Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Учебное занятие по литературному чтению по теме "Э. Успенский «Меховой интернат открывается»

Учебное занятие по литературному чтению по теме "Э. Успенский «Меховой интернат открывается»

Тема: Э. Успенский «Меховой интернат открывается» (глава из повести «Меховой интернат»)

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством Э. Успенского;

  • Совершенствовать умение анализировать и обобщать;

  • Способствовать развитию читательского интереса, интереса к творчеству Э. Успенского;

  • Воспитывать чувство вежливости, ответственности, любознательности.

Оборудование: портрет писателя, кроссворд.


Ход урока

1. Организационный момент

Всех рада видеть вас, друзья,

Урок нам начинать пора.

Сядьте ровно, не шалите,

Внимательно за всем следите.

Надо думать, отвечать,

Прочно все запоминать.

Вы готовы, да?

Успеха вам желаю я.

2. Проверка домашнего задания

- Дома вы читали статью «Эдуард Николаевич Успенский». Как хорошо вы ее усвоили, я проверю при помощи игры. Вы любите играть? Игры «Да-нет». – Внимательно слушаем вопросы и отвечаем только «да» или «нет».

  1. Про кота Матроскина написал Успенский? (Да.)

  2. Герои произведений Успенского – игрушки? (Да.)

  3. Герои живут сказочной жизнью? (Нет.)

  4. Дела, которыми они заняты, им навязывают? (Нет, выбирают сами.)

  5. Эдуард Успенский в сказочной форме рассказывает о современной жизни? (Да.)

  6. В произведениях Эдуарда Успенского растения живут, думают, совершают поступки наравне с людьми? (Да.)

Взаимопроверка в парах.

- Что вы еще можете рассказать об Эдуарде Успенском, его творчестве?

Выступления детей.

1 сообщение

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его добрый и веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем.

2 сообщение

Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы, фантастические пьесы, стихи, переводы, комиксы. Но объединят их одно – все его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям.

3 сообщение

И все-таки главное достоинство его книг – неповторимый мир сказочных героев. Они непохожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок русских и зарубежных писателей.

Будь то Чебурашка, старуха Шапокляк, профессор Чайников, обезьянка Анфиса, кот Матроскин, крокодил Гена – у каждого свой образ, характер, язык.

4 сообщение

Герои Успенского сказочно добры и невероятно воспитаны. Фантастические дружелюбность, ответственность за свою работу, вежливость плюс немного, в общем-то «обычных» чудес – и герой готов.

- Молодцы!

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка.

1) Дыхательная гимнастика

Упражнение «Одуванчик»

- Представьте, что у вас в руках одуванчик. Вытяните губы и подуйте на воображаемый цветок: слегка, сильнее, еще сильнее.

2) Артикуляционная разминка

Упражнение «Торт именинника»

- Представьте, что на день рождения вам испекли большой тор со свечами. Свечей столько, сколько вам лет. наберите в легкие как можно больше воздуха и задувайте по одной свече.

3. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение «Жучка» так, как того требует запись на доске.

Вот собачка Жучка.

Медленно

Хвостик закорючкой,

Шепотом

Зубы острые,

С ударением на каждое слово

Шерстка пестрая.

Громко

- Гав! Гав!

Радостно

4. Введение в тему

- Ребята, а любите ли вы сочинять, фантазировать? А чем это интересно? Действительно, люди всегда фантазировали, фантазируют и будут фантазировать. А поэт Борис Заходер даже выдумал такую страну – Вообразилию.

Ученик читает стихотворение «Моя Вообразилия»

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!..

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии —

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..

- Наверное, в этой стране побывал и Эдуард Успенский.

5. Сообщение темы и целей урока

- Так как сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из фантастической повести Эдуарда Успенского «Меховой интернат». Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Ребята, а что такое интернат? Интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни.

6. Подготовка к восприятию произведения

- Спрогнозируйте по заглавию тему данного произведения.

7. Работа с текстом главы из повести Э. Успенского «Меховой интернат» - «Меховой интернат открывается»

1) Чтение первой части главы из повести учителем

Физкультминутка

2) Выявление первичного эмоционального восприятия произведения.

- Чем удивил вас этот отрывок из повести?

- Что показалось вам особенно интересным?

- Оправдался ли ваш прогноз?

3) Чтение первой части главы из повести учащимися.

а) Самостоятельная работа с учебником

- А сейчас самостоятельно прочитайте первую часть до слов «Пройдемте в директорскую…»

б) Повторное чтение учащимися вслух

4) Анализ первой части главы.

а) Фронтальный опрос

- Когда происходили события, описанные в произведении?

- Почему семья Люси Брюкиной не могла уехать?

- Чем занимались родители Люси?

- С кем встретилась Люся?

- Удивила ли ее эта встреча?

- А вас?

б) Выборочное чтение

- Каким представился барсук Люсе? Найдите в тексте и прочитайте.

в) Чтение по ролям. Самостоятельная работа в парах.

- Прочитайте в парах по ролям диалог Люси и «дворникового директора» без слов автора.

- А сейчас проверим, что у вас получилось. Прочитаем по ролям диалог вслух.

г) Фронтальный опрос

- Чем этот диалог интересен вам? Что удивило?

- Что в этом эпизоде реальное, а что сказочное, фантастическое?

- Какие слова показались смешными?

8. Закрепление изученного материала.

Работа в группах

- Вы сказали, что любите фантазировать. А как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше? Обсудите это в группах.

Отчет групп.

9. Итог урока

- Понравился ли вам урок?

- Достигнута ли цель урока?

10. Домашнее задание

Подготовить чтение по ролям диалога









  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 24.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 442
Номер материала MA-072882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»