Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУчимся писать письма Урок

Учимся писать письма Урок

Скачать материал

                

                                 Методическая разработка проведения

Урока письма на тему:

«Учимся писать письма!»

             Письма – в прошлое окна…                                                                                                                                   

 

   Цель урока:
•  Показать значение переписки в жизни человека.
•  Закрепить представление о письме как тексте, его видах по цели общения.
•  Совершенствовать навыки работы с произведениями эпистолярного жанра.
•  Воспитывать толерантность, уважение, добрососедское отношение к людям разных национальностей.

   Дидактический материал: словари Ожегова и Даля, раздаточный материал 15 основных правил искусства написания писем, отрывки из произведений писателей, конверт,  ассоциативный кроссворд «Я к Вам пишу…».

 

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.             

- Вам было бы интересно получить письма от  друзей или от кого – либо? Пусть они совсем коротенькие, несмелые, это всего лишь робкая попытка наладить дружеские отношения посредством письма.  Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо, какую роль оно играет в жизни человека. Мы будем учиться грамотно писать письма. А, овладев этим искусством, вы сможете участвовать в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

Письмо в нашей жизни.

Если человека, с которым мы хотим пообщаться, нет рядом снами, а далеко, мы пишем ему письмо.

В словаре В.И. Даля письмо определяется как «грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому».

Согласно  словарю С.И.Ожегова одно из значений слова письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь, а другое – умение писать, учиться искусству письма…..

Письмо – наидревнейший вид письменного текста. Люди начали писать друг другу задолго до появления письменности. Использовали они для этого условные знаки или рисунки. Так было положено начало развитию эпистолярного жанра, важнейшему виду общения.

 Словарная работа над паронимами адресат и адресант, значением слова эпистолярный.

адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т. д.;

адресант – тот, кто адресовал письмо, телеграмму, посылку и т. д.;

эпистолярный – о литературных произведениях: письма, переписки.

Мы пишем письма, чтобы передать какое – нибудь сообщение, информацию, рассказать о своих чувствах, выразить отношение к кому -, чему – либо.

Письма ведутся в разговорном стиле речи. Цель такого стиля – установление непосредственного контакта собеседников.

 

О чём и как писать письма?

            Писать можно обо всём: о повседневной жизни, о школьных делах, об увлечениях и занятиях. В письмах вы можете поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектаклях, рассказать о своих проблемах.

Письмо – особый вид письменного текста. По форме – это монолог, сохраняющий самую тесную связь с диалогом, потому что любое письмо предполагает собеседника – адресата. Письмо поэтому следует писать так, как мы говорим. Однако и здесь есть свои особенности. В разговорной речи мы часто делаем оговорки, дополнения, пояснения, повторения, которые не следует делать в письме. Все мысли должны быть выражены возможно короче, но точно, ясно, определённо.

 

          III. Знакомство с примерной схемой письма.

Письмо обычно состоит из трёх частей: зачина, средней части и концовки.

Начинаем мы письмо, как правило, с приветствия или обращения: Здравствуй, Саша! Добрый день, Оля! Уважаемый Максим Сергеевич! Дорогой Рустам! Уважаемая редакция!

После обращения мы обычно сообщаем о состоянии переписки: письмо получено, письмо не получено, иногда извиняемся за несвоевременный ответ.

Получила твоё письмо и сразу пишу ответ.

Сегодня получила твоё письмо, оно меня очень обрадовало.

Извини, что  долго не отвечала на твоё письмо.

Извини, что задержалась с ответом.

Давно собиралась написать тебе, но всё никак не могла собраться.

Давно уже ничего не получаю от тебя.

Почему ты не пишешь?

Дальше обычно излагается то, что прямо относится к лицу, которому пишут. Начать это можно с вопросов:

            Как ты живёшь? Какие у тебя новости? Как твоё здоровье?

А затем сообщается то, что касается самого пишущего. Это обычно вводится повторением вопроса. Например:

            Как я живу? Живу я по – старому, хотя есть кое – какие новости.

Кроме того можно использовать такие фразы:

А сейчас опишу тебе свои новости.

            У меня много новостей. Во – первых…  Во – вторых…

            Я хочу рассказать тебе о своей жизни (о делах, о событиях в нашей жизни и т.д.)

            Заканчиваем мы письмо, как правило, словами:

На этом кончаю.

            Дальше могут идти извинения за почерк, заверения писать и просьба писать чаще, передача приветов, слова вежливости, прощание и подпись.

            Если вы что – то забыли упомянуть в письме, можно написать постскриптум РS (приписка в письме после подписи).

            После постскриптума обычно ставят дату и место написания письма.

 

          IY.  Знакомство с основными правилами написания писем.                                 

15 основных правил искусства написания писем.

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
•  Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки) .
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат .
•  Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

 

            Y. Работа по развитию речи.

Редактирование негативного текста.

            Привет, С.

            Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.

            У нас всё как всегда. А как у вас? Скоро у вас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на ёлку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.

            Ну ладно. Кончаю тебе писать. Больше писать нечего.

                                                                                                                       Ну, пока.

                                                                                                                                         К.

                                                                                                                                                              

            -Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

-Какие композиционные части отсутствуют?

(Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни; нет вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма.)

 

YI. Самостоятельная работа.

Исправление текста, редактирование основной части, придумывание вариантов заключительных фраз.

YII. 1. Значение писем в литературных произведениях.

У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные. Это могут быть письма от любимых. “Только утро любви хорошо, хороши только первые встречи….” - писал Надсон. И если это “утро любви” закреплено словами в письме, чувство любви становится предметным, а письмо – необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви.

Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их. Это: «Евгений Онегин» Пушкина. «Война и мир» Толстого, «Гранатовый браслет» Куприна, «Преступление и наказание» Достоевского.

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать только об одном…
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы…..ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Безусловно, научиться писать яркие, интересные, содержательные письма, кроме того, соответствующие всем правилам и нормам русского языка, невозможно, не будучи любознательным и вдумчивым читателем. Мы с вами знакомы со многими произведениями как русской классической, так и русской литературы XX века, в которых герои пишут или получают письма. Давайте попробуем их узнать, вспомнить, о чем же были написаны эти письма, кто был их адресатом, а кто – адресантом (не путайте!) Итак, «Конкурс Эрудитов»!

VII. 2. «Конкурс эрудитов».

Каждому ученику раздается ассоциативный кроссворд «Я к Вам пишу…», в котором они сначала выделяют имена и фамилии героев, а затем комментируют (устно) ассоциации, которые вызывают эти герои со словом «письмо». Ответы сверяются по демонстрационному варианту кроссворда, выполненному в цвете.

Ассоциативный кроссворд

«Я к Вам пишу…»

О

О

В

Т

Ж

Е

М

У

Р

Б

М

Г

А

Т

Л

А

К

Д

Л

О

Р

И

Ь

Т

Р

Ь

Ю

П

И

Н

Н

Я

К

Ш

Я

К

Е

Р

*

Е

Н

О

У

В

О

Ч

О

*

В

А

В

Х

О

В

Учащиеся выделяют карандашом следующих литературных героев: Обломов (письмо от старосты или письмо Ольге Ильинской), Печорин (письмо Веры), Гринев (письмо Маши Мироновой и др.), Татьяна (письмо Онегину), Желтков (А.И.Куприн «Гранатовый браслет», письмо героя княгине Вере), Марья (Болконская, письмо Жюли Курагиной), Шухов (Иван Денисович из одноименного рассказа А.И. Солженицына, письмо жены), Курдюков (мальчик из рассказа И.Бабеля «Письмо»).

- Вспомните, о чем писали письма эти литературные герои?

- Кто из них сам получал письма? О чем они? От кого?

- Какое значение имели эти письма для дальнейшего развития сюжета?

- Какие обращения, стилистические обороты характерны для писем героев?

- Кто из героев обращается к своему адресату «милый друг»? Связывают ли их действительно дружеские чувства? (Речь идет о Марье Болконской, для которой в доме отца не было иной радости, чем письма от «милого друга» Жюли. И хотя, как мы впоследствии узнаем из романа «Война и мир», Курагина была жеманной и лицемерной, для княжны ее письма были дороги, как единственная возможность узнать, что происходит в высшем свете.)

YIII. Слово учителя.

- Когда письмо готово, его следует перечитать. Затем сложить его по форме конверта и, вложив в него, запечатать. На конверте указать полный и точный адрес получателя вашей корреспонденции. С января 1997 года Россия перешла на европейскую систему адресования: имя, фамилия, дом, улица, город, страна.

Слово учителя о письмах военных лет:

- Минул XIX век, пришел XX век, за ним XXI наступил… “и помнит мир спасенный…” Шестьдесят пять лет минуло с победного окончания Великой Отечественной войны. О ней написано немало книг. Но эта стоит на особом месте (это  книга старшего политрука, корреспондента армейской газеты “Сын Родины” А.Г. Ришина, погибшего в 1942 году “Я пишу тебе из сорок первого”).

Эти письма сохранила и передала в редакцию его жена. В письмах описано множество фронтовых событий, имена людей, с которыми сводила его война…И звучит в них живой голос очевидца и участника событий, голос человека, своей героической гибелью заслужившего полное доверие тех, кто прочтет эти мужественные строки. Они глубоко трогают неиссякаемым оптимизмом, верой в душевные силы народа, в неизбежную победу в правой войне.

(Звучит песня Б.Окуджавы “Ах, война, что же ты сделала подлая….”

- Солдатские письма…Это – простые письма, “треугольнички” со штемпелем и полевой своей почты. Эти весточки написаны моим дедушкой в окопах, на передовой, между боями, предельно просты и правдивы. Вот одно из них (в руке треугольник солдатского письма).

Здравствуй, моя дорогая Галия! Получил от тебя долгожданное письмо. Да, всем теперь тяжело. Но за меня не беспокойся. Питаюсь я отлично. Полевая кухня варит исправно.

Вот выдали валенки, ведь морозы стоят градусов так тридцать пять. Одного только не достает. Хочется побыть с тобой и сыном. Все пройдет, я верю и знаю, что вернусь к вам. А пока движемся на Запад. Уничтожаем на своем пути фашистов. Час нашей победы приближается. До скорой встречи.

16 декабря 1943 год.

Нурислам.

Письмо проецируется на экран.

- Письма – свидетели истории, чувств. Как в этом письме солдат ясно и просто выразил свои мысли. Письмо написано так, что, слушая его, представляешь фронтовые дороги и видится за строками солдатская семья.

- Как ласково обращается Нурислам в начале письма: “Моя дорогая Галия”. Далее он пишет о ней, а затем о себе, выражает желание скорого свидания, веры в победу.

IX. Вывод:

- Итак, какую роль в жизни человека играют письма?
- Должны ли современные средства связи вытеснить традиционное письмо?

- Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма в конверте – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Не развита устная речь – не воспользуешься письменной.

Как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь и содержание объемлет тебя. Ты рядом с писавшим. И вот садишься за письменный стол “рука тянется к перу, перо – к бумаге…..”

Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И все-таки… Кто не любит получать письма?  Ребята, так может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах? В письмах своим близким, друзьям, любимым... Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством - писать письма. «Дневник – это Я, письмо - это Ты».

X. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем: «Письмо ветерану», «Письмо Президенту», «Хочу рассказать тебе о своём родном крае», «Письмо другу. Однажды со мной случилось»,   «Письмо моему учителю».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учимся писать письма Урок"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Я к вам пишу..." Конечно, вы догадались, что этими словами начинается письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину. Как много в словах этого письма  искренности, настоящего чувства, пылкости. Письмо – размышление… Письмо – исповедь… Письмо (как произведение эпистолярного жанра) менялось вместе со временем, событиями реальной жизни, и каждый новый период вносил свои коррективы. Сейчас слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и оперативна, и удобна. Да, прогресс остановить невозможно, и поэтому бессмысленно сейчас вздыхать о славном почтовом прошлом, тем более что письма, пусть даже  в другом виде, и сегодня являются важной частью нашей жизни. Думается, что рано ещё говорить о бумажных письмах в прошедшем времени, в какой-то период традиционная и электронная почты будут сосуществовать.

   Мы видим, читая полные собрания сочинений классиков литературы,  XIX века, как много места занимает переписка. Письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром. Эпистолярный жанр близок по своей поэтике к повествовательным жанрам, он имеет ярко выраженную специфику: наличие автора и адресата, достаточно свободную композицию и наличие композиционных элементов(даты, места написания письма, обращение к адресату в начале, в тексте письма, заверения в дружбе и уважении в конце письма), стилевое и тематическое разнообразие, ярко выраженную индивидуальность автора.

Эпистолярная литература  - послание, письмо, переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная, как художественная или публицистическая проза, предполагает широкий круг читателей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 414
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 518
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мишина Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мишина Елена Станиславовна
    Мишина Елена Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3891
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек