Инфоурок Биология Другие методич. материалыУчебное занятие по биолгии 8 класс

Учебное занятие по биолгии 8 класс

Скачать материал

Технологическая карта урока

 

Предмет, класс

Биология. 8 класс

 

Учитель

Александрова Юлия Сергеевна. МБОУ СОШ № 19 г .Вышний  Волочёк, Тверская область

 

Тема урока,

№ урока по теме

Пищеварение в желудке.

 Урок №4

 Тип и форма урока

Урок формирования новых знаний в форме исследования (Лабораторная работа).

Актуальность использования средств ИКТ

-Активизация познавательной деятельности учащихся.

-Обеспечение наглядности учебного материала.

- Формирование практических навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ.

Дидактическая цель урока

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации о процессе пищеварения.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

1.Разъяснить особенности пищеварения в желудке. 2.Раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, их  роль в пищеварении

 

Развитие практических умений и навыков исследовательской работы.

 

Способствовать формированию коммуникативной культуры.

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные

 

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный компьютер с проектором, компьютеры для обучающихся, мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 8 класс»

 

Образовательные ресурсы Интернет

- доступ в Интернет-http://w.w.w.virtulab.net

 

Методическая литература

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл.сред.шк.-4-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1989.

Пепеляева О.В.,Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек» 8(9)кл.,Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша.-М.; ВАКО, 2005.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный 

Цель

Подготовить учащихся к работе.

 

Длительность этапа

1мин.

Форма организации деятельности

учащихся

Проверяют свою готовность к уроку, быстрое включение в деловой ритм.

Функции преподавателя на данном

этапе

Организация успешного начала урока

 

Основные виды деятельности преподавателя

Концентрирует внимание детей на предстоящей деятельности

ЭТАП 2

Актуализация знаний

 

Цель

Настроить на восприятие учебного материала, повторить понятия : «Пищеварение, ферменты, расщепление пищи».

Длительность этапа

3мин.

 

Форма организации деятельности

учащихся

Восприятие информации, ответы на вопросы преподавателя

 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

 

Функции преподавателя на данном

этапе

Организация учащихся на восприятие нового материала, фронтальная  беседа по вопросам

 

Основные виды деятельности

преподавателя

Концентрирует внимание детей на предстоящей деятельности

Промежуточный контроль

Проверка готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

 

ЭТАП 3

Целеполагание и мотивация

Цель

Обеспечить мотивацию учения школьников, формирование ими целей урока

Длительность этапа

2мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

 

Форма организации деятельности учащихся

Формулируют, уточняют цели урока исходя из предложенной тематики.

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение мотивации и формулирование учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Основные виды деятельности преподавателя

Организует работу учащихся по формулированию целей урока.

ЭТАП 4

Изучение нового материала

Цель

Изучение анатомо-морфологического строения желудка и физиологии  полостного пищеварения.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Использование фрагмента аудио-лекции : «Пищеварение в желудке»-Образовательные ресурсы-мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 8 класс».

Форма организации деятельности учащихся

Просмотр фрагмента лекции.

Функции преподавателя на данном этапе

Организует учащихся на восприятие новой информации.

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрирует виде—аудиоматериалы, комментирует непонятные фрагменты.

Промежуточный контроль

Коррекция и контроль знаний в процессе беседы с обучающимися.

ЭТАП 5

Первичное усвоение  и закрепление материала

Цель

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Длительность этапа

4мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация на экране  таблицы: «Желудочный сок»

Форма организации деятельности учащихся

Работа по анализу предложенной таблицы .

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечивает осмысление процесса пищеварения в желудке.

Промежуточный контроль

Контроль усвоения  новых  знаний

Основные виды деятельности преподавателя

Организует обучающихся на работу с таблицей.

ЭТАП 6

Вторичное усвоение и закрепление материала. Лабораторная работа.

Длительность этапа

10минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Виртуальная лабораторная работа с использованием ресурсов сети Интернет.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парных группах ,проведение и анализ лабораторной работы.

Функции преподавателя на данном этапе

. Организует обучающихся на выполнение лабораторной работы, контролирует и корректирует её проведение

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществляет инструктаж по проведению работы, при необходимости корректирует проведение отдельных  её этапов.

Промежуточный контроль

-

Этап 7

Осознание и осмысление учебной информации.

Цель

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении материала.

Длительность этапа

3минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Ответы на вопросы, формулирование выводов

Функции преподавателя на данном этапе

Проверка понимания учащимися полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

Основные виды деятельности преподавателя

Беседа с обучающимися

Промежуточный контроль

контроль и коррекция ответов учащихся

ЭТАП 8

Физкультминутка

Цель

Снижение напряжение , усталости,  активизация кровообращения в разных органах.

Длительность этапа

2минута.

Форма организации деятельности учащихся

Выполнение упражнений по алгоритму, предложенному учителем.

Основные виды деятельности преподавателя

Организует обучающихся на выполнение определённых упражнений.

ЭТАП 9

Закрепление учебного материала

Цель

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия

Длительность этапа

5минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Тестирование с использованием ресурсов Интернет.

Форма организации деятельности учащихся

Работают с тестами на компьютерах, оценивают свои результаты, сравнивая с предложенными критериями.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация деятельности учащихся по проведению тестирования

Промежуточный контроль

Проверка и оценивание.

ЭТАП 8

Подведение итогов, рефлексия

Цель

.Подведение итогов занятия, инициация рефлексии учащихся

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Участвуют в обсуждении результатов урока, комментируют собственную деятельность, взаимодействие с учителем и одноклассниками .

Основные виды деятельности преподавателя

Организует учащихся на обсуждение результатов урока.

ЭТАП 9

Домашнее задание.

Цель

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Длительность этапа

2минуты

Форма организации деятельности учащихся

Принимают цели домашнего задания, делают соответствующие записи

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Основные виды деятельности преподавателя

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Общее количество учебного времени

40 минут   (5 минут- резерв)

 

 

Ход урока:

 

 

Этап урока

(деловой игры)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент

(подготовка игры)

 

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе.

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места

2.Мотивация и актуализация знаний.

Обеспечивает мотивацию обучающихся к активной деятельности .Организует школьников на восприятие новой информации: «Человеку для жизни и получения энергии нужна пища. Процесс механической переработки пищи и её химическое расщепление в пищеварительной системе называют пищеварением».
 Фронтальная беседа по вопросам с опорой на полученные на предыдущем уроке знания:

-   С какого органа пищеварительной системы начинается пищеварение?

-   Что происходит с пищей в ротовой полости?

-   Что представляют собой ферменты?

 

.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

3. Целеполага-

ние .

 

Организует работу по вовлечению школьников в процесс целеполагания.

«Сегодня мы поговорим с вами о пищеварении в желудке. Как вы считаете, что является целью нашего занятия?»

 

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

 

 

 

4 Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует обучающихся на изучение морфо-анатомического строения желудка и его функциональных особенностей через восприятие фрагмента  видео-аудиолекции.

«Для того чтобы узнать о процессах пищеварения в желудке, остановимся сначала на строении желудка. Для этого посмотрим фрагмент аудио-видео лекции и постараемся после просмотра соотнести строение данного органа с его функциями».

Воспринимают теоретический материал о пищеварении в желудке через просмотр фрагмента мультимедийного комплекса. Участвуют в беседе.

5. Первичное усвоение и закрепление материала.

Организует обобщение просмотренного материала через беседу с обучающимися и постановку проблемного вопроса:

«Что происходит желудке? Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? «Организует работу по комментированию таблицы : «Состав желудочного сока»

 

Отвечают на поставленные им вопросы, комментируют текст таблицы.

6.Вторичное усвоение и закрепление материала

Организация обучающихся на проведение виртуальной лабораторной работы: «Изучение пищеварения в желудке» с использованием ресурсов Интернет.

Преподаватель просит ознакомиться с инструкцией по проведению лабораторной работы. На основании предложенного оборудования предлагается попробовать смоделировать ход эксперимента. Также можно предложить конкретизировать цель работы(Например: « Выяснить условия, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.»)

После краткого инструктажа обучающиеся проводят  виртуальную  лабораторную работу, работая по одиночке или в минигруппах (при отсутствии достаточного количества приборов) на компьютерах.

Знакомятся с предложенной инструкцией по проведению лабораторной работы,  пробуют смоделировать ход эксперимента, конкретизируют цель работы. Проводят виртуальную работу самостоятельно, используя помощь учителя, как консультанта.

 

 

 

 

 

7.Осознание и осмысление полученной информации.

Организует работу обучающихся на формулирование вывода , полученного в результате выполненной работы, отвечающего на поставленную школьниками цель: « Белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определённой температуре и в кислой среде».

 

Формулируют выводы лабораторной работы, предлагают свои замечания по ходу ведения работы.

8Физкультминутка

 

 

 

 

Организует кратковременное выполнение обучающимися небольших упражнений направленных на снятие напряжения с глаз, восстановление кровообращения в органах, длительное время находящихся в статичном положении.

Исполняют упражнения, следуя инструкциям педагога.

9.Проверка и коррекция знаний.

(самооценивание)

Организует тестирование с использованием ЦОР(«Пищеварение в желудке»- -мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 8 класс».) или при отсутствии доступа в Интернет с помощью тестов , приготовленных учителем.

Проводят тестирование, соотносят полученный результат с критериями оценки, предложенными в рабочем листе.

10.Подведение итогов, рефлексия.

Организует учащихся на подведение итога. Зачитывание  учениками стихотворения на тему: «Пищеварение в желудке» ( в ритме РЭПа)

Организация рефлексии по предложенным в рабочем листе вопросам.

Подводят итог урока: «Что нового узнали? Какое лично значимое для Вас значение могут иметь полученные знания?»

11.Информация о домашнем

задании

Сформулировать и записать в тетради принципы рационального  питания, оптимизирующие пищеварение в желудке.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист урока.

 

Тема урока: « Пищеварение в желудке»

Цель урока:________________________________________________________

 

Вопросы на повторение:

- Что такое пищеварение?

-С какого органа пищеварительной системы начинается пищеварение?

-Что происходит с пищей в ротовой полости?

-Что представляют собой ферменты?

Лабораторная работа.

Изучение действия желудочного сока на белки.

Цель:   Изучить способность желудочного сока расщеплять белки.

Конкретизированная цель:______________________________________________

_______________________________________________________________________

Оборудование:

Штатив с пробирками, стакан с инструментарием (пинцет, пипетки), водяная

баня, стакан со льдом, колба с желудочным соком, баночка с раствором щёлочи-

Nа ОН, варёное куриное яйцо.

Ход работы:

1. Изучение действия желудочного сока на белки

1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку варёного яйца.

1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.

1.3. Включить водяную баню и выставить её температуру на уровень 36-38 ºС.

1.4. Поместить пробирку №1 на водяную баню.

1.5. В пробирку №2 долить 1 мл щёлочи и поставить её на водяную баню.

1.6. Пробирку №3 поставить в стакан со льдом.

1.7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.

1.8. Сделать вывод из проделанной работы____________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

2.Тестирование.

100 % -  «Отлично»

80-90% - «Хорошо»

60-70% - «Удовлетворительно»

Самооценка урока.

На уроке я понял____________________________________________

Я похвалил бы себя за________________________________________

Я поставил себе оценку ______________________________________

Теперь бы я хотел узнать о___________________________ потому, что

_____________________________________________________________

 

 

                                                              Физкультминутка:

Для глаз: вправо, влево, вниз, вверх, нарисовать 8.(Проделать 4 раза)

Для рук: сжать и разжать пальцы в ладошки.(Проделать 4 раз)

Для позвоночника:

На раз-поворачиваемся налево,левая рука на поясе, локоть отводим на лево, правая рука на колене; на два- поворачиваемся на право, локоть правой руки-максимально на право, кисть на поясе, левая рука -на колене) (Проделываем 3 раза).


Тестирование по теме «Пищеварение в желудке».

1 вариант.

1.Вместимость желудка человека составляет максимально:

А) 1,0 – 1,5 л

Б) 2,0 – 3,0 л

В) 3,0 – 4,0 л

 

2.Основным ферментом желудочного сока является.

А) пепсин.

Б) трипсин.

В) соляная кислота.

 

3.Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания.

А) соляная кислота.

Б) слизь.

В) ферменты.

 

4.В желудке, в основном, расщепляются следующие вещества.

А) углеводы.

Б) жиры.

В) белки.

 

5. Ближайший к желудку участок пищеварительного тракта называется.

А) ротовая полость.

Б) 12-пёрстная кишка.

В) прямая кишка.

Тестирование по теме «Пищеварение в желудке».

2 вариант.

1 Какая среда в желудке?

А)  нейтральная.

Б) слабощелочная.

В) кислая.

 

2.Где находится желудок человека.

А) в грудной полости, под диафрагмой.

Б) в брюшной полости, под диафрагмой.

В) в грудной полости ,над диафрагмой.

 

3.Что выделяют главные клетки желудочных желез.

А) пепсиноген

Б) слизь.

В). соляную кислоту.

 

4.Какие органические вещества перевариваются в желудке?

А) только белки.

Б) белки, жиры, углеводы

В) белки, частично жиры.

 

5.В стенке желудка гладкая мышечная ткань образует:

А) 1 слой.

Б) 2 слоя.

В) 3 слоя.

 

Итог

(Стихотворение разрезается по абзацам и раздаётся обучающимся)

 

Проглоченная пища
В желудок попадает.


Здесь железы желудка
Ферменты выделяют,


Белки тут расщепляют.
Пепсин и гастриксин.


Желудок защищает
Слизистый муцин.


Липаза расщепляет
Жиры из молока.


А основная часть жиров
Нетронута пока.


Идет пищеварение
В соляной кислоте.


Такой среды кислотной
Больше нет нигде.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебное занятие по биолгии 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этот урок предназначен для учащихся 8класса.

Урок основан на программе  под ред. И.Н.Пономарёвой, А.Д.Драгомилова, Р.Д.Маша.

Учебник: Биология: Человек. Драгомиров А.Г.,Маш Р.Д., «Вентана – Граф», 2004г,

но также может проводиться на основании программ «Биология 6-9класс» авторский коллектив под рук. Никишова А.И.

 Данный урок – 4-ый в теме «Пищеварение» Урок построен на том, что учащиеся уже владеют необходимыми терминами и понятиями, знакомы с основными процессами, происходящими в пищеварительной системе человека.

Урок направлен на детализацию процесса пищеварение в конкретном органе-желудке и на выработку исследовательских навыков.

 При подготовке и проведении урока были учтены психофизиологические особенности учащихся среднего подросткового возраста. Дети данного возраста ещё не могут достаточно долго и эффективно заниматься  какой-то определенной деятельностью. Поэтому на протяжении урока предусмотрена постоянная смена деятельности. Кроме того, для снижения физиологической нагрузки на опорно-двигательную систему, зрительный анализатор рекомендуется небольшая физкультминутка.

Школьники 8 класса по требованием образовательного стандарта, уже обладают определёнными исследовательскими компетенциями, ИКТ навыками.

 

На основании этого ребятам предлагается виртуальная лабораторная работа, (своеобразный тренажёр) при выполнении которой, обучающиеся не только моделируют собственное исследование но и получают конкретные умения и навыки , которые могут использовать в дальнейшем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 404
    • DOCX 32.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Александрова Юлия Сергеевна
    Александрова Юлия Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1900
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе