Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе к урокам по основам экономики

Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе к урокам по основам экономики

Скачать материал

 

Областное государственное автономное образовательное учреждение

профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УРОКАМ

ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ

 

                    

                                                             Учебно-  методическое пособие к  урокам

                                                                       по учебной дисциплине «Основы экономики»,                                                                         

                                                       для обучающихся по профессиям НПО          

 

 

 

Ангарск, 2013 г

 

Рассмотрено на заседании ПЦК

гуманитарного цикла

протокол №__  от____2013 г.

Председатель ПЦК________

 

Ефремова Н.В.

 

Утверждаю:

Директор АТСТ

___________ В.Н. Леснов

Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

Протокол №_____  от _____________

Председатель методического совета

_____________ О.Н. Ермакова

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Панфилова И.С.преподаватель первой квалификационной категории  ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий», 

 

Рецензент: Акулова Татьяна Владимировна, преподаватель спец. дисциплин  первой квалификационной категории, отделения экономики и управления НОУ СПО «Ангарского экономико – юридического колледжа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка                                                                                                  

3

1.    Конспекты к урокам

2.    Тренировочный материал

Список используемой литературы

5

57

77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно - методическое пособие  разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы экономики», Федеральным государственным образовательным стандартом  для обучающихся  по профессиям   НПО. Данное учебно –методическое пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по изучаемым учебным дисциплинам как  на учебных занятиях, так и при самостоятельной внеаудиторной работе, при подготовке к зачету.

В процессе изучения очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий, наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, компактно раскрывающие самые значимые вопросы  способствующие пониманию и глубокому усвоению материала.

Включенные в пособие вариативные тренировочные задания помогут обучающимся дополнительно (самостоятельно) выявить позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала. Так же тестовая технология, как здоровье- сберегающая технология контроля  снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. 
Самостоятельное выполнение тестов  вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Экономика, ее роль в жизни общества

 

 

 

Сфера экономики – наиболее изменчивая из всех сфер жизни общества, поскольку воспроизводство условий для жизни людей осуществляется буквально ежедневно. Экономика исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения: почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее – работать по найму или организовать свое дело и др.

 

 

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

 

 

Экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого человека и общества в целом.

Тема 2. Потребности

 

 

 

Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную потребность, человек предлагает в обмен что-то свое для других. Иными словами, удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность.

 

 

 

Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и все время растут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чем нуждается человек. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Ограниченность ресурсов

 

 

 

по мере развития общественного производства значимость одних и тех же ресурсов меняется: в традиционном (аграрном) обществе преобладали природные и трудовые ресурсы, в индустриальном – материальные и финансовые, в постиндустриальном – информационные и интеллектуальные.

 

Ресурсы всегда ограничены. Это означает, что они не могут удовлетворить всех потребностей.

 

 

Поэтому необходим выбор наилучшего варианта использования ресурсов. Наилучшим будет тот вариант, который обеспечит максимальный результат при минимальных затратах.

 

 

 

 

В действительности все ресурсы используются в определенном сочетании, в соответствующих пропорциях. Часть ресурсов может оказаться невостребованной, например, в период спада производства растет безработица, не находят полного применения производственные мощности. Эффективное использование ресурсов с целью удовлетворения реальных потребностей общества является условием успешного функционирования экономики.

 

 

Тема 4. Факторы производства

 

 

 

Предпринимательские способности – это фактор, который связывает воедино остальные факторы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большее количество продуктов и лучшего качества). Помимо отмеченных, в экономике большую роль играют такие факторы производства, как общая культура, различающаяся в разных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура. Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход – деньги или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Тема 5. Экономические системы

 

 

 

 

 

 

К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской. Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

 

Смешанная экономика характеризуется тем, что в ней взаимодействуют три сферы (части): рыночная, государственная, натурального хозяйства. Каждая из них функционирует автономно, но в то же время вступает в экономические связи с другими. Например, часть продукции, произведенной в натуральном хозяйстве, может быть направлена на рынок для обмена. Или, например, часть товаров, изготовленных в государственном секторе, может поступить в натуральное хозяйство семьи.

 

В смешанной экономике взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование (через систему правовых норм, регулирующих рынок, через косвенное (опосредованное) управление экономикой с помощью налогов, таможенных пошлин и др.).

 

Тема 19. Бюджет семьи

 

Бюджет семьи составляется для того, чтобы наилучшим образом потратить имеющиеся денежные средства.

 

Основные фазы составления семейного бюджета

 

 

 

 

 

Чтобы решить, можно ли в данном случае позволить себе сделать какую-либо крупную покупку, следует сложить все статьи расходов и полученную сумму вычесть из общего дохода.

 

Если окажется, что денег на покупку не хватает, чтобы не израсходовать их на какие-то другие домашние нужды, лучше всего внести эту сумму в банк для получения процентов по вкладам.

 

Вклады – это денежные средства населения, предприятий и организаций, внесенные в банк под определенный процент.

 

Проценты по вкладам – плата, получаемая от банка за использование вклада.

 

В банках хранить деньги выгоднее, чем «в кубышке» дома, – правда, при том условии, что банки надежны, способны рассчитаться со своими клиентами в любое время, имеет место финансовая стабильность и уменьшение темпов инфляции в стране.

 

Необходимо научиться разумно вести хозяйство и не впадать в крайности, когда рациональное использование денег может превратиться в свою противоположность.

 

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, надо не только рационально использовать свои доходы, но и честно пополнять их.

 

 

 

Тема 6. Собственность, ее формы

 

 

 

 

В реальной жизни экономическое содержание собственности неразрывно связано с ее юридическим содержанием.

 

Исторически первой формой собственности была общая собственность, возникшая при первобытно-общинном строе.

 

 

 

 

Начиная с рабовладельческого строя и до XX в. господствовала частная собственность.

 

 

 

В XX в. получает большое развитие смешанная собственность.

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются следующие формы собственности.

 

Формы собственности в Российской Федерации

 

Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности равноправны.

 

Место собственности в системе общественных отношений

 

 

 

 

При переходе от одного типа экономической системы к другому особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Потребитель

 

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

 

В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие.

 

 

 

Потребление – это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, желаний и вкусов). В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в получении максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

 

Полезность – удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от потребления товара или услуги.

 

Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок) потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара.

 

 

 

 

Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор. Факторы, влияющие на потребительский выбор

 

 

 

В современном мире стало актуальным массовое потребительское образование. Потребителю следует изучать факторы, определяющие потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье человека, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.

 

Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке в Российской Федерации регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

 

 

Знание потребителями закона и своих прав позволяет повысить культуру потребления, ответственность производителей за качество товаров, а следовательно, и общий уровень конкурентоспособности российских производителей.

 

Потребители играют важную роль в экономике.

 

 

 

 

Тема 8. Производство

 

Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

 

Производство имеет решающее значение для экономики – если не созданы товары и услуги, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

 

Определяющим условием производства выступает процесс труда.

 

Труд – это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.

 

В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет ее себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда [на что направлены усилия человека, например, природное вещество (руда, уголь и т. д.), сырье] и средствами труда [с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда (например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы), орудия труда (например, инструменты, машины, оборудование и т. д.)]. Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства, благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.

 

Развитию производительных сил присущи две прогрессивные тенденции.

 

 

 

 

 

В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения – совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Одна их часть – организационно-экономические – это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства. Другая часть производственных отношений – социально-экономические – это отношения собственности на ресурсы и факторы производства. Эта часть производственных отношений составляет основу экономической системы.

 

 

 

Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.

 

 

Производство может быть экстенсивным и интенсивным

 

Тема 9. Производитель

 

Производитель – это тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

 

В качестве производителей в экономике могут выступать следующие.

 

 

 

 

В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.

 

Очевидно, что такая свобода производителя ограничена, поскольку ее реальные рамки определяются спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит набор товаров, которые целесообразно производить. Однако такая ограниченность свободы производителей все же относительна, а не абсолютна, поскольку производитель может создавать спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые или заметно улучшенные по качеству товары (например, именно производители были инициаторами формирования спроса на видеомагнитофоны, проигрыватели компакт-дисков, персональные компьютеры и т. д.).

 

 

 

 

Насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией производственной деятельности показывает производительность труда.

 

Производительность труда – это количество товаров, которое может быть изготовлено работниками за определенный период времени (час, месяц, год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Предпринимательская деятельность

 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность человека, направленная на получение прибыли.

 

 

 

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

 

 

Главным субъектом, занимающимся предпринимательской деятельностью, выступают предприниматели, которых можно условно разделить на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 

 

 

Предпринимательство может существовать в разных формах

 

 

В основе регулирования предпринимательской деятельности и возникающих при этом хозяйственно-правовых отношений лежит ряд принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Издержки производства

 

 

 

Снижение издержек производства – один из путей повышения его эффективности и обеспечения прибыли. Поэтому цель производителя – свести к минимуму издержки путем выбора оптимальной (лучшей из возможных) комбинаций ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Рыночная экономика

 

Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

 

 

 

 

 

 

Рыночная экономика имеет достоинства и недостатки. Черты рыночной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Обмен

 

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление: прежде чем товар будет потреблен, он должен пройти через рынок – сферу обмена. Следовательно, обмен – обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

 

 

Обмен обусловливается общественным разделением труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции, и вытекает из него. Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности. Специализация (от лат. specialis – особенный, особый) – приобретение специальных знаний, навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии; разделение труда на отдельные операции и элементы. Общественное разделение труда неотделимо от специализации производителей, поскольку каждый из участников общественного труда, обособляясь от других, вынужден специализироваться на выпуске одного какогото конкретного товара, например, на изготовлении гвоздей, обуви, мыла. Специализация еще больше углубляет общественное разделение труда.

 

В результате общественного разделения труда появляется необходимость в обмене результатами труда. Это вытекает из естественного природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения других необходимых ему товаров или услуг.

 

Специализация позволяет производителю изготавливать определенный товар лучше других. Поэтому производителю выгодно только этим и заниматься. Все остальные необходимые товары он может получить с помощью обмена.

 

Если разделение труда развито слабо, то производитель все делает сам и все потребляет сам, здесь нет места обмену. При развитом разделении труда производитель должен сделать что-то такое, что было бы нужно другим людям, затем он должен найти того, кто делает то, что ему нужно, и уже потом обменяться продуктами труда. Производитель заинтересован удовлетворить чью-то потребность в обмен на нужный ему товар. Таким образом, часть произведенного продукта (выполняемых работ и услуг) потребитель получает в результате обмена.

 

 

 

Для осуществления обмена нужно, чтобы товары оценивались его участниками неодинаково. Только наличие у обменивающихся сторон различных целей и предпочтений создает основу для обмена. В любом обмене каждый из партнеров отказывается от того, что он ценит меньше, в пользу того, что он ценит больше. Это зависит от вкусов, традиций, моды и т. д.

 

Во время обмена вещь переходит от того, кто ценит ее меньше, к тому, кто ценит ее больше: это означает, что при добровольном обмене выигрывают обе стороны либо, по крайней мере, кто-то выигрывает, в то время как другой не проигрывает. Существуют две разновидности обмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Типы рынков

 

 

 

 

 

 

Рынок выполняет в обществе много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.

 

 

Тема 15. Роль государства в экономике

 

Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Можно выделить основные точки зрения по этому вопросу.

 

 

 

На протяжении XX в. в развитых странах наблюдалось расширение государственного вмешательства в экономическую жизнь, что было обусловлено следующими причинами.

 

 

 

Государство и рынок являются взаимодополняющимися системами, работая друг на друга. Соотношение между саморегуляцией рынка и государственным регулированием экономики постоянно изменяется. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства. И, наоборот, если экономика находится в кризисе, то роль правительства должна существенно активизироваться.

 

 

 

Тема 16. Государственный бюджет

 

 

 

 

 

Одной из статей расходов государственного бюджета являются платежи по государственному долгу

 

 

Дефицит бюджета (когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов) приводит к тому, что не хватает денег для покрытия расходов, связанных с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами. Поэтому государство ищет источники покрытия бюджетного дефицита.

 

 

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система

 

Составление бюджета обычно включает три основные фразы: необходимо поставить финансовые цели, оценить доходы и спланировать расходы.

 

 Государственный Гос. бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.

 

Тема 17. Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка – 13 %.

 

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

 

 

 

 

Налоги представляют собой один из способов регулирования экономики, обеспечения ее стабильного развития.

 

 

 

Становление новой для России налоговая политики (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований в стране.

 

 

Налоги выполняют в обществе следующие функции.

 

 

 

 

 

Тема 18. Деньги, денежная политика

 

 

 

 

Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех одновременно.

 

Деньги появились уже в древности. Сначала в роли денег выступали шкурки зверей, скот, зерно, затем – благородные металлы: золото и серебро. Золото – идеальный денежный товар, поскольку оно обладает следующими свойствами.

 

 

 

В современном обществе сфера наличных расчетов сужается, и они уступают место расчетам с помощью чековых книжек и кредитных карточек.

 

Чековая книжка – это определенное количество сброшюрованных бланков чеков, выдаваемых банком владельцу текущего банковского счета. Используя чеки, клиент банка может снимать необходимую сумму со счета и получать ее наличными или расплачиваться с третьими лицами непосредственно чеками.

 

Кредитнаякарточка – это именной денежный документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными.

 

С возникновением и распространением бумажных и кредитных денег все более остро встает проблема инфляции.

 

 

Одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики и важной сферой предпринимательской деятельности, которая охватывает все сферы жизни общества, в том числе и денежную сферу, является банковская система.

 

Банк (от ит. banco – скамья) – основное учреждение финансовой сферы, сосредоточивающее в себе денежные средства и предоставляющее кредиты под проценты за их использование.

 

Особое место в банковской системе отводится Центральному банку (ЦБ). Он принадлежит государству.

 

Коммерческие банки – это универсальные банки, занимающиеся непосредственным кредитованием промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли.

 

Кредитно-финансовые организации (пенсионные фонды; страховые инвестиционные компании; специализированные банки) выбирают для себя особые сферы деятельности.

 

Сферы деятельности специализированных банков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 20. Экономический рост

 

 

 

 

 

Для развитых стран характерны низкие темпы экономического роста (1–4 %). Эти страны уже не могут свободно вовлекать в производство дополнительные трудовые и природные ресурсы. Развитие производства осуществляется совершенствованием имеющихся технологий. Кроме того, высокий уровень развития этих стран ставит перед экономикой такие ограничители темпа роста, как защита окружающей среды, качественное совершенствование уровня жизни.

 

Тема 21. Безработица

 

 

 

В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не принадлежат к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не относятся к безработным.

 

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте [от 16 до 55 лет(женщины) и до 60 лет (мужчины)], не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

 

 

В современном мире выделяются следующие виды безработицы.

 

 

Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полной занятости в условиях рыночного хозяйства быть не может. Понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

 

Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия. Некоторые ученые отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий. Последствия безработицы

 

 

Одной из функций государства является устранение негативных последствий безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 22. Экономика переходного периода в России

 

В России осуществляется переход от централизованной (командной) экономики к рыночной.

 

 

 

 

 

 

Тренировочные задания нацелены на отработку умений

 

– распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

 

– определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

 

– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

 

– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 

– приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

 

– осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

 

– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 

– анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 

– применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 

– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

 

Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Экономическая сфера жизни общества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные задания

Поверь себя!!!!

Часть 1 (A)

 

При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа

 

1. Экономика – это

 

1) отношения в процессе материального производства

 

2) отношения между классами и социальными группами

 

3) отношения между политическими партиями и движениями

 

4) деятельность государственных организаций

 

2. Верны ли следующие суждения об основной проблеме экономики?

 

А. Основная проблема экономики заключается в поиске оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов.

 

Б. Основная проблема экономики заключается в изучении денег, банковской системы и капитала.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

3. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

 

А. Экономика является основой научно-технического прогресса.

 

Б. Экономика обеспечивает людей материальными условиями их существования.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

4. Экономика – это

 

1) наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения

 

2) правила ведения хозяйства

 

3) хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства

 

4) все перечисленное

5. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

 

А. Экономика формирует знания о социальной действительности.

 

Б. Экономика охватывает широкую область в жизни общества, включающую отрасли производства, народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

6. Экономика – это наука, изучающая

 

1) как строятся автомагистрали

 

2) как люди производят нужные им блага

 

3) как проектируются здания промышленных предприятий

 

4) все перечисленное

 

7. Укажите, в чем состоит основное назначение экономики

 

1) обеспечивать доходы предпринимателя

 

2) развивать личность под влиянием хозяйственных отношений

 

3) удовлетворять общественные потребности созданием необходимых благ 4) делать богатых еще богаче

 

8. Верны ли следующие суждения о человеческих потребностях?

 

А. Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны.

 

Б. Человеческие потребности самостоятельны и не оказывают активного влияния на производство.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

9. Верны ли следующие суждения о потребностях человека? А. Удовлетворение одной потребности человека приводит к формированию новой. Б. Потребности человека изменяются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Машины, станки, оборудование, здания относятся к ресурсам

 

1) природным

 

2) финансовым

 

3) трудовым

 

4) материальным

 

11. Денежные средства, которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг, являются ресурсами

 

1) материальными

 

2) природными

 

3) финансовыми

 

4) трудовыми

 

12. Верны ли следующие суждения о приросте объема ресурсов?

 

А. Прирост объема ресурсов опережает рост потребностей людей.

 

Б. Прирост объема ресурсов отстает от роста потребностей людей.

 

1) верно только А

 

3) верны оба суждения

 

2) верно только Б

 

4) оба суждения неверны

 

13. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

 

А. Ограниченность ресурсов представляет собой недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, которые люди хотели бы получить.

 

Б. Ограниченность ресурсов вступает в противоречие с неограниченностью потребностей людей в товарах и услугах.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

14. Число трудоспособных жителей каждой страны строго фиксировано в любой момент. Этот пример доказывает ограниченность ресурсов

 

1) природных

2) финансовых

 

3) материальных

 

4) трудовых

 

15. Верны ли следующие суждения о наилучшем варианте использования ресурсов?

 

А. Наилучший вариант использования ресурсов состоит в обеспечении максимального результата при минимальных затратах.

 

Б. Наилучший вариант использования ресурсов состоит в обеспечении минимального результата при максимальных затратах.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

16. В стране Д. отсутствуют месторождения полезных ископаемых. Этот пример доказывает ограниченность ресурсов

 

1) трудовых

 

2) природных

 

3) материальных

 

4) финансовых

 

17. Последствием ограниченности ресурсов относительно потребности в них людей является проблема

 

1) обмена

 

2) долга

 

3) выбора

 

4) творчества

 

18. Экономическая ограниченность – это проблема, которая

 

1) никогда не возникает у богатых людей

 

2) существует только в экономически неразвитых странах

 

3) имеется только у малоимущих слоев населения

 

4) возникает у всех людей и обществ

19. Экономическая наука выделяет следующие факторы производства

 

1) земля, труд, капитал, информация, предпринимательские способности

 

2) образование, труд, предпринимательские способности, художественная литература

 

3) труд, лекарства, художественная литература, капитал, земля

 

4) капитал, лекарства, прибыль, земля, труд

 

20. Верны ли следующие суждения о предпринимательских способностях как факторе производства?

 

А. Предпринимательские способности – это физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства.

 

Б. Предпринимательские способности сводят вместе три фактора производства – землю, капитал, труд.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

21. Данные о продукции относятся к такому фактору производства, как

 

1) капитал

 

2) информация

 

3) труд

 

4) земля

 

22. Фабрики, машины, инструменты относятся к такому фактору производства, как

 

1) земля

 

2) труд

 

3) капитал

 

4) предпринимательские способности

 

23. Минеральные и лесные ресурсы относятся к такому фактору производства, как

 

1) предпринимательские способности

 

2) труд

 

3) капитал

4) земля

 

24. Деньги, на которые можно приобрести производственные ресурсы, относятся к такому фактору производства, как

 

1) капитал

 

2) труд

 

3) предпринимательские способности

 

4) информация

 

25. Рабочая сила относится к такому фактору производства, как

 

1) земля

 

2) капитал

 

3) труд

 

4) предпринимательские способности

 

26. Банковский кредит относится к такому фактору производства, как

 

1) труд

 

2) капитал

 

3) предпринимательские способности

 

4) информация

 

 

27. Организация деятельности фирмы относится к такому фактору производства, как

 

1) земля

 

2) труд

 

3) капитал

 

4) предпринимательские способности

 

28. Фермерское поле относится к такому фактору производства, как

 

1) земля

 

2) капитал

 

3) предпринимательские способности

 

4) труд

 

29. Бригада монтажников относится к такому фактору производства, как

 

1) предпринимательские способности

 

2) труд

 

3) земля

 

4) капитал

 

30. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

 

А. Каждый фактор производства в отдельности может произвести продукт и принести доход.

 

Б. Ни один из факторов производства в отдельности не может произвести продукт и принести доход.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

31. Сведения о культуре, досуге, спорте, здравоохранении относятся к такому фактору производства, как

 

1) информация

 

2) труд

 

3) предпринимательские способности

 

4) капитал

 

32. Экономическая наука выделяет следующие основные типы экономических систем

 

1) совершенная, рыночная, эффективная, централизованная

 

2) экспортно-импортная, традиционная, эффективная, рыночная

 

3) традиционная, смешанная, эффективная, совершенная

 

4) традиционная, централизованная, рыночная, смешанная

 

33. К главным вопросам экономики не относится вопрос

 

1) как производить?

 

2) что производить?

 

3) когда производить?

 

4) для кого производить?

34. Организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей представляют собой

 

1) экономический интерес

 

2) экономическую систему

 

3) материальное производство

 

4) факторы производства

 

35. В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают (-ет)

 

1) производители

 

2) потребители

 

3) государство

 

4) иностранные инвесторы

 

36. Вопросы о том, что, как, для кого производить имеют отношение

 

1) только к традиционной экономике

 

2) только к централизованной экономике

 

3) только к рыночной экономике

 

4) ко всем перечисленным

 

37. При свободных рыночных отношениях вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают (-ет)

 

1) государство

 

2) продавцы

 

3) покупатели

 

4) производители

 

38. Укажите черту, которая не относится к традиционной экономике

 

1) общинная собственность

 

2) преобладание ручного неквалифицированного труда

 

3) централизованные плановые организации

 

4) низкий технический уровень

 

39. Укажите черту, которая не относится к централизованной экономике

 

1) государственное распределение прибыли

 

2) ценовой механизм, регулирующий отношения обмена между продавцом и покупателем

 

3) существенное ограничение или запрещение частного предпринимательства

 

4) государственная форма собственности на факторы производства

 

40. В октябре 1922 г. в нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины, выбора форм землепользования. Строгая централизация в снабжении промышленных предприятий сырьем и в распределении готовой продукции была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. О каком типе экономической системы идет речь?

 

1) традиционной

 

2) централизованной

 

3) рыночной

 

4) смешанной

 

41. Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90 % намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10 % распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. Открытие колхозных рынков зависело от того, справлялись ли колхозы района с выполнением плана. Власти объявили об установлении исключительно высокого денежного обложения крестьянчастников. О каком типе экономической системы идет речь?

 

1) рыночной

 

2) смешанной

 

3) централизованной

 

4) традиционной

 

42. В 1919 г. в советской России повсеместно господствовали безденежные расчеты. Оплата за труд осуществлялась продовольствием, предметами первой необходимости. Было введено бесплатное питание для детей, а затем и для рабочих промышленности и транспорта. О каком типе экономической системы идет речь?

 

1) рыночной

 

2) традиционной

 

3) смешанной

 

4) централизованной

 

43. В стране В. основой экономической системы является частная собственность на экономические ресурсы. Главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях сглаживания некоторых слабостей рынка. Какой тип экономической системы существует в стране В.?

 

1) традиционная

 

2) централизованная

 

3) рыночная

 

4) смешанная

 

 

44. В стране С. доля государственного сектора в экономике составляет 99,2 %. Вся хозяйственная деятельность осуществляется на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Какой тип экономической системы существует в стране С.?

 

1) традиционная

 

2) централизованная

 

3) смешанная

 

4) рыночная

 

45. В стране А. технология производства и распределение благ базируются на обычаях, освященных временем. Технический прогресс проникает с большим трудом. Главной сферой экономики является натуральное сельское хозяйство. Для этой страны характерны замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспечение ресурсами. Какой тип экономической системы существует в стране А.?

 

1) смешанная

 

2) централизованная

 

3) традиционная

 

4) рыночная

 

46. Верны ли следующие суждения о централизованной экономике?

 

А. Централизованная экономика оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

 

Б. Централизованная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т. д.).

 

1) верно только А

 

3) верны оба суждения

2) верно только Б

 

4) оба суждения неверны

47. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

 

А. Рыночная экономика характеризуется многообразием форм собственности и хозяйствования.

 

Б. Рыночная экономика характеризуется государственным контролем за производством и распределением продукции.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

48. Укажите черту, которая не относится к рыночной экономике

 

1) свободная конкуренция

 

2) установление хозяйственных связей для предприятий централизованными плановыми организациями

 

3) частная собственность на факторы производства

 

4) предпринимательский интерес

 

49. Укажите черту, которая относится к централизованной экономике

 

1) люди вправе свободно обмениваться продуктами своего труда

 

2) продукция распределяется среди населения с помощью рынка

 

3) существует конкуренция

 

4) цены на товары и услуги назначаются государством

 

50. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, эта экономика

 

1) рыночная

 

2) смешанная

 

3) традиционная

 

4) централизованная

 

51. Тип экономической системы характеризуется

 

1) способами регулирования экономики

 

2) способами распределения ограниченных ресурсов

 

3) формами собственности

 

4) всем перечисленным

 

52. Верны ли следующие суждения о недостатках рыночной экономической системы?

 

А. К недостаткам рыночной экономической системы можно отнести то, что она вызывает нестабильность в экономике.

 

Б. К недостаткам рыночной экономической системы можно отнести то, что она усиливает социальное неравенство в обществе.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

 

53. Собственность – это

 

1) крупные дорогостоящие вещи

 

2) отношение лица к принадлежащей ему вещи как к «своей»

 

3) чувство, передающееся человеку по наследству

 

4) хранение вещи по просьбе друга

 

54. К частной собственности не относится

 

1) первобытнообщинная

 

2) фермерское хозяйство

 

3) индивидуальная трудовая деятельность

 

4) все перечисленное

 

55. К смешанной форме собственности относится (-ятся)

 

1) акционерная

 

2) совместная

 

3) кооперативная

 

4) все перечисленные

 

56. К правомочиям, принадлежащим собственнику, относятся

1) хранение, дарение, владение

 

2) пользование, завещание, распоряжение

 

3) владение, пользование, распоряжение

 

4) завещание, владение, дарение

 

57. К общей собственности не относится

 

1) коллективная

 

2) буржуазно-индивидуальная

 

3) государственная

 

4) общенародная

 

58. К объектам собственности в современной экономике принадлежит (-ат)

 

1) предметы труда

 

2) индивид

 

3) общество

 

4) социальные группы

 

59. К объектам собственности принадлежит (-ат)

 

1) земля

 

2) жилые дома

 

3) автомобили

 

4) все перечисленные

 

 

60. К субъектам собственности принадлежит (-ат)

 

1) облигации

 

2) семья

 

3) денежные средства

 

4) инвентарь

 

61. Укажите, какой объект в РФ не может находиться в частной собственности

 

1) Санкт-Петербургский государственный университет

 

2) многоквартирный жилой дом

3) акции автомобильного завода

 

4) столовая

 

 

62. Верны ли следующие суждения о государственной собственности в РФ?

 

А. К государственной собственности в РФ относится имущество, изъятое из оборота.

 

Б. К государственной собственности в РФ относится имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

 

63. Верны ли следующие суждения о частной собственности в РФ?

 

А. В частной собственности в РФ может находиться танковая армия.

 

Б. В частной собственности в РФ может находиться музей-квартира А. С. Пушкина.

 

1) верно только А

 

3) верны оба суждения

 

2) верно только Б

 

4) оба суждения неверны

 

 

64. Верны ли следующие суждения о государственной собственности в РФ?

 

А. Государственная собственность в РФ включает федеральную собственность.

 

Б. Государственная собственность в РФ включает золотой запас, алмазный и валютный фонды.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

65. Верны ли следующие суждения о муниципальной собственности в РФ?

 

А. К муниципальной собственности в РФ относится собственность субъектов РФ.

 

Б. К муниципальной собственности в РФ относится имущество местных органов власти и местного самоуправления.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

 

66. Тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, является

 

1) продавцом

 

2) потребителем

 

3) исполнителем

 

4) изготовителем

 

 

67. Главный фактор потребительского выбора

 

1) полезность товара

 

2) низкая цена товара

 

3) универсальность товара

 

4) уникальность товара

 

 

68. На потребительский выбор влияет

 

1) мода

 

2) доход потребителя

 

3) период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления)

 

4) все перечисленное

 

68. Верны ли следующие суждения о потребителе?

 

А. Потребитель способствует развитию производства.

 

Б. Потребителем может быть только отдельный индивид.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

 

81. Процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей, называется

 

1) производством

 

2) распределением

 

3) обменом

 

4) потреблением

 

 

82. Верны ли следующие суждения об особенностях развития производительных сил?

 

А. Производительные силы становятся более материалоемкими.

 

Б. Производительные силы становятся менее трудоемкими.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

 

83. В процессе производства человек воздействует на

 

1) средства труда

 

2) условия труда

 

3) орудия труда

 

4) предметы труда

 

84. Вещи изготавливают с помощью

 

1) предметов труда

 

2) средств труда

 

3) условий труда

 

4) дисциплины труда

 

85. К предметам труда относится (-ятся)

 

1) электричество

 

2) токарный станок

 

3) ткань

 

4) все перечисленные

 

86. К орудиям труда не относится (-ятся)

 

1) трактор

 

2) лопата

 

3) нефть

 

4) все перечисленные

 

87. Верны ли следующие суждения о производительности труда?

 

А. Повысить производительность труда можно путем издания специальных законов.

 

Б. Увеличение производительности труда приводит к росту производства при тех же ресурсах.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

88. Совокупность социально-экономических отношений между людьми, возникающих в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, называется

 

1) общественными отношениями

 

2) товарно-денежными отношениями

 

3) имущественными отношениями

 

4) производственными отношениями

 

89. Верны ли следующие суждения о труде?

 

А. Труд всегда является определяющим моментом производства.

 

Б. Труд иногда является определяющим моментом производства.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

90. К производству материальных благ не относится

 

1) сельское хозяйство

 

2) строительство

 

3) теория

 

4) речное хозяйство

 

91. К производству материальных услуг относится

 

1) образование

 

2) транспорт

 

3) управление производством

 

4) здравоохранение

 

92. К производству материальных услуг не относится

 

1) промышленность

 

2) торговля

 

3) коммунальное обслуживание

 

4) все перечисленное

 

93. На предприятии А. расширение производства основано на применении более эффективных средств, воплощающих новейшие достижения научно-технического прогресса. Этот пример иллюстрирует производство

 

1) экстенсивное

 

2) плановое

 

3) интенсивное

 

4) частное

 

94. На предприятии Б. масштабы производства увеличиваются за счет привлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников. Этот пример иллюстрирует производство

 

1) интенсивное

 

2) национальное

 

3) смешанное

 

4) экстенсивное

 

 

95. Производительные силы общества составляет (-ют)

 

1) рабочая сила

 

2) предмет труда и средства труда

 

3) рабочая сила и средства производства

 

4) орудия труда

 

 

96. Тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества, является

 

1) исполнителем

 

2) производителем

 

3) потребителем

 

4) продавцом

 

97. Новый руководитель фирмы «П.» стремится выяснить, какое количество товаров может быть изготовлено работниками фирмы «П.» за определенный период времени (час, месяц, год). Это позволит определить, насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией производства. О каком показателе результативности труда идет речь?

 

1) интенсивности труда

 

2) специализации труда

 

3) стимулировании труда

 

4) производительности труда

 

98. Верны ли следующие суждения о свободе производителя?

 

А. Свобода производителя ограничена, поскольку ее реальные рамки определяются потребительским спросом.

 

Б. Свобода производителя заключается в том, что он может создавать потребительский спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые или заметно улучшенные по качеству товары.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

99. Деятельность производителя характеризуется

 

1) принятием на себя финансовой, моральной и социальной ответственности

 

2) созданием нового, обладающего ценностью

 

3) получением дохода и личным удовлетворением

 

4) всем перечисленным

 

100. К факторам, влияющим на повышение производительности труда в стране, не относится

 

1) увеличение доли рабочей силы в численности населения страны

 

2) внедрение технологических нововведений на производстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.      Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 156 с.

2.      Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. «Экономическая теория» - М.: Кнорус, 2007.-256 c

3.      Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009. – 192 с.

4.      Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник/ под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., докт. эк. наук Г.П. Журавлевой – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.-324 c.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе к урокам по основам экономики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебно - методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы экономики», Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся по профессиям НПО. Данное учебно –методическое пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по изучаемым учебным дисциплинам как на учебных занятиях, так и при самостоятельной внеаудиторной работе, при подготовке к зачету. В процессе изучения очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий, наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, компактно раскрывающие самые значимые вопросы способствующие пониманию и глубокому усвоению материала. Включенные в пособие вариативные тренировочные задания помогут обучающимся дополнительно (самостоятельно) выявить позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала. Так же тестовая технология, как здоровье- сберегающая технология контроля снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Самостоятельное выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.09.2020 491
    • DOCX 5.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Юлия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколова Юлия Андреевна
    Соколова Юлия Андреевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85026
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1354 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 913 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека