Учитель и ученик: проблемы
взаимопонимания и взаимодействия
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на
уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием
эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности
школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем –
фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно
прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме
обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит
только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи
учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение
определенного периода.
Тем
не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и
дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе,
как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и
взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их
совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от
того, какие отношения складываются между учеником и учителем.
Все
начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически
целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто
делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное
образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры
взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то
о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет
не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень
комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения
образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо
найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы
взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования
и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для
дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель
взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный
процесс.
Учителя
не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении
учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и
требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала
контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение
личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной
расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания
педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом,
изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
У
педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой
реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в
обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения
создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет
результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль
педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности
педагога, способствует решению многих задач.
Важным
моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в
важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных
способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и
учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они
чего-то не понимают.
Важнейшие
аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Педагогический
такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности
труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во
многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический
такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
Зарубежные
исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать
учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность,
уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность,
уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В
старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести
учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Хочу
отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или
иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также
учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к
поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего
хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания
меняются от одного класса к другому.
Неспособность
педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут
порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к
острым конфликтам.
Конфликты
– явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».
Обычно
в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять
себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать
реальные способы их предупреждения.
Специфические
причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя,
проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к
отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на
почве борьбы за лидерство;
• в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик
учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом
занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
• в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки
знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную
учебную нагрузку детей;
• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему
предмету;
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и
недостатках ученика;
• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности
ученика;
• в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной
причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.
Каким
же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство,
доверяет).
2. Любовь к своему предмету.
3.
Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей
увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.
Отрицательные
качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.
Каким
путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками
были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика
в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к
уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных
методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного
усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно
предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять
их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода
оскорблений, прозвищ, замечаний.
Можно
указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного
взаимодействия.
Во-первых,
каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале
процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально
организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими
учениками.
Во-вторых,
ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством
решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами
познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в
процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции
поведения и личности учащегося.
В-третьих,
в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде
всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более
продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами
выполнения новой деятельности.
И
какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются
участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) –
океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит,
препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися
пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным
и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом
плавании главным штурманом проводки через рифы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.