Инфоурок Математика Другие методич. материалы"Учим видеть, наблюдать"

"Учим видеть, наблюдать"

Скачать материал

УЧИМ  ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ

 

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики МБОУ "СОШ №40" г.Курска

                                                                          Учитель: Телегина Н.Н.

 

Чтобы успешно учиться математике, прочно ею овладеть, на­до, конечно, обладать некоторыми общими умениями и качест­вами. Нужно  уметь видеть объекты во всем многообразии их свойств и отношений, уметь сравнивать эти объекты, находить черты сходства и различий, уметь действовать в уме, представлять мысленно любые объекты и видеть в уме все их особенности и изменения при тех или иных преобразованиях, т. е.  и м е т ь  хорошо развитое воображение. Конечно, надо обладать также достаточной  волей и вниманием, хорошей памятью, сообразительностью.

Но разве всеми этими умениями и качествами не нужно об­ладать, чтобы успешно учиться по другим предметам? Так что в этом отношении математика ничем особенным не отличается от других предметов. Кроме того, разве каждый из вас не хочет, чтобы у него была хорошая память, развитое вооб­ражение, внимание, крепкая воля, сообразительность, умение наб­людать и обобщать и т. д. независимо от того, нужно ли все это для изучения математики или не нужно? Не сомневаюсь, что все вы хотите этого. Так давайте будем развивать свои умения, качества своего ума!

Учтите очень важное положение: все названные мною умения и качества нужны для изучения математики, без них оно не мо­жет быть успешным, но сами умения и качества развиваются и крепнут в процессе упорного, плодотворного изучения матема­тики.

Тут диалектика: для того чтобы учиться, нужны умения и осо­бые качества ума, а эти умения и качества развиваются, форми­руются в процессе учения.

Если вы внимательно и активно будете участвовать (а не только присутствовать) на уроках, если вы проделае­те все упражнения, все задания, которые я вам буду задавать, то уверена, что вы сами почувствуете пользу наших уроков для себя.

Будем учиться видеть, наблю­дать. Ведь можно смотреть и мало видеть, а надо научиться не просто смотреть,— это вы умеете,— а видеть встречающие­ся вам объекты во всем их многообразии свойств и отношений.

Вы уже знаете, что каждый математический объект имеет очень много различных свойств. Но при определении этих объек­тов указывают лишь самые существенные свойства, необхо­димые и достаточные для их распознания.

Возьмем такой пример. Средняя линия треугольника опреде­ляется как отрезок, соединяющий середины двух сторон треуголь­ника. Рассмотрим треугольник ABC и среднюю линию EF в нем (рис. 18). Какими свойствами обладает EF?

- EFотрезок... средняя линия тре­угольника ABC... параллельна AB...EF равна половине стороны АВ...

- Все это верно, это все вытекает из определения средней линии и из из­вестного свойства. А еще какие свойства. EF  вы видите?.. Больше не видите?

А ведь EF обладает еще многими другими свойствами. Вот некоторые из них: EF — сторона треугольника EFC и она меньшее основание трапеции ABEF; EF — сторона углов EFC, EFB, FEA и CEF. EF делит треугольник на две части, притом площадь верхней части составляет одну четверть площади всего треугольника, и т. д.

Как видите, этот простой математический объект, кроме свойств, указанных в определении и теоремах, обладает еще многими другими свойствами. Надо учиться их замечать, видеть, ибо без этого, без такого многообразного взгляда на матема­тические объекты, вы не сумеете решать математические задачи, доказывать теоремы.

Возьмем теперь число 144. Какими свойствами оно обладает?

               Это натуральное число... Оно четное, делится на 3... 144 — это квадрат 12...

               Верно. Но это число обладает еще многими другими свойствами. Оно делится не только на 2 и на 3, а на многие другие числа. Вот все делители числа 144: 1 и 144; 2 и 72; 3 и 48; 4 и 36; 6 и 24; 8 и 18; 12 — всего 13 делителей.

Это число обладает еще и тем свойством, что оно делится на сумму своих цифр 144: (1+4 + 4)= 16, а 16 есть произведение этих цифр: 16 = 1·4·4. Значит, оно делится и на произведение своих цифр. Если поменять местами первую и последнюю циф­ры этого числа, то получим 441, а это есть квадрат числа 21, по­лучаемого переменой мест цифр числа 12.

Обычно в математике объекты рассматривают относительно друг друга, так же как в жизни. Отрезок EF становится средней линией, если он проведен соответствующим образом в треуголь­нике, а сам по себе он просто отрезок.

Посмотрите на рисунок. На этом рисунке изображена прямая АВ, перпендику­лярная к прямой АС, и ВС — наклонная к этой же прямой. Но та же прямая АВ является наклонной к прямой ВС, а сама АС перпендикулярна АВ и наклон­на к ВС. Таким образом, одна и та же прямая может быть перпендикулярной к одной прямой и наклонной к другой.

Посмотрите на рисунок. Сколько на нем изображено треугольников? Рассматривая внимательно чертеж слева напра­во, находим всего 15 треугольников: АОЕ, ОЕН, ОЕР, ЕНР, EBL, ЕМВ, ЕКМ, EKL, KFR, KML, KBL, RMQ, RCB, QLC, PBN.

А сколько там изображено различных четырехугольников? Находим 5 прямоугольников: AEFD, ABCD, EBCF, EBLK, FCLK; один параллелограмм ONBE;8 трапеций: AOFD, ОНМК, НРВМ, HNBM, KRQL, EBCQ, KRCL, KFQL; 2 неправильных четырехугольника — АОНЕ и MBCQ и, наконец, один пяти­угольник OHMRF.

А еще там имеется окружность центра О с диаметром EF, с двумя другими радиусами, с несколькими секторами, сегмен­тами. Как видим, какое богатство различных фигур мы обнару­живаем при внимательном рассмотрении этого незамысловатого чертежа.

 

Еще пример. Дано алгебраическое выражение: х3 + 2х2у + 2ху2 + у3.

Что вы о нем можете сказать?

— Это многочлен... Третьей степени... В нем четыре члена...

Его можно разложить на множители:        х3 + 2у + 2ху2 + у3 = (х3 + у3)+(2х2у + 2ху2) = (х + у) (х2 + ху + у2).

— Все верно, молодцы. Но вот самое простейшее, но очень важное свойство вы не заметили. Ведь этот многочлен не меняется при замене х на у и обратно у на х. Дей­ствительно, получим: у3-2у2х-2ух2+ х3, т. е. тот же многочлен, но его члены написаны в обратном порядке. Еще одно важное свойство вы не заметили: коэффициенты членов, одинаково удаленных от начала и конца многочлена, равны. 1, 2, 2, 1.

Наконец, что вы можете сказать о функции, график которой изображён на чертеже ?

- Это парабола...

 - Да, это парабола. Но я спрашиваю не о кривой, а о свойствах функции, графи­ком которой является данная парабола.

 - Это график квадратного трехчлена...

- Эта функция при х=0 и при х = 2 обраща­ется в нуль...

 - Маловато вы увидели... А ведь по графику можно многое установить относительно изображаемой функции... Раз это пара­бола, то функция квадратичная, которая в точках 0 и 2 обращает­ся в нуль. Обратите внимание: ветки параболы направлены вниз — это значит, что коэффициент старшего члена квадратич­ной функции отрицательный. Поэтому эта функция такая:

у  =—х(х — 2) = 2х — x2. По графику видно, что эта функция при x<1 возрастает, при х=1 она принимает наибольшее значение (максимум), равный, как легко видно, 1 и при 1 убывает. Значения этой функции при ,x<0 и при х>2 отрицательны, а при 0<х<2 — положительны.

Итак, вы видите, что каждый математический объект обладает многими свойствами, и надо уметь видеть эти свойства. Для это­го следует тренироваться в подобных наблюдениях.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Учим видеть, наблюдать""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Чтобы успешно учиться математике, прочно ею овладеть, на до, конечно, обладать некоторыми общими умениями и качест вами. Нужно уметь видеть объекты во всем многообразии их свойств и отношений, уметь сравнивать эти объекты, находить черты сходства и различий, уметь действовать в уме, представлять мысленно любые объекты и видеть в уме все их особенности и изменения при тех или иных преобразованиях, т. е. и м е т ь хорошо развитое воображение. Конечно, надо обладать также достаточной волей и вниманием, хорошей памятью, сообразительностью.Но разве всеми этими умениями и качествами не нужно об ладать, чтобы успешно учиться по другим предметам? Так что в этом отношении математика ничем особенным не отличается от других предметов. Кроме того, разве каждый из вас не хочет, чтобы у него была хорошая память, развитое вооб ражение, внимание, крепкая воля, сообразительность, умение наб людать и обобщать и т. д. независимо от того, нужно ли все это для изучения математики или не нужно? Не сомневаюсь, что все вы хотите этого. Так давайте будем развивать свои умения, качества своего ума!Учтите очень важное положение: все названные мною умения и качества нужны для изучения математики, без них оно не мо жет быть успешным, но сами умения и качества развиваются и крепнут в процессе упорного, плодотворного изучения матема тики.Тут диалектика: для того чтобы учиться, нужны умения и осо бые качества ума, а эти умения и качества развиваются, форми руются в процессе учения.Если вы внимательно и активно будете участвовать (а не только присутствовать) на уроках, если вы проделае те все упражнения, все задания, которые я вам буду задавать, то уверена, что вы сами почувствуете пользу наших уроков для себя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 611 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2020 113
    • DOCX 34.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Золотина Ирина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Золотина Ирина Евгеньевна
    Золотина Ирина Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76142
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции