Учет психологических особенностей учащихся
начальных классов при обучении грамматике
Очень
важно учитывать психологические особенности обучающихся при обучении
грамматике.
Младший
школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической
памяти. Обучающиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания,
но они недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление младших школьников
преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для
детей этого возраста характерна способность к подражанию, большая потребность в
физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости
и потере интереса. В этом возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности: переход от игровой деятельности к учебной деятельности, но при
этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому организация
педпроцесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности,
игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям
людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и
речевого.
Психологи
отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или
воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запоминании они обычно
сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для
правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация
произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения. Ряд
проведенных исследований, показывает сложную картину взаимодействия в
мыслительной деятельности двух ее компонентов — абстрактного и конкретного. Они
меняются не только от возраста, но и от характера решаемых заданий, от приемов
обучения.
Также
основной характеристикой деятельности обучающихся являются мотивы, которыми она
побуждается. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей
иностранному языку. [6] Новая игра (с новыми сказочными персонажами,
зверушками, которые говорят только на новом иностранном языке) является
психологическим оправданием для перехода но новый язык в условиях, когда все
задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды на иностранном.
Именно поэтому это возраст предоставляет уникальные возможности для реализации
принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счет глобально
действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание
естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и
интересными даже самые элементарные высказывания.
Несмотря
на некоторую краткость приведенной выше характеристики, ее необходимо учитывать
при развитии грамматических умений у обучающихся начальных классов. Так,
например, заучивание наизусть следует широко практиковать на младшей ступени,
где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения
также должны находить широкое применение. [8]
Известно,
что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памятью в разной степени и
разном соотношении. Психологические исследования показывают, что в младшем
школьном возрасте наблюдается более частое совпадение уровня развития различных
видов и сторон памяти у одних и тех же детей. Вместе с тем у школьников
наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии
(эмоционально-волевой сфере, восприятии, внимании). Это объясняется различным
опытом их жизни и деятельности в семье или детском саду. В учебном процессе в
первую очередь принимаются во внимание конкретность, эмоциональная окрашенность
и образность мышления младшего школьника, его уникальная способность к
подражанию, большая потребность в физических движениях. Это делает необходимым
использование при развитии грамматических умений наглядности, игр,
разнообразных приемов работы, призванных сконцентрировать их произвольное
внимание.
По-разному
ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны
и любят находиться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают
состояние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует
обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, а
именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или
парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивидуальном подходе к
каждому ученику начальных классов.
Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость.
Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро
утомляются. [11]
Что
касается приемов обучения грамматике, то они должны быть достаточно
разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению.
Изучение
типа уроков в младших классах показывает, что работоспособность учащихся и
меньшая степень их утомляемости наблюдаются на уроках, включающих различные
виды грамматических упражнений небольшой продолжительности, причем первая часть
урока (20-25 мин) является периодом наибольшей активности внимания. Из этого
можно сделать вывод о том, что введение нового материала, его первичное
закрепление должно падать на начало урока, а игры, инсценировки и др. — на
заключительную часть.
Таким
образом, мы считаем, что учет психологических особенностей детей младшего
школьного возраста и их дальнейшее развитие при формировании грамматических
навыков являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному
языку в начальной школе. Но не менее важным является также понимание
современной сущности методических подходов к отбору и содержанию
грамматического материала по иностранному языку в начальной школе.
Рассмотрев
особенности развития грамматических умений при обучении иностранному языку
младших школьников, следует заметить, что это очень сложный и трудоемкий
процесс. Развитие грамматических умений происходит в несколько этапов:
1)
ознакомление с ним и осознание его значения, формы и употребления;
2)
тренировка в его практическом использовании по опорам в микроконтексте;
3)
применение на репродуктивном и продуктивном уровне.
Каждый
из этих этапов имеет свое значение и определенные сложности, особенно для детей
младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и психологические
особенности.
Процесс
формирования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В
результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики, которые
обусловлены различными факторами. Поэтому необходимо использовать игровые
приемы при работе над грамматическим материалом, позволяющие избежать
однообразной механической тренировки.
Использование
игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе
обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный
психологический климат при обучении грамматической стороне речи. Благодаря игре
снимается психологическая нагрузка обучающихся, активизируется их речевая
деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению
иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому
запоминанию сложного грамматического материала. [5]
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бим И.А. Теория и практика обучения
немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
2.
Биболетова М.З. и др. Happy English:
Учебник английского языка для 2 класса. – О.: Титул, 2009.
3.
Биболетова М.З. и др. Happy English:
Учебник английского языка для 3 класса. - О.: Титул, 2008.
4.
Биболетова М.З. и др. Happy English:
Учебник английского языка для 4 класса. - О.: Титул, 2009.
5.
Буйнова М.А. Сказочный английский язык: 24
лучшие темы. – М.: Астрель, 2009.
6.
Дацик Н.В. Путешествие в Королевство
Английской Граммитики: 11 сказок о короле to be,
королеве to have
и других жителях королевства. – М.: РИФ «Белый ветер», 1998.
7.
Забродина Н.П. Игра как средство развития
интереса к изучению французского языка // Иностранный язык в школе. – 2009.
№4.- С.19-22.
8.
Зимняя И.А. Психология обучения
иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
9.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному
языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.
10.
Малютина И.В. ФГОС НОО: примерная рабочая
программа по английскому языку в начальной школе. //nsportal.ru
11.
Никитенко З.Н. Психологические особенности младшего школьника // English.
– 2009. №21. – С.22-28.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.