МОУ « СОШ с. Камелик Пугачёвского района Саратовской
области»
« Управление познавательной деятельностью
на уроках русского языка и литературы»
Выступление на педагогическом совете
учителя русского языка и литературы
Прохоровой Светланы Викторовны
25 ноября.
2014г
( СЛАЙД 2)
Цель:
-обосновать
необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и
организации урока;
-выявить их связь с
методическими и психологическими знаниями, необходимыми для управления
современным процессом обучения.
«Идеальное управление
– когда управления нет,
а его функции выполняются.
Каждый знает,
что ему делать.
И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
А. Гин
( Слайд 3)
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова,
» - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь?
Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности
ребёнка, его развития, обучения.
Многие думают, что
у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность,
прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь
заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести
ученика к успеху.
Я думаю, что
сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как
сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать
на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель мечтает
о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не
случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только
накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка
школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе
современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно,
ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей
учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи
современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь,
ведущий к знанию – деятельность». ( Слайд № 4)
Таким образом,
существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит,
планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого
конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречие?
Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельностью учащихся.
( Слайд 5)Что же такое управление?
Управление – процесс, состоящий из непрерывной
последовательности действий, осуществляемых учителем, в результате которых
формируется и изменяется образ ученика; устанавливаются цели совместной
деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо,
работа между участниками.
Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа
– системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть –
поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
( Слайд 6)Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких
составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
·
целеполаганием учащихся;
·
мотивацией их
деятельности;
·
формированием их
деятельности;
·
созданием обратных связей:
учитель – ученик;
·
созданием проблемных
ситуаций;
·
комфортным самочувствием
всех участников образовательного процесса.
Все это дает основание высказать мнение, что, во-первых, первичные
управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для
профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в
дидактических целях и задачах, а во-вторых, повышение уровня профессионального
мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью.
Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с
управленческих позиций. (Слайд 7-16)
Заключение Для учителя очевидно, что все это должно находиться в
поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей
педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками,
которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога
коррективы в ход урока.
Таким образом, можно
сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках,
нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте,
постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые
мною в эпиграф - “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность»
( СЛАЙД 17)Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у
кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное
правило: у кого больше интерес, у того быстрее развиваются способности.
Пробудить интерес - наша задача.
Реализации этих задач помогает:
сочетание
традиционных и нетрадиционных форм уроков (лекции, семинары, конференции,
гостиные, зачёты. путешествия ).
учёт
индивидуальных способностей учащихся;
тематический учёт
знаний;
осуществление
межпредметных связей;
целесообразное
использование групповой работы.
- любить свой
предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у
учащихся уважение и любовь к родному языку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.