Ученический проект
«Общая
характеристика неметаллов»
Цель проекта: Изучить и охарактеризовать простые вещества –
неметаллы,
рассмотреть их положение в периодической системе,
физические
и химические свойства, практическое значение
неметаллов.
Межпредметные
связи: химия, история,
математика, физика, экология,
ОЗОЖ, БЖД.
КМО: рефераты студентов, учебник «химия» 11кл.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., энциклопедический словарь юного химика, подборка
научно – публицистической литературы, набор неметаллов: сера (кристаллическая),
бром в ампуле, красный фосфор, йод (кристаллический), спички, фарфоровая чаша,
стакан с водой, стеклянная палочка, кристаллические решетки алмаза и графита.
Учащиеся были разбиты
на 4 группы, которые наметили 4 пути исследования неметаллов:
1 группа изучала положение неметаллов в периодической
системе Д.И.Менделеева, а также зависимость свойств неметаллов от строения их
атомов (результат – опорный блок);
2 группа рассматривала возникновение названий неметаллов, время и авторов
открытия неметаллов, а также изучала распространение неметаллов в земной коре
(результат – опорный блок и пирамида распространения неметаллов в земной коре);
3группа исследовала физические свойства неметаллов,
аллотропические модификации, выданы: красный фосфор, сера кристаллическая,
бром, воздух. (результат – опорный блок);
4 группа изучала химические свойства неметаллов, а
также изменение кислотно – основных свойств водородных соединений, неметаллов в
группе и периоде (результат – опорный блок).
План разработки проекта 1
этап. Определение темы,
уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение
источников информации (учебники, рефераты студентов, таблица Д.И.Менделеева)
2 этап. Разработка проекта, сбор и уточнение
информации, уточнение планов деятельности, выполнение проектного задания.
3этап. Анализ, обобщение, синтез идей, составление опорных
блоков, оценка результатов.
4этап. Защита проекта, оформление и обобщение
опорных блоков, коллективная оценка результатов.
Группа 1
Цель: выяснение времени (даты) и ученых, открывших
неметаллы, возникновение названий неметаллов.
Справочные материалы:
рефераты, научная литература, электронная таблица Менделеевa, Internet.
Этапы:
1.
Выписать все неметаллы.
Найти их в периодической системе.
2.
2. В дополнительной
литературе и рефератах, в распечатке отыскать требуемые данные, оформить
таблицу:
№
|
элемент
|
Год открытия
|
автор
|
место
|
Дополнительные
сведения о названии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
Составить пирамиду распространенности металлов в
природе.
Используемые материалы: перечень с указанием названия и автора
Группа 2
Цель: выяснение положения неметаллов в
периодической системе, Доказательства периодичности изменения свойств
неметаллов в группах и периодах, связь неметаллических свойств со строением
атома, изменением радиуса атома и накоплением электронов на внешнем уровне.
Справочная
литература: таблица Менделеева, конспект, рефераты, учебники.
Этапы:
1.
выделить из периодической
системы неметаллы, на примере строения атомов неметаллов 2 (3) периода показать
как изменяются неметаллические свойства этих элементов слева направо. Для
этого составить схемы строения атомов, выяснить, как изменяются
их радиусы.
2.
выяснить, чем отличаются
друг от друга по строению атомы элементы 4 -6 групп главных подгрупп.
Сделать выводы.
3.
Оформить опорный блок по
плану:
а) количество неметаллов в периодической системе,
б) расположение неметаллов в периодической систем,
в) группы неметаллов со специфическими названиями,
г) изменение свойств неметаллов в периодах слева направо и в группах
сверху вниз, связь со строением атомов.
4. Формулировка определения неметаллов.
Используемые материалы/перечень, с указанием названия и автора/.
Группа 3
Цель: исследовать
физические свойства неметаллов, аллотропные модификации углерода (используя
кристаллические решетки алмаза и графита).
Справочные материалы:
учебник «Химия», рефераты, дополнительная литература, кристаллические решетки
алмаза и графита, образцы серы кристаллической, красного фосфора, брома в
запаянной ампуле.
Этапы:
1.Изучить физические
свойства неметаллов,
2.Объяснить
существование аллотропных модификаций с точки зрения строения простых веществ.
3.Оформить опорный
блок.
Используемые
материалы/перечень, с указанием названия и автора/.
Группа 4
Цель: исследовать
химические свойства неметаллов, объяснить изменение кислотно – основных свойств
водородных соединений
неметаллов в группе и
периоде.
Этапы:
1.Провести реакцию
между серой и кислородом, записать уравнение химической реакции.
2. Провести реакцию
между хлоридом натрия и бромной водой, записать уравнение химической
реакции.
3. Провести реакцию
между металлом и неметаллом ( например, окислить над спиртовкой медную
проволоку), записать уравнение химической реакции.
4.рассмотреть другие
химические свойства неметаллов, используя таблицу «Взаимодействия между
классами неорганических соединений», составить уравнения химических реакций.
5.Дать объяснение
изменению кислотно – основных свойств водородных соединений неметаллов в группе
и периоде.
6. .Оформить опорный
блок.
Используемые
материалы/перечень, с указанием названия и автора/.
Группа 5
Цель: выяснить
значение неметаллов в жизни живых организмов, объяснить их неиссякаемость,
указать этапы круговорота веществ
Справочные
материалы:учебник «Химия», «Экология», рефераты, дополнительная литература.
Этапы:
1.
Выяснить какие элементы –
неметаллы содержатся в атмосфере, гидросфере, литосфере и в каком виде ( в
свободном как О2 или связанном как NaCl).
2.
Показать круговороты
веществ серы, фосфора и других неметаллов (схематично).
3.
Выяснить, какие элементы –
неметаллы жизненно необходимы живым организмам.
4.
Составить опорный блок.
Используемые
материалы/перечень, с указанием названия и автора/.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.