Открытый урок русского языка в 4 классе.
Автор: Коннова Алевтина Валерьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №50» г. Казани
Тема:
Упражнение в
различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в
родительном, дательном и предложном падежах.
Цель: Создать условия для:
1) закрепления способов проверки
безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном
падежах;
2) для развития навыков
распознавания падежей и склонений имён существительных;
3) для развития логического
мышления через выполнение тестовых заданий;
4) для воспитания заботливого и
бережного отношения к природе;
5) для активизации
коммуникативно-речевых способностей.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием
и использованием ИКТ.
Оборудование и материалы: Ноутбук +мультимедиа, музыкальное
сопровождение, картины времён года, магнитофон.
Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и
окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?», «Угадай, куда
пригласили в гости?»
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный,
частично-поисковый.
Приёмы: игровые моменты, презентация времён года,
наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная
работа, взаимопроверка.
Ход урока:
1.
Вступительная часть.
Сегодня у нас урок необычный,
праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и
своему товарищу.
Я предлагаю вам отправиться в
путешествие по временам года. Во время путешествия все учётные записи нужно
фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради. Вот тема, над которой мы
будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение в
различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в
родительном, дательном и предложном падежах».
-Это новый материал? (нет)
- Какие задачи поставим на уроке? Что
нужно будет повторить?
1) Падежи и падежные вопросы. Различение
падежей.
2) Способы проверки безударных окончаний
имён существительных
3) повторить и закрепить какие окончания
бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и
предложном падежах
2. Основная
часть:
Послушайте стихотворение. О каком
времени года здесь говорится?
Пришла, улыбнулась, утихли метели
Позванивать стал колокольчик
капели. Проверка снаряжения
Река пробудилась, растаяли
льды.
Наряд белоснежный надели
сады. + слайд весны
Весна.
2. О каком времени года идёт речь
Слайд «Весна»+ стих о природе
Как называют ещё весну? – Весна – красна,
красавица – весна.
Каллиграфическая
минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему
характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается
буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Работа в тетради: число, классная работа, прописываем образцы букв.
в/в Ве Вн Во Вл
вм вя вт вп
Пословица «Весенний день год кормит» - Как
вы это понимаете?
Вот и нам весна предлагает выполнить
такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.
Исследовательское
задание: Поставить существительные 1-го, 2-го и 3-го
склонений с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный
падежи. Первое склонение –
какое существительное возьмём - земля, 2 склонение – слон, конь, третье
склонение – степь. Работаем в тетради
.
Пишем: Р.п. кого? чего? Земли, слона, степи
Д.п. кому? чему? Земле,
слону, степи
П.п. о ком? о чём? О земле, о
слоне, о степи
Выделяем окончания.
Заполняем таблицу:
Падежи
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Окончания
|
1 – скл.
|
2 – скл.
|
3 – скл.
|
Р. П.
|
кого? чего?
|
От, до, из, у, без,
для, около, с
|
-и
|
|
-и
|
Д. п.
|
кому? чему?
|
к, по
|
-е
|
|
-и
|
П. п.
|
о ком? о
чём?
|
О(об), в, во, на,
при
|
-е
|
-е
|
-и
|
Делаем вывод, когда в окончаниях пишется -и, а когда -е
Слайд «Таблица» + опорная
таблица.
Попрощаемся с весной, поблагодарим её за
помощь.
На
пути у нас жаркое лето. Слайд «Лето» + музыка «Ах, лето!»
Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр.
Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете
вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных
падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в
одном и том же падеже.
1 набор: на полянке,
о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке,
к бабушке.
2 набор: в огороде,
на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде,
по кукурузе
3 набор: у яблони, из
малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по
вишне.
4 набор: у речки, для
Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при
встрече.
Проверяем вслух.
Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»
Работа индивидуальная + в группе. Записать
существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать,
куда вас пригласили в группе.
Наборы карточек:
1 набор.
В тёплой водичк
…, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)
2 набор.
По
тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… .
(в лесу)
3
набор.
Около решётк…, в
клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в
зоопарке)
4 набор.
Около
карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк…
. (в парке)
Игра
«Физминутка»
Слайд
«Осень» Вот и лето пролетело,
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Как ещё называют осень? Осень
золотая – сбор урожая. Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая. Корзинки будут
называться: Родительный падеж, Дательный падеж, Предложный падеж.
Существительные с предлогами диктуются:
Около яблони, в облаке,
на грядке, о местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти,
до вокзала, на грузовике, по книге.
Слайд
«Проверка»
Родительный
падеж Дательный падеж Предложный падеж
Около
яблони
к школе в облаке
без
фамилии к молодёжи на грядке
из
нефти по степи о
местности
до
вокзала по книге на
грузовике
Слайд
«Зима» Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Как ещё зиму называют?
Матушка – зима. Зима всегда трудное испытание для животных, птиц. Да и
человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.
Тест по
темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён
существительных».
Тест.
1. К
какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный
- кто? что?
б)
Родительный - кому? чему?
в)
Дательный - кому? чему?
г)
Винительный - кто? что?
д)
Творительный - кем? Чем?
е)
Предложный - о ком? о чём?
2.
Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) искать
брата г) седлать коня
б) думать
о книге д) отойти от дороги
в)
увидеть фильм е) ходить около дома
3.
Найди существительные женского рода дательном падеже.
а)
приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б)
рассказать папе д) играть во дворе
в)
подойти к сестре е) книга о природе
4.
Найди существительные среднего рода в предложном падеже.
а) нашёл
под окном г) видел в зеркале
б)
умывать лицо д) плавать в озере
в)
построили в городе е) мечтал о прогулке
5.
Раздели слова на 3 группы по типу склонения
приключение
гордость дядя
взор
техника озеро
печь
капель поляна
1-е скл.
|
2-е скл.
|
3-е скл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании
пишется -и.
а)
Именительный в) Винительный
б)
Родительный г) Творительный
в) Дательный
е) Предложный
7. Какое
склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал
к дедушк…?
а) 1-е
скл., Р.п., окончание - и.
б) 3-е
скл., Д.п., окончание - и.
в) 2-е
скл., П.п., окончание - е.
г) 2-е скл., Д,п.,
окончание - е.
1. К
какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а)
Именительный - кто? что?
б)
Родительный - кому?
чему? Кого?
чего?
в)
Дательный - кому? чему? 5 б. – всё
правильно
г)
Винительный - кто? что?
Кого? 3 б. –нашли одну ошибку
д)
Творительный - кем? Чем?
е)
Предложный - о ком? о чём?
2.
Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) искать
брата
г) седлать
коня 5 б. –
всё прав.
б) думать
о книге д) отойти от дороги 4 б. – два
прав.
в)
увидеть фильм е) ходить около дома 3 б. - один прав.
3.
Найди существительные женского рода дательном падеже.
а)
приехать к бабушке
г) мечтать о прогулке 5 б. – всё прав.
б)
рассказать папе д) играть во дворе 3
б. - один прав.
в) подойти
к сестре
е) книга о природе. 0 б. – нет прав.
4.
Найди существительные среднего рода в предложном падеже.
а) нашёл
под окном г) видел в зеркале 5 б. – всё прав.
б)
умывать лицо д) плавать в озере 3 б. - один прав.
в)
построили в городе е) мечтал о прогулке 0 б.
– нет прав.
5.
Раздели слова на 3 группы по типу склонения
приключение
гордость дядя 5 б. – всё правильно
взор
техника озеро 4 б. – одна ошибка
печь
капель поляна 3 б. – две ошибки
1-е скл.
|
2-е скл.
|
3-е скл.
|
техника
|
приключение
|
печь
|
дядя
|
взор
|
гордость
|
поляна
|
озеро
|
капель
|
6.
Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании
пишется -и.
а)
Именительный в) Винительный 5 б. – все
падежи прав.
б)
Родительный
г) Творительный 3 б. - два падежа прав.
в)
Дательный е) Предложный 1 б. – один падеж прав.
7. Какое
склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал
к дедушк…?
а) 1-е
скл., Р.п., окончание - и.
б) 3-е
скл., Д.п., окончание - и.
в) 2-е
скл., П.п., окончание - е. 5 б. неправ.
отв. – о б.
г) 1-е
скл., Д,п., окончание - е.
Наибольшее
количество баллов – 35. «5» за 32 – 35 баллов.
«4» за 28 – 32
балла, «3» - до 28 баллов
Падежи
|
Вопросы
|
Предлоги
|
Окончания
|
1 – скл.
|
2 – скл.
|
3 – скл.
|
Р. П.
|
кого? чего?
|
От, до, из, у, без,
для, около, с
|
|
|
|
Д. п.
|
кому? чему?
|
к, по
|
|
|
|
П. п.
|
о
ком? о чём?
|
О(об), в, во, на,
при
|
|
|
|
Итог урока.
Оценивание.
Дом. задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.