Инфоурок Другое Другие методич. материалыУчитель и школьная психологическая служба

Учитель и школьная психологическая служба

Скачать материал

Учитель и школьная психологическая служба

 

Исследования Д.В. Обориной [18, c. 25] показали принципиальные от­личия в ментальности психологов и педагогов, которые состоят в следующем:

Психологи                                                      Педагоги

1. Временная перспектива

Мотивация ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, а также на период открытого настоящего

Мотивация в значительной степени относится к периодам близкого и отдаленного будущего

 

1.            Содержание мотивации

Выражена познавательная моти­вация и мотивация, связанная с собственной личностью, в част­-
ности, «Я-концепцией», высокий уровень потребностей; от окру­жающих ожидают помощи,
надеются на удачу

Выражена ориентация на общение, работу по специальности, самореализацию в профессиональной сфере, на определенный уровень достижений; альтруистическая
мотивация; от окружающих ожидают любви, уважения, признания

 

2.            Ценностные ориентации

Терминальные (ценности-цели)

Счастливая семейная жизнь

Свобода, познание

 

Инструментальные (ценности-средства)

Широта взглядов, эффективность в делах, высокие запросы, независимость

Воспитанность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других

 

3.            Установка по отношению к ребенку

Минимальный контроль, предпочтение либерального стиля общения с  ребенком

Высокий уровень контроля, склонность к авторитаризму по отношению к ребенку

 

4.            Представление об ученике

Высокая когнитивная сложность восприятия, безоценочность

Низкая когнитивная сложность восприятия, оценочность

 

Данные отличия показывают причину возможных сложностей в общении педагогов и психологов. Многие преподаватели могут не сразу признать психолога. Потребуется терпение, тактичность, благожелательность в общении, признание за каждым человеком (а за учителем, классным руководителем, директором - тем бо­лее) права на сомнение. Необходимо исключить назидательный тон в общении с педагогическим коллективом и с каждым учите­лем, упреки в их адрес; напротив, следует сосредоточиться на конструктивной совместной работе по оказанию помощи конк­ретному школьнику в трудной ситуации.

По мнению известного отечественного психолога А. К. Марко­вой [29], для успешного решения задачи психологического развития детей сотрудничество учителя и школьного психолога должно вклю­чать следующие этапы:

1) мотивационно-целевой;

2) операцио­нально-технологический;

3) рефлексивно-регулятивный.

На первом этапе мотивационно-целевом – определяются общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества. Например, какие личностные характеристики были бы важны для ученика к окончанию школы. Учитель и психолог становятся единомышлен­никами, включаются в одно общее дело, реализуя вместе с тем каждый свои специфические задачи, выполняя свои функции. В этих совместных усилиях постоянно должно сохраняться стремле­ние психолога и учителя понять особенности ребенка как форми­рующейся личности с учетом условий его жизни, истории воспи­тания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специфических особенностей общения в разных системах взаи­моотношений (со сверстниками, родителями, учителями). Выпол­нение этих условий в значительной степени определяет успех со­трудничества психолога и учителя по достижению намеченных целей и задач, сохранению содержания мотивов и смыслов как в рамках актуального, так и перспективного направлений.

На втором этапе — операционально-технологическом – про­исходит согласование между учителем и школьным психологом того, какими средствами (стратегического и практического ха­рактера) будет осуществляться взаимодействие с классом, ребен­ком, подростком, юношей (девушкой), а также друг с другом (учитель, психолог). Здесь унифицируется содержание ключевых понятий и подходов: например, что понимать под умственным развитием школьников, в рамках гуманистического или автори­тарного подхода осуществляется оценивание; ориентироваться на овладение знаниями, навыками, умениями для освоения соци­ального опыта или на формирование у учащихся потребностей и способов самообучения, самовоспитания. На данном этапе уточ­няются и по ходу работы корректируются функции учителя и пси­холога, реальные возможности каждого из них для успешного до­стижения результатов. Например, психолог владеет научно-психо­логическими методиками строгого и корректного изучения отдель­ных психических проявлений ребенка (внимания, памяти, мыш­ления, способностей, темперамента и т.д.); учитель имеет воз­можность целостного анализа конкретного ученика, всех прояв­лений психики в естественных условиях учебной деятельности, всего учебно-воспитательного процесса.

На операционально-технологическом этапе сотрудничества весьма важно строить взаимодействие таким образом, чтобы пси­холог не шел слепо на поводу у учителя, а учитель не считал рекомендации психолога панацеей от всех бед, уточнял бы их с точки зрения реального поведения детей (не в условиях экспери­ментальной ситуации) и своего личного педагогического опыта «Высоким уровнем сотрудничества учителя и психолога, – пишет А. К. Маркова, – является совместное построение и реали­зация ими индивидуальных развивающих программ для отдельных учеников, где учитываются вчерашние, сегодняшние и завтраш­ние возможности ребенка в их оптимальной динамике. Стратегии совместной деятельности «не спускаются» сверху психологом, они создаются, шлифуются в процессе самого сотрудничества психо­лога с учителем, с педколлективом» [29].

И, наконец, на третьем – рефлексивно-регулятивном – оце­ночном этапе сотрудничества учителя и психолога происходит вза­имное оценивание работы друг друга, эффективности совместно­го труда. Для психолога главным показателем в анализе и оценива­нии труда учителя являются качественные изменения в психичес­ком развитии школьников, возможный профессиональный рост учителя и самосохранение. Для учителя (как эксперта) значимым будет профессиональный вклад психолога в обеспечение учебного процесса в школе, т.е. в создание тех основных психологических условий, которые способствуют развитию учащихся. (Напомним, что таковыми являются максимальная реализация возрастных воз­можностей и резервов развития; развитие индивидуальных осо­бенностей внутри каждого возрастного периода; создание благо­приятного психологического климата с учетом его специфики в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.) Обратим вни­мание и на то, что практический психолог способен оказать серь­езную помощь в предупреждении «профессиональных опасностей» педагогического труда, обусловленных недостаточной развитос­тью коммуникативных способностей учителя (конфликты с деть­ми, их родителями, эмоциональное перенапряжение, неспособ­ность расслабиться и т.п.).

В сотрудничестве учителя и школьного практического психо­лога более успешно решаются задачи, связанные с полноценным психическим и личностным развитием каждого ребенка на разных этапах его школьной жизни, особенно переходных; с разными проблемами у одаренных, неуспевающих, имеющих отклонения в поведении и пр.

Как отмечалось ранее, одна из форм взаимодействия школь­ного практического психолога и учителя осуществляется через подготовку и проведение педагогического консилиума как коллективного метода изучения учащихся с целью их всестороннего исследования и выбора адекватного пути дальнейшей работы с ним. Для повышения эффективности педконсилиумов надо выра­ботать единую позицию всех участников его осуществления и конкретную задачу каждого в его реализации [26].

Задача психолога в педагогическом консилиуме заключа­ется в оказании помощи учителям при оценивании интеллекту­альных и личностных качеств ученика, демонстрации сложности и неоднозначности проявлений в его поведении, отношениях, адекватности самооценки, мотивации, особенностей познаватель­ных интересов, эмоционального настроя. Особенно существенным для психолога является анализ процесса школьной адаптации каж­дого конкретного класса или учащегося, выяснение фактов, при которых формируются благоприятные условия адаптации. Психо­лог должен стремиться привлекать внимание учителя к психичес­кому развитию ученика и пробиться сквозь «стену» установки учи­теля по отношению к данному ученику, классу. Важно пробудить у педагога сомнения в целесообразности категоричной оценки уча­щегося и класса и в выборе однозначных педагогических воздей­ствий. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и все взрослые, взаимодействующие с ним, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить.

Задачи учителя в педагогическом консилиуме:

·        сообщить результаты своих наблюдений за реальным поведе­нием учащегося,- а также о событиях, вызывающих тревогу;

·        пересмотреть свою категоричную оценку класса или ученика под влиянием психолога;

·        составить совместно с психологом план поэтапной работы с учащимся, классом.

·        На педагогическом консилиуме может рассматриваться ши­рокий круг проблем, связанных с дифференцированным обуче­нием, созданием классов с углубленным преподаванием каких-либо предметов, классов коррекции и т.д.[21].

Возможны несколько форм организации и проведения педа­гогического консилиума с участием школьного психолога.

Первая форма – совещание, на котором обсуждаются резуль­таты совместного конкретного исследования по выделенной ра­нее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно обоснованное опре­деление особенностей развития личности учащегося (ученическо­го коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, кон­кретных методов педагогического воздействия (или взаи­модействия) в рамках конкретной проблематики. Чаще всего это «трудные» учащиеся, классы.

Основными результатами совмест­ной работы психолога и педагога должны стать:

1) рождение на­учно обоснованного представления об изучаемом ребенке, кол­лективе;

2) изменение тех стереотипов, которые зачастую иска­жают реальное лицо ученика, класса; формирование у участников таких важных качеств, как психологическая зоркость, научный стиль мышления, диалектичность в понимании и оценке изучае­мых феноменов.

Вторая форма – совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой. При организации и проведении такого консилиума школь­ный психолог выступает чаще всего как эксперт в таких аспектах работы, как:

а)    соответствие выбранных методов работы с учащимися,
ученическим коллективом психологическим принципам и зако­нам развития;

б)    соответствие содержания коррекционной, развивающей,
воспитывающей программ возрастным и индивидуальным особенностям развития личности ребенка (ученического коллектива);

в)    соответствие выбора исполнителей этих программ, их психологических характеристик тем особенностям развития личности
ребенка, ученических коллективов, которые являются предметом
коррекции;

г)     объективность критериев развития личности учащегося,
ученического коллектива, по которым будет определяться эффективность данной коррекционной (развивающей, воспитывающей)
программы [26].

Третья форма – это совместное обсуждение концепции, стра­тегии и тактики развития всего педагогического коллектива дан­ной школы или отдельных его структурных элементов в данных конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, кон­тингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат рабо­ты педагогического коллектива).

 

 

 

 

Литература

1.     Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

2.     Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.М., Васильева И.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

3.     Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н.В. Пилипко. М., 2000. – 118 с.

4.     Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А. Афонькина. Мурманск, 2000.30 с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учитель и школьная психологическая служба"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данные отличия показывают причину возможных сложностей в общении педагогов и психологов. Многие преподаватели могут не сразу признать психолога. Потребуется терпение, тактичность, благожелательность в общении, признание за каждым человеком (а за учителем, классным руководителем, директором - тем бо­лее) права на сомнение. Необходимо исключить назидательный тон в общении с педагогическим коллективом и с каждым учите­лем, упреки в их адрес; напротив, следует сосредоточиться на конструктивной совместной работе по оказанию помощи конк­ретному школьнику в трудной ситуации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

ПМ 06 Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Товароведение продовольственных товаров», В.А. Тимофеева
  • Тема: 1.5.Методы определения качества товаров
  • 02.10.2020
  • 3035
  • 52
«Товароведение продовольственных товаров», В.А. Тимофеева
ПМ 01 Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Организация хранения и контроль запасов и сырья. Профессиональное образование», Володина М.В., Сопачева Т.А.
  • Тема: 1.1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  • 02.10.2020
  • 1899
  • 22
«Организация хранения и контроль запасов и сырья. Профессиональное образование», Володина М.В., Сопачева Т.А.
Техническое оснащение организаций питания для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
  • Учебник: «Экспертиза потребительских товаров», Вилкова С.А.
  • Тема: Глава 2. Организация и процедура проведения товароведной экспертизы.
  • 02.10.2020
  • 1304
  • 14
«Экспертиза потребительских товаров», Вилкова С.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 446
    • DOCX 26.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кичеева Мария Еремеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кичеева Мария Еремеевна
    Кичеева Мария Еремеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11884
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек