Министерство
общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Учебно-методическое
обеспечение реализации проекта
«Всемирное наследие
России» по окружающему миру в 4 классе
Камышлов, 2016
Учебно-методическое
обеспечение реализации проекта «Всемирное наследие России» по окружающему миру
в 4 классе /сост. Никоноров И.О.
Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016.
.
Предлагаемое учебно-методическое
обеспечение проекта посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную
практику «метода проектов», а именно учебных проектов. В данном пособии кратко
изложены педагогические условия использования проектной деятельности, алгоритм
проектной деятельности, основные требования к проекту и его оформлению
(презентации), карта оценивания проекта, а также рекомендации родителям и
обучающимся по проектированию и реализации метода проекта. Пособие имеет
практико-ориентированную направленность.
Материалы могут представить интерес
для педагогов начальной школы, обучающихся и их родителей, а также студентов
педагогических специальностей.
© ГБПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж», 2016
Содержание
Введение
Паспорт проекта
Модель реализации проекта
Критерии оценки
проектов
Рекомендации
родителям по подготовке проекта в совместной деятельности
Рекомендации
младшим школьникам по подготовке к защите проекта
Конструкты
уроков, сопровождающих реализацию проекта
Список литературы
Введение
«Природу побеждают только повинуясь ее
законам.»
Фрэнис
Бэкон
Данный проект
проводится в рамках учебного курса по «Окружающий мир», автор А. А. Плешкова,
Е. А. Крючкова, программа «Школа России».
Во все времена
перед людьми стоял вопрос : «Что важнее: материальное или духовное богатство?».
Особо остро стоит этот вопрос перед современным обществом, а ответ на него
оказывает огромное влияние на формирование мировозрения подростающего
поколения. Проект может объяснить ученикам, как общечеловеческие ценности
объединяют всех людей на Земле одно человечество, научит замечать и объяснять,
какие поступки людей противоречат правам человека.
Данная учебная
тема тесно связана с воспитательным аспектом в деятельности учителя. Проект
поможет ученикам е только глубже изучить учебный материал, но и седлать свой
выбор при постановке цели и формировании жизненной позиции. Родители смогут
взглянуть на систему воспитательных ценностей, формирование которых напрямую
зависит от семьи.
Любовь к
родному краю, всемирной культуре, истории – это основа на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как
растение: у нее не только ветви, но и корни.
Паспорт проекта
Наименование учреждения, на базе
которого будет реализовываться проект:
|
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
1 Камышловского городского округа
МАОУ СОШ № 1КГО
|
Почтовый адрес:
Телефон:
директор.
Сайт:
|
kam-mou1@yandex.ru
8-34375-21781
Анна Евграфовна Крысанова
http://kamschool1.ru/
|
Тема проекта:
|
«Всемирное Наследие России»
|
Девиз, слоган, цитата проекта
|
«Природу побеждают только повинуясь ее законам»
Фрэнис Бэкон
|
Краткая аннотация
|
Проект «Всемирное наследие
России» может быть использован для учащихся 4 классов. Данный проект
проводится во время изучения раздела «Родной край – часть большой страны» в
рамках изучения предмета «Окружающий мир» ОС «Школа России», а также других УМК
и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное
чтение», «Русский язык», «ИЗО».
Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой
общечеловеческой ценности, родной край, истории своего края. Работа над
проектом повысит интерес ребёнка к родному краю, а именно к
достопримечательности города, Камышловского собора.
|
Образовательные стандарты
|
"Согласно новым
образовательным стандартам предметная область ""Окружающий
мир"" призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование
у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира,
отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от
того, по какому учебному комплекту ведётся обучение, в содержание предмета
"окружающий мир" включено следующее:
Раздел ""Родной край - часть большой страны»
|
Учебные предметы:
|
окружающий мир, изобразительное искусство и
художественный труд, русский язык
|
Исполнители проекта:
|
ученики 4класса
|
Возраст обучающихся, на который
рассчитан проект:
|
10-11лет
|
Руководитель проекта:
|
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 КГО
Анциферова Лариса Вячеславовна
|
Дополнительно привлекаемые лица:
|
Родители, бабушки, дедушки
учеников 4 класса
|
Время работы над проектом:
|
1 месяц
|
Форма работы:
|
Урочная и внеурочная
деятельность
|
Тип проекта:
-по доминирующей деятельности:
-по предметно-содержательной
области:
-по характеру контактов:
-по количеству участников:
-по продолжительности:
-по характеру координации:
|
-практико-ориентированный,
творческий;
-межпредметный;
-внутриклассный;
-индивидуальный;
-среднесрочный;
-непосредственный.
|
Цель проекта:
|
1.
Познакомить учащихся с объектами
культурного и природного Всемирного наследия России;
2.
Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
3.
Формировать у учащихся убеждение о
личной ответственности за состояние Всемирного наследия и природной среды.
|
Задачи проекта:
|
1.Личностные: развитие у учащихся
потребность в изучении истории России.
2.Метапредметные:
2.1.Познавательные: развивать
творческие способности детей, умение выражать свое отношение к увиденному
через фотографии, сообщения
2.2.Коммуникативные: формирование инициативы
обучающихся в процессе создания продукта деятельности; формирование
коммуникативных, организаторских навыков (участвовать в представлении проекта
других обучающихся, аргументировать свою точку зрения), а также навыков
публичного выступления (представление результатов проекта).
2.3.Регулятивные: формирование умения формулировать тему и
цель проекта; умение планировать работу над проектом.
|
Этапы проекта:
|
1.Подготовка. Определение темы и целей проекта.
2.Планирование. Узнать, что обозначают термины «культурным
наследием», « природным наследием».
3.Создание проекта. Сбор обучающимися
информации о культурном и природном наследии России. Систематизация собранных
данных.
4.Анализ и обобщение. Оформление презентации, папки, стендового
доклада с детальным описанием целей, задач, планируемым результатом, а также
этапами выполнения проекта, вывод по результатам проекта.
5.Представление проекта. Выступление перед одноклассниками,
родителями.
6.Оценка результата и
процесса. Анализ выполнения
проекта; причины успехов и неудач.
|
Планируемые результаты
|
- личностные:
Воспитывать личность обладающую качествами гражданина;
- метапредметные :
совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем
творческого и поискового характера;
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете,
работа и сбор информации у родителей).
- предметные
усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях родного
края, достопримечательности города;
|
Проблемные вопросы, направляющие
проект:
|
1. Какие
объекты относятся к культурному всемирному наследию России? Почему?
2. Какие
объекты относятся к природному всемирному наследию России? Почему?
3.
Какова история создания
памятников культурного и природного наследия России?
4.
Какова историческая
ценность памятников культурного и природного наследия России?
5.
Знают ли жители
города памятники культурного и природного всемирного наследия России? (учащиеся,
родители и др.)
|
Возможные направления
исследования (примерные темы групповых проектов)
|
«Культурное наследие Урала»
(Достопримечательности Урала, родного
города)
«Культурное наследие родного края»
( Памятники, обелиски родного края)
«Культурное наследие России»
(Достопримечательности России, а так же
памятники, обелиски)
«Природное наследие России»
(Определенные, памятные места России)
«Культурное наследие малой Родины »
и др.
(Достопримечательности малой родины:
памятники, обелиски, памятные места)
|
Форма продукта проектной
деятельности:
|
Презентация, газета,
информационный бюллетень, буклет, карта расположения памятников культурного
или природного наследия Свердловской области и др.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения
проекта
|
|
Оборудование
|
компьютеры, проектор, принтер, сканер или
цифровой фотоаппарат, доступ к интернету
|
Программное обеспечение
|
программы обработки изображений, веб-браузер,
текстовые редакторы, программы электронной почты
|
Материалы на печатной основе
|
Фотографии, энциклопедии, статьи
|
Формируемые УУД
|
Личностные УУД:
·
Освоение личностного
смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
·
Освоение личностного
смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Регулятивные УУД:
·
Самостоятельно
формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения.
·
Определять
самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
·
Самостоятельно
контролировать и корректировать работу по ходу выполнения проекта.
Познавательные УУД:
·
Самостоятельно
предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения
незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем.
·
Сравнивать и отбирать
информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет).
·
Классифицировать
различные объекты, явления, факты.
·
Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений.
·
Устанавливать
причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
·
Проводить аналогию между
явлениями, предметами, понятиями.
Коммуникативные УУД:
·
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
·
Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения
с помощью фактов и дополнительных сведений. Понимать точку зрения другого.
·
Участвовать в диалоге,
уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы.
·
Сотрудничать при
совместном решении проблемы (задачи), распределять роли, договариваться друг
с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
|
Модель реализации проекта
Этапы
работы над проектом:
|
Содержание
|
Сроки, форма организации
|
Субъекты взамодействия
|
1.Подготовка.
|
Определение темы и целей проекта.
Анкетирование детей на выявление осведомленности детей по теме проекта
|
Фронтальная, урок окружающего мира
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4 класса, родители
|
2.Планирование.
|
Определение источников информации для качественного
создания проекта, , формулировка названия разделов. Определение способа
представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев
оценки результата и процесса разработки проекта.
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная форма,
урок окружающего мира
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4 класса,
родители
|
3.Старт и создание проекта.
|
Обсуждение предстоящей работы, поиск
необходимых фотографий; поиски информации о родном крае а именно о
достопримечательности города Камышлова, Камышловском соборе; создание проекта
«Всемирное наследие России»,
- сбор информации об Камышловском соборе.
|
Самостоятельная работа, индивидуальное
консультирование
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4 класса
Родственники
|
4.Анализ и обобщение.
|
Оформление папки стендового доклада с детальным
описанием целей, задач, планируемым результатом, а также этапами выполнения
проекта, вывод по результатам проекта.
|
Индивидуальная форма
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4, родители
|
5.Представление проекта.
|
Выступление перед одноклассниками, родителями.
|
Урок окружающего мира
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4 класса,
родители
|
6.Оценка результата и процесса.
|
Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.
Представление работы в образовательных сетях, для участия в дистанционном
конкурсе.
|
|
Учитель начальных классов, учащиеся 4 класса,
родители
|
Критерии
оценки проектов
Оценочный лист
УУД младших школьников при выполнении проекта
Личностные УУД
|
Оценка
|
Смысл учения
|
Освоение личностного смысла учения; выбор
дальнейшего образовательного маршрута.
|
|
|
Базовые ценности
|
Ценить и принимать следующие базовые
ценности: «Родина », «малая Родина», «сохранение Всемирного наследия России»
|
|
|
Регулятивные
УУД
|
|
|
Планирование
|
Самостоятельно формулировать задание:
определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.
|
|
|
Оценка
|
Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку
|
|
|
Контроль
|
Самостоятельно контролировать и
корректировать работу по ходу выполнения проекта.
|
|
|
Познавательные
УУД
|
|
|
Анализ и синтез
|
Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
|
|
|
Сравнение
|
Сравнивать и отбирать информацию, полученную
из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сеть Интернет).
|
|
|
Классификация
|
Классифицировать различные объекты, явления,
факты.
|
|
|
Обобщение
|
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений.
|
|
|
Причинно-следственные связи
|
Устанавливать причинно-следственные связи
между объектами и явлениями.
|
|
|
Аналогия
|
Проводить аналогию между явлениями,
предметами, понятиями.
|
|
|
Коммуникативные
УУД
|
|
|
Речевое высказывание
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
|
|
Точка зрения
|
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов
и дополнительных сведений. Понимать точку зрения другого.
|
|
|
Вопросы
|
Участвовать в диалоге, уметь задавать
вопросы и отвечать на вопросы.
|
|
|
*Работа в группе
(для групповых проектов)
|
сотрудничать при совместном решении проблемы
(задачи), распределять роли, договариваться друг с другом,предвидеть
последствия коллективных решений.
|
|
|
Общее количество баллов
|
|
|
Критерии:
2 балла – ученик выполняет задание осознанно и
самостоятельно.
1 балл – при выполнении задания ученику требуется небольшая
помощь учителя или родителей.
0 баллов – при выполнении задания ученику постоянно требуется
помощь учителя.
Оценивание индивидуального проекта:
Высокий уровень –28
-21балла.
Средний уровень– 20-14баллов.
Ниже среднего уровень - 13-7баллов.
Низкий уровень - менее 7 баллов.
Оценивание группового проекта:
Высокий уровень –30-22
баллов.
Средний уровень– 21-15баллов.
Ниже среднего уровень - 14-8баллов.
Низкий уровень - менее 8 баллов.
Оценивание УУД:
Уровень
|
Количество
баллов
|
Личностные УУД
|
Высокий уровень
|
4 балла
|
Средний уровень
|
3 балла
|
Ниже среднего уровень
|
2 балла
|
Низкий уровень
|
1 – 0 баллов
|
Регулятивные
УУД
|
Высокий уровень
|
6-5 баллов
|
Средний уровень
|
4 баллов
|
Ниже среднего уровень
|
3 баллов
|
Низкий уровень
|
1-0 баллов
|
Познавательные
УУД
|
Высокий уровень
|
12-10 баллов
|
Средний уровень
|
9-7 баллов
|
Ниже среднего уровень
|
6-4 баллов
|
Низкий уровень
|
3-0 баллов
|
Коммуникативные
УУД
|
|
Индивидуальный проект
|
Групповой проект
|
Высокий уровень
|
6-5 баллов
|
8-7 баллов
|
Средний уровень
|
4 баллов
|
6-5 баллов
|
Ниже среднего уровень
|
3 баллов
|
4-3 баллов
|
Низкий уровень
|
1-0 баллов
|
2-0 баллов
|
Лист оценки проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка) и
учитель.
Критерии оценки
проекта
|
Содержание
критерия оценки
|
Количество
баллов
|
Актуальность поставленной проблемы
|
Насколько работа интересна в практическом
или теоретическом плане?
|
От 0 до 1
|
Насколько работа является новой? обращается
ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
|
От 0 до 1
|
Верно ли определил автор актуальность
работы?
|
От 0 до 1
|
Верно ли определены цели, задачи работы?
|
От 0 до 2
|
Теоретическая и \ или практическая ценность
|
Результаты исследования доведены до идеи
(потенциальной возможности) применения на практике.
|
От 0 до 2
|
Проделанная работа решает или детально
прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной
научной области
|
От 0 до 2
|
Автор в работе указал теоретическую и / или
практическую значимость
|
От 0 до 1
|
Методы исследования
|
Целесообразность применяемых методов
|
1
|
Соблюдение технологии использования методов
|
1
|
Качество содержания проектной работы
|
выводы работы соответствуют поставленным
целям
|
2
|
оригинальность, неповторимость проекта
|
2
|
в проекте есть разделение на части,
компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
|
1
|
есть ли исследовательский аспект в работе
|
2
|
есть ли у работы перспектива развития
|
1
|
Качество продукта проекта (презентации,
сайта, информационного диска)
|
интересная форма представления, но в рамках
делового стиля
|
От 0 до 2
|
логичность, последовательность слайдов,
фотографий и т.д.
|
От 0 до 2
|
форма материала соответствует задумке
|
1
|
текст легко воспринимается,
|
1
|
отсутствие грамматических ошибок, стиль
речи.
|
1
|
Компетентность участника при защите работы
|
Четкие представления о целях работы, о
направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов
|
От 0 до 2
|
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно,
умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе
|
От 0 до 2
|
Докладчик опирается на краткие тезисы,
выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.
|
От 0 до 2
|
Докладчик выдержал временные рамки
выступления и успел раскрыть основную суть работы.
|
От 0 до 2
|
Докладчик смог аргументировано ответить на
заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если
вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой
– то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.
|
От 0 до 2
|
Высокий уровень –33-37балла.
Средний уровень– 29-33баллов.
Ниже среднего уровень - 22-29баллов.
Низкий уровень - менее 22 баллов.
Рекомендации
родителям по подготовке проекта в совместной деятельности
Роль родителей в подготовке
проекта в совместной деятельности неоценима. Актуальное значение приобретает не
столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание,
взаимодополнение, взаимопомощь в воспитании и образовании подрастающего
поколения.
На сегодняшний день, проектная
деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Поскольку
данный вид деятельности направлен на создание условий для личного роста
школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации
учащихся, для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся,
выработки самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих
способностей, формированию активной жизненной позиции.
Использование в работе с детьми
младшего школьного возраста проектной технологии, можно говорить о том, что она
способствует формированию и развитию таких умений и навыков как:
а) исследовательских (разрабатывать
идеи, выбирать лучшее решение);
б) коммуникативных (сотрудничать в
процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их
помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочных (оценивать ход, результат
своей деятельности и деятельности других);
г) информационных (осуществлять поиск
нужной информации);
д) презентационных (выступать перед
аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные
средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивных (отвечать на вопросы:
«чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою
роль в коллективном деле).
Важным условием, необходимым для работы
в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны
родителей, включенность родителей в работу. Привлекать родителей к процессу
проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме
сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, которые обусловлены
следующими причинами:
·
во-первых, в силу своих возрастных
особенностей обучающиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть
абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие
испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах.
·
во-вторых, существуют разновидности
проектов, которые в силу своих особенностей обладают огромным развивающим
потенциалом, но в тоже время трудны для восприятия и понимания обучающимися,
поэтому требуют дополнительной подготовки и работы (экскурсии, беседы, часы
общения), которую в свою очередь могут взять на себя родители.
·
в-третьих, объединение в совместном
творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно
важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного
общения.
Задействовать помощь
родителей в процессе проектирования необходимо, однако при этом важно сделать
так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе
губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу
самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны
родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности
и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают
первые шаги в работе над проектом.
Роль родителей в ходе подготовки и
реализации проекта осуществляется согласно формам участия родителей в проектной
деятельности: мотивационная, информационная поддержка ( актуальна на этапе
сбора необходимых для проекта материалов, можно порекомендовать определённые
источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске
нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет) ,
организационная поддержка - одна из самых необходимых для обучающихся начальной
школы в силу их возрастных особенностей, необходимо сопровождение детей в
музей, библиотеку или помощь ребенку в распределении времени и дозировании
нагрузки, техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации,
её обработки, в моменты планирования и проведения презентации, роль родителей
заключается в том, что подразумевает участие в проведении фото - и
видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов проекта.
Этапы
работы над проектом:
|
Содержание
|
1.Подготовка.
|
Определение
темы и целей проекта.
Анкетирование
детей на выявление осведомленности детей
по теме проекта
|
2.Планирование.
|
Определение источников информации для качественного
создания проекта, , формулировка названия разделов. Определение способа
представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев
оценки результата и процесса разработки проекта.
|
3.Старт и создание проекта.
|
Обсуждение предстоящей работы, поиск
необходимых фотографий; поиски информации о родном крае а именно о
достопримечательности города Камышлова, Камышловском соборе; создание проекта
«Всемирное наследие России»,
- сбор информации об Камышловском соборе.
|
4.Анализ и обобщение.
|
Оформление папки стендового доклада с детальным
описанием целей, задач, планируемым результатом, а также этапами выполнения
проекта, вывод по результатам проекта.
|
5.Представление проекта.
|
Выступление перед одноклассниками, родителями.
|
6.Оценка результата и процесса.
|
Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.
Представление работы в образовательных сетях, для участия в дистанционном
конкурсе.
|
Какова структура проекта?
Структура –
это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный
и правильно организованный проект.
Проектная
деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):
1.
Постановка
проблемы проекта.
2.
Тема
проекта.
3.
Цель
проекта.
4.
Задачи
проекта.
5.
Гипотеза.
6.
План работы
(сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе
разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7.
Продукт
проекта.
8.
Выводы
(итог).
Памятка
для родителей.
1.
Покажите пример
детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать
различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
2.
Привлекайте
детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем
детей.
3.
Присматривайтесь,
прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4.
Помогайте
детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
5.
Меньше
наставлений, прямых инструкций.
6.
Не
сдерживайте инициативу.
7.
Не
ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с
книгой.
8.
Не
раздражайтесь.
9.
Никаких
отрицательных суждений, если что-то не получается.
10. Учите доводить дело до
конца.
Таким образом, в ходе выполнения проекта
родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
1)
консультирует;
2)
отслеживает выполнение плана;
3)
решает оперативные вопросы;
4)
помогает в предварительной оценке проекта;
5)
участвует в подготовке презентации.
Проект для родителей выступает в первую очередь как средство
для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения
самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих
контактов со школой.
Рекомендации родителям
при создании проекта с ребенком.
Основное
преимущество создания детского проекта заключается в том, что такая
деятельность дает ребенку возможность получить навыки самопрезентации и
выступления перед публикой. Важно хорошо подготовиться к защите проекта, и вы
должны помочь ребенку в данном вопросе, не выполняя все за него, а лишь только
направляя и консультируя.
1.
Определитесь с целью проекта. Хорошо, если она будет соответствовать
интересам ребенка. Например, если ребенок интересуется животными, можно
сделать небольшой видеофильм на эту тему или изготовить композицию из оригами.
Любую тему можно развить и раскрыть с помощью творчества, но сначала, перед
тем, как создать детский проект с ребенком, подумайте, какой результат вам
хочется получить от работы.
2.
Важно действовать по плану. Помните, как в студенческие годы вы писали
курсовую и дипломную работу? Проект, по сути, основан на аналогичных принципах.
Для его написания потребуется придумать вступление, основную часть, заключение.
Научите ребенка собирать данные, использовать их для создания текста.
3.
Уделите самое пристальное внимание практической части проекта. Очень
часто для его реализации ребенку требуются технические, моторные и другие
навыки. Например, ребенку нужно будет научиться работать в редакторе
презентаций, создать новые модели, делать фотографии и т.д. Не стоит выполнять
за ребенка всю работу, но помогать ему необходимо. Так вы можете озвучить
фильм, снятый ребенком, создать брошюру, отобрать фотографии и выполнить другую
несложную работу.
4.
Окончательно оформите проект и приступайте к репетиции его защиты.
Презентация проекта должна занимать примерно 5 минут. Помните, что ребенок
должен понимать то, о чем он говорит. Хорошо, если его рассказ будет проиллюстрирован
слайдами - так ребенок не собьется с мысли, а зрители смогут как можно лучше
понять суть проекта и оценить старания крохи.
5.
Не отказывайте ребенку в помощи над проектом, а лучше сделайте все,
чтобы работа над ним позволила ему приобрести максимум новых знаний и умений.
Рекомендации
младшим школьникам по подготовке к защите проекта
Уважаемые ребята – авторы проектов!
Сейчас вы все задумываетесь о том, как же вам
достойно выступить, как вам правильно готовиться и как успокоить свои нервы и сохранить
душевное равновесие перед выступлением. Хочется дать вам несколько полезных
советов о том, как лучше готовиться к публичному выступлению и как вести себя
на нем.
Общие рекомендации:
· Хорошо
воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5 – 7 минут)
изложение материала с использованием интересных примеров.
· Логическое
изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
· Следует
употреблять только понятные тебе термины.
· Хорошо
воспринимается рассказ, а не чтение текста.
· Выступление
выигрывает, если будет максимально использоваться наглядный материал.
· Постарайтесь
предупредить возможные варианты.
План защиты творческого проекта.
· Демонстрация
изготовленных изделий.
· Сообщение
темы творческого проекта.
· Цели
и задачи творческого проекта.
· Историческая
справка (очень кратко).
· Описание
работы над изделием:
-
вид и количество материала, использованного
в изделии;
-
какие инструменты, материалы и приспособления
были использованы при работе над изделием;
-
какие технологические приемы применялись при
изготовлении изделия;
-
последовательность технологической обработки.
· Какие
проблемы были при работе.
· Что
нового узнали при работе над выбранной
темой.
· Что
нового можно придумать, область применения.
· Выводы.
Техника подготовки.
· Проведите
предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной
продолжительности.
· Выпишите
на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и
разложите их по порядку.
· Заранее
продумать детали своего рабочего места.
· Подготовьте
чёткий и красочный наглядный материал.
· Проведите
тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
Как
подготовиться психологически:
· Начинай
готовиться к выступлению заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие;
· Если
очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое
легкое, а потом переходить к трудному;
· Ежедневно
выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и
усталости:
Что
делать, если устали глаза? В период подготовки сильно увеличивается нагрузка на глаза, а
если устали глаза, то устал и весь организм в целом и ему может не хватить сил
для выступления. Поэтому нужно сделать так, чтобы твои глаза отдохнули.
Для этого выполни два любых упражнения из предложенных:
¨ Посмотри
попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (25 секунд);
¨ Напиши
глазами свое имя, фамилию, отчество;
¨ Попеременно
фиксируй взгляд то на близком, то на далеком предмете;
¨ Нарисуй
квадрат, треугольник глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой
стрелки.
Как
запомнить большое количество материала (доклад):
· Повторяй
материал по частям;
· Читая
доклад, выделяй для себя главные мысли – это опорные пункты ответа;
· Попробуйте
составить план ответа на предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у
аудитории.
· Потренируйтесь,
почитайте свой доклад родителям, друзьям, знакомым и попросите задать,
возникшие у них вопросы. Таким образом, вы сможете доработать свой доклад,
чтобы не возникало подобных вопросов у аудитории.
Некоторые
закономерности запоминания:
· Трудность запоминания растет пропорционально
объему. Большой отрывок учить полезнее, чем небольшое изречение;
· Количество запоминаемого тем больше, чем выше
степень понимания;
· Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше
понемногу, чем сразу;
· Эффективнее больше времени тратить на повторение
по памяти, чем на простое многократное чтение;
· Если работаешь с двумя материалами – большим и
меньшим, разумно начинать с большего;
· Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия
поддержки работоспособности во время подготовки к публичному выступлению:
· Чередуйте
умственный и физический труд;
· Сделайте
для снятия напряжения насколько физических упражнений, причем следует отдать предпочтение
кувыркам, «свече», стойке на голове, т.к. они усиливают приток крови к клеткам
мозга;
· Делайте
перерыв каждые 30-40 минут;
· Минимум
телевизионных передач!!!
Рекомендации
по поведению до и в момент
публичного
выступления:
· Накануне
выступления постарайтесь ничего не делать. Даже если чего-то не доучил, лучше
не пытайся, т. к. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся,
постарайся не вспоминать о выступлении.
· Самое
главное – это выспаться. Ученые считают, что перед выступлениями необходимо
хорошо поспать, и тогда оно будет гораздо успешней, чем, если продолжать учить
доклад всю ночь. Если есть возможность, начни утро с контрастного душа, который
тонизирует организм и приводит в норму кровообращение; если нет – подставь руки
под струю воды, чередуя холодную и горячую.
· Плотно
позавтракай, это позволит пополнить запасы энергии, так необходимой для
умственной работы, и поможет твоему организму выдержать эмоциональную нагрузку.
О кофе и крепком чае на время придется забыть. Ведь перед выступлением нервная
система сильно напряжена и дополнительная ее стимуляция просто недопустима.
Наоборот, это может привести к нежелательным последствиям – рассеиванию
внимания, беспокойству, дрожанию рук и частому посещению туалета.
· Чтобы
твой мозг продуктивно работал, позаботься о питании, насыщенном витаминами и
микроэлементами. Тебе понадобятся в первую очередь:
- железо –
оно доставляет в мозг кислород: содержится в шпинате, кураге, постном мясе,
грецких орехах;
- витамины группы В – способствуют стабильной работе
нервной системы; содержатся в зелени, морепродуктах, обезжиренном молоке,
апельсинах, бананах;
- холин
и лецитин – участвуют в выработке вещества, дополнительное количество
которого необходимо клеткам мозга при длительной напряженной работе: содержатся
в рыбе, шоколаде;
-
употребление живительной влаги (воды) не менее 8 стаканов в день –
помогает ясно мыслить.
· При
выборе одежды перед публичным выступлением постарайся избежать чересчур
ярких, кричащих цветовых сочетаний, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы
не вызвать волну раздражения у людей, перед которыми предстоит выступать.
Следующий немаловажный момент – время на дорогу к
месту выступления. Когда человек куда-то · торопиться, то начинает сильно нервничать. Такое
состояние может надолго выбить из колеи. Поэтому, чтобы не опоздать на
ответственное мероприятие, выходи из дома пораньше. Но нужно помнить, что очень
длительное ожидание своей очереди предстать перед аудиторией утомит,
снизит уверенность и решимость.
· Успокойся!!!
Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- Глубокий
вдох через нос (4-6 секунд).
- Задержка
дыхания на 2-3 секунды.
- Сожми
кисти в кулак и резко расслабь их.
· Скажи
несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» иди выступать, чем дольше ты
не будешь выходить и оставаться в окружении переживающих оппонентов, тем больше
будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
· Соберись
с мыслями, приведи в порядок свои эмоции.
· Смело
выходи к аудитории с уверенностью в том, что у тебя все получится.
· Когда
для подготовки к выступлению сделано все, что нужно – успокойся и положись на
судьбу. Выходя отвечать, не суетись. Твоя излишняя нервозность может навести
слушателей на мысль, что ты не готов. Не пугайся, если на первый взгляд, ты не
можешь сориентироваться в смысле вопроса. Вдохни и выдохни так, чтобы выдох был
длиннее, чем вдох. Незаметно напряги все мышцы, а потом расслабься. Это поможет
тебе успокоиться и мобилизовать все силу организма для сосредоточения на
ответе.
· Встань
удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты всех умнее и у тебя все получится
лучше всех.
· Слушай
вопросы внимательно, не отвлекайся, чтобы в дальнейшем не переспрашивать
и не задавать лишних вопросов слушателям.
· Постарайся
сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только доклад.
Поведение во время ответа
· Перед
началом ответа выходи уверенно, спокойно. Не обращай внимания на то, что у тебя
сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как
симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет неудача. На самом деле такая
реакция организма означает лишь то, что человек готов действовать, и она
свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все
силы, энергию для того, чтобы выступить как можно лучше. Значит, ты готов
действовать.
· Начни
свое выступление с приветствия.
· Огласите
название вашего проекта. Сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
· Не
забывай об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите
внятно).
· Помни
и том, что улыбка – это один из эффективных способов снятия
нервного напряжения. Ну и потом, улыбка очень украшает человека, на него
приятнее смотреть, а, следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в
себе. А что же делать, если тебя не слушают? Прежде всего, не воспринимай это
на свой счет и не обижайся. Если ты отвечаешь и тебе кажется, что тебя не
слушают, продолжай отвечать, как отвечал. Скорее всего, тебе только показалось,
что слушатели отвлеклись (а может быть и к лучшему, что отвлекаются?)
· Если ты уже заканчиваешь ответ, как вдруг вспомнил
о том, что забыл сказать что-то очень важное. Ничего страшного. Закончи мысль,
о чем говорил до этого, а затем скажи то, что пропустил. Не надо прерывать
ответ ради того, о чем ты неожиданно вспомнил, каким бы важным это ни
казалось. «Да, я забыл сказать о …» – говорить не стоит. Лучше
так: «Необходимо добавить к сказанному…» Или: «Кроме того, надо
сказать, что …»
Поблагодарите
слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
Если тебе
задают дополнительные вопросы, на которые, как кажется, ты не знаешь ответа. Не
пугайся. Подумай, прежде чем ответить, сформулируй ответ в уме.
Старайтесь ответить на все вопросы. А если ты считаешь, что не сможешь ответить
на вопрос, лучше сказать об этом прямо. Незнание не унижает, а оттягивание
ответа, лепетание может вызвать негативное чувство у слушателей, и не
спасет от нежелательной оценки, а будет унизительным.
Желаю Вам творческих успехов!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.