Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок- исследование "Поэтический мир И.А.Бунина" 11 класс

Урок- исследование "Поэтический мир И.А.Бунина" 11 класс

Скачать материал

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ    БЮДЖЕТНОЕ                              ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  «БИЛИНГВАЛЬНАЯ      ГИМНАЗИЯ №2»   Г.СЕВАСТОПОЛЯ

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

                                               

 

                                           Литература

                                   Разработка урока  на тему

                             «Поэтический мир И.А.Бунина»

                                               для 11 класса

                                           

 

 

                                                                                   

 

                                                                                     Работу выполнила

                                                                                     Богдан   Елена

                                                                                     Анатольевна, учитель

                                                                                     русского языка и                                                                                   

                                                                                     литературы 

 

 

 

 

                                     г.Севастополь    2015г.

 

                                             Урок-исследование   (11 класс)

«Поэтический мир Бунина»

Учитель:  Богдан Елена Анатольевна

Цели урока:

·        Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакомиться с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств.

·        Развивающие: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

·        Воспитательные :   воспитывать вдумчивого читателя, чуткое отношение к людям, природе, философское отношение к миру.

Оборудование: презентация, стихотворения И.А.Бунина, рабочие листы, музыкальное оформление.

Ход урока

        I.            Организационный момент

     II.            Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово  учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока «Поэтический мир И.А.Бунина»

Запишите, пожалуйста, тему урока и эпиграфы в свои тетради. Сегодня мы попытаемся раскрыть особенности поэтических произведений Бунина, познакомиться с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира, будем говорить о звукописи в произведениях Бунина. Эпиграфами к урокам я взяла слова самого Бунина: «Писатель мыслит образами… Действительность-это только то, что я чувствую» На дом вы получили опережающее задание и работаете сегодня в группах. Перед вами стихотворения Бунина, рабочие листы, которые вы должны заполнить и сдать в конце урока. Итак, «Поэтический мир Бунина».

 

III.Работа над темой урока 

Чтение  учителем  ст.  «И цветы, и шмели…»(1918г.) ( Гершвин. Летний день ) 

Этому стихотворению без малого 100 лет, но создания истинного таланта не имеют возраста. Ни старость, ни забвение не угрожают лучшему из того, что внес в литературу Бунин.

В очерке, посвященному поэту И.С.Никитину, Бунин писал:

«Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек… заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы; заставлял трепетать лучшие струны моего  сердца…»

Таким человеком был и сам Бунин. Таково, «заставляющее трепетать лучшие струны сердца», и его искусство. Читателей у романа или рассказа обычно больше, чем у поэмы или стихотворения, потому что, чтобы от совершенства поэтической строки захватывало дыхание, нужен особый настрой души. Но противопоставлять Бунина-прозаика Бунину-поэту нет оснований. Сам Бунин любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, подчеркивая их неотделимость. «Я поэт, и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт». Бунин - один из самых страстных жизнелюбов. Он говорил: «Вот людям грустно живется, скучают. А мне это кажется странным и даже удивляет. Как можно скучать! Жизнь так интересна!.. Я бы согласился жить бесконечное количество лет…» Бунин любил повторять слова отца: «Поверь, все в жизни проходит и не стоит слез, а самая большая беда-печаль». Бунин обладал обостренным чувством ритма, музыкальности литературного произведения, где «не только каждое отдельное слово, но и каждая буква имеют значение». Счастье - по Бунину – это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны. «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Эти слова созвучны библейской мудрости: «Царство божие внутри нас». Что же такое слово в поэзии? Казалось бы, главное назвать вещи своими именами: лес - лесом, зеленое -зеленым. Но в том и талант Бунина: видеть в обычном -   необычное.

Слово І  группе.

Чтение   учащимся  стихотворения  «Восход луны» ( Бах. Сюита № 3)

- О чем это стихотворение?

- Это стихотворение о лунной ночи и тополе.

- Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая лунная ночь, тополь. Но чтобы понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным. «В чаще шорох потаенный». – Благодаря чему мы слышим этот шорох?

Мы слышим этот шорох благодаря сочетанию шипящих согласных – ч, щ, ш. Они и передают ощущение шороха.

- Объясните значение слова потаенный, подберите к нему синонимы, однокоренные слова.

- Потаенный – скрытый, тайный, скрываемый от других, сокровенный. Это слово усиливает ощущение сказочности, загадочности.

Мы слышим шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он – потаенный. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы чувствуем ночь. Как?

Если медленно прочитать строку «Дуновение тепла», то сочетание гласных у - о – е словно создаст волну теплого ночного воздуха, и мы ощутим теплую летнюю ночь. Это ассонанс.

- Да, это бунинская звукопись!

 Вернемся к названию стихотворения-- «Восход луны». Но о луне нет ни слова. Мы слушали, чувствовали, а что мы видим?

- Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту летней ночи.

Тополь, сверху озаренный,

Перед домом вознесенный…

 

Озаренный  – освещенный, светлый, вознесенный – это высокий. Эти слова относятся к высокому, книжному стилю. Автор использует эти слова, чтобы передать свои ощущения от  увиденного. Тополь – один, высокий, светлый от луны, и он царит в этой лунной ночи.

- Смотрите, луны нет,  а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как Бунин изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: «весь из жидкого стекла». Может, это красивая фраза?

 - Попытаемся представить себе тополь лунной ночью. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они как бы серебристые «Жидкое стекло» - это эпитет. Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной, а у Бунина листья тополя колеблются, трепещут от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю.

- Во 2 строфе появляется луна. Что необычного в этих строках?

 

- В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой – это метафора, и луна не описана, а словно нарисована: круг по форме, зеркально-золотой – по цвету. Бунин использует инверсию, чтобы привлечь внимание к зеркально-золотому кругу луны на фоне темной чащи.

- Но Бунин опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение называется «Восход луны»?

- Для Бунина важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водою.

Глаголы создают живую, изменчивую картину, тополь словно оживает. Все глаголы – олицетворения.

- «Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души» (Б.) Автор рисует состояние природы. Он остановил мгновение и передал своё впечатление от увиденного.

Было бы неверно представлять себе Бунина – поэта только певцом природы. Его любовная лирика полна земных, чувственных радостей. Он выразил и извечное противоречие между бессмертным миром природы и краткостью человеческих отношений.

ІІ  группа

Чтение учащейся  стихотворения «Забытый фонтан» (  Сати. Гимн № 1)

-Что же представляет собой это стихотворение? Какова его композиция?

-Это сонет. Композиция построена на сравнении двух образов: осеннего сада и одинокой девушки.

-Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения. Какие художественные средства использует Бунин в первой части?

-В начале сонета все художественные средства призваны подчеркнуть красоту и холод. Метафора «рассыпался черты из янтаря» как что-то возвышенное, великолепное, но хрупкое. «Холодное дыханье сентября» - это метафора, от которой на душе становится неуютно и тревожно. «Чертог…рассыпался», и властвует «холодное дыханье сентября» в пустом саду. Далее ведущий художественный прием – олицетворение. Ветер «заметает листьями фонтан, взвевает их, внезапно, налетая». Сравнение листьев с «испуганной стаей» очень точно передает кружение листвы по пустым аллеям сада.

-Как меняется настроение при чтении сонет? Почему?

-Легкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда «к фонтану девушка подходит». Она похожа на призрак(это сравнение), её покинуло веселье, счастье. В душе у неё  то же угасание, те же пустота и холод, что и в осеннем саду. Забытый  фонтан стал символом былого счастья.

-Какие у вас возникают ассоциации?

-Забытый фонтан – забытая любовь;

-«Холодное дыханье сентября» - и холод в душе одинокой, наверное, покинутой возлюбленной; «чертог из янтаря»рассыпался – счастье ушло.

 

   

 

-Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?

-«Влача по листьям спущенную шаль…». Боль и страдание в ее душе так велики, что она не замечает холода, а может, у неё нет даже сил, накинуть упавшую шаль на плечи.

-Кроме девушки и ветра, героем этого сонета является время. Какое оно?

-Последние строки говорят о быстротечности и неумолимости времени. Оно даже жестоко: « А дни бегут… Им никого не  жаль ».

-Что придает сонету особое звучание?

-Повтор гласных а, о, ы придает сонету неповторимое звучание. Это ассонанс.

- Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живет человек, вплетен в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев как золотая оправа, обрамляющая драгоценное чувство – любовь и ее вечную печальную спутницу – разлуку.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», - писал Бунин. С глубоким чувством поэт выразил трагизм и скорбь разрыва, одиночества в стихотворении «Одиночество».  

3 группа

 

Чтение  учащимся  стихотворения  «Одиночество» ( Моцарт. Фантазия. К 397 )

-Какое чувство вызвало стихотворение? К кому оно обращено?

- Чувство грусти, жалости к герою. Это стихотворение обращено к женщине, это как бы ненаписанное прощальное письмо. Прощальное письмо, не запечатленное на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.

-Благодаря чему мы ощущаем холод и темноту? Назовите ключевые слова.

-Ключевые слова: «и ветер, и дождик, и мгла».  Они создают ощущение бесприютности. Во второй строке ощущение бесприютности усиливается метафорой: «над холодной пустыней воды». Третья строчка звучит еще трагичнее: «Здесь жизнь до весны умерла». Сочетаются не сочетаемые друг с другом слова «жизнь» - «умерла» - это оксюморон. И только слово «весна» дает маленькую надежду.

- Итак, герой одинок и тоскует вместе с природой: «сегодня идут без конца те же тучи». И вдруг от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали: «твой след под дождем у крыльца размылся, налился водой». Зачем такой переход?

- След навсегда исчезает вместе с ушедшей женщиной, с которой лирический герой «сроднился». А ведь «сроднился» - это сильнее, чем люблю. Лирический герой потерял родного человека, возлюбленную, которая уже «стала казаться женой».

- Казалось, еще минуту назад герой умирал от разлуки и горя, и  вдруг: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить» - такое прозаическое решение. В этом еще одна особенность Бунина: в романтическое повествование он вводит предельно бытовые детали.

Говоря о чувствах героини, Бунин прибегает к градации: тоскливо со мной – разлюбила – и стал ей чужой. Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных  анонимов.  Каких?

-Сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой.

 -Почему в этом стихотворении так мало образных средств?

- Это реалистическая картина, очень грустная, она не требует приукрашивания. Одиночество не может быть прекрасным.

- Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга и ничего не могут изменить, поэтому обречены на одиночество. Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, потому что, по мнению Бунина, любовь – это счастье, а счастье непостоянно, мимолетно. Но, несмотря на кратковременность, любовь вечна. И Бунин всегда дает надежду на будущее, на новую весну.

Известно, что Бунин работал кропотливо, скрупулезно, выверяя каждое слово, каждую фразу, добиваясь, определенного звучания. И текст начинал звучать. У Бунина буквы – ноты.

4 группа

Чтение учащимся  стихотворения «Последний шмель» (  Шопен.  Прелюдия )

-Какое настроение создаёт это стихотворение?

-Грустное. Человеку одиноко , и  шмель невольно становится его собеседником.

-Какова композиция стихотворения?

- Композиция представляет собой три части(по строфам).В первой строфе шмель нагоняет тоску на человека гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зим . Во  второй строфе лирический герой радуется последним летним дням, принимает неизбежность «сна».В 3 строфе два варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного и всё возродится снова- это два закона бытия.  

-Снова перед  нами тема человека и природы. Как Бунин описывает шмеля?

-Использует эпитеты:    последний шмель, чёрный бархатный шмель, заунывно гудящий, золотое оплечье.  Метафора: на подушечке красной усни .Татарка-это колючее растение с красным пушистым цветком. Благодаря аллитерации мы слышим гудение шмеля: сочетание звуков ч,  ш , з, с,  щ. Ассонанс-сочетание гласных звуков о, у, е – создаёт ощущение полёта шмеля.

- Лирический герой тоскует. Как автор постепенно раскрывает тему  грусти, тоски лирического героя?

-Заунывно тоскуешь, последние дни, засохшая татарка, опустели  поля.

-О чём тоскует герой?

- О последних днях. Последние дни шмеля-это всего лишь последние дни лета, но близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни.

-Каждая строфа имеет свой знак препинания. Какой и почему именно этот?

-В конце первой строфы – вопросительный знак. Мы задаёмся вопросом: о чём грустит герой? Во второй строфе - точка. Лирический герой раскрывает причину тоски. Стихотворение грустное, но в конце – восклицательный знак.  Потому что надежда на возрождение не умирает . За каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение.
-Основная тема стихотворения—тема жизни и смерти .Идея—философское понимание бытия, и поэт готов принять бытие таким ,какое оно есть.

 

IV.   Подведение итогов урока.  Рефлексия.

1.Слово  учителя

Особый, прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Он словесно живописал моменты бытия,  утверждая  таким образом  высшую ценность  каждого пережитого мгновения вечно обновляющейся жизни. Александр Блок писал: «Мир Бунина-это мир зрительных и звуковых впечатлений. »Удалось ли нам сегодня доказать правдивость этих слов? Выполнили  ли мы поставленные цели?

2.Ответы учащихся.

3.Слово учителя

Радуясь жизни, трепетно переживая каждое её мгновение, Бунин никогда не забывал о смерти. Последняя  запись в дневнике: » Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет—и дела , и судьбы всех ,всего будут мне неизвестны!»

Но Бунин знал ,что каждый человек, уходя ,что-то оставляет после себя: свой образ, свои поступки, свои стихи или ,может быть, свои уроки.

4.Видео   «Настанет  день – исчезну я»

5.Учащиеся сдают  рабочие листы.

V.Домашнее задание

1.Лингвостилистический  анализ понравившегося стихотворения И.А.Бунина

2.Сочинение – миниатюра «Моё постижение Бунина» (на выбор)

 

 

Список литературы:

1.Аксенова В.А. Поэтический мир И.А.Бунина в стихотворении «Забытый фонтан». «Литература в школе»№2,1996.

2.Дзампаева Т.В. Образное слово Бунина. «Литература в школе»№2,1996.

3.Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве И.А.Бунина. Под общей редакцией Н.Г.Мельникова. Изд.  «Русский путь»,2010.

4.Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество. М., Просвещение, 1991.

5.Интернет-рессурсы: https://www.youtube.com/watch?v=KSBBrEuXi_A

 

 

                                                                                                  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок- исследование "Поэтический мир И.А.Бунина" 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-исследование в 11 классе. На уроке проводится работа в группах по комплексному и лингво-стилистическому анализу стихотворений И.А.Бунина,      раскрываются особенности поэтических произведений И.А.Бунина, образный мир поэта, особенности восприятия им окружающего мира.Урок сопровождается презентацией, используется видео ролик,звучат стихотворения поэта.

·   В очерке, посвященном поэту И.С.Никитину, Бунин писал:

«Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек… заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы; заставлял трепетать лучшие струны моего  сердца…»

Таким человеком был и сам Бунин. Таково, «заставляющее трепетать лучшие струны сердца», и его искусство. Читателей у романа или рассказа обычно больше, чем у поэмы или стихотворения, потому что, чтобы от совершенства поэтической строки захватывало дыхание, нужен особый настрой души. Но противопоставлять Бунина-прозаика Бунину-поэту нет оснований. Сам Бунин любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, подчеркивая их неотделимость. «Я поэт, и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт». Бунин - один из самых страстных жизнелюбов. Он говорил: «Вот людям грустно живется, скучают. А мне это кажется странным и даже удивляет. Как можно скучать! Жизнь так интересна!.. Я бы согласился жить бесконечное количество лет…» Бунин любил повторять слова отца: «Поверь, все в жизни проходит и не стоит слез, а самая большая беда-печаль». Бунин обладал обостренным чувством ритма, музыкальности литературного произведения, где «не только каждое отдельное слово, но и каждая буква имеют значение». Счастье - по Бунину – это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны. «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Эти слова созвучны библейской мудрости: «Царство божие внутри нас». Что же такое слово в поэзии? Казалось бы, главное назвать вещи своими именами: лес - лесом, зеленое -зеленым. Но в том и талант Бунина: видеть в обычном -   необычное.Этому посвящён урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 890
    • DOCX 32.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богдан Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богдан Елена Анатольевна
    Богдан Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6608
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 700 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе