Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок- мастерская построения знаний

урок- мастерская построения знаний

Скачать материал

                        Мастерская построения знаний ( литература 8 класс)

                  Тема:       «Человек светлой мечты».

 

Цель: Сформировать у учащихся представления о творчестве А. Грина, как  представителя символического романтизма в русской литературе XX века. Подвести учащихся к выводу о том, что одним из составляющих факторов становления личности человека, и конкретно  личности А. Грина, может быть мечта, что главным в творчестве писателя  была попытка соединить в создаваемом образе воображаемое (мечту) и реальное начала. 

Задачи:

Образовательные:  - формировать умения строить речь в определённой композиционной         форме;

- учить находить отличительные черты во внешности конкретной личности;

Развивающие:          - развивать интерес  учащихся к предметам гуманитарного цикла;                                                   

- развивать   способность к воображению;

- развивать умения и навыки анализа, выделения главного, обобщения созданных образов в таблицу;

- активизировать творческие способности участников мастерской;

- развивать коммуникативные способности, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению другого, умение распределить деятельностные позиции и удержать их во время выполнения заданий, умения сделать  выбор, сменить роль в ходе работы, умение предъявить результат своей работы;

 

Воспитательные:      - подвести учащихся к осмыслению филосовско - нравственных понятий «смысл жизни», «мечта»;

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, терпения.

 

 

Оборудование : 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Технологическая карта мастерской

 

Тема, план мастерской

«Человек светлой мечты».

  1. Организационный момент (0,5 минут)
  2. Ситуация (индуктор) (1 минута)
  3. Объявление темы (0,5 минут)
  4. Словарная работа + дневник (1,5 минут)
  5. Работа с материалом: а)самоконструкция  (1 минута)

-          создание ассоциативного ряда путём игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций фамилии Грин

-          создание устной зарисовки «Воображаемый портрет А. Грина»

         б) социоконструкция ( 2 минуты)

-          работа в группе по анализу информации

-          обсуждение

-          составление таблицы

        в) социализация  (1,5 минуты)

-          презентация составления таблицы

 

  1. Презентация «Дом Грина» (2 минуты)
  2. Рефлексия

-          корабль (1 минута)

-          игра (2 минуты)

      8. Домашнее задание (2 минуты)

Методы и формы организации учебной деятельности

1.Проблемно – поисковый, диалогический методы

2. Форма урока – мастерская построения знаний (система малых групп + мастерская)

Источники информации:

Учебник «Литература 8 класс». Кутузов А.Т. М; 2000

Методическое пособие для учителя к учебнику «Литература 8 класс»

Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.  М; 1998

Энциклопедия для детей «Литература XX века» М; «Аванта плюс»; 1995

«Педагогическая мастерская» // ж. «Уроки литературы», 2002 №1

«Литература» // приложение к г.»1 сентября», 2004 №1

Дом Грина. Тарасенко Н.Ф. , Симферополь, 1976

Жизнь Грина. Паустовский К. М., 1960

 

 

План мастерской:

 

1.Организационный момент:

-          Здравствуйте! Я очень рада возможности с вами познакомиться, так как считаю, что любой опыт взаимодействия с людьми очень полезен. Жаль, что время нашего взаимодействия очень ограничено. Всего 20 минут, а успеть за эти 20 минут мы должны многое. Перейдём к работе, а каждый из её этапов будем отслеживать с помощью песочных часов.

2 Проблемная ситуация: - Отец любил рассказывать сыну мифы и легенды о героях Гомера, о могуществе Трои, сожженной и разрушенной. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная пламенем Троя.  «Где находится этот город?» - спросил мальчик. « Никому ещё не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царей!» - воскликнул сын. Отец ответил на это: «К сожалению, это только мечты».

Это не красивая легенда: мечта, возникшая в семилетнем возрасте, «сделала сказку былью». С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного банка. За 2, 5 года он овладел 9 – ю языками. Потом русским – за 6 недель! Становится миллионером. Внезапно в 46 лет всё бросает и погружается в археологию. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы на воплощения мечты. Он трудился без сна и отдыха. Переворошил 250 тысяч кубометров земли, там, где указал Гомер. И мечта стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшее в земле…

Поверьте мне, это не единственный случай того, когда мечта рождает в человеке страстное желание её исполнения, до каких бы сказочных высот она ни поднималась. Примеров можно привести очень много, но сегодня мне бы хотелось познакомить вас с Александром Грином, писателем начала XX века, которого в своё время называли «человеком светлой мечты».

Это определение и будет темой нашей мастерской: « Александр Грин – человек светлой мечты».

Обращаясь однажды к своим читателям, Грин сказал: « Тренируйте воображение и лелейте мечту». Возьмём это высказывание за эпиграф к нашей мастерской.

 Из того, насколько часто слово мечта встречается рядом  с фамилией  Грин можно сделать предположение, что этот человек знал, что за сила заложена в загадочном явлении, которое обозначено коротким словом «мечта».                                                                           - А что по- вашему значит слово мечта? 

Словарь Ожегова даёт нам такое толкование этого слова: (см.пр.)

 

Есть ли место мечте, в жизни современного человека, какое место занимает мечта вашей жизни?

Поиск ответов на эти вопросы, используя в качестве примера творческую биографию А. Грина – вот цель нашей совместной деятельности сегодня на занятии.

Прежде, чем перейти к работе, я хотела бы подарить каждому из вас дневник, в котором вы найдёте полезные для себя  материалы, а по ходу занятия, может быть, внесёте понравившиеся вам мысли. В конце занятия мы подведём итого нашего поиска с помощью вот этого символа гриновской мечты – кораблика с алыми парусами.

3. Практическая часть:

а) самоконструкция.

-          Обратите внимание на портреты и фотографии писателя. Произнесите несколько раз необычную и запоминающуюся фамилию Грин. Вашему воображению помогут несколько фраз, написанных на доске. Выберите из них слово, словосочетание деталь характера, которые «зацепили» ваше воображение, стали впечатлением от портрета  ( первое впечатление от портретов и фотографий оформляется в виде зарисовки «Воображаемый портрет»).

-           Предъявление результата вслух.

-Итак, ребята, нами был составлен воображаемый портрет писателя, как вы думаете, этого достаточно для того, что бы понять человека со всеми его личностными особенностями, его смысл жизни и творчества?

-Действительно, наш воображаемый портрет необходимо сравнить с реальной биографией А. Грина.

 Биографические  материалы для сравнения вы найдёте  на столе. Изучите их, подготовьте фактические дополнения к воображаемому портрету, выявите, есть ли сходства с реальным и воображаемым.

 (Каждой группе выдаётся пакет материалов, в котором ученики могут найти ответы на свой информационный запрос.) Ученики читают, находят ответы, обмениваются информацией и заполняют таблицу:

Новое в моих знаниях о Грине

Совпадение реальных фактов с воображаемым

 

 

Предъявление учащимися результатов работы, комментирующая фраза  учителя после выступления каждой группы:

 1) «Воображение, мечта, надежда помогают стать творцом своей судьбы и сквозь горести, препятствия».

2) « Грин писал  почти все свои произведения в «оправдание мечты». Мы благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать…»

3) «Неповторимое обаяние рассказов Грина тревожит и заставляет страстно желать исполнения мечты».

4) «Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая  вырвалась из контекста феерии и стала символом мечты и веры в её исполнение».

 

-Очень продуктивно поработали группы. Спасибо. Я тоже хочу внести вклад в общее дело. Я приготовила небольшую экскурсию по музеям Грина и приглашаю вас, её совершить  (просмотр компьютерной презентации «Дом Грина»).

 

-Прочитав, предложенные произведения вы поймете, как у Грина романтическое и реальное сближаются и переплетаются… Одно является продолжением другого и наоборот. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни».

Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы плавно подошли к ответу на вопрос, который был  поставлен в начале занятия «Есть ли место мечте в современном мире?»

-А какое место занимает мечта в вашей жизни…(выразите  отношение к своей работе и определите ее перспективы, свои мечты, заканчивая фразу: см. корабль)

 

- А для того , чтобы на собственных ощущениях  понять значимость мечты в вашей жизни проделаем следующее упражнение:

 

5. Домашнее задание: прочитайте «Автобиографическую повесть».

(см. дневник).

 

6. Итак , слово найдено, это мечта.

Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир  с помощью мечты и произведений Грина!

 

 

 

 

 

 


МЕЧТА –

1.        нечто созданное воображением;

 

2.        предмет желаний и стремлений;

 

3.        о чём нибудь очень хорошем, не вещь;

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок- мастерская построения знаний"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                        Мастерская построения знаний ( литература 8 класс)

                  Тема:       «Человек светлой мечты».

 

Цель: Сформировать у учащихся представления о творчестве А. Грина, как  представителя символического романтизма в русской литературе XX века. Подвести учащихся к выводу о том, что одним из составляющих факторов становления личности человека, и конкретно  личности А. Грина, может быть мечта, что главным в творчестве писателя  была попытка соединить в создаваемом образе воображаемое (мечту) и реальное начала. 

Задачи:

Образовательные:  - формировать умения строить речь в определённой композиционной         форме;

- учить находить отличительные черты во внешности конкретной личности;

Развивающие:          - развивать интерес  учащихся к предметам гуманитарного цикла;                                                   

- развивать   способность к воображению;

- развивать умения и навыки анализа, выделения главного, обобщения созданных образов в таблицу;

- активизировать творческие способности участников мастерской;

- развивать коммуникативные способности, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению другого, умение распределить деятельностные позиции и удержать их во время выполнения заданий, умения сделать  выбор, сменить роль в ходе работы, умение предъявить результат своей работы;

 

Воспитательные:      - подвести учащихся к осмыслению филосовско - нравственных понятий «смысл жизни», «мечта»;

 

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, терпения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 694 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 273
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куприянова Елена Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куприянова Елена Павловна
    Куприянова Елена Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5040
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1534 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе