1.
Пояснительная записка к рабочей программе
Предлагаемая рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» для 3 «Г» класса составлена на основе Федерального государственного
Стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие нового
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 года № 15785; Федеральный
государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373); Приказ
Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373») , Фундаментального ядра; и на основе Примерной программы начального
общего образования по русскому языку (базовый уровень) с учётом авторской
программы по русскому языку для 3 классов на основе авторской программы М.С. Соловейчик
(учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век») с
учетом УМК, рекомендованного к использованию в образовательном процессе
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012
г.
№
1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год».
Учебник
Соловейчик М.С. Русский язык. К тайнам нашего языка в 2х ч. 3 кл –Смоленск:
Ассоциация ХХ1 век, 2012
Соловейчик
М.С. Рабочая тетрадь. Русский язык. К тайнам нашего языка в 3х частях. 3 кл –
Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012
Т.В.
Корешкова. Тетрадь для самостоятельной работы в 2 ч. 3 кл. - Смоленск:
Ассоциация ХХ1 век, 2012
Программа УМК «Гармония» выбрана с учётом специфики обучающихся
в 3-г классе детей, о чём свидетельствует диагностика, проводимая в рамках
предшкольной подготовки. Настоящая рабочая программа по русскому языку
учитывает коммуникативную направленность,
т.к. язык – это основное средство общения людей. Данная направленность
проявляется в том, что организуется последовательное обучение всем видам
речевой деятельности, что является актуальным в 3 Г классе, где много детей с
логопедическими проблемами. Основная часть класса имеет гуманитарную
направленность. В классе 60% с высоким уровнем подготовки, 25% со среднем
уровнем подготовки, а 15% имеют низкий уровень подготовки. Т. к.
образовательный процесс осуществляется в ОУ, отнесённом к виду «лицей»,
осо-бенностью образовательной системы лицея является ориентация на создание
условий для развития естественно-научной и гуманитарной компетентности.
Данная программа направлена
на осуществление системного, индивидуального, деятельностного подхода Дети с
помощью различных методик, разработанных в УМК, осваивают язык, справляются с
дефектами речи, приобретают речевую грамотность и коммуникативную
компетентность. Рабочая программа является составной частью программы
начального общего образования МБОУ Лицей № 8. Данная
программа соответствует заявленной миссии лицея, которая заключается в создании среды, способствующей сохранению
физического, психического, социального, духовного, нравственного здоровья и
формирующей потребность в самопознании, саморазвитии, самоопределении и
самореализации.
- Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет имеет своей целью:
Создание условий для воспитания ученика как
языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для
появления сознательного отношения к своей речи;
Изучение предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:
- формирование
осознанных, контролируемых
языковых и речевых умений;
- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т. ч. умения работать с книгой,
словарями, справочниками);
- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку
и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной
речи.
Необходимый компонент
развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий,
обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и
становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и
умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями
как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать
свою познавательную (учебную) деятельность.
Воспитание средствами
предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания,
интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с
формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием
культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
В основу обучения языку,
речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых
поможет ребенку:
а) осознать язык как
средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно
пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно
формулировать свои мысли. Грамотно оформлять их в письменной речи, а также
полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс
универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью
курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная
направленность, т.к. язык – это основное средство общения людей. Данная
направленность проявляется в том, что организуется последовательное обучение
всем видам речевой деятельности.
Вторая принципиальная
особенность курса – внесение существенных изменений в содержание и организацию
принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения,
усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного
формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля
школьников.
3. Особенности содержания и методического аппарата УМК
Особенностью данного УМК является направленность
процесса обучения на речевое развитие школьников. Это прежде всего выражается в
организации работы, связанной с формированием всех видов речевой деятельности:
навыков чтения-понимания, говорения, письма.
Серьёзное внимание уделяется работе с
лингвистическим текстом и словарями. Параллельно предусматривается работа с
художественным и публицистическим текстами.
В учебнике самое пристальное внимание уделяется
развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Особенность
состоит в том, что подача материала ведётся в нетрадиционной форме. Внесение существенных изменений в
содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование
мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также
включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического
самоконтроля школьников.
Необходимо отметить, что в учебнике реализован
дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении
теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности,
но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной
образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного
выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не
только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
После изучения раздела программы курса ученикам
предоставляется возможность осуществить рефлексию, проанализировать изученное,
выполнить тестовые задания.
Учебник М. Соловейчик реализует базовое
положение Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования – развитие личности в системе образования обеспечивается
прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в
качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция УУД
также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный
акцент на достижение уч-ся способности эффективно использовать на практике
полученные знания и навыки.
Учебник интересен тем, что обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
развивает и совершенствует коммуникативные компетенции.
В результате работы по данному учебнику
развиваются навыки исследовательской работы, совершенствуются знания, умения,
навыки. Учебник решает проблемы, связанные с формированием общей культуры, с
развивающими и воспитательными задачами образования, помогает достичь цели
обучения русскому языку на базовом уровне.
4. Место учебного предмета в учебном плане
лицея
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Русский
язык» на этапе начального общего образования в 3 классе в объеме 170 ч. в год,
5 часов в неделю. В Региональном базисном учебном плане (Приказ об утверждении регионального
базисного учебного плана (приказ Департамента образования, науки и
молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012
г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих
государственные образовательные стандарты начального общего, образования», и на
основе методических рекомендаций по составлению учебных планов по реализации
ФГОС, количество часов на изучение предмета «Русский язык» сохранено. Учебным
планом МБОУ Лицея № 8 (утвержден решением педагогического совета от 31.08.2012.
протокол № 1) отводится 170 часов на изучение данного предмета, что
соответствует ФБУП и РБУП.
5. Результаты освоения учебного предмета
В
результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника
будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения,
предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные,
познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа
умения учиться.
Личностные результаты
У третикласника будут сформированы:
- первичное
представление о русском языке как языке его страны;
- осознание
языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и
учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых
его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- понимание
того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело
пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи,
контроля над ней.
Третиклассник получит возможность для формирования:
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития
коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- познавательного
интереса к русскому языку;
- сознательного
отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные
действия
Третиклассник научится:
- принимать
учебную задачу;
- планировать
(в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней
речи) свои действия для решения задачи;
- действовать
по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках
информации: речь учителя, учебник и т.д.;
- выполнять
учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
- использовать
речь для регуляции своих действий;
- оценивать
свои достижения.
Третиклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять
действия для реализации замысла;
- проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины,
планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты
- представление о
русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве
межнационального общения; о связи языка и культуры народа, роли родного языка в
жизни человека и общества;
- понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми
видами речевой деятельности (аудирование и чтение, говорение и письмо).
6. Основное содержание учебного предмета
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный
образовательный стандарт НОО.
Содержание программы носит системно-деятельностный подхода к организации лингвистического
образования учащихся.
Необходимый компонент
развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий,
обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и
становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и
умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями
как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать
свою познавательную (учебную) деятельность.
Воспитание средствами
предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания,
интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с
формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием
культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
В основу обучения языку,
речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых
поможет ребенку:
а) осознать язык как
средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно
пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно
формулировать свои мысли. Грамотно оформлять их в письменной речи, а также
полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс
универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью
курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная
направленность, т.к. язык – это основное средство общения людей. Данная
направленность проявляется в том, что организуется последовательное обучение
всем видам речевой деятельности.
Содержание программы носит системно-деятельностный характер подхода к
организации лингвистического образования учащихся. При проведении
уроков используются творческие работы «Сочиняем
загадки, составляем рецепты», «Составляем и пишем диктанты», «Словесные зарисовки»,
«Сочиняем, рассказываем, пересказываем». Творческий пересказ, сочинение сказок. В качестве проверочного
материала используются тесты, словарные диктанты, комплексные работы.
7. Тематическое планирование
Тема
|
Кол-во часов
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1. Повторение изученного
и расширение сведений
|
7 ч
|
Анализировать речевые ситуации, сравнивать
средства языка, выбирать их. Оценивать речь как понятную и
непонятную, выявлять средства оформления предложений в письменной речи,
соотносить их со способами оформления в устной речи. Сравнивать
способы обозначения мягкости согласных звуков.
|
2. Будем решать
орфографические задачи – известные и новые
|
18 ч
|
Понимать информацию, представленную в моделях,
схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Обнаруживать
в записи орфограммы. Создавать речевые произведения определенных
жанров.
|
3. Учимся письменно
пересказывать
|
4 ч
|
Формулировать свою мысль
грамотно, передавать главную тему и мысль прочитанного, составлять план.
|
4. Морфология
Каждое слово – часть
речи. Общее знакомство с частями речи. Сравниваем части речи.
|
65 ч
|
Выявлять слова, значения которых
требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово.
Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать
их, аргументировать решение.
|
5. Хочу сказать больше (Понятие о
тексте)
|
10 ч
|
Анализировать модель речи, с опорой на
неё строить сообщения. Отличать текст от группы предложений,
объяснять различие. Определять границы предложений при зрительном
восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и
при письме.
|
6.
Знакомство с грамматической основой предложения
|
17 ч
|
Делать вывод о главной мысли в
предложении, задавать вопрос.
|
7. Рисуем словесные картины
|
3 ч
|
Планировать процесс списывания и действовать
по плану. Осознанно действовать, проводя полный и частичный
морфемный анализ слов (на основе памятки). Читать сообщения, находить
нужные сведения.
|
8. Продолжаем размышлять о словах – частях речи
|
15 ч
|
Правильно образовывать слова с заданными
морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом
контекста. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и
предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения
и применять его при письме.
|
9. Решаем орфографические задачи,
пишем изложения.
|
11 ч
|
Обнаруживать орфограммы по изученным
опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых
известны. Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность,
запрашивать и использовать дополнительную информацию.
|
10. Подводим итоги
|
20 ч
|
Правильно образовывать слова
с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением
или с учетом контекста. Сравнивать слова с одинаково звучащими
приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их
разграничения и применять его при письме. Анализировать части речи.
Решать орфографические задачи.
|
Календарно-тематическое
планирование по русскому языку
№ п/п
|
Тема
урока
|
Дата
проведения
|
1
|
Тб на уроках. Повторение изученного
материала.
|
03.09.
|
2
|
Слово, предложение, текст
|
04.09.
|
-
|
Состав слов. Основа слова.
|
05.09.
|
-
|
Грамматическая и лексическая основы
слова
|
06.09.
|
-
|
Разбор слов по составу.
|
10.09.
|
-
|
Однокоренные и родственные слова
|
11.09.
|
-
|
Решение орфографических задач
|
12.09.
|
-
|
Задачи орфографические – известные и
новые
|
13.09.
|
-
|
Написание новых слов: как будто,
когда-то, потом…
|
14.09.
|
-
|
Подготовка к контрольной работе. Повтор
основных правил.
|
17.09.
|
-
|
Административная контрольная
работа.
|
18.09.
|
-
|
Работа над ошибками. Сочетания –оро-,
-оло-, -ере-
|
19.09.
|
-
|
Решение орфографических задач.
|
20.09.
|
-
|
Проверочный тест по теме:
«Орфографические задачи»
|
24.09.
|
-
|
Суффиксы –ек и - ик
|
25.09.
|
-
|
Применение изученных правил на практике
|
26.09.
|
-
|
Правописание слогов -цы- и – ци- в
окончаниях и корнях слов
|
27.09.
|
-
|
Двойная орфограмма
|
28.09.
|
-
|
Сложные слова
|
01.10.
|
-
|
Слова с суффиксом –надцать-
|
02.10.
|
-
|
Подводим первые итоги
|
03.10.
|
-
|
Проверочный диктант : « Написание
–цы- и –ци-, ик – ек, сложных слов»
|
04.10.
|
-
|
Работа над ошибками. Обобщение
материала.
|
05.10.
|
-
|
Учимся писать изложения.
|
08.10
|
-
|
Словарный диктант.
|
09.10
|
-
|
Понятие «красной строки»
|
10.10
|
-
|
Учимся писать изложение
|
11.10
|
-
|
Части речи. Группы слов.
|
12.10.
|
-
|
Части речи. Практикум.
|
15.10
|
-
|
Тестовая работа «Части речи».
|
16.10
|
-
|
Слова-указатели. Местоимения.
|
17.10.
|
-
|
Изменение местоимений по числам и лицам
|
18.10.
|
-
|
Изменение местоимений по числам и лицам
|
19.10.
|
-
|
Слова - помощники
|
22.10.
|
-
|
Диктант по теме: «Части речи»
|
23.10.
|
-
|
Работа над ошибками. Самостоятельные и
служебные части речи.
|
24.10.
|
-
|
Самостоятельные и служебные части речи.
|
25.10.
|
-
|
Части речи все нужны!
|
26.10.
|
-
|
Практикум «Части речи»
|
29.10
|
-
|
Словарный диктант.
|
30.10
|
-
|
Слово и его форма
|
31.10
|
-
|
Формы одного слова
|
01.11
|
-
|
ТБ на уроках. Формы одного слова.
Начальная форма глагола.
|
12.11
|
-
|
Начальная форма существительного.
|
13.11
|
-
|
Роль предлога в образовании формы
существительного.
|
14.11
|
-
|
Начальная форма имени прилагательного.
|
15.11
|
-
|
Тестовая работа «Формы одно слова».
|
16.11
|
-
|
Сравниваем имя существительное и имя
прилагательное.
|
19.11
|
-
|
Кому имя прилагательное подчиняется по
вопросу?
|
20.11
|
-
|
Окончание имени прилагательного узнают
по вопросу.
|
21.11
|
-
|
Слова, которые имеют форму только одного
числа.
|
22.11
|
-
|
Глагол тоже иногда зависит от имени
существительного.
|
23.11
|
-
|
Практикум «Формы частей речи»
|
26.11
|
-
|
Изменение имён существительных по
падежам.
|
27.11
|
-
|
Форма единственного числа именительного
падежа
|
28.11
|
-
|
Личные местоимения, как и имена
существительные, изменяются по падежам.
|
29.11
|
-
|
Падежи личных местоимений
|
30.11
|
-
|
Различия между именительным и
винительным падежом.
|
03.12
|
-
|
Диктант по теме: «Падежные
окончания»
|
04.12
|
-
|
Работа над ошибками. Обобщение
пройденного.
|
05.12
|
-
|
Имя числительное.
|
06.12
|
-
|
Имя числительное тоже изменяются по падежам.
|
07.12
|
-
|
Глагол.
|
10.12
|
-
|
Как изменяются глаголы?
|
11.12
|
-
|
Глаголы могут изменяться по временам
|
12.12
|
-
|
Три действия для определения части речи.
|
13.12
|
-
|
Начальная форма и неопределённая форма
глагола.
|
14.12
|
-
|
Буквы гласных в неопределённой форме глагола.
Подготовка к диктанту
|
17.12
|
-
|
Контрольный диктант
|
18.12
|
-
|
Работа над ошибками. Обобщение.
|
19.12
|
-
|
Размышляем о прошедшем времени.
|
20.12
|
-
|
Приставка –с- . Правописание -не- с
глаголами.
|
21.12
|
-
|
Начальная форма глагола.
|
24.12
|
-
|
Изложение «Зима»
|
25.12
|
-
|
Из прошлого в настоящее. Из настоящего в
будущее.
|
26.12
|
-
|
Проверяем свои умения.
|
27.12
|
-
|
Проверяем свои умения. Пишем новогодние
поздравления.
|
28.12
|
-
|
ТБ на уроках. Вспоминаем, что знаем.
|
14.01
|
-
|
Учимся рассказывать о своих действиях.
|
15.01
|
-
|
Учимся рассказывать о своих действиях.
|
16.01
|
-
|
Учимся рассказывать о своих действиях.
|
17.01
|
-
|
Урок-памятка «Совершаем действия и
рассказываем о них»
|
21 .01
|
-
|
Что мы знаем о частях речи?
|
22.01
|
-
|
Сходства и различия имени
существительного и имени прилагательного.
|
корректировка
|
-
|
Игра «Справочное бюро»
|
23.01
|
-
|
Как отличить глагол от других частей
речи? Тестовая работа
|
24.01
|
-
|
Чередующиеся звуки в словах.
|
25.01
|
-
|
Как изменяются глаголы
|
28.01
|
-
|
Учимся анализировать глагол как часть
речи. Памятка.
|
29.01
|
-
|
Устный и письменный анализ глагола
|
30.01
|
-
|
Опасность письма у глаголов.
|
28.01
|
-
|
Обобщаем полученные знания.
|
29.01
|
-
|
Самостоятельная работа « Глагол
как часть речи»
|
30.01
04.02
|
-
|
Работа над ошибками. Обобщение.
|
31.01
05.02
|
-
|
Снова пересказываем и рассказываем.
|
06.02
|
-
|
Составление плана пересказа.
|
07.02
|
-
|
Изложение по отрывку из рассказа А. Куприна «Ю-ю»
|
08.02
|
-
|
Работа над ошибками. Анализ работ.
|
06.02
|
-
|
Подготовка к ещё одному изложению.
|
12.02
|
-
|
Изложение по отрывку из рассказа Е. Чарушина
|
13.02
|
-
|
Мы в роли юных писателей. Памятка
«Текст»
|
14.02
|
-
|
Первые пробы писателей.
|
коррек12.02
|
-
|
Что мы знаем о предложении?
|
18.02
|
-
|
Члены предложения.
|
-
|
Основа предложения.
|
15.02
|
-
|
«Ловушка», которую расставляет
Винительный падеж.
|
19.02
|
-
|
Несколько подлежащих и сказуемых.
|
20.02
|
-
|
Практикум по определению главных членов предложения.
|
20.02
|
-
|
Второстепенные члены предложения.
|
21.02
|
-
|
Характеристика предложений.
|
22.02
|
-
|
Игра «Справочное бюро»
|
25.02
|
-
|
Устанавливаем связи слов
|
26.02
|
-
|
Тренируемся в списывании текста
|
27.02
|
-
|
Связь слов по смыслу и по форме.
|
28.02
|
-
|
Урок «Потренируйся»
|
01.03
|
-
|
Урок «Потренируйся»
|
04.03
|
-
|
Диктант «Члены предложения»
|
05.03
|
-
|
Работа над ошибками.
|
06.03
|
-
|
Проверяем свои умения.
|
07.03
|
-
|
Рисуем словесные картины.
|
11.03
|
-
|
Сочинение «Приход весны»
|
12.03
|
-
|
Работа над ошибками. Анализ работ.
|
13.03
|
-
|
И вновь о частях речи.
|
14.03
|
-
|
Вспоминаем об именах.
|
15.03
|
-
|
Итоговый контрольный диктант
|
18.03
|
-
|
Работа над ошибками. Существительные и
прилагательные. Род и число
|
19.03
|
-
|
Местоимения.
|
20.03
|
-
|
Окончания прилагательных
|
21.03
|
-
|
Повторяем, изучаем новое.
|
|
-
|
Ь у имён прилагательных
|
22.03
|
-
|
Вспомним падежи
|
01.04
|
-
|
Анализируем имя прилагательное и имя
существительное.
|
02.04
|
-
|
Снова о Ь.
|
03.04
|
-
|
Ь после шипящих в словах женского рода
|
04.04
|
-
|
«Ловушки» - орфографические задачи.
|
05.04
|
-
|
Синонимы-антонимы. Решаем
орфографические задачи.
|
08.04
|
-
|
Словарный диктант
|
09.04
|
-
|
Повторяем, обобщаем. Учимся правильно
употреблять слова.
|
10.04
|
-
|
Какую речь можно назвать правильной?
|
11.04
|
-
|
Изложение по книге Г. Скребицкого
|
12.04
|
-
|
Работа над ошибками. Анализ работ.
|
15.04
|
-
|
Наблюдаем за облаками. Слова-сравнения.
|
16.04
|
-
|
Повторяем, обобщаем, готовимся к диктанту
|
17.04
|
-
|
Тренируемся решать орфографические задачи.
|
18.04
|
-
|
«Ловушки» - орфографические задачи.
|
19.04
|
-
|
Выполнение практических заданий.
|
22.04
|
-
|
Административная контрольная
работа
|
23.04
|
-
|
Работа над ошибками. Обо всём, что мы
теперь знаем.
|
24.04
|
-
|
Вспоминаем виды разборов.
|
25.04
|
-
|
Составление словесного рисунка по
картине А. Саврасова.
|
26.04
|
-
|
Списывание текста и выполнение заданий.
|
29.04
|
-
|
Загадочное предложение.
|
30.04
|
-
|
Лексическое и грамматическое значения
слов
|
|
-
|
Что ты знаешь о словах?
|
|
-
|
Вспоминаем всё, что учили
|
|
-
|
Орфографические задачи
|
|
-
|
Словарный диктант
|
|
-
|
Работа над ошибками. Обобщение.
|
|
-
|
Характеристика слов
|
|
-
|
Ещё немного из истории слов
|
|
-
|
Изложение по выбору
|
|
-
|
Работа над ошибками. Анализ работ.
|
|
-
|
Снова проверяем свои умения.
|
|
-
|
Проверяем свои умения.
|
|
-
|
Текст-повествование, текст-описание.
Главная мысль текста.
|
|
-
|
Рисуем словесные этюды
|
|
-
|
Я умею писать
|
|
-
|
Я умею писать
|
|
-
|
Подводим итоги, строим планы.
|
|
-
|
Подводим итоги, строим планы.
|
|
Планируемые результаты достижения обучающимся требований
к результатам освоения основной образовательной программы
В
результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника
будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения,
предусмотренные программой, а также универсальные учебные действия как основа
умения учиться.
Второклассник
научится:
Слушать речь одноклассников
на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей
речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной
речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре
учебника «Как правильно говорить?».
Самостоятельно (по
конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов
учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и
использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые
слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем
учебника.
Создавать предложения,
обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы,
пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений
различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими
значениями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от
группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и
основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности);
отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью
сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту
при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно
пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после
речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с
опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных
жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный
рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и языковые средства, а
после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Проводить фонетико-графический
(звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции):
обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику,
указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и
букв (если оно есть).
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок
(пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения
мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся
нарушения.
Различать слова по их функции (слова-названия, указатели,
помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина),
ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто?
или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала?
что сделала? и т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их
от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями {рис, рисовая
— рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же
слова {река, речной — у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный
морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными
приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение
{запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь —
движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное
значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать
их
в соответствии с указанным значением или с учетом
контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм
(типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи
по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать
предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске);
правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Второклассник получит
возможность научиться:
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков
перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении
звука [й'] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя
выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным
признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетаются две
орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения
или собственного имени {Олег, Анюта), в безударном слоге жи или
ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он
парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте
орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты
букв, из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические
задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в
корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в
корне {касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ).
Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-,
на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-;-еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.
Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от
орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при
встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.
Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов.
Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин,
арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт,
жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина,
касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната,
компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата,
магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед,
огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода,
сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.
9.
Оснащение. Материально – техническое
обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое
обеспечение. Образовательные ресурсы.
Учебная и методическая
литература
·
Для учащихся Учебник. В 2 частях К тайнам
нашего языка 3 кл – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012
·
Соловейчик М.С. Рабочая тетрадь. Русский язык. К
тайнам нашего языка в 3х частях. 3 кл – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012
·
Т.В. Корешкова. Тетрадь для самостоятельной работы
в 2 ч. 3 кл. - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2012
- Для учителя Методические
рекомендации
- Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К
тайнам нашего языка» для 3 класса (под ред. М.С. Соловейчик)
Используемые технологии и формы работы – игровые технологии,
проекты, разработка словарей, взаимопроверка работ, творческие работы.
Образовательные
ресурсы
http://umk-garmoniya.ru/ - персональный
сайт «Гармония»
http://www.9151394.ru/ - Информационные
и коммуникационные технологии в обучении
http://www.gramota.ru/- Все
о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари
он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные
с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем
и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и
абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение
методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский
образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/
-школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский
августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ -
образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета
«Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского
языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Редактор.ru http://www.redactor.ru/
Культура письменной речи http://likbez.h1
Используемые технологии и формы работы – игровые
технологии, проектная деятельность, конкурсы, викторины, уроки-презентации.
Медиа-ресурсы для ученика и учителя
- Электронные учебные издания на официальном сайте «Гармония»
-Словарные слова, состав слова, виды предложений по цели высказывания…
(презентации)
-Электронные учебные пособия других издательств
Рабочее место учителя:
оборудование:
·
ноутбук;
·
телевизор, видеоплейер;
·
принтер.
10. Система оценки достижения
планируемых результатов
Система оценки складывается из:
·
Норм и критериев оценки устных ответов
·
Норм и критериев оценки письменных работ
(изложения, сочинения, диктанта)
·
Оценка тестовых заданий
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший
языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста,
выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без
пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ,
соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на
установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
В основе системы оценивания образовательной программы
«Гармония» лежат принципы:
- ориентации
образовательного процесса на достижение основных результатов начального
образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных
результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности,
то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её
психологической безопасности и эмоциональному статусу;
- взаимосвязи
системы оценки и образовательного процесса;
- единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней
оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами;
внутренняя - самой школой: учениками, педагогами, администрацией);
- участия
в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них
навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет
возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью,
а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и
отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и
действиям, принятию ответственности за их результаты.
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания:
стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом
обучения, и итоговое оценивание.
Основным объектом оценки метапредметных результатов
служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в
ходе различных процедур:
- с
помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
-
при анализе выполнения проверочных заданий по
русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно
сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
-
в методическом оснащении курса такие задания
представлены в виде контрольных работ и тестов. Сформированность
коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за
деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в
совместной (парной или командной) работе.
-
Оценка предметных результатов может быть описана
как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе
предметных знаний можно выделить опорные знания, усвоение которых принципиально
необходимо для текущего и последующего обучения, и знания, дополняющие,
расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не
само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в
стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами,
объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным
содержанием.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется
руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение
правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все
задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий,
определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении
работы.
Оценка "4" ставится, если ученик
обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в
ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если
допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик
обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе
правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик
обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством
грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
-
Контроль уровня достижений учащихся по русскому
языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
-
Диктант служит средством проверки орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
-
Грамматический разбор - средство проверки степени
понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
-
Контрольное списывание, как и диктант, - способ
проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности
умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части
текста, выписывать ту или иную часть текста.
-
Изложение (обучающее) проверяет, как идет
формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное
содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать
письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
-
Тестовые задания - динамичная форма проверки,
направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои
знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценка устных ответов
учащихся
Устный опрос является одним из основных
способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика
должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в
конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень
осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается
по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1)
полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает
материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт
ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает
1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и
языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал
неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2)
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает
незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал.
Критерии оценки результатов рубежного тестирования
Требования:
количество выполненных тестов, %
|
Степень соответствия требованиям
|
Баллы
|
86 – 100
|
«отлично»
|
5
|
71 – 85
|
«очень хорошо»
|
4
|
56 – 70
|
«хорошо»
|
3
|
41 – 55
|
«удовлетворительно»
|
2
|
26 – 40
|
«посредственно»
|
1
|
0 – 25
|
«плохо»
|
0
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.