Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУкучыларның укуга карашлары һәм аны чишү юллары ( Проблемы детского чтения и пути их решения.)

Укучыларның укуга карашлары һәм аны чишү юллары ( Проблемы детского чтения и пути их решения.)

Скачать материал

Проблемы детского чтения и пути их решения.

Кадыйрова Райхана Наилевна, учитель  начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Малоелгинская СОШ»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

       Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

    Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

      Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.  Читаем мало и в школе, и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребенку.

Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчеркивается во многих исследованиях, причем чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте. 

   А.Сухомлинский говорил, что чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.

Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

    Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. 

   Главной своей задачей на уроках литературы считаю формирование читательского интереса у школьников.

    Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по выявлению читательского интереса.

Детям были предложены следующие вопросы

Ø Любите ли вы читать?

Ø Что значит для вас чтение?

Ø Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

Ø Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

Ø Каким жанрам литературы вы отдаёте предпочтение при выборе книги для «свободного чтения»?

Ø Как вы думаете, должен ли учитель давать список литературы, рекомендованной для «свободного» чтения?

Ø Что или кто является для вас ориентиром в выборе книг для свободного чтения?

Ø Кто из литературных героев является вашим любимым героем и почему?

Ø Ваши любимые писатели?

Из 19 младших  школьников, принимавших участие в анкетировании:

вообще не любят читать 5 человека(26%)

читают «всегда, когда есть свободное время» – 2 человек (11%)

«редко» - 6 человек (32%)

«когда заставляют» - 6 человек (32%)

 Для 6 человек (32%) чтение книг – это возможность отдохнуть и расслабиться

10 из 19 (53%) читают, чтобы выполнить задание по литературе

5 обучающихся (26%) ищут в книгах ответы на интересующие их вопросы.

Любимую книгу смогли назвать не все. Большинство этих книг связано со школьной программой

Своими любимыми писателями ребята называют в основном классиков, произведения которых изучают по школьной программе (Г. Тукая, Р.Миннуллина, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова)

Также анкетирование показало, что предпочтения отдаются просмотру телевизионных программ, играм в Интернете, прогулкам на улице. Большинство ребят о содержании книги предпочитают узнать из фильма или мультфильма.

Конечно, эта ситуация не может не волновать тех, кто работает с детьми. Как заинтересовать ребят чтением?

Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам , а не по краткому пересказу. Задача эта не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность, а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов , которых ожидают сегодня от школьного образования. В практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге , как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками, самими учениками.

Как я в своей работе решаю эту задачу?

На каждом уроке я стараюсь проводить литературные пятиминутки. Вначале книги приношу, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу. Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге, чтения самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках. Впоследствии проведение пятиминуток можно поручить учащимся , и это замечательно , когда у ребенка появляется насущная потребность поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем.

Этой же цели служат традиционные уроки в конце четверти, когда учащиеся отчитываются о самостоятельном чтении за четверть, оценивают качество и количество прочитанного, делятся своими читательскими впечатлениями, рекомендуют интересные новинки для чтения одноклассникам. На этих уроках наглядно видно развитие или, наоборот , «зависание» личности читательской массы класса . Особую радость вызывает появление у бывших не читателей любимых книг или авторов , верность избранной теме или жанру.

     В глубочайшем, значимом философском труде – Учении Живой Этики, есть замечательные строки, которые можно отнести к деятельности учителя, к сути его работы:

«Знание есть следствие великого труда. Не может народ успевать, если он не будет спешить в познавании. Но лишь немногие могут помочь народу в познавании, и тем лицам воздадим почитание. Каждый из них не только прочел уже написанное, но вложил каплю и своего познания. Такая капля есть дар Беспредельности».

Этим даром – «искрой Божьей» – наделен учитель, человек не только сам много читающий, но и умеющий научить читать других. «Учить читать» – это не только показать, как разбирать буквы и слова, но научить искать смысл написанного, развивать воображение – только такое чтение можно считать полезным.

В каждой учебной дисциплине, на любом уроке школьный учитель может «приохотить» учеников к чтению, увлекая их за собой в мир Знаний и Прекрасного. И уже тем, что педагог обратит внимание учащихся на издания, где рассказывается об изучаемом предмете, укажет и на интересные места в книге, развивающие чувства и мысль – этим самым и учитель, и учащийся смогут быстрее продвигаться к целям образования, поскольку полезное чтение – это не только благородный, но и весьма благодарный труд. Надо лишь приучить к этому радостному труду, помочь полюбить его. Этому всецело способствует Искусство книги.


 

Список используемой литературы

1.      Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6.

2.     Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. ‑ М.: Педагогика, 1989.

3.     Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10 – 15

4.     Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И. Н. Тимофеева; ред. Н. Н. Мазняк. – СПб: Рос. нац. б-ка, 2000. – 512 с. (Режим доступа в сети: http://www. rnb. ru)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Укучыларның укуга карашлары һәм аны чишү юллары ( Проблемы детского чтения и пути их решения.)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

 Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 225
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кадыйрова Райхана Наилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кадыйрова Райхана Наилевна
    Кадыйрова Райхана Наилевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 30645
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе