Мастерская построения знаний (
литература 8 класс)
Тема: «Человек светлой мечты».
Цель: Сформировать
у учащихся представления о творчестве А. Грина, как представителя
символического романтизма в русской литературе XX века. Подвести учащихся к
выводу о том, что одним из составляющих факторов становления личности человека,
и конкретно личности А. Грина, может быть мечта, что главным в творчестве
писателя была попытка соединить в создаваемом образе воображаемое (мечту) и
реальное начала.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения строить речь в определённой
композиционной форме;
- учить находить отличительные черты во внешности конкретной личности;
Развивающие: - развивать интерес учащихся к предметам гуманитарного
цикла;
-
развивать способность к воображению;
- развивать умения и навыки анализа, выделения главного, обобщения
созданных образов в таблицу;
- активизировать творческие способности участников мастерской;
- развивать коммуникативные
способности, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению другого,
умение распределить деятельностные позиции и удержать их во время выполнения
заданий, умения сделать выбор, сменить роль в ходе работы, умение предъявить
результат своей работы;
Воспитательные: - подвести учащихся к осмыслению филосовско -
нравственных понятий «смысл жизни», «мечта»;
-
способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, терпения.
Оборудование :
Технологическая карта мастерской
Тема, план
мастерской
|
«Человек светлой
мечты».
- Организационный
момент (0,5 минут)
- Ситуация
(индуктор) (1 минута)
- Объявление темы
(0,5 минут)
- Словарная работа
+ дневник (1,5 минут)
- Работа с
материалом: а)самоконструкция (1 минута)
-
создание ассоциативного
ряда путём игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций фамилии
Грин
-
создание устной
зарисовки «Воображаемый портрет А. Грина»
б)
социоконструкция ( 2 минуты)
-
работа в группе по
анализу информации
-
обсуждение
-
составление таблицы
в)
социализация (1,5 минуты)
-
презентация составления
таблицы
- Презентация «Дом
Грина» (2 минуты)
- Рефлексия
-
корабль (1 минута)
-
игра (2 минуты)
8. Домашнее
задание (2 минуты)
|
Методы и формы организации учебной
деятельности
|
1.Проблемно –
поисковый, диалогический методы
2. Форма урока –
мастерская построения знаний (система малых групп + мастерская)
|
Источники информации:
|
Учебник «Литература
8 класс». Кутузов А.Т. М; 2000
Методическое
пособие для учителя к учебнику «Литература 8 класс»
Толковый словарь
русского языка. Ожегов С. И. М; 1998
Энциклопедия для
детей «Литература XX века» М; «Аванта плюс»; 1995
«Педагогическая
мастерская» // ж. «Уроки литературы», 2002 №1
«Литература» //
приложение к г.»1 сентября», 2004 №1
Дом Грина.
Тарасенко Н.Ф. , Симферополь, 1976
Жизнь Грина.
Паустовский К. М., 1960
|
План мастерской:
1.Организационный момент:
-
Здравствуйте! Я очень рада возможности с вами
познакомиться, так как считаю, что любой опыт взаимодействия с людьми очень
полезен. Жаль, что время нашего взаимодействия очень ограничено. Всего 20
минут, а успеть за эти 20 минут мы должны многое. Перейдём к работе, а каждый
из её этапов будем отслеживать с помощью песочных часов.
2 Проблемная ситуация: - Отец любил
рассказывать сыну мифы и легенды о героях Гомера, о могуществе Трои, сожженной
и разрушенной. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для
детей». Там была изображена охваченная пламенем Троя. «Где находится этот
город?» - спросил мальчик. « Никому ещё не удавалось найти его», - ответил
отец. «Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царей!» - воскликнул
сын. Отец ответил на это: «К сожалению, это только мечты».
Это не красивая легенда: мечта, возникшая в
семилетнем возрасте, «сделала сказку былью». С 14 лет он – ученик в лавке,
затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного
банка. За 2, 5 года он овладел 9 – ю языками. Потом русским – за 6 недель!
Становится миллионером. Внезапно в 46 лет всё бросает и погружается в
археологию. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы на воплощения
мечты. Он трудился без сна и отдыха. Переворошил 250 тысяч кубометров земли,
там, где указал Гомер. И мечта стала действительностью. Руки Германа Шлимана
держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшее в земле…
Поверьте мне, это не единственный случай того,
когда мечта рождает в человеке страстное желание её исполнения, до каких бы
сказочных высот она ни поднималась. Примеров можно привести очень много, но
сегодня мне бы хотелось познакомить вас с Александром Грином, писателем начала
XX века, которого в своё время называли «человеком светлой мечты».
Это определение и будет темой нашей
мастерской: « Александр Грин – человек светлой мечты».
Обращаясь однажды к своим читателям, Грин
сказал: « Тренируйте воображение и лелейте мечту». Возьмём это высказывание за
эпиграф к нашей мастерской.
Из того, насколько часто слово мечта
встречается рядом с фамилией Грин можно сделать предположение, что этот
человек знал, что за сила заложена в загадочном явлении, которое обозначено
коротким словом
«мечта».
- А что по- вашему значит слово мечта?
Словарь Ожегова даёт нам такое толкование
этого слова: (см.пр.)
Есть ли место мечте, в жизни современного
человека, какое место занимает мечта вашей жизни?
Поиск ответов на эти вопросы, используя в
качестве примера творческую биографию А. Грина – вот цель нашей совместной
деятельности сегодня на занятии.
Прежде, чем перейти к работе, я хотела бы
подарить каждому из вас дневник, в котором вы найдёте полезные для себя
материалы, а по ходу занятия, может быть, внесёте понравившиеся вам мысли. В
конце занятия мы подведём итого нашего поиска с помощью вот этого символа
гриновской мечты – кораблика с алыми парусами.
3. Практическая часть:
а) самоконструкция.
-
Обратите внимание на портреты и фотографии
писателя. Произнесите несколько раз необычную и запоминающуюся фамилию Грин.
Вашему воображению помогут несколько фраз, написанных на доске. Выберите из них
слово, словосочетание деталь характера, которые «зацепили» ваше воображение,
стали впечатлением от портрета ( первое впечатление от портретов и фотографий
оформляется в виде зарисовки «Воображаемый портрет»).
-
Предъявление результата вслух.
-Итак, ребята, нами был составлен воображаемый
портрет писателя, как вы думаете, этого достаточно для того, что бы понять
человека со всеми его личностными особенностями, его смысл жизни и творчества?
-Действительно, наш воображаемый портрет
необходимо сравнить с реальной биографией А. Грина.
Биографические материалы для сравнения вы
найдёте на столе. Изучите их, подготовьте фактические дополнения к
воображаемому портрету, выявите, есть ли сходства с реальным и воображаемым.
(Каждой группе выдаётся пакет материалов, в
котором ученики могут найти ответы на свой информационный запрос.) Ученики
читают, находят ответы, обмениваются информацией и заполняют таблицу:
Новое в моих знаниях о Грине
|
Совпадение реальных фактов с воображаемым
|
|
|
Предъявление учащимися
результатов работы, комментирующая фраза учителя после выступления каждой
группы:
1) «Воображение, мечта, надежда помогают
стать творцом своей судьбы и сквозь горести, препятствия».
2) « Грин писал почти все свои произведения в
«оправдание мечты». Мы благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее родилось из
непобедимого человеческого свойства – умения мечтать…»
3) «Неповторимое обаяние рассказов Грина
тревожит и заставляет страстно желать исполнения мечты».
4) «Грин силой своего воображения придумал
«живую метафору», которая вырвалась из контекста феерии и стала символом мечты
и веры в её исполнение».
-Очень продуктивно поработали группы. Спасибо.
Я тоже хочу внести вклад в общее дело. Я приготовила небольшую экскурсию по
музеям Грина и приглашаю вас, её совершить (просмотр компьютерной презентации
«Дом Грина»).
-Прочитав, предложенные произведения вы
поймете, как у Грина романтическое и реальное сближаются и переплетаются… Одно является
продолжением другого и наоборот. Так Грин настойчиво и последовательно готовит
сознание читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне
закономерное явление в реальной человеческой жизни».
Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворен
мечтой – он станет творчеством.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
-Мы плавно подошли
к ответу на вопрос, который был поставлен в начале занятия «Есть ли место
мечте в современном мире?»
-А какое место занимает мечта в вашей
жизни…(выразите отношение к своей работе и определите ее перспективы, свои
мечты, заканчивая фразу: см. корабль)
- А для того , чтобы на собственных ощущениях
понять значимость мечты в вашей жизни проделаем следующее упражнение:
5. Домашнее задание: прочитайте «Автобиографическую
повесть».
(см. дневник).
6. Итак , слово найдено, это мечта.
Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки
росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя
этот мир с помощью мечты и произведений Грина!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.