Подготовила: Копылова Надежда Юрьевна
педагог дополнительного образования
Белый Яр 2012год
«…Истоки творческих способностей детей и
их
дарований – на кончике пальцев»
В.А.Сухомлинский
Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она
расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать
кисть руки как ещё один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат.
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и
тренировок на развитие мелкой моторики у детей:
1.
Массаж пальчиков и
кистей рук.
Задача этого самомассажа состоит в формировании умения
самостоятельно делать массаж кистей и пальцев рук.
Я провожу данные упражнения с использованием мяча «Ёжик» и
гранёных карандашей.
2.
Пальчиковая
гимнастика.
Это один из самых распространённых способов развития мелкой
моторики детей.
Пальчиковые тренировки провожу как во время занятий и после, а
также в свободное время.
3.
Игры с крупой и
«сухой бассейн» (игра с песком).
Такие игры развивают мелкую моторику кисти и позволяют не только
занять ребёнка на довольно продолжительное время, но и будут полезны для него.
Для тренировок с крупой подойдут мелкий рис, гречка, манная
крупа, пшено, горох. Необходимо взять поднос с приподнятыми краями или большую
плоскую тарелку и показать детям, как можно пальцем рисовать на поверхности
узоры.
Игры с крупой подходят для самых маленьких , начиная с простых
узоров (солнышко, домик и т.д.) и заканчивая написанием букв и цифр.
«Сухой бассейн» - это игра с песком (пересыпание, насыпание,
просеивание и др.), которые я в своей работе использую ежедневно.
4.
Игра со счётным
материалом.
Счётный материал для развития мелкой мускулатуры использую
различный: это и счётные палочки (здание: выложить узор или расположить палочки
в определённой последовательности), и пуговицы (игровое упражнение «Весёлые
пуговицы») и бусины различного размера, и природный материал (камешки, ракушки,
жёлуди, каштаны, шишки и т.д.), мозаика.
5.
Аппликация, лепка,
мозаика.
На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы
аппликации, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики
дошкольников.
Очень нравятся детям аппликации из ватных шариков, «рисование»
фасолью, горохом.
Мозаика – интересная развивающая игра всех поколений, но если
постоянно давать ребёнку мозаику для самостоятельного творчества, то, конечно,
она ему надоест.
Я разработала игры с мозаикой в которых ребёнок с удовольствием
распределяет и располагает детали мозаики в определённой последовательности, в
зависимости от задания.
Выкладывание узора из ниток (контурная аппликация).
Нитки разной толщины требуют отдельных подходов при создании из
них аппликаций.
Например, толстые витые нитки хороши сами по себе – их можно
использовать для приклеивания по контуру будущей аппликации, для обозначения
каёмки вокруг каких-то изображений.
Я вместо толстых нитей использовала для занятий скрученные между
собой разноцветные нити мулине, причём выполняли эту работу сами дети.
Более тонкие нитки применяю для сплетения из них цепочек или
косичек.
6.
Игра с прищепками.
1)
Игровое упражнение
«Прищепочки».
С использованием заготовок картона и прищепок изобразить
различные предметы (цветок, солнце, животных).
7.
Нанизывание.
Это прекрасное занятие для развития мелкой моторики руки, которое
готовит руку ребёнка к успешному овладению письмом.
Величину нанизываемых предметов я варьирую в зависимости от
возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более
мелкими деталями.
Материал для нанизывания использую самый разнообразный: пуговицы
с крупными и мелкими дырочками, бусинки, бисер, разделанные на части трубочки
для коктейля
8.
Шнурки.
Для этих упражнений подойдут и покупные заготовки и сделанные
своими руками. Я выполняла шаблоны для изготовления шнурков из плотного
картона.
9.
Работа с конструктором.
Общеизвестно, что работа с конструктором развивает моторику.
Заданий и тренировок можно придумать бесконечное количество.
10.
Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка, -головоломка, которую надо составить из
отдельных кусков. Пазлы бывают деревянные, картонные и пластмассовые.
11.
Упражнения со
скрепками.
Скрепки – это тоже отличный материал для развития мускулатуры
рук.
Интересное занятие можно провести, если предложить детям
подбирать парные фигурки из картона (по размеру, по цвету) и скреплять их
скрепками. Если приготовить цветные скрепки, то усложняется задание – скрепить
одинаковые фигуры скрепками тем же цветом.
12.
Оригами.
Значение оригами для развития ребёнка трудно переоценить. Любой
вид творчества полезен, так как он развивает у ребёнка определённые навыки,
качества, способности.
Оригами развивает кисть руки. Это особенно важно для маленького
ребёнка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных
способностей.
Чем больше ребёнок складывает изделий из бумаги, тем лучше
формируется его мышление.
Игрушки оригами объёмные. Но я предлагаю делать из них композицию
или панно, сочетая с плоскими изображениями.
Такие композиции хорошо выполнять на темы сказок по буквам.
Сказок много и на каждую букву можно составить с этой буквы и с игрушками
оригами. Например, буква «А» - сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Фон панно – жёлтая цветная бумага (поле), на которую надо
наклеить полоски. Также нужно сложить из бумаги две игрушки – куколки оригами в
виде мальчика и девочки. После этого куколок можно приклеить к панно.
Числовые композиции.
Требуется десять композиций – панно на каждое число о 1 до 10.
Каждому числу будет соответствовать такое же количество игрушек – оригами,
которые можно наклеить на панно вместе с графическим изображением числа.
Все игрушки – оригами должны выполняться самими детьми с помощью
педагога.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой.
Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме
усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных
пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него
движение – есть способ познания мира.
Значит чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и
осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.