Инфоурок Технология Другие методич. материалыУчебно-исследовательская работа по теме: "Обереговые куклы Сибири"

Учебно-исследовательская работа по теме: "Обереговые куклы Сибири"

Скачать материал

Аннотация

            Исследовательскую работу, целью которой является изучение и создание обереговых кукол, как культурного наследия творчества народов Сибири и Севера  выполнила Сохарева Елизавета, учащаяся 6 класса МКОУ Нижнетерянской СОШ №28.

            Данная работа раскрывает проблему утраты идеалов и возможности расширить знания о традициях народа, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

          Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Сибири и Севера, исчезают многие национальные традиции. Чтобы возродить национальную культуру, надо сохранять и передавать следующим поколениям традиции этого народа.

            Новизна исследования  в том, что куклы – обереги не изучаются в школе, а интерес к культурному наследию  своего народа возрастает.

В основной части работы автор рассказал о возникновении первых кукол и проанализировал назначение кукол – оберегов.  Исследовал  разнообразие оберегов у народов Сибири и Севера.

           Основными материалами для работы послужили краткие этнографические очерки  Котовой А.С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла», сборник Малыгиной А.А. « Куклы народов Сибири», статья Павлинской Л.Ф. « Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири». Данные работы и Интернет – источники помогли определить  методы работы: работа с документами, изучение, анализ и обобщение, практическое применение, опрос, информирование.

           Работа над этим исследованием способствовала изучению традиций северного народа, уклада жизни, культуры через национальную куклу – оберег. Получены новые результаты по теме исследования и сделаны выводы:

- кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем, а так же оберегом с момента рождения ;

- для изготовления кукол – оберегов использовались природные материалы, куклам никогда не рисовали лица;

- в обережную функции предметов  не верят мои сверстники;

- через куклу из поколения в поколение передается духовная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа.

- работа имеет прикладную значимость, т.к. полученные знания помогают возродить интерес к богатому культурному наследию нашего региона. 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ БОГУЧАНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕТЕРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ ПЕРЕДАЮТ ТРАДИЦИИ НАРОДА СИБИРИ И СЕВЕРА

Исследовательская работа

 

 

Выполнила:

ученица 6 класса

МКОУ  Нижнетерянской СОШ №28

Елизавета Владимировна Сохарева

Руководитель:

учитель технологии

МКОУ Нижнетерянской СОШ №28

                                                                                  Любовь Семёновна Симакова

 

 

Нижнетерянск 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           2

I.История первых кукол                                                                                  6

II. Кукла – игрушка или оберег                                                                       8

2.1. Кукольное хозяйство                                                                                  8

2.2. Назначение кукол – оберегов                                                                    10

III. Обереговые куклы народов Сибири и Севера                                            12

3.1. Виды кукол – оберегов                                                                                 12

3.2. Опрос населения                                                                                            14

Заключение                                                                                                       16

Список литературы                                                                                                  18

Приложение                                                                                                      19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Задолго до нашей эры люди проникли в  Сибирь, приспосабливаясь к исключительно трудным местным условиям.Обживали эти места, создавая удивительно рациональную, не сравнимую ни с какой другую культуру. Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, предметов декоративно-прикладного творчества, но и удивительная простота и точность исполнения.

Сегодня, размышляя об истоках духовной культуры любого народа, втом числе и населения Сибири и Севера, необходимо обратиться к народной памяти,заглянуть в самые ее глубины. Фольклор каждого народа позволяет судить об его воображении и интуиции, а куклы являются неотъемлемой частью, черезних неграмотные люди передавали основу культуры из поколения в поколение, зашифровывая символами и знаками. Традиционная тряпичная кукла-оберег безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил. Кукла берегла человека от рождения и на протяжении всей жизни.

            Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Сибири и Севера, исчезают многие национальные традиции. Чтобы возродить национальную культуру народов Сибири и Севера,  надо сохранять и передавать следующим поколениям традиции этого народа.  А для этого надо окунуться в атмосферу старого времени. И совершить это путешествие мы решили с помощью кукол, так как именно детские игры отражают быт и производственную деятельность взрослых.

Объектом моего исследования являются обряды, обычаи, традиции народов Сибири и Севера, а предметом -  куклы, которые были неотъемлемой частью того или иного действия.

Мы поставили перед собой цель: изучение и создание обереговых кукол, как культурного наследия творчества народов Сибири и Севера.

Мы выдвинули гипотезу о том, что через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.

На основании этого были поставлены задачи:

1.Собрать информацию об обереговых куклах народа Сибири и Севера.

2. Выяснить истории возникновения кукол-оберегов.

3. Определить назначение кукол для народов Сибири и Севера

4. Исследовать на практике особенности изготовления кукол-оберегов народов Сибири.

5.Изготовитьобереговую куклу «Севернаяберегиня».

К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести;  анализ литературы и материалов Интернета по данной теме, анализ собранных иллюстраций и рисунков кукол, социальный опрос, практические.

Проблема: с незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили, на примереобереговой куклы расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обереговая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Обо всем этом рассказывается в кратких этнографических очерках Котовой А.С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла», « Народная кукла».Автор в доступной и увлекательной форме воссоздаёт уникальные приемы изготовления обрядовых, обереговыхи игровых кукол, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян.

В сборнике Малыгиной А.А. « Куклы народов Сибири» исследуются памятники материальной и духовной культуры коренных народов Сибири на основе музейных коллекций, научных публикаций, полевых материалов. Статья Павлинской Л.Ф. « Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири»  посвящена явлениюнаделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий, анализируемому на примере изображений у коренных народов Западной Сибири − обских угров (хантов и манси). Выявляется знаковость изображений, маркирующих определенные этапы жизни человека: внутриутробное развитие, рождение и младенчество – обрядовая, обереговая куклы, детство – игрушка девочек (кукла), взрослая жизнь – изображения духов, бытие после смерти – изображения умерших.Книга Дайн Г.Л. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология»  посвящена народным промыслам игрушки разных регионов России.

Счастье, здоровье, благополучие моей семьи для меня самое главное.

Мне очень хочется, чтобы мои родные не болели, чтобы в доме был достаток,

чтобы мы всегда понимали друг друга. Конечно, этого можно добиться, если ты помогаешь своим близким людям. Но недаром в старину в русских семьях были специальные обереги. Поэтому у меня и возникла идея сделать куклу-оберег для своего дома. Для этого я составилаплан исследований:

1. Изучить литературу по вопросу.

2. Исследование различных оберегов, используемых нашими предками.

3. Исследование материалов для изготовления кукол-оберегов.

4. Изучение мнения ровесников и старших по поводу оберегов для семьи.

5. Исследование способов украшения кукол-оберегов.

6.  Рассмотрение вариантов варианты идей для изготовления кукол-оберегов, выбрать куклу для своего изделия, подобрать материалы и инструменты

Традиционно воспитание ребёнка начинается с колыбели и колыбельных песен, игрушек и игр, игровых песен, детских орудий труда и трудовых обязанностей детей, спортивных состязаний. Но, в сущности, ребёнка воспитывает сама жизнь, всё окружение, отношение взрослых к труду, к природе и друг к другу.Одним из главных средств воспитания является игра, именно она отражает действительность, различные события жизни.

            Материал   успешно применяется на уроках истории  и  исторического краеведения, искусства, в дополнительном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.ИСТОРИЯПЕРВЫХ КУКОЛ

 

 

Кукла была характерной принадлежностью детского быта у самых разных народов. Уникальные экземпляры мягких кукол IV, VI, VII вв.н.э. найдены в египетских гробницах романского периода, которые хранятся в Британском музее Лондона.

Самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии, по оценкам специалистов ей 30-35 тысяч лет. Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока, относятся к бронзовому веку.

Кукол эпохи Средневековья сохранилось мало – отчасти, вероятно, из-за спада производства, отчасти из-за непрочности материала. Куклы в древности делали из доступного материала: из дерева, тряпок, глины. Но встречались куклы из необычных материалов – например, из ржаного или пряничного теста. Эти куклы были очень популярны в Англии. Но век таких кукол был недолог: они плесневели, крошились.

Самые первые куклы на Руси делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.[7]

Куклы готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Начиналось все с колыбели, которую украшали оберегами в виде шумящих игрушек, пестрых лоскутков, колокольчиков.Детские игры удивляют своей простотой. Кукла ясно отражает черта национального художественно-образного мышления. Каждый народ создавал свои куклы, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение.

Подводя итог, можно сделать вывод: кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем, а иногда и врагом. Каждая кукла имеет свой голос, характер, привычки. Изучая куклу и процесс игры, можно наблюдать за многими элементами культуры, скрытыми в обыденной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КУКЛА – ИГРУШКА ИЛИ ОБЕРЕГ

 

 

2.1. Кукольное хозяйство

 

           Народные игры народов Севера были основным средством  приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы из дерева, из беличьих хвостов, из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Среди девочек сургутскиххантов были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Ратхар)", "Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки. [5]

           Кажется невероятным, но девочка в два-три года умела уже собрать браслетик, в четыре-пять уже составляла орнаменты. В шесть-семь лет она различала традиционные узоры домашней одежды.

            В игре дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения, принятые в той или иной ситуации. Девочки, через игру в куклы, познают духовные представления и запреты; традиции материальной культуры (прежде всего связанные с одеждой), основы социального поведения.

Создавая чум для кукол, дети помимо этого создают игровой чум на улице. Каркас сооружают из коротких шестов и хореев, накидывают на него шкуры или куски брезента, приносят туда свои куклы, мешочки для рукоделия и играют там целый день. В игровом чуме есть и доски для пола, и посуда. И постельные принадлежности – все, как в настоящем чуме. На ночь чум для игр разбирают, так как у хантов существует поверье, что в нем могут поселиться злые духи. Первую куклу акань девочке шил кто-либо из взрослых. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а, нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», является его тенью. [1]

           Сегодня мы не можем утверждать, что кукла также строго участвует в укреплении семейных традиций, так как само понятие Рода нуждается в  восстановлении. Но сам факт того, что кукла дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в  славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях.  Да и магия ее, воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной там, где люди живут большими семьями, крепок авторитет  отца, матери, особенно бабушки и деда как старших представителей Родовой династии.

 

2.2. Назначение кукол – оберегов

 

В глубокой древности у кукол было другое предназначение; она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли —

"рванки").

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.  Главное  для всехобереговыхнародных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что, по старинным поверьям, считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности".  «Свадебные неразлучники» берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь, все хвори.[2]

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.[3]

Куклы-обереги различаются по материалу изготовления: их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины, клюва утки  и т.д.

Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся  в этой затее. И в этом тоже был заложен огромный смысл.Кроме всего прочего, изготовление куклы-оберега имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.[1]

И так,если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свежесорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол. Оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным языческим суеверием, что нарисованное лицо создает образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Обереговые куклы народов Сибири и Севера.

 

 

3.1. Виды кукол – оберегов

 

В истории России немало место отведено различного рода обрядам и обрядовым предметам, особо почетное место среди них всегда занимали замечательные творения рук человеческих в образе кукол-оберегов. Именно такого рода куклы по старым поверьям считались некоторыми талисманами, призванными защищать и оберегать своих хозяев от различных несчастий и страшных испытаний. Изготавливались они практически без использования иголок и режущих инструментов посредством скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани и нитей. Все делалось только путем разрыва ткани руками.[4]

Одна из таких кукол-оберегов для дома «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. Кукла берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила.

          «Божье Око» -это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.  "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук).

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки или лебедя). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «не изменой» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы.

Куклы ненцев, хантов, селькупов и коми-зырян имеют между собой черты сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности. История создания кукол напрямую связана с духовными представлениями северных народов.Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов. У кукол – женщин и носик поизящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером[4]

У традиционных кукол не изображаются черты лица. Потому что, по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становиться изображением духа, идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, которое на всю семью может наслать несчастья.

Но, все таки, кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.

 

3.2.  Опрос населения

 

Оберег – не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далёких предков.  В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по – прежнему живёт  вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что – то ещё.  Хотя, по моему мнению,  в наше время к оберегам люди относятся больше как к сувенирам. Но, чтобы узнать отношение людей к оберегам в настоящее время, я провела  опрос школьников, учителей. Вопросов было 9  .   Возрастной состав респондентов: от 11 до 62 лет.

             В обережную функцию предметов верит большинство людей разного возраста (94%), особенно старшее поколение (100%). Именно они знают символику оберегов, а также называют древние славянские обереги. Подавляющее большинство опрошенных верит в приметы (85%) и домовых (77%) но, практически, ничего о них не знают(44%).  Школьники и взрослые имеют дома обереги (67%), в основном подкову, домового и веник.

Эти данные показывают, что наша гипотеза о том, что обереги  не утеряли в современное время своё значение,  верна. Большинство людей верят в силу оберегов и пользуются ими.  Как и тысячи лет назад, обереги в нашей жизни присутствуют. Лично я думаю, что обереги придают сказочность и загадочность нашей жизни.  Главное верить в хорошее и не сомневаться, думать только о том, что желаешь и стремиться к этому.

Итак, в обережную функцию предметов не верят мои сверстники. Я считаю, что это связано с незнанием истинного значения того или иного оберега, поэтому в своей работе мы решили рассказать об оберегах, которые охраняют и оберегают от несчастий наш дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли – это мир куклы. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.

Народная игрушка – один из элементов культуры любого народа, её изучение способно раскрыть многие стороны жизни этноса. Поэтому исследования в данной области имеют большую ценность.  Работая над этим проектом, мы узнали, что весь уклад жизни хантыйской, мансийской или ненецкой семьи определяется основным занятием отца – охотой, рыболовством или оленеводством. Жизнь в суровых климатических условиях ничего не преподносит в готовом виде. Здесь всё добывается нелёгким трудом. Поэтому игрушками детей часто являются косточки рыб, птиц, животных, а также их головы, лапы, перья, клювы…

Одним из главных средств воспитания детей является игра, ибо она отражает действительность, различные события жизни. Девочка в семье с малолетства приучалась рукоделию. Хантыйская, мансийская женщина – большая труженица, искусная рукодельница, мастерица, которая не привыкла сидеть сложа руки, они у неё всегда в работе. Дети впитывают это с молоком матери. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой – девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол.

Работа над этим исследованием способствовала изучению традиций северного народа, уклада жизни, культуры через национальную куклу - оберег. Знакомясь с куклами, мы переносились тот в восточную часть, то в северную часть нашего региона. Сейчас ведутся работы по возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера, приобщению подрастающего поколения к национально-культурному наследию.

Подводя итог нашей исследовательской работе можно сделать вывод:

-кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, а также является оберегом  от злых духов с момента рождения;

- для изготовления кукол – оберегов использовались природные материалы, куклам никогда не рисовали лица, т.к. кукла является прообразом человека и через глаза в её владельца может вселиться злой дух;

- в обережную функции предметов  не верят мои сверстники;

- через куклу из поколения в поколение передаетсядуховная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа.

- данная работа имеет прикладную значимость, так как полученные знания и умения помогают возродить интерес к богатому культурному наследию нашего региона.

-  результатом моего исследования стало изготовление куклы – оберега.

Материал   успешно применяется на уроках истории  и  исторического краеведения, искусства, в дополнительном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

2. Котова А.С.Народная кукла: [Электронный ресурс //vedjena.gallery.ru. -2008

3.Котова А.С.. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. Материалы

4.Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988. с.130

5. Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах

Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

6. Материал с сайта zku.org.ua

7.Материал с сайта rukukla.ru

8. Сайт http://shtrih-33.ucoz.ru/forum/

9.Материал сайта http://www.koipkro.kostroma.ru/

10. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Обереговые куклы народов Сибири и Севера.

СевернаяБерегиня

                                                                                                Божье Око

 

Кукла акань

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.Куклы юганских ханты.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Куклы из утиных клювов

 

"

 

 

 

 

 

Приложение 4. Куклы северных ханты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Куклы народов манси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.  Вопросы для опроса школьников и учителей.

1) Укажите свой возраст.

2) Укажите вид своей деятельности:

а) учащийся,       б) работающий,     в) пенсионер.

3) Вы знаете, что такое оберег?

а) да    б) нет

4) Как Вы относитесь к оберегам, домовым?

а) верю,      б) не верю.

5) Верите ли Вы в обережную функцию каких-либо предметов?

а) верю,   б) не верю.

6) Верите ли Вы в приметы?

а) верю,    б) не верю.

7) Знаете ли вы символику оберегов, т.е. что значит тот или иной предмет?

1) да                               2) нет

8) Есть ли у Вас в доме, на работе, в машине, на теле обереги?

а) да,      б) нет.

9) Если есть, то какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.Технология изготовления обереговой куклы «Северная берегиня».

Для изготовления куклы необходимо заготовить 7 лоскутков ткани ярких цветов ( 10 на 20 см)  и лоскут ткани на платок. (Куколка должна помещаться на ладони).

Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза.

Складываем так все семь тканевых полосок. Складываем полоски, друг на друга, а затем пополам

.

Далее перевязываем нитками, отступив от сгиба примерно 1,5 см, формируя голову куклы.Туловище и голова куклы готовы.DSCN1962

 

Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем лоскуток для платка, отгибаем два противоположных уголка (для рук) на 5-7 мм.Складываем пополам, получился платок в форме треугольника, два уголка которых перевязываем ниткой – это будут руки.

Надеваем получившийся платок с руками на голову и перевязываем нитками.

Обереговую куклу можно разместить в окне Радости. Окно радости делалось после уборки урожая и подвешивалось на главной балке дома. Это два квадрата из рогожи, деревянных палочек, соломы, льна и других природных материалов. Украшались ленточками, колокольчиками. Через год окно Радости сжигали.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебно-исследовательская работа по теме: "Обереговые куклы Сибири""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебно-исследовательская работа по теме: "Обереговые куклы Сибири". Исследовательскую работу, целью которой является изучение и создание обереговых кукол, как культурного наследия творчества народов Сибири и Северавыполнила Сохарева Елизавета, учащаяся 6 класса МКОУ Нижнетерянской СОШ №28.Данная работа раскрывает проблему утраты идеалов и возможности расширить знания о традициях народа, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Сибири и Севера, исчезают многие национальные традиции. Чтобы возродить национальную культуру, надо сохранять и передавать следующим поколениям традиции этого народа.Новизна исследованияв том, что куклы – обереги не изучаются в школе, а интерес к культурному наследиюсвоего народа возрастает.В основной части работы автор рассказал о возникновении первых кукол и проанализировал назначение кукол – оберегов.Исследовалразнообразие оберегов у народов Сибири и Севера. Основными материалами для работы послужили краткие этнографические очеркиКотовой А.С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла», сборник Малыгиной А.А. « Куклы народов Сибири», статья Павлинской Л.Ф. « Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири». Данные работы и Интернет – источники помогли определитьметоды работы: работа с документами, изучение, анализ и обобщение, практическое применение, опрос, информирование.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2020 1749
    • DOCX 21.3 мбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сурина Тамара Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сурина Тамара Ивановна
    Сурина Тамара Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81799
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе