УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИХ
СВОЙСТВА
Умуров З.Л.
Бухарский государственный университет. Узбекистан
Категория задания – это одно из
хрестоматийных понятий, применяемое во всех областях умственной и практической
деятельности человека. Согласно общественного разделения труда, представители
каждой профессии ставят перед собой задачи, согласно их сферы деятельности. И с
данной позиции можно отметить, что задание включает в себя все цели, методы и
средства развития общества.
В педагогических исследованиях, задания, поставленные перед
человеком, делятся на 3 группы: задания связанные с производством – такие
обязанности, ставят перед собой и восполняют представители всех профессий;
учитель обучает, врач лечит, инженер выполняет задания, связанные со строительством,
ученые занимаются научными проблемами. Задания, которые ставятся перед
учащимися школ являются познавательными1.
Для освещения понятия “задание” в своих научных работах,
исследователи использовали такие термины как “цель”, “ситуация”, “условие”,
“форма”, С.Л.Рубинштейн пишет, что умственная деятельность человека состоит из
выполнения заданий, суть которых сводится к следующему: - “Цель, внесенная в
состав условия – определяет задание2”. А, по мнению А.Н.Леонтьева, “задание – это цель, в основе
которой определённые условия3”. Поэтому в основе многих психологических исследований,
связанных с изучением учебных заданий, лежат определения С.Л.Рубинштейна и
А.Н.Леонтьева.
А.Я.Пономарев же в своих трудах, дал определение, понятию
“задание” исходя из категорий “ситуации” “учебная ситуация”, “ситуация -
вызывающая движение субъекта – считается заданием1”.
В трудах Л.М.Фридмана дано определение учебных заданий на
основе проблемной ситуации: т.е. “Модель любого признака проблемной ситуации
можно назвать заданием2.
Согласно наших наблюдений, дидактическое определение учебным заданиям - дал
О.Розыков. Он, для того чтобы определить свойства учебных заданий, сопоставил
их с учебным материалом, дав им следующее определение: “учебное задание - это
видоизменённая форма учебного материала, исходящая из нужд обучения и учёбы3”
Мы не отрицаем ни одно из данных определений учебного
задания потому, что каждое из них по-своему научно обосновано и содержит
определённую точку зрения на учебные задания. В определениях С.Л.Рубинштейна,
А.Н.Леонтьева рассматривается психологическое происхождение учебных заданий, у
А.Ф.Эсаулова дана дефиниция кибернетического образования заданий, у
А.Я.Пономарева и Л.М. Фридмана - задание действительно образует в сознании
проблемную ситуацию. И вместе с этим большинство этих определений не
дидактические определения, а психологические, кибернетические и системные
уточнения. Отсюда, следует, что определение О.Розыкова независимо от них, и мы
принимаем его в качестве определяющего инструмента.
Согласно содержания и функций, учебные задания
представляют собой обширное явление, и, в первую очередь, мы их делим на 2
большие группы: знания и умения, навыки и задания, направленные на формирование
опыта. Свойства заданий, присущих данной группе, широко освещены в кандидатских
диссертациях И.Э.Максимовой и М.С.Николаевой. В научных исследованиях
зарегистрированы следующие типы учебных заданий данного вида: подготовительные
- для обучения учебному материалу, относящийся к непосредственному обучению
учебного материала; и учебные задания, связанные с закреплением учебного
материала. Однако, это средство для реализации учебной деятельности на практике
- т.е. познавательные задания, развивающие познавательную деятельность.
Учебная деятельность детей в начальных классах имеет ряд
своеобразных свойств: для детей учебная деятельность - основной вид творческой
работы. Если до прихода в первый класс - игра является - основным видом
развлечений, то в школе учебный процесс приобретает статус основного вида деятельности.
Это приводит к определенной степени ограничения некоторых видов деятельности
ребенка (например, игра); фундамент учебной деятельности закладывается в
начальных классах, поэтому плодотворная практика учебной деятельности также
зависит и от приобретённых в начальной школе опыта, умений и навыков; и дети,
уже в начальных классах, под руководством учителя, начинают заниматься
учебно-познавательной деятельностью. В учебной деятельности, под руководством
старших, наряду с положительными, имеются и некоторые отрицательные стороны. В
начальных классах дети бывают очень подвижными, и им нравится быстро переходить
от одного вида деятельности к другому. Но обучение в школе основано на
нормативных правилах: сначала подними руку -вот так, если я разрешу, то ты
будешь говорить; не переписывай у друга; не мешай другим и т.д. Таких
нормативных и обычных требований много.
У детей, пришедших в начальные классы своеобразные и
различные психофизиологические свойства, степень подготовленности, стремления и
заинтересованность. Некоторые из них схватывают учебный материал с полуслова, а
некоторые рассеянны, есть, которые прислушиваются к советам учителя, а есть и
очень упрямые . Вместе со всем этим нельзя забывать, что в начальных классах
дети должны подчинятся старшим, стремиться быть похожими на них,
профессионально ориентироваться (напр. Я хочу быть военным, учителем и т.д.)
Обобщив всё, можно сказать, что ребенок в начальных классах овладевает
необходимой базой для учебной деятельности. Задача же учителя заключается в
следующем: узнать степень подготовленности и темперамент детей, и, на данной
степени подготовленности, построить учебный процесс.
Слова “учебная деятельность” и “обучение” используются,
как близкие по смыслу. В процессе обучения человек занимается учебной
деятельностью. Но нельзя утверждать, что данная “учебная деятельность” и
“обучение” представляют собой одинаковые явления. Учебная деятельность, в
первую очередь, - это научная педагогическая категория, действующая по системе
субъект – объект (ученик – учебный материал), которая имеет свой мотив, цель,
средства и результат. А обучение – это слово, использующееся обычно в процессе
обмена мнений. Обучение – это действие, а учебная деятельность – это один из
видов деятельности. Обучение действует в процессе учебы, игры и труда, а
учебная деятельность направлена на сознательное решение образовательных задач.
Сознательно действуя, человек сознательно выполняет поставленные задачи.
Хотя нельзя отрицать и тот факт, что действие является
неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе и учебной проблему
формирования учебной деятельности детей в начальных классах изучал
Д.Б.Эльконин. Он писал следующие свойства учебной деятельности детей.
Учебная деятельность – в зависимости от свойств имеет
социальный характер. И в процессе его практического действия дети осваивают
социальный опыт, науку, литературу, культуру.
Учебная деятельность – это обучающая и оцениваемая другими
процесс. Она появилась путем общественного разделения труда, этому виду
деятельности присущи поощрение и оценивание.
В основе управления учебной
деятельностью лежат социально-общественные нормы и требования. Путем управления
деятельность ребёнка поднимается с самой низкой, на самую высокую,
усовершенствованную ступень. Учебники и программы по родному языку для
начальных классов написаны в традиционной форме, в них предусмотрены две вещи -
знания и умения и навыки.
Учебник основное средство обучения в
школе, главный источник получения каждым учеником теоретических знаний и
практических навыков. Поэтому одним из факторов, оказывающих, непосредственное
влияние на процесс обучения и его результат является, качество учебника.
С точки зрения организации
деятельности учащихся по усвоению содержания учебного материала важный элемент
учебника – система заданий как необходимый компонент аппарата организации
усвоения, то есть методического аппарата. Выполнение заданий обеспечивает
необходимого уровня знаний, а значит – достижения цели. Следовательно, качество
учебников зависит не только от представленного в нем содержания образования, но
и качества, содержащихся в них заданий.
Познавательные задания создают в
сознании проблемную ситуацию. Ситуация задания – это активная связь субъекта, с
изучаемым объектом- темой, претворяемой посредством психологических,
физиологических и логических комплексных механизмов. Ситуация задания – по
своему содержанию, понятие широкое, вобравшее в себя и само задание, и того,
кто его выполняет. Ситуация обучения - образуется путем анализа свойств
изучаемого объекта и их осознанного понимания. И специалисты, принимая во
внимание данную сторону ситуации задания, считают его первоначальным этапом
процесса выполнения задания.
В научных трудах, с ситуацией задания, используется и
понятие проблёмной ситуации.
При помощи ситуации задания и проблемы появляются новые
знания об изучаемом объекте. И эти знания приспосабливают к новым условиям.
А отсюда значит, что у данных ситуаций имеются похожие и
различные признаки?
Проблемные ситуации и задания
формируются в сознании в форме вопроса, они активно связывают субъект с
изучаемым явлением, и при помощи их регистрируются новые знания и новый метод
деятельности . Но несмотря на ряд схожих сторон, у проблемных ситуации и
заданий имеется и ряд различий: а) сфера применения понятия проблемная ситуация
обширная. Оно применятся и в науке, и в производстве, и в учебно-воспитательном
процессе. А ситуативные задания, в основном, применяются в контексте процесса
усвоения учебного материала; б) основное свойство понятия “проблемной
ситуации”- правильное руководство, открытие нового, неизвестного, когда в
“ситуативных заданиях” такие открытия непостоянны; в) “проблемные ситуации”
применяется только в одном звене процесса усвоения – в процессе
самостоятельного открытия нового знания, нового метода деятельности. Отсюда
следует, что сфера применения, проблемной ситуации “в образовании - узкая, а,
ситуативное задание” применяется во всех звеньях и этапах процесса усвоения, видно,
что сфера его применения широка; г) “проблемная ситуация” образуется в сознании
на почве реального события или представления о нём в сознании: а в “ситуативных
заданиях” сначала содержание задания сопоставляется с реальной
действительностью, переносится на неё, и только после этого в сознании
формируется и ситуация задания. Значит, можно сказать, что если в и проблемной
ситуации идут от реальной действительности к его представлению в сознании, то в
“ситуативных заданиях” наоборот, от представления о реальной действительности
идут к самой реальной действительности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.