Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Углеводы – органические вещества, их химическая структура, разновидности, содержание в клетке и функции.
Учитель биологии
МОУ СОШ №6 Г.Беслана
Саутиева Замира Владимировна.
2 слайд
Цели:
Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Овладение умениями: устанавливать связь между развитием биологии и социально – этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования; пользоваться биологической терминологией и символикой.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.
Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.
Задачи.
Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях углеводов и умения устанавливать связь между их строением и функциями, охарактеризовать их многообразие. Выяснить причину многообразия жизни на нашей планете.
3 слайд
Полимеры (от греч. поли – много и мерос – часть) – гигантские молекулы, образованные многими повторяющимися частями, так называемыми мономерами (от греч. монос – один).
Мономеры – это строительные блоки, способные соединяться друг с другом, образуя полимеры, известные также под названием макромолекул (от греч. макрос – большой).
К полимерам относятся основные составные элементы живых организмов – полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин), белки и нуклеиновые кислоты. Их называют биологическими полимерами.
1. Биологические полимеры.
4 слайд
По особенностям строения
Регулярные
Нерегулярные.
1. Биологические полимеры.
5 слайд
Нерегулярным, или непериодическим, называется полимер, в молекуле которого нет видимой закономерности в повторяемости мономеров. Например: А-Б-Б-Б-А-А-А-Б-А и т.д. Из биологических к нерегулярным полимерам относятся белки и нуклеиновые кислоты.
Регулярным, или периодическим, называется полимер, в молекуле которого группа мономеров периодически повторяется. Например: Б-А-А-Б-А-А-Б-А-А и т.д. (буквами А и Б обозначены разные мономерные звенья). К регулярным полимерам из биологических полимеров относятся многие полисахариды.
6 слайд
2. Содержание углеводов в живой материи.
Углеводы – самые распространенные на Земле органические вещества. Они содержатся в клетках всех живых организмов. Название «углеводы» произошло потому, что первые известные вещества этого класса состояли как бы из углерода и воды.
Общая их формула
Сn(Н2O)m.
У большинства углеводов число атомов водорода в 2 раза превышает количество атомов кислорода. Позднее были найдены углеводы, не отвечающие этой общей формуле, но название «углеводы» сохранилось.
В животных клетках углеводов немного: 1 - 5% (например, в клетках печени). Растительные клетки, напротив, богаты углеводами – там их содержание достигает 90% сухой массы.
7 слайд
Углеводы, или сахариды
Моносахариды
Олигосахариды
Полисахариды
3. Классификация углеводов и их свойства.
Сахароза в свекле
Крахмал
Сахар
8 слайд
Моносахариды можно рассматривать как производные многоатомных спиртов (в простейшем случае – глицерина). При окислении глицерина получаются два простейших моносахарида – глицериновый альдегид и диоксиацетон, которые играют важную роль в обмене веществ в клетке.
Образование простейших моносахаридов
Моносахариды
Сахарный тростник
Мёд
9 слайд
Эритроза (структурная и циклическая формы)
Глицериновый альдегид и диоксиацетон содержат по три углеродных атома и относятся к триозам (3С); тетрозы содержат четыре атома углерода (4С); пентозы – пять (5С); гексозы – шесть (6С); и гептозы – семь (7С).
Моносахариды
Из тетроз в процессах жизнедеятельности, более важна эритроза. Этот сахар в растениях является одним из промежуточных продуктов фотосинтеза.
10 слайд
Моносахариды
РНК
ДНК
Пентозы
Рибоза
Дезоксирибоза
C5H10O5
C5H10O4
11 слайд
Гексозы
Моносахариды
глюкоза
галактоза
фруктоза
виноградный сахар
молочный сахар
плодовый сахар
C6H12O6
12 слайд
Схемы строения
α и β-глюкозы
Моносахариды
13 слайд
Сахароза
Сахароза – хорошо знакомый нам тростниковый или свекловичный сахар; общая формула С12Н22О11. Сахароза состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Она чрезвычайно широко распространена в растениях (семена, ягоды, корни, клубни, плоды) и играет большую роль в питании многих животных и человека. Этот дисахарид легко растворим в воде. Главное сырье для получения сахарозы – сахарная свекла и сахарный тростник.
C12H22O11
Олигосахариды.
14 слайд
Лактоза
Лактоза – молочный сахар, имеет в составе глюкозу и галактозу. Этот дисахарид находится в молоке (от 2 до 8,5%) и является основным источником энергии для детенышей млекопитающих. Используется в микробиологической промышленности для приготовления питательных сред.
Олигосахариды.
15 слайд
Мальтоза
Олигосахариды.
Мальтоза – солодовый сахар, состоит из двух молекул глюкозы. Мальтоза является основным структурным элементом крахмала и гликогена.
Солод Солод - проросшие зерна
16 слайд
Схема строения крахмала.
Олигосахариды еще называют сахароподобными веществами.
Крахмальные зерна пшеницы (а), овса (б) и картофеля (в)
Крахмал является смесью двух полимеров α – глюкозы:
(C6H10O5) n
17 слайд
Схема строения гликогена
Гликоген.
Гликоген – полисахарид, содержащийся в тканях тела животных и человека, а также грибах, дрожжах и зерне сахарной кукурузы. Гликоген играет важную роль в превращениях углеводов в животных организмах. Он в значительных количествах накапливается в печени, мышцах, сердце и других органах. Гликоген поставляет глюкозу в кровь. Он является полимером α-глюкозы и по структуре напоминает амилопектин, но разветвлены его полимерные цепи сильнее. Молекула гликогена состоит примерно из 30 тыс. остатков глюкозы.
Гликоген в клетках печени
Дрожжи
18 слайд
Конформация молекулы целлюлозы
Полисахариды
Клетчатка (целлюлоза) – главный структурный полисахарид клеточных стенок растений. В ней аккумулировано около 50% всего углерода биосферы. По своей структуре это линейный полимер. Ее молекула представляет собой неразветвленную вытянутую цепочку моносахаридов, представленных β-глюкозой. Множество линейных молекул целлюлозы уложено параллельно и «связано в пучки» водородными связями. Поперечная связь между цепями препятствует проникновению воды, поэтому целлюлоза очень устойчива к гидролизу и, следовательно, является прекрасным строительным материалом, идеально подходящим для растений.
19 слайд
Хитин – это другой полимер, мономером которого является аминопроизводное
β-глюкозы – N-ацетилглюкозамин. Хитин является еще одним строительным материалом, которого особенно много в наружном скелете членистоногих и в клеточных стенках грибов.
Полисахариды
20 слайд
Биологические функции углеводов.
1. Энергетическая
2. Строительная
3. Запасающая
4. Защитная
5. Составная часть жизненно важных веществ .
6. Участие в фиксации углерода
21 слайд
Энергетическая – углеводы служат источником энергии для организма. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж (4,2 ккал) энергии. Следует отметить, что сахара являются главным источником быстро мобилизуемой энергии, так как в процессе пищеварения они легко переводятся в форму, пригодную для удовлетворения энергетических потребностей клеток.
Биологические функции углеводов
Хитин
2. Строительная – целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений, хитин обнаруживается в клеточной стенке грибов и в наружном скелете членистоногих, гликопротеиды – соединения углеводов с белками входят в состав хрящевой и костной ткани животных.
Чай с сахаром
22 слайд
Биологические функции углеводов
4. Защитная – гепарин – ингибитор свертывания крови; слизи, выделяемые различными железами и богатые углеводами, предохраняют пищевод, кишечник, желудок, бронхи от механических повреждений, препятствуют проникновению в организм бактерий и вирусов; камеди, выделяющиеся в местах повреждения стволов и ветвей, защищают деревья и кустарники от проникновения инфекций через раны.
3. Запасающая – выражается в том, что крахмал накапливается клетками растений, а гликоген – клетками животных. Эти вещества служат для клеток и организмов источником глюкозы, которая легко высвобождается по мере необходимости.
печень
Гепарин
23 слайд
Биологические функции углеводов
Флавинадениндинуклеотид (ФАД)
Никотинамидадениндинуклеотид (НАД)
5. Составная часть жизненно важных веществ – входят вместе с белками в состав ферментов, входят в состав ДНК, РНК, АТФ, участвуют в синтезе коферментов НАД+, НАДФ+, ФАД+.
24 слайд
Фиксация СО2 в темновой фазе фотосинтеза
Участие в фиксации углерода – рибулозобифосфат является непосредственным акцептором углекислого газа в темновой фазе фотосинтеза.
Биологические функции углеводов
25 слайд
§ 3.2.2, стр.100
Домашнее задание.
26 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Овладение умениями: устанавливать связь между развитием биологии и социально – этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования; пользоваться биологической терминологией и символикой.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.
Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.
6 656 371 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Саутиева Замира Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.