Булаевская средняя школа №3
Учитель:
Лячина
Татьяна
Алексеевна
Г.
Булаево 2011-2012г
Урок-игра
2-й класс
ХОД
УРОКА
Думаем о профессии
Тема: «Мое здоровье и будущая профессия».
Дидактические цели урока:
создать условия для усвоения новых знаний;
выявить взаимосвязь между здоровьем
человека и его работой;
объяснить важность занятия физической
культурой для подготовки себя к будущей профессии;
расширить знания о многообразии профессий;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь, мышление,
наблюдательность;
воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: мультимедийный проектор,
картинки с изображением представителей различных профессий, словарики «Мир
эмоций», слайды для кроссворда волшебные коробочки ,фишки,
слова карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель.
Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты
и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так
называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля,
построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый
вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни,
вам надо прежде вырасти и выучиться.
На ваших столах находятся волшебные коробочки,
в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте
потихонечку эти коробочки. Кто же эти дети? ( в коробочке лежат зеркала )
Давайте улыбнемся друг другу и скажем
громко и уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!». С таким приподнятым
настроением мы и начнем урок.
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня у нас очень важная и интересная
тема. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на
нашем уроке.
Мaмa спросила:
«Кем станешь, сынок?
Знаю сама – агрономом!
(Прикрепляю рисунок агронома.)
Видно, недаром берешь ты совок
И пропaдаешь за домом.
Утром, однако, ты строил дворец –
Я из окошка смотрела.
Будь же строителем, как и отец.
(Прикрепляю рисунок строителя.)
Очень хорошее дело!
Или ты, может быть, станешь певцом,
В опере первым солистом?
(Прикрепляю рисунок оперного певца.)
А почему бы не стать кузнецом,
Клоуном иль хоккеистом?».
(Прикрепляю рисунки кузнеца, клоуна,
хоккеиста.)
Вдруг улыбнулась: «Какой ты смешной! .
Как ты забавно играешь!..
Будь же здоровым, сынок дорогой!
(Прикрепляю лист со словом «здоровье».)
И станешь ты, кем пожелаешь!».
Кто из вас догадался, о чем мы будем
говорить на уроке? (Ответы детей в общих чертах: о профессиях и здоровье.)
Давайте попробуем найти ответы на вопросы.
1. Как влияет здоровье на выбор
профессии?
2. Как влияет выбранная профессия на
здоровье?
(Показать вопросы на экране.)
3. Работа над новой темой
– Рассмотрим первый вопрос.
Права ли мама, говоря своему ребенку, что
главное условие при выборе профессии – это здоровье? Послушайте внимательно
одну историю.
«Мальчик рос мечтателем. Любил
фантастику, книжки о дальних путешествиях. Его отец, геолог, по нескольку
месяцев проводил в экспедициях, и возвращение отца всегда было праздником.
Долгими вечерами сын с жадностью слушал рассказы о ночевках в лесу, неожиданных
таежных находках и встречах.
А потом, засыпая, мальчик снова и снова
переживал отцовские приключения, мечтал стать, как отец, геологом, отважным и
сильным героем. Просыпался поздно. Но подниматься не спешил: ведь учился во
вторую смену!.. Hаконец нехотя вставал, кое-как умывался, на скорую руку делал
уроки и бежал в школу.
На каток, на лыжню напрасно звали друзья.
Мальчика не интересовали ни гладь льда, ни свежесть реки, ни бодрящий ветер.
Несколько раз он обещал отцу заняться спортом. Но, увы, так и не собрался.
Мальчик часто простуживался. Ангины, простуды
сопровождали его с детства, потом его надолго уложил в постель ревматизм.
Прошли годы. Сейчас он работает клерком,
перебирает бумажки. Здоровье уже не позволяет ему думать об иной профессии.
Нет, не бродить ему с тяжелым рюкзаком по тайге, не мчаться на плоту по горным
рекам в Саянах...»
Почему молодой человек, мечтавший стать
геологом, не смог заняться любимой профессией?
Как надо было ему готовить себя к любимой
профессии? (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, закаляться, так как
мальчик часто болел.)
Kaкoвa основная мысль этой истории?
(Для того чтобы выбрать профессию по душе,
нужно быть здоровым, сильным и выносливым.)
Словарь
Экспедиция-это поездка людей с каким – нибудь
специальным заданием.
Ревматизм-болезнь поражающая суставы.
Клерком –мелким служающим.
Кто такой геолог? Профессия, изучающая
состав , строение, историю земной коры и размещение в ней полезных ископаемых
(нефть, газ и даже золото)
Нужно артисту быть таким?
(Да, так как у артиста дальние поездки –
гастроли, нерегулярное питание, изнуряющие репетиции.)
A строителю?
(Да, потому что строить приходится и в
дождь, и в метель. Нужно поднимать тяжести.)
А кузнецу?
(Да, нужно быть сильным.)
Кем мечтаете стать вы, когда подрастете?
Нужно ли вам уже сейчас готовиться к исполнению своей мечты о будущей
профессии? А что вы предпринимаете для этого? (Ответы детей.)
Сделаем вывод. Влияет ли на выбор
профессии ваше здоровье?
(Чтобы осуществить свою мечтy о будущей
профессии, нужно быть здоровым.)
А теперь ответьте хором на мои вопросы.
Может ли стать тот спортсменом из вас,
Кто километр пробегает за час?
Не любит кто с детства маминых щей,
Не чистит с утра ни зубов, ни ушей?
Может ли в космос лететь человек,
Который не бегал, не прыгал вовек?
Может рассеянный править машиной?
Может слабак покорять вершины?
Сможет бессильный стать кузнецом?
А с детства плаксивый будет певцом?
Что ж, вы ответили честно про всех:
У слабых везде неудача,
У сильных, выносливых будет успех.
Вот и решили задачу.
Быть здоровым духом, телом,
В чистоте для всех примером
Надо всюду и всегда!
Вы со мной согласны?..
– Да!
– Ребята, а вам интересно узнать, как
выбранная профессия может повлиять на ваше здоровье? Тогда подумайте: чего вы
ждете от своей будущей работы? Для чего будете трудиться? (Чтоб приносить
пользу людям, чтоб зарабатывать деньги, чтоб раскрыть свои способности и
таланты.) Давайте выясним, какие чувства, эмоции будет приносить вам ваша
любимая работа? Сейчас вы потрудитесь в парах. В словариках «Мир эмоций» вы
карандашом подчеркнете названия тех чувств, эмоций и настроений, которые, на
ваш взгляд, будет вызывать любимая работа.
Не забывайте о правилах работы в паре:
прислушиваться к мнению другого, не ссориться, работать дружно.
(Работа в парах со словариком «Мир
эмоций».)
Скажите, что же вы выбрали? (Дети
называют, я прикрепляю таблички с этими словами на доску.)
Подумайте: эти замечательные
положительные эмоции, чувства, настроения полезны для вашего здоровья? (Да, они
полезны.)
К какому же выводу мы пришли? (Если я
выберу профессию правильно, то сохраню здоровье.)
Физкультминутка
– Сейчас мы отдохнем, поиграем.
-Кто из вас любит кататься на машине ?
-А кто сам хочет научиться водить машину?
А кто сам уже пробовал, когда рядом
взрослые
А давайте все попробуем?
О какой профессии шла речь? Звучит песня о
шофере.
А теперь закройте глазки, и внимательно
познакомьтесь еще с одной профессией.
Звучит песня Геодезия.
Какая профессия?
Есть такая профессия- геодезисты, одна из
древних на земле. Геодезия-это наука ,исследующая размеры и форму Земли,
благодаря ей были созданы карты поверхности не только земли, но и других планет
нашей солнечной системы. Труд геодезистов нелегок, написано много книг о них,
сняты фильмы.
По новому – работа связанна с изменениями
на местности(деление земли), границы земельных участков. Если вы планируете
построить дом на своем участке – никак не обойтись без услуг геодезистов –
необходимо получить информацию о земельном участке. Только специалист может
разрешить спорную ситуацию между соседями, где заканчивается один участок и
начинается второй. Только человек, который любит свою профессию, может о ней
так интересно рассказывать.
- Что же нравится ей в своей профессии?
Всякий труд у нас в почете.
Сколько здесь умелых рук!
Ну-ка смело за работу
Принимайся, юный друг!
4. Закрепление пройденного материала
– Что же такое профессия? Обратимся к
толковому словарю. Давайте предоставим слово тому, кто сегодня работает со
словарем.
Ученик Профессия
– это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
– Мы можем сделать вывод: все
профессии нужны, все профессии важны.
-А вы согласны с этим высказыванием?
Ученик-врач.
Нет есть самая важная профессия- врач.
.
Профессия врача – самая важная, так как эти люди лечат нас, делают прививки от
болезней, следят за нашим здоровьем.
Ученик –учитель. Нет, учитель важнее. Это
он первый научил нас читать и писать , размышлять.
Ученик-милиционер.
Профессия милиционера – самая важная, так как эти люди охраняют наши
жизни, ловят бандитов, следят за порядком на дороге.
Ученик-повар. Профессия
повара – самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.
У. Спасибо,
ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих
профессий в нашем городе? Где?
– Мы можем сделать вывод: все
профессии нужны, все профессии важны.
У. Спасибо,
ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих
профессий в нашем городе? Где?
Труд формирует самого человека. Каждый
человек трудится на своем месте. Вы в
школе, ваши родители- на производстве.
У. Отгадайте
загадки:
Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, пожилых уважать.
Кто это, ребята?
Дети.
Учитель.
У. Правильно.
Речь идет о моих коллегах
Я тоже ребята с детства мечтала стать
учителем. Сначала моими учениками были куклы.
А когда пошла в школу учиться , то
появились настоящие ученики- это мои подружки. Профессия учителя интересная и
разнообразная .
Учителя начальных классов- мои коллеги.
– Посмотрите, как разнообразна моя
профессия. Какие еще предметы ведут учителя в школе?
Д. Математику,
физкультуру, рисование, физику...
Это только подумать более 30 лет отдать
школе, детям.
В чем секрет вашей работы?(слово
стажисту.)
У. У
меня есть друзья. Угадайте, кто они?
Он в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Д. Врач.
Открываются страницы книги с изображением
врача и словами: педиатр (детский врач), стоматолог (зубной
врач), окулист (глазной врач)
Слово И . А., медицинскому работнику
,которая 18 лет верно служит своему делу .Она в нашей школе как часовой на
посту, в любую минуту может потребоваться ее помощь.
– А теперь – сюрприз. Сегодня на наш урок
поступили письма, ребята просят отгадать профессию и дать им совет, попытаемся
это сделать.
Человек он работящий,
Мастер самый настоящий,
Он и пашет, он и сеет,
И траву косить умеет,
И с утра до поздней ночи
Он на тракторе грохочет.
– Ребята, подскажите Диме: что нужно ему
делать, чтоб его мечта осуществилась?
(Тракторист должен быть выносливым. Ему
нужно развивать координацию, глазомер, иметь отличное зрение.)
Этот человек сумеет
Пламя, страх преодолеть,
И жилище не успеет
Окончательно сгореть.
– Как тренироваться Сереже, чтобы стать
хорошим пожарным?
(Пожарному нужно иметь крепкие нервы,
отличную реакцию. Он должен быть сильным физически.)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
– О чем нужно позаботиться Арине, чтобы
стать хорошим учителем?
(Укреплять нервную систему, быть
выносливой и доброй, сохранять зрение.)
Чтоб считал компьютер быстро,
Чтобы правил не забыл,
Человек работал долго,
Он программу сочинил.
– Посоветуйте Косте: что нужно делать,
чтоб его мечта осуществилась?
(Программисту нужно следить за осанкой,
иметь стопроцентное зрениe и беречь его.)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит?
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – рaзрешит погулять.
– Подскажите Алине, как нужно относиться к
своему здоровью.
(Врачу приходится выезжать на вызов в
любое время суток, по нескольку часов стоять за операционным столом, переживать
за больных. Поэтому надо быть здоровым, выносливым, терпеливым, к тому же еще
человеком с хорошим зрением.)
– Спасибо, ребята, за правильные советы .
Какими же чертами характера должен
обладать человек любой профессии?
На доске:
добрый,
добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый,
сознательный
|
Дети отвечают.
– Что вы не выбрали, почему?
Д. Не
выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные
качества человека.
У. На
карточке я написала только четыре профессии. Прочитайте и скажите, какая на ваш
взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ обоснуйте.
На доске:
доктор
инженер
|
учительница
портной
|
|
Д. Доктор,
так как только он лечит людей.
– Инженер чертит, проектирует.
– Учительница, так как только она учит
детей.
У. Есть
еще один вариант ответа: портной – лишнее слово. Догадайтесь –
почему?
Д. Портной
шьет одежду, у него работают руки. А доктор, учительница, инженер думают,
рассуждают, то есть работают головой.
У. Говоря
о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный –
является основным в этой профессии. В первых трех профессиях основным является
умственный труд, а в профессии портного основной труд – физический.
Какой труд используется в
профессии?.
Сейчас я буду называть прфессию,связанные
с умственным трудом, и физическим трудом.
А вы должны определить- физический труд
или умственным.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер,
учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной,
сапожник, спасатель, врач
|
Д. К
физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя,
портного, сапожника, спасателя.
Д. К
умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя,
экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.
Какие пословицы о труде вам знакомы?
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не работает , тот не ест.
Получив профессию, всегда нужно
прислушиваться к совету старших на работе.
Почему? Большой опыт, знания, умения.
Послушайте стих. и скажите. В чем
заключается дедушкин секрет ?
Работа по учебнику.
Познание 2 класс стр. 142.
Почему у дедушки были мозолистые руки?
Какова же основная мысль стих.?
Жить невесело на свете.
Если в жизни дела нет.
А сейчас заглянем в одну из квартир, где
живет одна семья и наш друг Ануар.
Стр.144 «Главная работа» ( чтение по ролям
)
Вопросы по учебнику стр.145 Познание
2класс
Я буду произносить фразы соответствующим
тоном , а вы должны угадать обладателя профессии
СЕНСОРНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ
Откройте рот и
скажите: "Аа". (Врач)
Мороженое,
сливочное, шоколадное. (Продавец)
Тема сегодняшнего
урока "Все профессии важны". (Учитель)
Равняйтесь,
смирно? (военный)
Как вас постричь?
(парикмахер)
Что надо уметь
делать людям всех профессий?
Дети делают
вывод: ЛЮДЯМ ВСЕХ ПРОФЕССИЙ НАДО УМЕТЬ: ПОНИМАТЬ, любить свою профессию.
Игра «Узнай профессию»
У каждого из вас на столе лежит
карточка-схема определенного цвета, где зашифровано название профессии. А
теперь переверните карточки. По опорным словам отгадайте профессию,
впишите ее в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1
небо, самолет, штурвал, аэропорт, трап
(Летчик,
пилот)
Карточка 2
расческа, ножницы, зеркало, лак для волос,
фен (Парикмахер)
Карточка 3
Катушки с нитками, мелок и метр, ткань
портной
Карточка 4
груз, колесо, дорога, руль, машина
(Шофер,
водитель)
Карточка 5
участок земли, машины, скот, урожай, ферма9
(Фермер)
ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания профессий.
На экране высвечиваются слова: летчик,
пилот, парикмахер, учитель, шофер, водитель,
фермер.
А как называется эта профессия? Танцовщица-
эта профессия доставит вам минуты радости, минуты отдыха. ( танцует кавказский
танец )
Установи связи.
Завод
Шофер
Детский сад Рабочий
Столовая
Воспитатель
Автобус Продавец
Магазин
Повар
- Кто нам делает
сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртки и пальто?
- Кто нам сделал в
школе парты,
Напечатал книжки, карты?
Кто кует металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Отгадали вы: для нас
Трудится рабочий класс!
Ничего не создается без труда Все вокруг
нас –от больших машин до игрушек, пуговиц и ниток- создал человек.
А теперь внимательно посмотрите на
кроссворд и скажите о каких профессиях не было еще разговора.
(Слайд «Кроссворд».)
Кроссворд
– Какое же главное слово спряталось в
кроссворде? (Здоровье.)
Посмотрите еще раз внимательно на
кроссворд, вспомните все, о чем мы сегодня говорили, и продолжите предложения,
которые вы видите на экране.
(На экране предложения:
а) Если хочешь выбрать профессию по душе,
ту, о которой мечтаешь с детства, то (береги здоровье, занимайся спортом).
б) Если хочешь быть здоровым в будущем,
то... (выбери правильнo профессию, сделай правильный выбор).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.