Инфоурок Начальные классы КонспектыУпражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Скачать материал

Открытый урок русского языка в 4 классе.

Автор: Коннова Алевтина Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №50» г. Казани

Тема: Упражнение  в различении падежей и написании безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цель: Создать условия для:

           1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

            2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

            3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

            4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

            5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием и  использованием ИКТ.

Оборудование и материалы: Ноутбук +мультимедиа, музыкальное сопровождение, картины времён года, магнитофон.

Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?»,  «Угадай,  куда пригласили в гости?»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты, презентация времён года, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

 

Ход  урока:

1. Вступительная часть.

      Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

       Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года.  Во время путешествия  все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать  всё в тетради. Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение  в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

       -Это новый материал?   (нет)

       - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

   1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

   2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

   3) повторить и закрепить  какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах

2. Основная часть:

      Послушайте стихотворение. О каком времени года здесь говорится?

Пришла, улыбнулась, утихли метели

Позванивать  стал колокольчик капели.                        Проверка снаряжения

Река пробудилась, растаяли льды.                                 

Наряд белоснежный надели сады.                                 + слайд весны

                       Весна.

       2. О каком времени года идёт речь   

                                Слайд «Весна»+ стих о природе

     Как называют ещё весну? – Весна – красна, красавица – весна.

 

Каллиграфическая минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Работа в тетради:       число,  классная работа,  прописываем образцы букв.

в/в   Ве  Вн  Во  Вл

вм  вя  вт  вп

Пословица «Весенний день год кормит»   -  Как вы это понимаете?

      Вот и нам весна предлагает выполнить такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.

 Исследовательское задание:  Поставить существительные  1-го,  2-го и  3-го склонений  с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи.                                                  Первое склонение – какое существительное возьмём  - земля,  2 склонение – слон, конь, третье склонение – степь.  Работаем в тетради .                                                                                                                       Пишем: Р.п. кого? чего?    Земли,  слона,  степи

              Д.п. кому? чему?  Земле,   слону,  степи

              П.п. о ком? о чём?   О земле,  о слоне,   о степи

Выделяем окончания.

Заполняем таблицу:   

Падежи

Вопросы

 

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с

 

Д. п.

кому? чему?

 

к,  по

 

П. п.

о ком?        о чём?

О(об), в, во, на, при

 

Делаем вывод, когда в окончаниях пишется   -и,  а когда                                                  Слайд  «Таблица» + опорная таблица.

 Попрощаемся с весной, поблагодарим её за помощь.

 На пути у нас жаркое лето.  Слайд  «Лето» + музыка «Ах, лето!»

Лето!!!  Пора каникул, отдыха, веселья и игр.

Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.

1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге,  из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке,  к бабушке.

2 набор:  в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе

3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.

4 набор:  у речки, для Тани, из глубины, по воде,  по глупости, к рыбке,  о лодке, об улове, при встрече.

Проверяем вслух.

       Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»

Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.

Наборы карточек:

1 набор.

В тёплой  водичк …,    у щук…,   на карасик…,   в песочк…,  от лодк…    к лодк… .     (на речке)

2 набор.

По тропинк…,   на  полянк…,   у  берёзк…,   у осинк…,   от ёлочк…  к  ёлочк… .    (в лесу)

3 набор.

Около решётк…,  в  клетк…,    о  медвед…,    у  рыс…,    от кормушк…  к   кормушк… .    (в зоопарке)

4  набор.

Около  карусел…,   на  катамаран…,   на  лошадк…,   по дорожк…,  от горк…    к   горк… .    (в парке)

 

Игра «Физминутка»

 

Слайд  «Осень»       Вот и лето пролетело,

                                   Наступил учебный год.

                                   Но и осень нам немало

                                   Дней хороших принесёт.

Как ещё называют осень?  Осень золотая – сбор урожая.  Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая.  Корзинки будут называться:   Родительный падеж,  Дательный падеж,  Предложный падеж.  Существительные с предлогами  диктуются:

   Около яблони, в облаке, на грядке, о  местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти,  до вокзала, на грузовике, по книге.

Слайд «Проверка»

Родительный падеж             Дательный падеж        Предложный падеж

Около яблони                         к  школе                           в облаке

без  фамилии                         к молодёжи                     на грядке

из нефти                                по степи                          о местности

до вокзала                               по книге                           на грузовике

                            

Слайд  «Зима»                         Пришла, рассыпалась;  клоками

                                                   Повисла на суках дубов;

                                                   Легла волнистыми коврами

                                                   Среди полей, вокруг холмов;

Как ещё зиму называют?   Матушка – зима.   Зима всегда трудное испытание для животных, птиц.  Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.

Тест по темам «Падежи.  Склонение.  Правописание падежных окончаний имён существительных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный  -  кто?  что?

б) Родительный  - кому?  чему?

в) Дательный    -  кому?  чему?

г) Винительный  -  кто?  что?

д) Творительный  -  кем?  Чем?

е) Предложный  -  о ком?  о чём?

 

2.  Найди существительные  мужского рода  в родительном падеже.

а) искать брата                                        г) седлать коня

б) думать о книге                                    д) отойти от дороги

в) увидеть фильм                                    е) ходить около дома

 

3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а)  приехать к бабушке                             г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе                                     д) играть во дворе

в)  подойти к сестре                                  е) книга о природе

 

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном                                   г) видел в зеркале

б) умывать лицо                                         д) плавать в озере

в) построили в городе                                е) мечтал о прогулке

 

5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение                       гордость                   дядя

взор                                       техника                    озеро

печь                                      капель                       поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Укажи падежи, в которых у имён существительных  3-го склонения в окончании пишется  -и.

а) Именительный                    в) Винительный

б) Родительный                       г) Творительный

в) Дательный                           е) Предложный

 

7. Какое склонение, падеж и окончание  имеет существительное  в словосочетании   приехал  к  дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п.,  окончание  - и.

б) 3-е скл.,  Д.п., окончание  - и.

в) 2-е скл.,  П.п., окончание  - е.

г) 2-е скл.,  Д,п., окончание   - е.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный  -  кто?  что?

б) Родительный  - кому?  чему?      Кого?  чего?

в) Дательный    -  кому?  чему?                                       5 б. – всё правильно

г) Винительный  -  кто?  что?           Кого?                    3 б. –нашли одну ошибку

д) Творительный  -  кем?  Чем?

е) Предложный  -  о ком?  о чём?

 

2.  Найди существительные  мужского рода  в родительном падеже.

а) искать брата                               г) седлать коня                   5 б. – всё прав.                 

б) думать о книге                           д) отойти от дороги           4 б. – два  прав.

в) увидеть фильм                           е) ходить около дома         3 б. -  один прав.

 

3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а)  приехать к бабушке                     г) мечтать о прогулке         5 б. – всё прав.   

б) рассказать папе                              д) играть во дворе               3 б. -  один прав.  

в)  подойти к сестре                           е) книга о природе.            0 б. – нет прав.

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном                          г) видел в зеркале               5 б. – всё прав.

б) умывать лицо                                д) плавать в озере               3 б. -  один прав.

в) построили в городе                       е) мечтал о прогулке          0 б. – нет прав.

 

5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение                  гордость                   дядя            5 б. – всё правильно

взор                                  техника                    озеро           4 б. – одна ошибка

печь                                  капель                       поляна         3 б. – две ошибки

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

техника

приключение

печь

дядя

взор

гордость

поляна

озеро

капель

 

6. Укажи падежи, в которых у имён существительных  3-го склонения в окончании пишется  -и.

а) Именительный                    в) Винительный                5 б.  – все падежи  прав.

б) Родительный                       г) Творительный               3 б.  -  два падежа прав.

в) Дательный                           е) Предложный                 1 б.  – один падеж прав.

7. Какое склонение, падеж и окончание  имеет существительное  в словосочетании   приехал  к  дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п.,  окончание  - и.

б) 3-е скл.,  Д.п., окончание  - и.

в) 2-е скл.,  П.п., окончание  - е.                     5 б.            неправ. отв. – о б.

г) 1-е скл.,  Д,п., окончание   - е.

Наибольшее количество баллов – 35.     «5»  за   32 – 35 баллов.

   «4»  за 28 – 32 балла,                                  «3»      -       до  28 баллов

Падежи

Вопросы

 

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с

 

 

 

Д. п.

кому? чему?

 

к,  по

 

 

 

П. п.

о ком?                        о чём?

О(об), в, во, на, при

 

 

 

 

Итог урока.

Оценивание.

Дом. задание.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.07.2020 123
    • DOCX 63.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ГУБАНОВА Анжелика Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ГУБАНОВА Анжелика Юрьевна
    ГУБАНОВА Анжелика Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 61931
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе