Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУчебно-исследовательская работа на тему "Старинные меры длины"

Учебно-исследовательская работа на тему "Старинные меры длины"

Скачать материал

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1.     Возникновение измерения

5

1.1.          Любопытные способы измерений

6

2.     Единицы измерений древней Руси

7

2.1.          Установление длины старинных русских мер опытным путем

11

3.     Старинные меры в творчестве поэтов и писателей

13

Заключение

16

Список использованных источников

17


 

ВВЕДЕНИЕ

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Я решила выяснить:

Ø Как появились меры длины?

Ø Как измеряли на Руси?

Ø Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах?

Потребность считать и сравнивать предметы возникла у людей не сразу, но очень давно, - ещё на ранней ступени развития человечества, возникла в процессе его трудовой деятельности. Особый интерес вызвали единицы измерения на Руси.

Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними.

Цель работы: Показать практическое применение русской системы мер на современном этапе.

Задачи:

Ø  выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;

Ø  узнать, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;

Ø  объяснить значение пословиц, поговорок, шуток, фразеологизмов, в которых встречаются названия старинных мер длины;

Ø  провести эксперимент с измерением длины;

Ø  сделать выводы.

 Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

Объект исследования: Единицы измерений длины.

Предмет исследования: Возникновение единиц измерений длины.

Методы исследования:

Ø  проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;

Ø  изучение специальной литературы;

Ø  найти ответы на вопросы с помощью  сети Internet;

Ø  анкетирование;

Ø  эксперимент: выяснить значение старинных мер длины в современных, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения;

Ø  выяснить, что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.

 

А, интересно ли это другим ребятам? Чтоб ответить на этот вопрос я и мой руководитель составили и провели анкету, которая состояла из 5 вопросов.

Было проведено анкетирование учащихся вторых классов МАОУ «СОШ № 5». В анкетировании приняло участие 60 учеников вторых классов. Результаты анкетирования таковы:

Знаете ли вы историю возникновения единиц измерения? Да – 0%, немного – 13%, нет – 87%.

Какие старинные единицы измерения вы знаете?

Только 23% опрошенных учеников называли старинные единицы измерения. В основном: аршин, вершок и дюйм. Некоторые учащиеся добавляли такие единицы, как фут, пядь, сажень. Но, все же 77% не смогли назвать ни одной старинной единицы измерения.

Хотели бы вы узнать о старинных единицах измерения и историю их возникновения?         Да – 98%, нет – 2%.

Из анкеты видно, что 87% опрошенных не знают историю возникновения единиц измерения, 77% вообще не знают старинных единиц измерения. Но 98% опрошенных учеников хотят знать историю возникновения единиц.

Таким образом, я пришла к выводу, что тема «Возникновение единиц измерения длины» актуальна и в настоящее время.

 


 

1.     Возникновение измерения

«Мера – это способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для означения расстояний или величины линий». В. Даль

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.

Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.

Например, строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы – волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введение такой единицы длины как шток. Это “длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье”. Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30 см 5 мм. Английский «ярд» тоже связан с размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, так как новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения длины внесли большую путаницу, поэтому король Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим «ярдом» в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 91 см). Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца (в переводе с голландского «дюйм» означает большой палец). Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями.

В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая «стадия» (или стадий) это длина стадиона в Олимпии –192м  27 см. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.

Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера «трость» или «двойной шаг», а затем и двойная трость, или «перша». В морском деле трость называлась «штоком». В Англии была и такая мера, как хорошая палка пахаря, длина которой 12–16 футов. В Риме вводится мера равная тысяче двойных шагов, получившая название «миля» (от слова милле, милиа– тысяча).

 

1.1.     Любопытные способы измерений

 

 

У наших предков были и весьма любопытные способы измерения.

У славян была такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” –расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути”.

В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.

Мерой служило и время “пока закипит котел воды”.

Эстонские моряки говорили, что до берега еще “три трубки” (время затраченное на выкуривание трубок).

“Пушечный выстрел” – тоже мера расстояния.

 Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.

В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.

В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – «бука». Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.

Единица аптекарского веса до последнего времени называлась «граном», что значит зерно.

Единицей массы драгоценных камней и жемчуга является «карат» – вес семени одного из видов бобов равный 200 мг.

У римлян мерой земляных участков был «югер» (от “югум” –ярмо). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.


 

2.     Единицы измерения Древней Руси

 

На Руси существовали свои измерения. Было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Мы выяснили, что наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.

Дадим целостное представление о мерах длины.

Перст указующий. В старину палец руки называли «перстом». Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.

Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.

С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок, встречающаяся еще в «Домострое» (XVI в.). Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.

 

Повсеместно употреблялись доли вершка: половина, четверть и т.д. Кроме того, в ряде областей в быту использовалась мера длины «корх» (кулак), равная двум вершкам (ширине сжатой в кулак ладони).

Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал «дюйм». Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.

Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение

1 вершок  дюйма

В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. В долях дюйма выражают также высоту шрифта при компьютерном наборе текста (ее измеряют в пунктах, принимая  1 пункт равным одной семьдесят второй).

К наиболее древним рукотворным мерам (упоминается в документах  c XII в.) относится «пядь» (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в XVI в. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.

Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.

 

 

 

 

 

 

 


До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.

 К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также «локоть», о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина «локтя» определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.

 

 

Таким образом, в древнерусском «локте» укладывались в точности две пяди: великие (в первом случае) или малые (во втором). В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.

В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.

С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины – «аршином», использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым – иностранного. Однако со временем «аршин» стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве.

Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» - локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.

 

В XVI- XVIII столетиях его величина составляла около 72см и (по некоторым источникам) была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям).

Название «сажень» происходит от славянского слова сяг – шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени – маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой меряли только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень–расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Мера длины, равная 1/10 дюйма, называлась «линией» (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки). К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная 1/10 линии. Возможно, отсюда появилось слово точность.

Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая «поприще», а затем взамен ее появляется «верста». Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею меряли земельные участки.

Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.


2.1.     Установление длины старинных русских мер опытным путем

Как уже отмечалось ранее, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Посмотрев определенную литературу по теме, мы выяснили, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Например, перст – старинное название пальца, его ширина около 2 см, вершок – около 4 см 4 мм, пядь – около 18 см, локоть – колеблется от 38 до 46 см. Аршин и шаг – величины длиной в 71 см.

Для уточнения собранных нами данных мы решили повести эксперимент – установить опытным путем длины старинных русских мер. Были измерены с помощью сантиметра 10 учеников нашего класса, члены семьи  и  учитель математики. Мы измеряли вершок, пядь, локоть, аршин. Все результаты измерения собраны в таблицу

Измеряемый

Вершок

Малая пядь

Великая пядь

Локоть

Большой локоть

Аршин

Маховая сажень

Косая

сажень

Я

4

13

15

35

46

54

134

166

Мама

4,5

17

20

46

63

72

177

217

Папа

5

18

20

50

63

74

179

219

Сестра

4,5

14

17

44

57

70

170

208

Учитель

4,5

14

21

44

60

70

168

210

Ученик 1

3,5

11

13

20

40

57

130

169

Ученик 2

3,5

15

16

37

58

61

165

176

Ученик 3

4

13

18

38

48

62

138

172

Ученик 4

4

14

15

34

50

53

122

167

Ученик 5

4,5

13

14

35

55

59

134

175

Ученик 6

4

15

17

38

58

61

138

185

Ученик 7

3,2

12,5

12

30

45

54

120

158

Ученик 8

3,5

14

15

30

50

50

118

152

Ученик 9

3

13

14

34

40

54

119

164

Ученик 10

3,5

15

16,5

34

50

56

125

162

 

Для обоснования и дальнейшего анализа результатов я начала работать над их статистической обработкой.

Я узнали, что существует целая наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе – это статистика. Простейшими статистическими характеристиками являются:

среднее арифметическое – частное от деления суммы чисел на их количество;

мода – наиболее часто повторяющееся значение в ряду чисел;

размах – разница между наименьшим и наибольшем значением в ряду чисел.

Характеристика

Вершок

Малая пядь

Великая пядь

Локоть

Большой локоть

Аршин

Маховая сажень

Косая сажень

Приблизительное значение величины

4,4

17

20

46

60

71

175

215

Среднее арифметическое

3,9

14,1

16,2

36,6

52,2

60,4

142,4

180

Мода

4,5

13

15

34

50

54

134

166

Размах

1,8

7

9

30

13

24

60

67

 

Я провела свою статистическую обработку результатов исследования и сравнила результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях.

Таким образом: Использование старинных мер длины не является точным.

Узнав значение  старинных русских мер длины, я решила выяснить свой рост в разных единица измерения. Мой рост равен – 132 см. Я отмерила это расстояние на полу. Сделала заготовки для измерения: вершок, малая пядь, великая пядь, локоть, большой локоть и аршин. Провела измерения и получила следующие результаты:

132 см

30 Вершков

132 см

7,7 Малых пядей

132 см

6,6 Великих пядей

132 см

2,8 Локтей

132 см

2,2 Больших локтей

132 см

1,8 Аршин

 


 

3.     Старинные меры в творчестве поэтов и писателей

 

Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система,  старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.

Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.

Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета или малое состояние, не используя никакие измерительные инструменты.

Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.

На уроках чтения нами было отмечено, что в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминание о старинных русских мерах длины. Я решила дать толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину.

·       Что означает выражение «Не подпускать на пушечный выстрел». ( Так говорят от человеке, с которым лучше не иметь дела)

·       Про кого говорят «У него семь пядей во лбу». (Так говорят об умном, мудром человеке)

·       О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка» (Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см))

·       Про кого говорят «В плечах косая сажень»? (О человеке - богатыре, великане)

·       Что означает поговорка «За семь верст киселя хлебать»? (Ехать, идти далеко без особой надобности).

·       Что означает выражение «Мерить версты»? (Ходить на большое расстояние )

·       Про кого говорят «Коломенская верста»? (Так называют человека очень высокого роста, верзилу.)

·       Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ? (Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус.)

·       Что означает выражение «Мерить общим аршином» ? (Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление.)

·       Про кого говорят «Как аршин проглотил» ? (Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке».)

·        Что означает выражение «Видеть на два аршина под землей» ? (Значит, отличаться большой проницательностью.)

А сколько существует пословиц, где используются старинные единицы длины.

·       Борода с вершок, а слов с мешок.

·       От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек поучающий всех.

·       На аршин бороды, да ума на пядь

·       Не уступить ни пяди.

·       Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.

·       Косая сажень в плечах – широкоплечий, высокий человек.

·       Ты от правды (от службы) на пядень, а она от тебя — на сажень.

·       Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.

·       Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит по своему, односторонне, исходя из собственных интересов.

·       На три аршина в землю видит – о внимательном человеке, от которого ничего нельзя утаить.

·       Умом Россию не понять, аршином общим не измерить …

·       Аршин на кафтан, да два на заплатки.

·       Писать (говорить) о чужих грехах аршинными, а о своих — строчными буквами.

·       Семь верст до небес, и все лесом – врать, обманывать.

·       Для молодца (милого дружка) семь верст не околица.

·       За семь верст комара искали, а комар — на носу.

·       От мысли до мысли пять тысяч верст  (т.е. их почти нет).

·       Охотник за семь верст ходит киселя хлебать.

·       Тянись верстой, да не будь простой.

·       Москва верстой далека, а сердцу рядом.

·       От слова до дела – целая верста.

В произведениях русских писателей также встречаются старинные меры длины:

 

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

                  Вижу один островок небольшой –

                  Зайцы на нем собралися гурьбой.

                  С каждой минуты вода подбиралась

                  К бедным зверькам; уж под ними осталось

                  Меньше аршина земли в ширину,

                  Меньше сажени в длину.

 

П.П. Ершов «Конек горбунок»

«Да игрушечку конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Была проделана большая, интересная работа. В ходе работы познакомился с историей возникновения измерений, с различными старинными единицами измерений.

Из работы видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.

С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений.

В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

В ходе работы я выяснила, что некоторые единицы измерений используются и в настоящее время. Это в некоторых странах длину измеряют в милях, футах, ярдах, дюймах. Моряки используют, так называемую, морскую милю. При взвешивании драгоценных камней в настоящее время используют единицу измерения – карат. В кулинарии используют такие единицы измерения как фунт, золотник, унция. И конечно мы пользуемся маленькими монетами, выпущенными еще при Иване Грозном, это копейками.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Клименченко Д. Величины и их измерения.

2.     Шабалин С.А. Измерения для всех.

3.     Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984

4.     Романова Г.Я. Нименование мер длины в русском языке. – М., 1975

5.     Большая советская энциклопедия.

6.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7.     Глейзер Г.И. История математики в школе.

8.     Энциклопедический словарь юного математика.

9.     Интернет-ресурсы:

a.     http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные меры длины, веса, объема)

b.    http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html  (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.)

c.     http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat4.html (Статистика, статистические характеристики)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебно-исследовательская работа на тему "Старинные меры длины""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тезисы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 5

Учебно-исследовательская работа на тему:

«СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ»

Выполнила: ученица 2 «Б» класса Бузмакова Софья

Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними.

Цель работы: Показать практическое применение русской системы мер на современном этапе.

Задачи:

Ø  выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;

Ø  узнать, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;

Ø  объяснить значение пословиц, поговорок, шуток, фразеологизмов, в которых встречаются названия старинных мер длины;

Ø  провести эксперимент с измерением длины;

Ø  сделать выводы.

 

Гипотезаисследования: мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

Объект исследования: единицы измерений длины.

Предмет исследования: возникновение единиц измерений длины.

 

Методы исследования:

Ø  проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;

Ø  изучение специальной литературы;

Ø  найти ответы на вопросы с помощью  сети Internet;

Ø  анкетирование;

Ø  эксперимент: выяснить значение старинных мер длины в современных, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения;

Ø  выяснить, что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.

Выводы:

Из анализа изученной литературы видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.

С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система,  старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.

В ходе работы я выяснила, что некоторые единицы измерений используются и в настоящее время. Так в некоторых странах длину измеряют в милях, футах, ярдах, дюймах. А современное общество не только по-прежнему встречается со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.

 

Руководитель: учитель высшей квалификационной категории

Калинина Надежда Николаевна

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 573
    • DOCX 88.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Калинина Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Калинина Надежда Николаевна
    Калинина Надежда Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21788
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 60 регионов

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе