Классный час 5 класс подготовлен учителем Зубовой Татьяной
Владимировной
МКОУ СОШ №1 г.Нефтекумска Ставропольского края
«Учимся предотвращать и разрешать конфликты».
СЛАЙД
1
Цель:
развитие коммуникативной компетенции подростков, т.е. коммуникабельности (легко приспосабливающийся к
обществу и к обстоятельствам).
Задачи:
- Обучение основам психологии
конфликта.
- Формирование и развитие
навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
- Развитие критического
мышления, позволяющего адекватно оценивать остроту сложившейся конфликтной
ситуации и избегать опасных для жизни и здоровья случаев.
- Развитие коммуникативных
способностей подростков.
- Профилактика конфликтного
поведения подростков.
Адресат:
учащиеся 5 классов.
Ход
- Мир сложен и
противоречив. Противоречия складываются из…
СЛАЙД
2
- кличек,
которые люди обижая, присваивают друг другу;
- обида, мы, не
задумываясь, обижаем человека;
- негатив,
отрицательные эмоции, которые мы передаём человеку;
- фальшь, в
которой заключается неверность человеку, другим словом предательство;
- ложь,
сознательно высказываем не соответствие истине;
- истерика, нервное
состояние, которое приводит к негативным поступкам;
- коллизия, столкновение
противоположных сил;
- терзания,
страдания и мучения, которые мы испытываем при конфликте
- Сегодня мы
поговорим о том, как предотвратить конфликт.
СЛАЙД
3 Упражнение
«Облака».
Учитель
предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять
руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса
известны только учителю.
- У вас на
столах облака, запишите самое обидное слово, которое было сказано когда-то вам.
- А теперь
прикрепите эти облака на солнышко. (дети крепят) Что может сейчас произойти?
(на класс надвигается гроза)
- Расскажите,
что вы чувствовали, когда вас обозвали, и что сделали в ответ обидчику.
Действия
- я просто
отошёл в сторону;
- я сказал, что
нельзя обзываться;
- обозвал в
ответ;
- ударил в
ответ;
Щелчок на слайде
Чувства
- мне хотелось
плакать;
- я хотел
ударить обидчика;
- возненавидел;
- обиделся;
- Предлагаю поискать
выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. (Дети предлагают
свои варианты выхода из конфликтной ситуации)
Выход
- я не хотел
тебя обидеть, прости;
- я был не прав;
- давай
помиримся
СЛАЙД
4
Игра
«Перетягивание каната».
- Две команды:
четыре мальчика и четыре девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру –
перетягивание каната.
(Играют)
-Победила
команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог
возникнуть конфликт?
-А из – за чего
он мог возникнуть? (ответы детей,
щелчок на слайде:
Возникновение конфликта: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители.
Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат).
-Да, эта
ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? (Ученики
дают варианты ответа…
Щелчок на слайде Что приводит к конфликту: присутствие, как минимум,
двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора)
- Рассмотрим
ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он
рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую
остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что
его задели случайно и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама
расстроилась, узнав о случившемся."
-
Что послужило данной конфликтной ситуации? (мимолётный гнев, вспышка
отрицательных эмоций)
-
Что такое - гнев? (Гнев -это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет
его и провоцирует на различные необдуманные агрессивные поступки) (Слово
"гнев" вывесить на доску.)
-
Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта?
(высказывания детей)
- Исследователи
различают такие типы конфликтов: Вывешивание на доску.
Внутриличностные
(в душе человека между совестью и честью)
Межличностные
(между 2 людьми более)
Между
группой и личностью
Межгрупповые
(между группами)
Упражнение «Да –
нет»
-А теперь разыграем другую ситуацию. (В центре класса
– два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с
дежурством по классу).
-Я дежурил вчера.
-Нет.
-Дежурил.
-Нет.
-Да.
Нет и т.д.
-Конфликт ли это? Почему?
Ученик дают варианты ответа.
-Да, конфликт, потому что есть два человека и
предмет спора – дежурство.
Работа в
группах.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную
ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать
их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
-
Давайте разделимся на шесть групп. Каждая группа получает описание конфликта и
задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы
сторон.
Ситуация
1: Ты хочешь
сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла
конфликтная ситуация.
Ситуация
2: На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой
мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник
конфликт.
Ситуация
3: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по
этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Ситуация
4: Перед сном ты часто сидишь в одноклассниках. Это занятие настолько
захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за
этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Ситуация
5: Юра не
пошёл в коридор, а сидел за своей партой и читал книгу. Подошла Лена:
-
Юра, интересная у тебя книга?
Мальчик
захлопнул книжку и ударил Лену по голове:
-
А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с глупыми вопросами!
Ситуация
6: Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою
фамилию и придумывают обидные прозвища. На переменах дёргают за одежду, пробегая
мимо.
Через 5-7 минут группы
представляют свои варианты решения конфликтов.
- Легко ли находить пути выхода
из конфликта?
СЛАЙД 5
Большинство житейских
конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда
каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
-
Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Конфликт»
ПРОСМОТР
-
В крации объясните, почему произошёл конфликт? Как можно было избежать?
Конфликт,
увы,-закономерен.
Гармоний вечных не бывает.
Наивно тот самоуверен,
Кто без него прожить мечтает.
Как помешать зимы приходу?
Заткнуть вулкана изверженье?
Перехитрить нельзя природу,
И не остановить мгновенье...
Вот научиться б управленью
Агрессией и злобой чёрной,
Уметь отслеживать движенье
Страстей течений непокорных!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.