

 П.69, выучить правило.

На выбор:

1). Упр. 372.

2). Подобрать и записать в тетрадь пословицу с антонимами и составить по ней небольшой рассказ.( 5 предложений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок- презентация по русскому языку на тему "Антонимы" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: 1) доска;

                              2) ПК;

                              3) мультимедийный проектор; 

Планируемые результаты:

        Личностные:  1) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                 2) пополнение словарного запаса;

                          3) способность к самооценке на основе критерия успешности.

 Предметные: 1)  развитие творческой самостоятельности;

                     2) расширение знаний по теме «Антонимы»;

.                          3) развивать умение работать с текстом.

Метапредметные:  1) способность правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                     2) взаимодействие с окружающими людьми  в процессе совместного            обсуждения;

                                     3) умение адекватно оценивать свою деятельность;

                                     4) способность анализировать информацию, обобщать и делать    правильные выводы.     

 

Формирование УУД:

1). Личностные: вырабатывать положительное отношение к учебной деятельности.

2). Коммуникативные: взаимодействие и общение с партнерами, учебное сотворчество.

3). Познавательные: извлечение необходимой информации, самостоятельный выбор способов ее нахождения.

4). Регулятивные: умение самоорганизовывать свою деятельность, целеполагание, самоконтроль, самооценка.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 563 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 560
    • DOCX 29.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чугреева Ярослава Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чугреева Ярослава Юрьевна
    Чугреева Ярослава Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11567
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов