Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / География / Урок №25-26

9 класс-География

Урок 25-26

Тема: Химический комплекс.

Цель урока:  Дать знания о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, определить основные горно-химические базы страны и центры производства химической продукции.
Результат обучения. Ознакомятся с химическим комплексом страны, факторах, влияющих на развитие комплекса; определят главные сырьевые базы химической промышленности и центры производства химической продукции 
Ключевые идеи. Отраслевой состав химической промышленности – горная химия, основная химия, химия органического синтеза и полимеров, химические предприятия Казахстана 
Ресурсы. Схема, учебник, раздаточный материал, стикеры, атласы, карта РК 

Тип урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, анализ таблиц и карт


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Примечание

Организационный момент (1 мин)














- Приветствие.

Психологический настрой

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе.

Я работаю.


Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку.


Использовать знаково- символические средства;

Развить коммуникативные навыки, умение слушать чужое мнение, обсуждать, дискуссировать и приходить к единому правильному мнению.


I. Этап «Вызов»

(10 мин)
















1. Фронтальный опрос.

1. Какие металлы относят к легким? 
2. Как происходит производство алюминия? 
3. Каковы основные факторы размещения производства? 
4. Какое влияет оказывает металлургический комплекс на окружающею среду?

Соответственно с этого вытекает наша сегодняшняя тема урока

Обращается к классу: Этот комплекс создает разные химические вещества, в том числе конструкционные материалы. Он расширяет сырьевую базу промышленности и строительства, способствует интенсивному развитию сельского хозяйства, снабжает население товарами, использет в свой промышленности отходы цветной металлургии, о чём идёт речь?


















Отвечают на вопросы,

определяют тему и задачи урока.

Закрепить знания изученного материала.


II. Этап

«Осмысление». (30 мин)

Учащиеся класса делятся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание.

1 группа – Структура химического комплекса (Стр 204 - 205)

2 группа – Отрасли химической промышленности (стр 205-206)

3 группа – Заполнить таблицу с помощью карты «география химического комплекса» (стр 207-208)

Отрасли

Принципы размещения

Продукция

химической промышлености

Районы размещения








4 группа – Химия в быту (дополнительный материал)


Работа с учебником, составление кластеров

































Пробуждает интерес к новой информации.









III. Этап Закрепление знаний





Проверь себя:

1. Фактор размещения предприятий химической промышленности:

а) сырьевой; b) водный; с) энергетический;

d) потребительский; е) все перечисленные.

2. Отрасль, не относящаяся к химическому комплексу:

а) горно-химическая; b) основная химия;

c) производство вяжущих материалов;

d) химия полимеров; е) переработка полимеров.

3. Главные производства основной химии в Казахстане:

а) химических соединений; b) кислот; с) фосфора; d) минеральных удобрений; е) все перечисленные.

4. Город, в котором производство серной кислоты комбинируется с цветной металлургией:

а) Актау; b) Астана; с) Тараз; d) Балкаш; е) Костанай.

5. Завод хромовых соединений находится в:

а) Атырау; b) Актау; с) Аксу; d) Актобе; е) Аркалыке.

6. Центр производства фосфора в Казахстане:

а) Усть-Каменогорск; b) Семей; с) Кызылорда; d) Туркистан; е) Тараз.

7. Производство минеральных удобрений в Темиртау комбинируется с:

а) черной металлургией; b) цветной металлургией;

с) основной химией; d) производством цемента;

е) угольной промышленностью.

8. Заводы по производству пластмасс были построены в:

а) Актобе и Уральске; b) Костанае и Рудном;

с) Атырау и Актау; d) Аксу и Талдыкоргане;

е) Балкаше и Петропавловске.

9. Завод химического волокна работал в:

а) Астане; b) Степногорске; с) Семее;

d) Жезказгане; е) Костанае.

10. Крупнейший завод по выпуску лекарств находится в:

а) Таразе; b) Павлодаре; с) Шымкенте; d) Актау; е) Кентау.

11. Центры горно-химической промышленности:

а) Аральск и Байконыр; b) Алга и Жем; с) Талгар и Есик; d) Каратау и Жанатас; е) Аксу и Аркалык.4

12.К химии полимеров относится:

a) Добыча минерального сырья; b) Изготовление лекарств;

c) Получение кислот, минеральных удобрений;

d) Производство пластмасс, химических волокон;

c) Выпуск шин, пластмассовых изделий.

13. К основной химии относится:

a) Изготовление лекарств;

b) Производство кислот, химических соединений, фосфора и минеральных удобрений;

c) Производство пластмасс, химических волокон, каучука;

d) Добыча минерального сырья;

e) Выпуск шин, пластмассовых изделий.

14. Запасы фосфоритов расположены в бассейнах:

a) Карагандинда, Экибастуз; b) Майкубен, Шубаркуль;

c) Мангистау, Каратау; d) Актюбинский, Каратауский.

e) Эмбинский, Прикаспийский.

15. Центры производства азотных удобрений:

a) Тараз, Шымкент; b) Актау, Атырау;

c) Алматы, Талдыкорган; d) Актау, Темиртау;

e) Караганда, Темиртау.

2 Вставьте пропущенные в тексте слова

Химический комплекс расширяет ... промышленности и строительства, способствует ... сельского хозяйства.

Серная кислота ... , поэтому производство ее тяготеет к .... Обрабатывая фосфориты не серной, а ... кислотой, получают двойной ...

Сырье для получения полимеров - ... , природный и попутный газ. Поэтому их производство тяготеет к местам ... нефти и газа, обеспеченным ... и электроэнергией. Самый большой химико-фармацевтический завод ... находится в Шымкенте.







Отвечают на листках - вопросниках





«Рефлексия».

(4 мин)



8. Итог урока. 
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с химическим комплексом Казахстана. Вернёмся к целям нашего урока…Решили мы их или нет ? Какие из них мы не осветили на уроке? На какие из них вы затрудняетесь дать ответ? 
9. Рефлексия. Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока . 
«2 звезды, одно пожелание» 


















Подводят итоги.

Пишут на стиккерах, вывешивают на доску.





Путём анализа подводят итоги.



Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно добавляют новые знания.

Подводят итоги по проделанной работе и к изученной теме.



.Домашнее задание: (1 мин).

Приготовить сообщения о отраслях строительного и лесного комплекса

Записывают задание.

Работать с различными источниками информации.



Заполнить таблицу с помощью кары «география химического комплекса»

Отрасли

Принципы размещения

Продукция химической промышленности

Районы размещения

1

Горно-химическая (добыча сырья)

У источников сырья

Возле потребителя

Добыча поваренной соли,

фосфоритов,

хромитов,

гипс,

сера.

Аральск, Атырау, Павлодар

Жанатас, Каратау

Хромтау

Атырау, Актобе, Шымкент



Атырау.

2

Основная химия

Возле потребителя

У источников энергии, воды, сырья.






Производство кислот





Б) производство минеральных удобрений: азотных,



фосфатных

В) фосфора

Г) соединений

Жезказган, Балхаш, Риддер, Усть-Каменогорск, Актау, Тараз, Степногорск.



Темиртау, Тараз

Алга,

Жанатас, Тараз, Степногорск.

Тараз

Актобе, Тараз.

3

Химия полимеров


В местах подготовки специального сырья, нефтепереработки, коксования, ТЭС и воды.

Производство синтетических смол и пластических масс



Химических волокон

Жем (Эмба), Павлодар, Атырау, Актау.





Костанай

4

Переработка полимерных материалов

Возле потребителя


Производство шин, резинотехнических изделий.



Изделий из пластмасс

Шымкент, Сарань





Атырау, Актау, Уральск, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы, Серебрянск, Караганда, Астана, Павлодар, Кокшетау, Петропавловск, Костанай.

5

Химико-фамацевтическая

Возле потребителя


лекарства

«Химфарм»-Шымкент, Алматы, Семей, Каскелен, Караганда







Заполнить таблицу с помощью карты «география химического комплекса» стр 207 учебника и атласа

Отрасли

Принципы размещения

Продукция химической промышленности

Районы размещения

1

Горно-химическая (добыча сырья)

Добыча поваренной соли,

фосфоритов,

хромитов,

гипс,

сера.





2

Основная химия






А)Производство кислот



Б) производство минеральных удобрений: азотных,

фосфатных



В) фосфора



Г) соединений


3

Химия полимеров



Производство синтетических смол и пластических масс

Химических волокон


4

Переработка полимерных материалов


Производство шин, резинотехнических изделий.



Изделий из пластмасс


5

Химико-фамацевтическая


Лекарства





  • География
Описание:

9 класс-География

Урок 25-26

Тема: Химический комплекс.

Цель урока: Дать знания о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, определить основные горно-химические базы страны и центры производства химической продукции.
Результат обучения. Ознакомятся с химическим комплексом страны, факторах, влияющих на развитие комплекса; определят главные сырьевые базы химической промышленности и центры производства химической продукции
Ключевые идеи. Отраслевой состав химической промышленности – горная химия, основная химия, химия органического синтеза и полимеров, химические предприятия Казахстана
Ресурсы. Схема, учебник, раздаточный материал, стикеры, атласы, карта РК

Тип урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, анализ таблиц и карт

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Примечание

Организационный момент (1 мин)

- Приветствие.

Психологический настрой

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе.

Я работаю.

Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку.

Использовать знаково- символические средства;

Развить коммуникативные навыки, умение слушать чужое мнение, обсуждать, дискуссировать и приходить к единому правильному мнению.

I. Этап «Вызов»

(10 мин)

1. Фронтальный опрос.

1. Какие металлы относят к легким?
2. Как происходит производство алюминия?
3. Каковы основные факторы размещения производства?
4. Какое влияет оказывает металлургический комплекс на окружающею среду?

Соответственно с этого вытекает наша сегодняшняя тема урока

Обращается к классу: Этот комплекс создает разные химические вещества, в том числе конструкционные материалы. Он расширяет сырьевую базу промышленности и строительства, способствует интенсивному развитию сельского хозяйства, снабжает население товарами, использет в свой промышленности отходы цветной металлургии, о чём идёт речь?

Отвечают на вопросы,

определяют тему и задачи урока.

Закрепить знания изученного материала.

II. Этап

«Осмысление». (30 мин)

Учащиеся класса делятся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание.

1 группа – Структура химического комплекса (Стр 204 - 205)

2 группа – Отрасли химической промышленности (стр 205-206)

3 группа – Заполнить таблицу с помощью карты «география химического комплекса» (стр 207-208)

Отрасли

Принципы размещения

Продукция

химической промышлености

Районы размещения

4 группа – Химия в быту (дополнительный материал)

Работа с учебником, составление кластеров

Пробуждает интерес к новой информации.

III. Этап Закрепление знаний

Проверь себя:

1. Фактор размещения предприятий химической промышленности:

а) сырьевой; b) водный; с) энергетический;

d) потребительский; е) все перечисленные.

2. Отрасль, не относящаяся к химическому комплексу:

а) горно-химическая; b) ос­новная химия;

c) производство вяжущих материалов;

d) химия полимеров; е) переработка полимеров.

3. Главные производства основной химии в Казахстане:

а) химических соединений; b) кислот; с) фосфора; d) минеральных удобрений; е) все перечисленные.

4. Город, в котором производство серной кислоты комбинируется с цветной металлургией:

а) Актау; b) Астана; с) Тараз; d) Балкаш; е) Костанай.

5. Завод хромовых соединений находится в:

а) Атырау; b) Актау; с) Аксу; d) Актобе; е) Аркалыке.

6. Центр производства фосфора в Казахстане:

а) Усть-Каменогорск; b) Семей; с) Кызылорда; d) Туркистан; е) Тараз.

7. Производство минеральных удобрений в Темиртау комбинируется с:

а) черной металлургией; b) цветной металлургией;

с) основной хими­ей; d) производством цемента;

е) угольной промышленностью.

8. Заводы по производству пластмасс были построены в:

а) Актобе и Уральске; b) Костанае и Рудном;

с) Атырау и Актау; d) Аксу и Талдыкоргане;

е) Балкаше и Петропавловске.

9. Завод химического волокна работал в:

а) Астане; b) Степногорске; с) Семее;

d) Жезказгане; е) Костанае.

10. Крупнейший завод по выпуску лекарств находится в:

а) Таразе; b) Павлодаре; с) Шымкенте; d) Актау; е) Кентау.

11. Центры горно-химической промышленности:

а) Аральск и Байконыр; b) Алга и Жем; с) Талгар и Есик; d) Каратау и Жанатас; е) Аксу и Аркалык.4

12.К химии полимеров относится:

a) Добыча минерального сырья; b) Изготовление лекарств;

c) Получение кислот, минеральных удобрений;

d) Производство пластмасс, химических волокон;

c) Выпуск шин, пластмассовых изделий.

13. К основной химии относится:

a) Изготовление лекарств;

b) Производство кислот, химических соединений, фосфора и минеральных удобрений;

c) Производство пластмасс, химических волокон, каучука;

d) Добыча минерального сырья;

e) Выпуск шин, пластмассовых изделий.

14. Запасы фосфоритов расположены в бассейнах:

a) Карагандинда, Экибастуз; b) Майкубен, Шубаркуль;

c) Мангистау, Каратау; d) Актюбинский, Каратауский.

e) Эмбинский, Прикаспийский.

15. Центры производства азотных удобрений:

a) Тараз, Шымкент; b) Актау, Атырау;

c) Алматы, Талдыкорган; d) Актау, Темиртау;

e) Караганда, Темиртау.

2 Вставьте пропущенные в тексте слова

Химический комплекс расширяет ... промышленности и строитель­ства, способствует ... сельского хозяйства.

Серная кислота ... , поэтому производство ее тяготеет к .... Обрабатывая фосфориты не сер­ной, а ... кислотой, получают двойной ...

Сырье для получения полиме­ров - ... , природный и попутный газ. Поэтому их производство тяготеет к местам ... нефти и газа, обеспеченным ... и электроэнергией. Самый боль­шой химико-фармацевтический завод ... находится в Шымкенте.



Отвечают на листках - вопросниках

«Рефлексия».

(4 мин)

8. Итог урока.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с химическим комплексом Казахстана. Вернёмся к целям нашего урока…Решили мы их или нет ? Какие из них мы не осветили на уроке? На какие из них вы затрудняетесь дать ответ?
9. Рефлексия. Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока .
«2 звезды, одно пожелание»

Подводят итоги.

Пишут на стиккерах, вывешивают на доску.

Путём анализа подводят итоги.

Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно добавляют новые знания.

Подводят итоги по проделанной работе и к изученной теме.

IU.Домашнее задание: (1 мин).

Приготовить сообщения о отраслях строительного и лесного комплекса

Записывают задание.

Работать с различными источниками информации.

Автор Аубакирова Асем Сатыбалдиевна
Дата добавления 14.01.2017
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 466
Номер материала MA-069513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»