Урок -
конференция по окружающему миру
Тема: «Лес-
природное сообщество: значение, влияние человека, охрана.»
Продолжительность
урока: 45 минут
Класс:
4
Цель
урока: формирование понятия леса- природного сообщества, влияние на лес
хозяйственной деятельности человека, охрана лесов.
Проблема:
раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления
детей о необходимости охраны природы.
Задачи
урока:
Образовательные:
-
формировать понятие ласа как природного сообщества, яруса леса
- показать,
почему необходимо беречь и охранять природу родного края
Воспитательные:
-
воспитывать уважение и любовь к родной природе;
-
воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.
Развивающие:
-
развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся,
умение работать в парах и группой.
Ход урока
1.
Организационный момент.
-
Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга.
Садитесь. Сегодня мы проводим урок окружающего мира в необычной форме. В форме
конференции. А кто из вас знает, что такое конференция? (на доске появляется
табличка со словом «конференция», дети смотрят значение слова в словаре)
-
Конференция – это собрание, совещание каких-либо групп людей, где
обсуждается какая-то проблема.
Обратите
внимание на интеллект карту, созданную нами в начале раздела большой темы:
«НАШ КРАЙ». К какой теме мы подошли.
- Сообщества.
-Что
такое сообщества. ( СЛОВАРЬ ДОСКА)
- С
каким сообществом вы познакомитесь на конференции?
-
На конференции мы познакомимся с сообществом лес.
-Какова
тема конференции?
-Тема
конференции «Лес- природное сообщество: значение, влияние людей, охрана»(слайд
№2)?
-
Определите цели конференции:
- понятие
леса- природного сообщества,
-
влияние на лес хозяйственной деятельности человека,
-
охрана лесов.
-Вы
определили тему, цели урока. Теперь заполните таблицу ЗХУ графы: Знаю и хочу
узнать.
-Что
вы написали в графе знаю, а что хотели бы узнать?
-В конференции
должны принимать участие специалисты, хорошо знающие растительный, животный мир
леса и умеющие рассказать об охране лесов. Определите с помощью словаря в
тетрадях, какие это специалисты?
-
Ботаники- изучают растительный мир и взаимосвязи в нем.
-
Зоологи- изучают животный мир и взаимосвязи животных
_Экологи-
изучают влияние человека на природу, охраняют природу.
- В
конференции принимают участие группа- ботаников, группа-зоологов,
группа-экологов. Вы все специалисты в своей области- младшие научные
работники.
С
вашего разрешения, я буду организатором данного мероприятия.
-
Чтобы начать конференцию необходимо принять повестку дня. Я предлагаю следующую
Повестку
дня: (Слайд№3)
1.Выступление
Ботаников и Зоологов по теме: «Лес- природное сообщество нашего края»- 10 мин.
2.Физ пауза 3 мин
3.Страничка:
«Это интересно!!!» 5 мин
4. Выступление
Экологов по проблеме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности
человека» 5 мин
5. Работа
в группах по проблеме: « Я и охрана лесов» - 7 мин.
6. Подведение
итогов работы конференции. Принятие решения.5 мин
Прошу
голосование кто за данную повестку дня.
2.
Актуализация знаний. Повторение изученного.
(Слайд
№4) - Предоставляется слово по теме: «Лес- природное сообщество нашего края» первой
группе. Выступление с презентацией подготовили Зеленов Н. и Юрова М. остальные
внимательно слушают, заполняют интеллект-карту на основе услышанного. Обратите
внимание при заполнении карты, вам необходимо делать записи только в рамочках
зеленого цвета.
Выступление
участника №1
А бывали ли вы в лесу?
-Как вы понимаете, что такое лес?
Слайд №5
- Верно: лес – это обширная территория покрытая деревьями и кустарниками.
-Рассмотрите внимательно деревья,
которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить? (слайд № 6)
- Лиственные и хвойные деревья
-Какие деревья относятся к
лиственным?
- Лиственные
деревья – дуб, береза, ясень, клен.
-Какое лиственное дерево является
символом России? (берёза)
-Какие деревья относятся к хвойным?
- К хвойным
деревьям относятся- ель, сосна, кедр.
-Чем отличаются лиственные деревья
от хвойных? (слайд № 7 )
У лиственных
деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных огрубевшие
листочки- они называются хвоинки, которые сменяются постепенно в течение
нескольких лет и поэтому деревья всегда зеленые.
Слайд № 8 - Как называются такие
леса, посмотрите на картинки?
– Хвойные леса и лиственные
леса
Слайд №9 -А теперь давайте
«перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Как называется лес в котором растут
хвойные и лиственные деревья? ( Щ) Рассмотрите внимательно картину на экране.
(Щ)
-Это смешанные леса.
-Но в лесу растут не только
деревья. А вот какие ещё растения можно встретить в лесу. Внимательно
посмотрите и назовите.(слайд №10)
- крапива, малина, мох, ландыш
-Посмотрите внимательно на
картинки. На какие группы можно разделить эти растения?
- Травы,
кустарники, мхи.
-Какие растения относятся к
травянистым? (слайд № 11 ) Щ
- Крапива и ландыш
-А какие растения можно отнести к
кустарникам? (Щ )
- малина
-Как называется третья группа растений?
-мхи и лишайники (Щ )
-Так какие же растения растут в
лесу и как располагаются вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 178.
(Слайд № 12- вопрос)
-Правильно, ребята, растения в лесу
располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?
– Всем растениям в лесу
необходимо определенное количество света. Щ
- Итак: 1 ярус- деревья, им нужно
больше света, 2 ярус- кустарники, 3 ярус- травы, а 4 ярус- мхи и лишайники.
(Слайд
№13) Раменский район находится в пределах лесной полосы и лесостепной зон.
Леса занимают свыше 40 % территории региона. В области располагается зона
смешанных и широколиственных лесов. ( Слайд № 14)
- В смешанных лесах нашего края прослеживаются 7 ярусов леса.
Деревья:
- дуб , ясень, береза, клен, ель ,
Кустарники:
рябина, черемуха, жимолость.
Травы:
сныть , ветреница , копытень
Вы
видели эти растения в лесу. Какие из них вам неизвестны?
Вопрос
от класса: Я не знаю таких растений?
-
Коллеги мы предлагаем вам поработать с атласом определителем растений и
пособием «Зеленые странички»
Слайд
№ 15- Так выглядят жимолость- кустарник, а это ветреница – трава, растущая в
наших лесах.
Группа ботаников подводит итог выступления: Слайд №16
- Проверим как нужно было заполнить
интеллект-карту. участники группы располагают растения леса по этажам на
доске. На доске появляются неизвестные ранее растения.
- На этом наше выступление закончено. У кого есть вопросы? Спасибо
за внимание.
Поблагодарим
представителей от группы Ботаников. Вы помогли вспомнить и систематизировать
знания о лесе и понятно и интересно рассказали о лесах нашего края.
Гимнастика
для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до 5.
Посмотреть вдаль (считать до5). Крепко зажмурить глаза (считать до
3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Учитель:
Слайд
№17 - Предоставляется слово по теме: «Лес- природное сообщество нашего края» второй
группе. Выступление с презентацией подготовил Матюшов С. и Атланов Д. остальные
внимательно слушают, продолжают заполнять интеллект карту, только в коричневые
рамки.
Выступление участника №2
Слайд №18 -А кого вы видели, когда
бывали в наших лесах?
(Слайд №19) В
настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18
видов пресмыкающихся и земноводных. Около 300 видов птиц .
Кто это? Щ 4
картинки.
-Почему эти животные могут жить в
лесу?
- Это дикие
животные
-А теперь о
некоторых животных подробнее.
Слайд№ 20 .
Интересно, что у лесных птиц размах крыльев гораздо меньше, чем у других. Это
помогает им без проблем летать даже в густых зарослях леса. Перед вами
обитатели наших лесов : снегирь, дрозд-рябинник, зарянка.
Слайд №21 Еще один
интересный житель леса. Вспомните сказку про теремок.
-С кем жил в
теремке еж? (С мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой.)
-На самом деле
такое бывает? ( Ежик бы съел мышку и лягушку)
-Им втроем никогда
не ужиться: съел бы ежик своих соседок - и мышь, и лягушку. Да и в теремке он
бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж
на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и
спит всю зиму. Мал ежик, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит
иголки - попробуй тронь.
Слайд. №22 Соседка
ежа – лесная мышь. живет на участках старого леса с преобладанием широколиственных
деревьев. Активна она ночью. Убежищем ей служат норы под корнями деревьев.
Питается лесная мышь семенами липы, лесными орехами, желудями, ест ягоды и даже
насекомых. Осенью собирает запасы, чаще желуди, складывая их в дупла, под пни
и в камеры нор.
Слайд№23 Насекомое
нашего леса.- дубовый шелкопряд. Личинки этого насекомого очень прожорливы. Они поедают листья и
древесину молодых деревьев.
Слайд № 24.Зима —
наиболее трудный период в жизни кабанов. Зимой кабаны добывают корневища и
клубни диких растений, выбирают на полях оставленные при уборке корнеплоды, а в
урожайные годы собирают в лесах орехи и желуди.. Местные сторожилы
рассказывали, что 20 лет назад кабаны часто встречались в лесах вблизи
санатория, но сейчас они покинули наши леса из-за деятельности человека.
- Все заселили
этажи леса названными животными. У кого есть вопросы?
Проверим вашу
работу. ( Зоологи размещают животных по этажам леса).
- Задание группам.
Предложите цепь питания, которая возможна в этом лесу. Можно использовать
других животных и растения леса.
Проверка
выполнения задания. ( растения- мышь- еж, растения-шелкопряд- иволга)
-На этом наше
выступление закончено. Спасибо за внимание. Слайд № 25
Поблагодарим
представителей от группы Зоологов. Вы помогли вспомнить и систематизировать
знания о лесе и понятно и интересно рассказали о животных нашего края.
Физкультурная пауза.
1.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 -
резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить
неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2.И.п.
- стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну
сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно
потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Страничка: «Это интересно!!!»
Внимание!
Страничку «Это интересно!!!» сегодня представляет…………
Я
хочу задать вопрос - ТРУТОВИК это что такое? Время – 5 минуты
Поиски
в справочниках, в интернете, у взрослых.
Нашли!!
Трутовик- это гриб. Слад – страничка- трутовик.
- Не
просто на этой страничке оказался гриб. Лес еще не настоящий! Чего не хватает? (грибы)
- Зачем
грибы в лесу? Работа групп по учебнику на стр. 178..
Проверка
– фронтально.
-
Грибы- помогают корням деревьев впитывать влагу,
-
Пища для человека и животных- лекарство,
-
Способствуют разложению растительных остатков.
-
Грибы каждой группе - определяем по атласу определителю.
-
Грибы разделитесь на две группы- съедобные и несъедобные. Крепим грибы на
доску.
- Вот и солнышко показалось. Настоящий лес получился. Но не все в
нашем лесе благополучно. Послушайте… топор стучит, трактор землю распахивает
земли, машина приехала и и строительный мусор свалила под елочкой. Что человек
делает в лесу?
Выступление участника №3
- Предоставляется
слово по теме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности
человека» третьей группе. Выступление с презентацией подготовили Данелия М.
Слайд
№27 Что дарит нам природа?
Слайд
№ 28 ) Верно. Лес это-место отдыха для человека, аптека – лекарственные
растения, источник чистой воды и пищи, источник топлива, источник древесины,
дом для растений, животных, грибов, защитник воздуха, водоёмов, почв, красота.
Значение леса в жизни человека велико. Мы не должны забывать, что мы часть
природы. Однако человек часто, пользуются дарами природы и приносит ей вред,
создавая проблемы.
Слайд
№ 29 - Посмотрите на экран. Какая это проблема? (Вырубка лесов.)
- Почему
люди вырубают леса? ( нужна древесина)
-
Как же разрешить эту проблему? (Не надо рубить деревья)
-
Иногда вырубка леса полезна. Лес – как колодец с водой. Если не брать воду,
происходит ее ухудшение. Так и у леса. Поэтому старые деревья необходимо вырубать
и сажать молодые.
-
Информация для любознательных: Слайд №30
1
гектар придорожного
елового леса задерживает 30 тонн пыли в год, соснового бора – 38 тонн, а
дубравы – 54 тонны. Задумайтесь!
Слайд
№ 31- Кто назовет следующую проблему? ( Браконьерство)
-
Тоже серьезная проблема. Зачем люди убивают животных? ( Мясо, Развлечение)
-
Продуктов питания в настоящее время человеку хватает. Многие просто получают
от этого удовольствие. Из-за неумеренной охоты многие животные стали редкими.
-
Как человек решает эту проблему? (Запретить охоту)
- Животные лесов находятся под
защитой государства. В нашей стране приняты законы, запрещающие самовольное
истребление животных. Многие животные занесены в Красную книгу. Создаются
заповедники, заказники и национальные парки, где запрещено убивать животных,
люди занимаются разведением редких видов.
Слайд № 32 Так на
территории Московской области, в Серпуховском
районе, располагаются Приокско-Террасный
биосферный заповедник (охраняются зубр и
одна из самых северных популяций
степных растений).
Слайд
№ 33 В Подмосковье расположен национальный парк «Лосиный
остров», заповедно-охотничье хозяйство Завидово,
несколько заказников
федерального значения.(слайд№28)
-
Слайд№.34. Какая это проблема? ( пожары)
-
Пожар – это тоже очень серьезная проблема.
-
По чьей вине возникают пожары?
-
Большая часть пожаров возникает по вине человека.
-
Чем опасны пожары? (уничтожают все живое и животных и растения)
-
Охрана лесов – обязанность государства. Но не только! Каждый из нас должен
помнить, что от одной маленькой спички, может случиться большая беда!!!
Слайд№
35 Еще одна проблема. ( Люди выбрасывают мусор)
Мусор
– это тоже проблема. Назовем ее «захламлением». Люди оставляют мусор всюду, не
задумываясь о последствиях.
Задумайся! Слайд №36
Для того чтобы в природной среде
разложилась бумага, потребуется от 2-х до 10 лет,
консервная банка – 90 лет,
фильтр от сигареты – 100 лет,
полиэтиленовый пакет – 200 лет,
пластмасса – 500 лет,
стекло – более 1000 лет.
- А теперь вспомните свалку вблизи населенного
пункта Сафоново. Посчитайте сколько сотен лет потребуется природе, чтобы
справиться с таким захламлением. Часто, посетив лес, люди оставляют горы
мусора. Мы должны помнить, что жизнь
леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен
забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные
правила поведения.
-
Какие правила поведения в лесу мы должны выполнять?( не оставлять горящий
костер, не бросать сор, не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не
ловить бабочек, стрекоз.
-
Видите,
ребята, сколько у леса проблем (обращается внимание на схему). Слад №37
вырубка
Проблемы
незаконная охота
леса
захламление
пожар
Слайд
№38 - Каждый из нас должен задуматься над
проблемой охраны окружающей среды. Мы предлагаем создать свод правил по охране
лесов нашего края.
4
Этап.
Подведение
итогов. Принятие решений.
Работа
класса. Экологи будут наблюдателями они приготовили для вас задание..
Работаем над составлением свода правил по теме « Я и охрана наших лесов» .
Итак
решение конференции.
(
Зачитывает ученик) - Мы, участники конференции « Лес- природное сообщество:
значение, влияние человека и охрана» провели анализ данной темы, составили свод
правил охраны наших лесов и обязуемся их выполнять. Официальная подпись под
данным решением.
- кто
за принятие данного решения прошу голосовать.
-
Конференция подошла к концу. Вы выполнили поставленные задачи.
Ответьте
на последние вопросы урока (таблица ЗХУ).
- Что
нового вы узнали на уроке.
- Что
больше всего понравилось7
- В
какой форме прошел урок? Вам понравилось? Вы хотите попробовать другую форму
деловой игры?
. Как
вы оцениваете свою работу на уроке? ( заполняются оценочные карты)
-Что
хотели бы узнать еще?
-Как
вы думаете, какой будет следующая тема урока? Обратите внимание на нашу
интеллект карту. « Природное сообщество-луг».
Слайд
№39Д.З. Вспомните, о чем говорили на уроке, заполните до конца интеллект карту
по теме: «Лес- природное сообщество». Изучите материал учебника стр.179-181
Группам
нарисовать плакаты на тему: «Лес- наше богатство»
Слайд
№40
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.